Nick-Stranger все записи автора
А между прочим сегодня день рождения одного из моих любимых художников, художника-баталиста -
Василия Васильевича Верещагина (14 октября 1842).
...в тех случаях,- говорил он,- когда существует лишь простое воспроизведение факта или события без всякой идеи, без всякого обобщения, может быть, и найдутся некоторые черты реалистического выполнения, но реализма здесь не будет и тени, т. е. того осмысленного реализма, в основе которого лежат наблюдения и факты - в противоположность идеализму, который основывается на впечатлениях и показаниях, установленных apriori.
» Верещагин В.В
Все вещи высокого художественного уровня. Я не знаю, есть ли в настоящее время художник, ему равный не только у нас, но и за границей. Это нечто удивительное.
» Крамской И.Н
_______________________________________________________________________________
Русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850-1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858-1859 на фрегате "Камчатка" и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 (неудовлетворенный системой преподавания). Посещал мастерскую Ж.-Л.Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864). Позднее активно участвовал в выставках "Товарищества передвижников".
Всю жизнь был неутомимым путешественником. Стремясь "учиться на живой летописи истории мира", ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867-1868, 1869-1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза - в Индии (1874-1876, 1882). В 1877-1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-1889 и 1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.
В его батальных полотнах публицистически-остро, с жестким реализмом - и в то же время эпически-масштабно - раскрывается изнанка войны. Знаменитым символом всей серии стала картина "Апофеоз войны" (1870-1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим".
"Туркестанской" серии не уступает "балканская". В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно "Побежденные. Панихида" (1878-1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия "Наполеон в Россcи" (1887-1900). Художник был и одаренным литератором, автором книги "На войне в Азии и Европе. Воспоминания" (1894); большой интерес представляют также его "Избранные письма" (переизданы в 1981).
На своих выставках, вызывавших бурный резонанс и в России, и за рубежом, Верещагин выступал как настоящий виртуоз шоу-бизнеса. Его искусство оказало большое воздействие на развитие международного пацифистского движения.
Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца "Петропавловск" на рейде Порт-Артура (ныне Люйшунь, Китай). В Череповце существует дом-музей Верещагина.
© сайт
Art каталог
Галерея
Некоторые любимые картины этого художника (по клику откроется в большом размере):
Двери Тимура (Тамерлана). 1872
Парламентёры. "Сдавайся!" — "Убирайся к чёрту!" 1873
Торжествуют. 1872
Кроме того я у себя в дневнике уже выкладывал ранее некоторые картины Верещагина:
-
Проход Барскаун
-
Перед атакой. Под Плевной.
-
Побежденные. Панихида.
-
Два еврея
-
замечательный типтих ПисьмоВ колонках играет - Manowar - The Power of the Sword