-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21083
Комментариев: 152258
Написано: 183342


Немецкий и швейцарский художник Пауль Клее (Paul Klee)

Понедельник, 29 Декабря 2014 г. 21:46 + в цитатник
Marginalisimus все записи автора

 

Пауль Клее (Paul Klee, 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, под Берном — 29 июня 1940, Локарно) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Прожил больше половины жизни в Швейцарии.

Творчество Пауля Клее с равным основанием относят к главным художественным течениям XX века — экспрессионизму, кубизму, сюрреализму, абстракционизму, а имя его по праву занимает место среди первых мастеров беспредметного искусства — рядом с Кандинским, Малевичем, Мондрианом и Делоне, не уступая им в популярности.

 

to-the-parnassus-1932

Расцвет творчества Пауля Клее пришелся на зарождение и расцвет различных направлений модернизма. Клее творчески впитывал веяния времени: он работал в направлениях экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, кубизм, футуризм, но писал картины исключительно по-своему, не следуя строго принципам того или иного направления. Клее работал в сложных техниках и использовал широкий набор материалов: писал картины пастелью, акварелью, маслом, темперой, чернилами, а также делал офорты (гравюры на металле, выполненные способом травления). Часто использовал много разных материалов в одной работе.

 

 

Сегодня Пауль Клее — один из самых востребованных художников. Например, выставка из 100 картин Клее в Дюссельдорфе, открытая 29 сентября 2012 года, стала столь популярной, что ее продлили до 21 апреля 2013 года. А в начале февраля к ней добавилась выставка «Клее и Явленский» в Бернском Центре Пауля Клее.

 

Paul Klee, "Burg und Sonne (Castle and Sun)", 1928


Пауль Клее родился в Мюнхенбукзее, близ Берна, 18 декабря 1879 года. Считается, что цветные карандаши дала трехлетнему Паулю его бабушка, заботившаяся о развитии творческих способностей ребенка. Клее обожал рисовать с детства, и не забывал бумагу и карандаши, когда отец — учитель музыки — брал его с собой в путешествия.

 



Сын музыкантов, он играл на виолончели и скрипке, был поклонником Баха и Моцарта. Литературные пристрастия — Гофман и Эдгар По; в своих философских стремлениях был близок Герману Гессе. Паульбыл настолько талантлив, что в 11-летнем возрасте получил приглашение играть на скрипке в качестве специального участника Бернской музыкальной ассоциации [Bern Music Association].

 

With-the-Rainbow.

 

Southern Garden 1914


Закончив школу, Пауль Клее отправился в Мюнхен — изучать живопись. В девятнадцать лет он уже учился в Мюнхенской академии у художника Хайнриха Книрра, а осенью 1900 года его приняли в академический класс Франца фон Штука, который, надо сказать, не оказал большого влияния на него как на художника. В 1901 году Клее совершил длительную поездку в Италию, однако под влияние Ренессанса тоже не попал.

 

battle scene from the comic fantastic opera the seafarer-1923

 

Carnaval nas Montanhas, 1924.



Затем на несколько лет он вернулся в Швейцарию, к родителям, в Берн. Все это время он зарабатывал на жизнь игрой в оркестре и статьями по искусству, продолжая заниматься самообразованием. Так, в Берне у него появилось новое увлечение — гравюры, и он изобрел оригинальную технику рисования иглой по стеклу.

 



15 сентября 1906 года Клее женился на Лили Штумпф (их знакомство состоялось еще в 1899 году в Берне, будущая жена была пианисткой и педагогом) и через две недели переехал в Мюнхен. В том же году он впервые выставил свои офорты, однако его работами на стекле никто особо не интересовался.

 

 


 


Первая персональная выставка рисунков, офортов и акварелей Пауля Клее открылась в Берне в 1910 году, интерес к ней был тоже слабым, и это очень расстраивало художника. В том же году Клее написал свою первую картину маслом. Известно, что работать с масляными красками ему было поначалу трудно, он делал многочисленные эскизы, но результаты его не удовлетворяли.

 



Ему было за 30, когда он познакомился с Василием Кандинским. В 1911 году Клее стал членом группы «Синий всадник», творческого объединения представителей экспрессионизма, целью которого было достичь равноправия всех форм искусства. В этот период у Клее успешнее всего получались акварели, и именно с акварелями он участвовал во второй выставке объединения в 1912 году.

 



Позже он познакомился с Делоне, Пикассо и Браком, в творчестве каждого из них обрел побудительные мотивы для продолжения собственных поисков. Так, увлеченный опытами Делоне, он в 1913 году перевел на немецкий язык и опубликовал в журнале «Штурм» его эссе «О цвете». А в 1914 году, одним из первых, Клее зафиксировал акт художественного автоматизма (с закрытыми глазами провел черту, стараясь передать то, что видел мысленным взором) — прием, к которому сюрреалисты придут только через несколько десятилетий. Вообще 1914-й — переломный год в жизни художника: его знания, наблюдения, жизненный опыт, долгие дружеские беседы с Кандинским и Францем Марком, наконец, его приезд в Париж — все сошлось: Пауль Клее начал ощущать доверие к собственной колористике. «Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник», — записал он в своем парижском дневникe.

 



Клее пережил Первую мировую войну и трудное возвращение к мирной жизни. Он ушел в армию в 1916 году, через несколько дней после того, как его друг Франц Марк погиб в бою. До своей демобилизации в 1919-м он занимался в основном канцелярской работой и не прекращал писать картины. Позже Клее считал, что ужасы войны способствуют развитию абстракции, а покой мирной жизни — фигуративности. В начале 1920-х он экспериментировал с формой и абстракцией, жанрами и тематикой, обращаясь в какой-то момент даже к сюрреализму.

 

the-goldfish-1925

 

 

Southern-Gardens-Paul-Klee-1936



В 1920 году Клее принял предложение Вальтера Гропиуса сотрудничать с Баухаусом (Баухаус — Высшая школа строительства и художественного конструирования. При своем создании она объединила в себе веймарскую Высшую школу изобразительных искусств и училище прикладного искусства и должна была содействовать всем изобразительным искусствам. Неотъемлемой частью творческого процесса здесь считались ремесленные навыки. Вальтер Гропиус был первым директором этого заведения. То же название носили и художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре Германии и Австрии 1920–30-х годов) и с 1921 года в течение 10 лет был профессором учебного и научного центра в Веймаре и затем в Дессау.

 

Rose_Garden_1920



К тем же 1920-м годам относятся первые эксперименты, выходящие за рамки двухмерного искусства. Он экспериментировал с формой и техникой — создавал куклы с мотивами ready-made (техника изобразительного искусства, при которой автор представляет в качестве своего произведения некоторый объект или текст, созданный не им самим и не с художественными целями) на манер Дюшана.

 

Forest_Witches

 

The_Way_to_the_Citadel,_Paul_Klee,_1937,

 

Tempelgärten


В 1929–1933 годах Клее преподавал в Академии художеств в Дюссельдорфе. Под давлением пришедших к власти в 1933-м национал-социалистов ему пришлось уволиться; он навсегда уехал из Германии в Швейцарию, в Берн.

 

Klee_Paul_Cat_and_Bird. Пауль Клее, “Кошка и птица”, 1928,

Пауль Клее, “Кошка и птица”, 1928,

 

landscape-and-the-yellow-church-tower.

 

danceplay-of-the-red-skirts

В 1933 году, когда рейхсканцлером Германии стал Адольф Гитлер, о Пауле Клее появилась статья в нацистской газете: о том, что, хоть Пауль Клее и утверждает, что является чистокровным арабом, всё же, он - типичный галицийский еврей. В квартире Клее гестапо учинило обыск, из Дюссельдорфской академии художеств его уволили. В конце 1933 года семья Клее иммигрировала в Швейцарию. Пауль Клее, родившийся в Швейцарии, до самой смерти не смог получить швейцарское гражданство, однако, получил его после смерти: прошение Клее о предоставлении гражданства было удовлетворено через 6 дней после смерти художника 29 июня 1940 года.

 

 

 

 

Bluten-in-der-Nacht.

 

Будущее. 1933

Будущее. 1933


Гитлеровцы не оставили Клее в покое и после его иммиграции в Швейцарию: в июле 1937 года в Мюнхене открылась пропагандистская нацистская выставка под названием «Дегенеративное искусство», на которой были представлены около 700 работ разных авторов, в том числе, 17 картин Пауля Клее.

 


Танцовщица. 1932

Танцовщица. 1932


Сад. 1932

Сад. 1932

 

Paul-Klee-With-the-Rainbow.

 


Гитлер, в своё время дважды провалившийся при поступлении в Венскую художественную академию, считал себя большим знатоком в области изобразительного искусства. Фюрер называл импрессионизм дегенеративным направлением, также именовал и модернистские направления: авангард, кубизм, дадаизм и другие. Живописцев, работавших в указанных направлениях, называл шарлатанами от искусства и возглавил злобную кампанию по дискредитации импрессионизма и модернизма и, соответственно, авторов, работавших в указанных направлениях. Однако, у публики указанная выставка вызвала большой интерес, до апреля 1941 года её посетило 3 миллиона человек, что являлось по тем временам рекордом. Однако, нельзя сказать, что деятельность фюрера и его ведомств таким образом способствовала популяризации модернизма: выставку "Дегенеративное искусство" посещал, в основном, агрессивный сброд, громко ликовавший и тыкавший в картины пальцами.

 

Animals-Meet-1938

 

Paul_Klee_WI_(In_Memoriam)_1938

 

Красные и белые купола. 1914

 

Paul Klee, "Nocturnal Festivity", 1921, The Solomon R. Guggenheim Museum, New York.



В 1937 году картины Клее были включены в состав печально знаменитой выставки «Дегенеративное искусство» в Мюнхене. Они экспонировались рядом с произведениями Марка Шагала, Василия Кандинского, Эль Лисицкого, Алексея Явленского и еще 29 представителей авангардного искусства, работавших на территории Германии . Искусство всех этих мастеров, в том числе и смертельно больного Клее (в 1935-м он заболел склеродермией), было объявлено «дегенеративным», многие картины уничтожены.

 



29 июня 1940 года 60-летний художник умер в Муральто, близ Локарно. За свою жизнь он создал около 3500 живописных и графических работ, три тома сочинений и дневник.


 


 








Высокий зрительский интерес к творчеству Пауля Клее, пожалуй, сопоставим с тем вниманием, которое проявляют к нему коллекционеры и инвесторы. Работы Клее — непременные участники всех крупнейших аукционов искусства первой половины XX века, его работы продаются много и дорого. И надо сказать, что в отличие от произведений многих других не менее именитых художников работы Клее не сильно упали в цене вследствие кризиса 2008 года. Рекордная для его живописи цена была заплачена 21 июня 2011 года — холст «Танцовщица» (1932) ушел с торгов более чем за 6 000 000 долларов, да и остальные дорогие работы относятся к 2008–2010 годам. Причем интерес к творчеству художника среди коллекционеров — это не мода последних лет, а десятилетиями продолжающийся процесс; достаточно сказать, что рекордная для художника цена на графическую работу — 3 736 978 долларов за работу «Певица Л. в роли Фьордилиджи, 1923-39», была достигнута в ходе торгов Sotheby’s в Лондоне 28 ноября 1989 года.

 

http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Klassik...zykant-zhurnalist.aspx?ID=1700

 



Paul Klee  

 



Michael Gaumnitz : Paul Klee The Silence of the Angel (2005)  

 

 

 

Рубрики:  зарубежные творцы
живопись
Метки:  

Процитировано 8 раз
Понравилось: 7 пользователям

iDagela   обратиться по имени Пятница, 02 Января 2015 г. 01:12 (ссылка)
Мегаинтересный пост!! Спасибо)) С Новым 2015 годом!
Ответить С цитатой В цитатник
crazy_memories   обратиться по имени Суббота, 03 Января 2015 г. 22:26 (ссылка)
Позже он познакомился с Делоне, Пикассо и Браком, в творчестве каждого из них обрел побудительные мотивы для продолжения собственных поисков.


А у меня впечатление, что Пикассо взял у Клее гораздо больше, чем тот у него!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку