-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21185
Комментариев: 152755
Написано: 183952


Любовь к искусству или эффект толпы: в чем феномен успеха выставки Серова

Пятница, 29 Января 2016 г. 18:39 + в цитатник
Gelena_3 все записи автора Любовь к искусству или эффект толпы: в чем феномен успеха выставки Серова


27 января, Анастасия Новикова, Алиса Курманаева, фото: Tass

Выставка Валентина Серова в филиале Третьяковской галереи на Крымском Валу стала главным культурным и общественным событием января. «РБК Стиль» выяснил у искусствоведов и у психолога причины ее феноменальной популярности.


Полевая кухня, организованная около здания ЦДХ силами МЧС, гигантские очереди на входе, выломанная посетителями дверь и бесконечные упоминания в соцсетях – выставка Серова стала настоящим культурным феноменом. По информации пресс-службы Третьяковской галереи, экспозицию посетило более 400 тыс. человек. Самая посещаемая выставка русского искусства в России за последние 50 лет – так оценила этот результат генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова. «РБК Стиль» попросил сторонних экспертов объяснить причины феноменальной популярности выставки Серова.



Милена Орлова
главный редактор The Art Newspaper Russia



У нас достаточно хороших выставок и хороших русских художников, на которых имеет смысл стоять в очереди, но здесь совпали сразу несколько факторов. Главная причина успеха — работа самого музея и его директора Зельфиры Трегуловой. Трегулова возглавляет Третьяковскую галерею меньше года. Фактически такая большая выставка здесь у нее первая. Подготовка к Серову началась еще при предшественнице Трегуловой — Ирине Лебедевой.


Но Зельфира Исмаиловна внесла свою лепту: немного изменила экспозицию, ей важно было привезти работы, которые не показывались здесь с момента их создания. В частности, некоторые портреты членов царской семьи и «Занавес» из бывшей коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, которая сейчас находится в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. Сработал и PR-эффект. Трегулова дала много интервью, сама водила экскурсии, и акцент был сделан на то, что Валентин Серов — самый главный русский художник. С этим можно поспорить, но все равно это была очень энергичная рекламная кампания. Сама выставка получилась действительно хорошей.



Картина художника Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн» (1910 год) на ретроспективной выставке, приуроченной к 150-летию со дня рождения художника


Кроме того, эта живопись хорошо знакома, а для зрителя важен элемент узнавания. Если бы это был совсем невиданный художник, возможно, такого успеха и не было бы. А здесь человек приходит и понимает, что где-то уже это видел, слышал о художнике. Возможно роль сыграло и то, что многие люди сейчас не могут уехать в другой город, в другую страну. В тяжелые времена им хочется чего-то светлого и прекрасного. И им кажется, что это светлое и прекрасное есть в художнике Серове. Приятно посмотреть на спокойную, красивую жизнь до войн и революций. И вот зрители ищут эти ресурсы рядом. И что может быть проще, чем пойти в музей и посмотреть выставку?



Андрей Сарабьянов
искусствовед,
руководитель Центра авангарда



Выставка Серова действительно получилась интересной, достойной, сделанной с любовью и с пониманием художника, за что огромная благодарность Третьяковской галерее. Тем не менее я думаю, что не надо строить иллюзий, что народ прямо так полюбил Серова. Мне кажется, дело в другом: у нашего народа очень глубоко внедрено в головы имперское сознание.


Он тяготеет к власти и относится к ней, как к одному лицу, ее представляющему. И для народа это лицо очень важно. А на этой выставке много портретов и Николая II, и Александра III, и великих князей и княжон. И даже юсуповской семьи и самого Юсупова, который участвовал в покушении на Распутина. Все это вместе, я думаю, привлекает в наибольшей степени, в этом и кроется секрет успеха этой экспозиции. Не уверен, что на следующую крупную ретроспективу – выставку Айвазовского – будет такой же наплыв. Но посмотрим.




В. Серов, Портрет Николая II (Третьяковская галерея) wikipedia.org



Валентин Серов, автопортрет wikipedia.org




Марк Сандомирский
психотерапевт, тренер Института групповой и семейной психологии и психотерапии


Количество людей, посетивших выставку Серова, явно во много раз превышает количество людей, регулярно интересующихся живописью и вообще разбирающихся в искусстве. Выставка Серова – это индикатор не только отношения к искусству, но и состояния общества в целом, особенно его массовизации. Когда люди встревожены и испытывают неуверенность в завтрашнем дне, они более склонны к подражательному реагированию, которое выливается в «феномен толпы».



Резонансные явления в сегодняшнем обществе, связанные с переживанием кризиса, повышают склонность к образованию толпы. Именно это мы и наблюдаем вокруг выставки Валентина Серова: происходящий резонанс подогревает интерес, и в толпу вливаются все новые участники, стремящиеся приобщиться к предмету массового ажиотажа. Для многих важно не столько посмотреть картины, сколько принять участие в том, в чем задействованы все, и несколько успокоить этим свои тревоги в повседневной жизни. Для них «неделя прожита не зря»: есть, чем гордиться и что обсуждать в кругу знакомых.



Очередь на вход в Третьяковскую галерею tass



Также из-за долгого кризиса, размывания ценностей, неопределенности представлений о будущем многие люди теряют социально-психологические опоры. Они сомневаются, правильными ли были их представления о жизни, и задаются вопросом: «Как жить?». Это вызывает у людей состояние регрессии, желания вернуться в прошлое. Например, к тому состоянию общества, идеалам в искусстве, спорным вопросам, которые были много лет назад. Те, кто действительно интересуется живописью и хорошо знаком с творчеством Серова, движением мирискусников, глядя на работы художника, вспоминают, что происходило в российском обществе сто лет назад: ожидания грядущей катастрофы, нескончаемые споры западников и славянофилов – то же самое, что оживает в массовых настроениях сегодня. Многие воспринимают творчество Валентина Серова как пример интеллектуального импортозамещения. Ведь это искусство – наше родное, учитывающее специфику российской культуры и имеющее глубокие исторические корни, и потому оно оказывается для многих людей привлекательным. Есть еще и второй пласт регрессии.


Для многих людей, чье советское детство было достаточно счастливым и безоблачным по нынешним меркам, картины Серова, хотя бы та же самая «Девочка с персиками», ассоциируются с иллюстрациями в школьном учебнике. То есть с моментом того самого детства, где было хорошо и куда этим людям хочется хотя бы на какое-то короткое время вернуться. Поэтому они решают посмотреть, что же еще написал этот художник, помимо «Девочки с персиками». Скорее всего, если бы эта выставка проходила в другое, более спокойное для общества время, то такой экстремальной популярностью она бы не пользовалась.


Источник:http://style.rbc.ru/news/art/2016/01/27/22642/

Рубрики:  русские творцы
живопись
культурные события
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям

Sergey_Kozin   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 19:20 (ссылка)
Глупости. Просто народу надоели бездарности, именуемые ныне авангардом и хочется в это трудное время прикоснуться к тому, что является духовной опорой и поводом для безусловной гордости - настоящему искусству замечательного русского мастера. Полагаю, что если устроить столь же представительные выставки Брюллова, Левитана, Шишкина, Репина, Сурикова, Рериха, Врубеля, Кустодиева, Серебряковой, Фонвизина, Васнецовых и Маковских, то народа будет не меньше. Это же не Малевичи какие
Ответить С цитатой В цитатник
Pannat   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 20:02 (ссылка)
Я согласна, что это эффект толпы, ведь многие картины этой выставки висят себе спокойно в музеях, да и реклама создала такой ажиотаж...
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_33480   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 21:26 (ссылка)
Не думаю, что это эффект толпы, не все такие дураки. Подавляющее большинство хотели приобщиться к настоящему искусству, вспомнить свою историю, соскучились по классике, выставки всегда интересны для истинных ценителей живописи. Любят люди Серова, близок он им по духу и восприятию мира.
Ответить С цитатой В цитатник
ludmila_ya   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 21:44 (ссылка)
Смотрели не только те работы, которые были в постоянной экспозиции музея, но и привезенные из региональных музеев России, из частных коллекций, из-за границы.Люди не только ведутся на рекламу, но и хотят увидеть то, что до сего момента не видели...
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_33480   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 21:58 (ссылка)

Ответ на комментарий ludmila_ya

Людмила, Вы абсолютно правы, людям интересно увидеть новое у известного художника. А на рекламу ведутся очень немногие, большинство ей не доверяют, верят только себе и своим друзьям, ещё некоторым знакомым.
Ответить С цитатой В цитатник
smekh-na   обратиться по имени Пятница, 29 Января 2016 г. 23:41 (ссылка)
Не хотела вступать в спор,не удержалась.Выставка была очень хороша, но некоторым хочется здесь показать какие они "умные" и какие другие ничтожные, вы сами-то ходите на выставки?Где в одном месте вы можете увидеть картины из регионов,из дальних стран и из частных коллекций?А здесь всё грамотно показали зрителям-тем, кто хотел это увидеть.
Ответить С цитатой В цитатник
LenaVodoley   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2016 г. 00:28 (ссылка)
Тоже далека от споров, но...)))
Самое смешное - разговоры в очереди не очень убедительно говорили о том, что все посетители знают больше восьми - десяти картин великолепного художника. Некоторые вообще, отвечали незамысловато: "Почему стоим в очереди? - нууу, не знаем, все столько об этои говорят... Хочется увидеть то, что так круто рекламировалось." И, кстати, далеко не все знали, что некоторые картины преспокойно находились в других музеях, не будучи привезенными из-за другой страны. А потому соглашусь с М. Сандомирским. Выломанные двери и "штурм" музейного парадного - тоже не очень сочетаются с "прикосновением к прекрасному".. А когда-то говорили - "смотрю на полотно, дыханье затаив". Впрочем, это совершенно не умаляет достоинств великого художника.
Ответить С цитатой В цитатник
Barmani   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2016 г. 02:17 (ссылка)

Ответ на комментарий Sergey_Kozin

Но ведь еще недавно в той же Москве стояли километровые очереди на те же выставки: сама не раз стояла, хорошо помню.
А еще в театры, А еще на некоторые концерты. А еще на поэтические вечера - и так далее. Народ немного отучили.
Но все настоящее обязательно вернется!
----------------------
А если кто-то думает, что народ рванул только на выставку Серова, хочу сказать: повышение интереса КО ВСЕМ достойным культурным событиям -он очень заметен. Говорю потому, что сравниваю - и делаю выводы.
Особенно радует, что стараются привести детей.
Ответить С цитатой В цитатник
Barmani   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2016 г. 02:24 (ссылка)

Ответ на комментарий LenaVodoley

"штурм" , Лена, был потому что замерзли они (было около 20 мороза)
Ответить С цитатой В цитатник
Eiffie_Rock   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2016 г. 02:50 (ссылка)
Ёлки-палки, не ходит народ на выставки плохо, ибо "деградация и отсутствие образования", ходит тоже плохо так как ходят исключительно по инстинкту толпы.
Ответить С цитатой В цитатник
Sergey_Kozin   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2016 г. 09:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Barmani

Разумеется. Как только мы сами будем готовы к этому
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_33480   обратиться по имени Суббота, 30 Января 2016 г. 18:42 (ссылка)

Ответ на комментарий LenaVodoley

Неужели Вы обошли все очереди за эти дни, чтобы узнать, что именно привело сюда людей? Разные люди там были, не надо всех под одну гребёнку...) Радоваться надо, что интерес есть, в том числе и у молодёжи.
Ответить С цитатой В цитатник
Gelena_3   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2016 г. 11:58 (ссылка)

Ответ на комментарий Sergey_Kozin

Будем ждать выставку Айвазовского,о которой уже заявили.
Ответить С цитатой В цитатник
Gelena_3   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2016 г. 12:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Pannat

И билетов продано с перебором количества с возможностью пропустить на выставку.
Ответить С цитатой В цитатник
Gelena_3   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2016 г. 12:05 (ссылка)

Ответ на комментарий Barmani

Интерес возрос к своему национальному,которое нам знакомо и всегда воодушевляло и успокаивало,поднимало дух и веру,что мы сильные и талантливые.
Ответить С цитатой В цитатник
Gelena_3   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2016 г. 12:12 (ссылка)

Ответ на комментарий LenaVodoley

Организаторы неожидали такого наплыва желающих прикоснуться к прекрасному, сразу в одном месте собранным произведениям,а что многие знали несколько картин автора неплохо,интерес к продолжению знакомства был виден,а уходя с выставки,я думаю,что не пожалели,что пришли и расширили свой кругозор.
Ответить С цитатой В цитатник
LenaVodoley   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2016 г. 12:44 (ссылка)

Ответ на комментарий Elena_33480

Elena_33480,Gelena_3, я понимаю, что мой ответ не совпадает с мнением, которое валится, как снежный ком, каждый день с экранов ТВ, но это не означает, что я - циничный прагматик, не правда ли?)) Я не люблю крайностей, только и всего - это первое. И более радовала бы ежедневная тяга у искусству у молодежи, как Вы выразились. Живя здесь, я знаю, КАКИЕ выставки проходят в музеях Москвы, но не имеющие такого освещения в СМИ. И что-то я не видела вышибания дверей в Лаврушинском пер. - для любования тем же Серовым - уверена, что Вы знаете, какие картины великолепного художника там находятся ПОСТОЯННО))) Идут туда, куда активно зовут, не более, - это второе. Отлично сработало руководство музея, честь и хвала. Надо надеяться, что и последующие выставки будут так же рекламируемы (в этом году будут Айвазовский, Рокотов, английскй портрет из Лондонской нац.галереи, и много еще чего интересного)). Надо, чтобы эта работа была постоянна и проводилась не только путем создания ажиотажа и очередей на морозе. Тогда часть московской молодежи, мерзнущая в очереди, будет знать, что многие знаменитые картины можно посмотреть спокойно в 41-42 залах на Лаврушке, без штурма дверей на Крымском. А интересу к искусству я рада, только он должен быть постоянным и ..."культурным", иначе это похоже на то, как сметали, давя друг друга, товары на распродажах, хватая все подряд. Надеюсь, я ясно выразила свое мнение и оно имеет право существовать)) С уважением.
Ответить С цитатой В цитатник
Gelena_3   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2016 г. 13:22 (ссылка)

Ответ на комментарий LenaVodoley

Вы высказали и мое мнение,что организаторы не ожидали,что будет такой ажиотаж,который был создан активной подготовкой к посещению выставки,т.е. рекламой и свободной продажей билетов через интернет,организаторы не просчитали ещё и интерес к национальному искусству,прокол в организации выставки привёл к таким негативным последствиям
Извинение последовало и выставку продлили,а следующие выставки будут организованы с учётом нынешних пробелов.
Ответить С цитатой В цитатник
LenaVodoley   обратиться по имени Воскресенье, 31 Января 2016 г. 13:24 (ссылка)

Ответ на комментарий Gelena_3

Спасибо за понимание, я с Вами согласна. Удачного дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barmani   обратиться по имени Среда, 03 Февраля 2016 г. 04:21 (ссылка)

Ответ на комментарий LenaVodoley

Выставку посмотрели более 500 000 человек.
-------------------------
Кстати, прочитала, что в ПЕРВЫЙ день продажи абрнементов в Моск.консерваторию было распродано ВСЕ на сумму что-то около 70 миллионов.
Говорят о дикой очереди. И всем не хватило.
Вы не поверите, но факт.
-------------------
И все это не пробелы организаторов, а УСПЕХ!
Ответить С цитатой В цитатник
Elena_33480   обратиться по имени Пятница, 05 Февраля 2016 г. 20:16 (ссылка)
Поэт Леонид Корнилов о возрождении нравственности в России:

Душа России отворилась снова.
Наперекор подделке и дешёвке
Восстал народ и валит на Серова,
И двери вышибает в Третьяковке.
На ясный свет, как после карантина,
На чистый воздух, выдохнув потёмки, -
Идут смотреть на вечные картины
Таланту благодарные потомки.<...>
У нас трещат морозы от восторга,
И снегопады стелются до хруста.
Идёт на запад с русского востока
Величие бессмертного искусства.
23.01.16 г.

http://www.liveinternet.ru/users/5321372/post383656590/
Ответить С цитатой В цитатник
Gelena_3   обратиться по имени Суббота, 06 Февраля 2016 г. 12:05 (ссылка)

Ответ на комментарий Elena_33480

Браво!!! Пробило!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку