-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в про_искусство

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 10.06.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 173969


японска€ живопись суми-э

¬торник, 13 ‘еврал€ 2018 г. 19:42 + в цитатник
Milendia_Solomarina все записи автора

я хотел бы сплести стихи из разноцветных нитей,
»з морских звезд и звезд небесных,
я вплел бы в стихи морское прибрежье и детство,
ƒрузей и недругов,
÷веток и девушку,
—вежий ветер и чайку,

C XIV века на €понских островах получил развитие стиль живописи, называемый «континентальным», так как €вл€лс€, по своей сути, пр€мым заимствованием живописных традиций  ита€ и  ореи.

Ћишь в ’ веке возникло живописное направление €мато-э, которое можно было назвать первым, по-насто€щему €понским, живописным стилем. ∆ивописью €мато-э в основном покрывались сдвижные экраны (сЄдзи) и ширмы. Ќесколько позже в японии по€вилс€ стиль эмакимоно, живописные произведени€ которого выполн€лись на длинных свитках-полотнищах. –исунки эмакимоно носили простой символический характер.

Zheng Xie Artwork by Yu Xi'ning, CHINESE TRUMPET CREEPER, Made of Ink and color on paper sumie1

¬ XIV веке на смену эмакимоно приходит другой, по€вившийс€ в буддийских монастыр€х живописный стиль — суми-э. —уми-э — живопись тушью в стиле дзен — очень скоро выходит за стены монастырей и становитс€ значимой частью культуры всего как религиозного, так и светского €понского общества. Ёто искусство созвучно поэзии хайку:

 апл€ застыла на ветке,
Ќехот€ каркает ворон.
Ѕелый на чЄрном – ‘евраль.

’атори ’асо

sumi e

 

Ќесомненно, живопись, похожа€ на суми-э, существовала и в  итае задолго до по€влени€ ее в японии.  итайский прототип суми-э возник в период правлени€ династии —ун. Ќо лишь в японии приобрело эстетическую утонченность и оформилось в то самобытное направление, которое мы часто называем живописью дзен.

Zhao Shao'ang (

—вое название направление суми-э получило от сочетани€ двух €понских иероглифов: «суми» — тушь и «э» — живопись. ѕо своей сути суми-э или, как его иногда называли, —уйбокуга €вл€лась монохромной живописью тушью, похожей на акварель, на специальной бумаге ¬аси. ѕричем в суми-э используетс€ только черна€ тушь и тушь серого цвета разнообразной гаммы, растворенна€ в воде.  ажуща€с€ примитивность суми-э обманчива. «а простотой линий скрываетс€ глубокий философский смысл. ћастер дзенской живописи не стараетс€ воспроизвести форму и внешний вид. ќн, использу€ скупые штрихи, пытаетс€ выразить внутреннее существо объекта. ’удожник не копирует на бумаге предмет, а лишь отображает те его линии, которые необходимы дл€ поставленной задачи.

—уми-э монохромна. ¬ ней используетс€ тверда€ черна€ китайска€ тушь (мумии) из древесного угл€ или сажи, котора€ растираетс€ и разводитс€ водой. —тепень разбавлени€ позвол€ет варьировать бесчисленное количество тональностей. »ногда допускалось включение цветного фрагмента, но он ограничивалс€ небольшой линией или мазком, только усиливающим монохромный монолит произведени€.

sumi e

Ћуна или утренний снег…
Ћюбу€сь прекрасным, € жил, как хотел. 
¬от так и кончаю год

ЅасЄ

«име вопреки
¬ырастают из сердца
Ѕабочки крыль€.

ћацуо ЅасЄ

—уми-э по своей сути выходит за рамки живописи и превращаетс€ в некую духовную дисциплину, объедин€ющую мир духовный и мир физический. ѕроизведени€ суми-э не отображают окружающий мир, а выплескивают его на бумагу в преломлении через душу художника. Ќо, как и в любой духовной традиции, дзенска€ живопись опираетс€ на р€д канонических принципов.

ZHENG XIE - ORCHID, BAMBOO AND ROCK Artwork by Yu Xi'ning, BAMBOOS AND PLUM BLOSSOMS, Made of ink and color on paper


»стинное искусство дзен должно сочетать в себе п€ть принципов: фурюу, ваби, саби, югэн и моно-но аварэ.428

ѕервый — фурюу (аналог китайского фэн-лю) — принцип утонченности духа художника, его хороших манер и образовани€, его эстетического мироощущени€, и как следствие — возвышенности произведени€.

¬торой принцип — ваби — основываетс€ на созерцании простой и чистой красоты, наслаждении покоем, отстраненным от мирских забот.

ѕринцип саби олицетвор€ет экзистенциальное одиночество человека, его «потер€нность» среди холодного космического абсолюта. Ёто пон€тие трансформировалось из китайского саби, обозначающего смирение, покой, старость и зиму.

ёгэн — четвертый принцип искусства дзен — часто называют  расотой ќдинокой ѕечали. ¬  итае пон€тие юргэн служило символом непостижимого, скрытого от смысла и понимани€ объекта. “акого объекта, суть которого невозможно постичь ни интеллектуальным, ни умственным путем. ¬ дзене югэн стал олицетворением элегантной, таинственной, но в то же врем€ несколько мрачной, красоты, а также спокойной и одинокой эстетичности, разнообрази€ смыслов.

ѕ

€тый и последний принцип — моно-но аварэ — переводитс€ как очарование вещей. ќн служит призывом к эстетическому идеалу переживаний и чувствовани€ красоты, скрытой в природе. Ќо не €вной, «пр€молинейной» красоты, а той эфемерной, скрытой, едва различимой… Ётот принцип призывает к умению видеть ее везде: в плывущих облаках, дереве, птице, человеке.  јварэ — буддийское пон€тие, обозначающее недолговечность жизни и материального начала, а также непосто€нство, изменчивость и печаль жизни. »сход€ из этого, п€тый принцип учит находить зыбкую и неповторимую красоту в посто€нно мен€ющемс€ мире, любоватьс€ ей.

„то такое суми-э?

ѕри большом разнообразии форматов и видов произведений в стиле суми-э существовали основные форматы и виды, которые €вл€лись классическими:
  • ®ко-нага-эбан — картина особо широкого горизонтального формата;
  • ®ко-обан — вариант пейзажного формата обан (большой формат);
  • ®ко-тандзаку-бан — вариант пейзажного формата тандзаку-бан;
  • ®ко-хадзама-бан — горизонтальный хадзама-бан;
  •  акэмоно — живописный или каллиграфический свиток;
  • Ќага-обан (длинный формат) — особо длинный обан (большой формат);
  • ќбан — большой формат, приблизительно — 39,5 х 26,8 см;
  • —икиси-бан — традиционный формат плотного картона, близкий к квадрату (различают два стандартизированных размера: большой и маленький. Ѕольшой — приблизительно 19,4 х 17 см);
  • “андзаку-бан — так называемый печатный формат. ѕредставл€ет собой вертикальные листы наподобие узких полос бумаги. –азмер такого формата — приблизительно 44 х 7,6 см;
  • “юбан — средний формат. –азмер 29,3 х 19 см;
  • ”тива-эбан — картины в виде круглых вееров;
  • ’асира-э — длинный и узкий формат из плотной бумаги. –азмер — приблизительно 70 х 20 см;
  • ’адзама-бан — портретный формат. –азмер — около 33 х 23 см;
  • ’особан — узкий формат. –азмер — около 30-35,5×15,5 см.

 

 

¬ыбрав нужный формат бумаги, художник подготавливал все необходимые рисовальные принадлежности и раскладывал их так, чтобы они находились у него под рукой и ничто не отвлекало бы от процесса творчества.

«акончив с технической стороной, художник выпр€мл€лс€ и сосредотачивалс€ на белом листе, очища€ свой ум и медитиру€ на выбранном объекте. ѕо предани€м, великие ћастера древности медитировали по нескольку дней, прежде чем вз€ть в руки кисть и обмакнуть ее в тушь…

ћедитаци€ помогает достичь максимальной концентрации сознани€ и ощущени€ сути объекта, который хочет изобразить художник. ’удожник, поймавший этот момент, берет в руки кисть и спонтанными движени€ми, на едином дыхании переносит на бумагу образ своего сознани€. “ак рождаетс€ живописное произведение дзен — произведение, лишенное излишних деталей, но передающее синтез природы и суть вещей.

» снова сравните с хокку:

 

“ак незаметно
–аскрылс€ сердца бутон
”в€дший. —ловно
„ь€-то рука, цветок жизни
ћоей поставила в воду.

ћорио “аскэ

¬ живописи дзен не существует дуализма: противоречие между случайностью и человеческой волей отсутствует. ƒисциплинарна€ спонтанность или спонтанна€ дисциплина — такими словам, пожалуй, можно выразить сущность суми-э.

Se iя хотел бы сплести стихи »з лунных бликов и блеска стали,
»з тумана и неба, »з сосулек и папоротника «овечьи зубы»,
»з облаков и взгл€дов —плести хотел бы…
Ќо как же неумело мое рукоделье —
–укоделье беспомощного поэта!

(’оригути ƒайгаку)

Ќесколько ссылок на галереи работ в технике суми-э вы найдЄте на сайте
http://www.angelfire.com/il/SumieSociety/gallry.html


»сточник:

Ѕ. “рубников, 2008
√алере€ современного искусства «—еверна€ ѕальмира»

–убрики:  истори€ стилей
графика
ћетки:  

ѕроцитировано 15 раз
ѕонравилось: 19 пользовател€м



Hostess_of_Autumn   обратитьс€ по имени ¬торник, 13 ‘еврал€ 2018 г. 20:03 (ссылка)

1504643008_2535-ochen-krasivo (328x89, 101Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
√алина_ овальска€   обратитьс€ по имени ¬торник, 13 ‘еврал€ 2018 г. 20:12 (ссылка)
»нтересно. —пасибо за прекрасный пост!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ledi_Winter_Ledi   обратитьс€ по имени ¬торник, 13 ‘еврал€ 2018 г. 21:00 (ссылка)
÷итирую с благодарностью.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
olychca   обратитьс€ по имени ¬торник, 13 ‘еврал€ 2018 г. 22:20 (ссылка)
Milendia_Solomarina, —пасибо большое!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
¬алентина-л   обратитьс€ по имени —реда, 14 ‘еврал€ 2018 г. 12:38 (ссылка)
— благодарностью.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
OlgaCHET   обратитьс€ по имени „етверг, 15 ‘еврал€ 2018 г. 19:54 (ссылка)
я очень давно люблю этот стиль живописи. —пасибо за подборку.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Milendia_Solomarina   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 19 ‘еврал€ 2018 г. 23:29 (ссылка)
OlgaCHET, ¬алентина-л, olychca, Ledi_Winter_Ledi, √алина_ овальска€, Hostess_of_Autumn, € рада, что вам понравилось, дорогие лирушники, € думаю именно суми-е стал прородителем соременного графического дизайна - т.е. совмещение рисунка и текста. ј вы как считаете?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку