julia_prefizid все записи автора
Продолжая «оперную» тему предлагаю вашему вниманию картину, которую очень часто пропускают, когда рассказывают о творчестве замечательного художника Генриха Семирадского.
Одна из последних картин художника – Занавес Львовского оперного театра. Первый раз он опустился над сценой 13 января 1901 года. Очень часто в путеводителях встречается название «Музы на Парнасе». Но это не совсем так. На занавесе изображены не музы, а аллегорические фигуры.
Автор так объясняет его содержание.
«Содержание завесы:
Творчество, Жизнь, Театр составляют символическую триаду сюжета.
У подножья горы Парнас на фоне храма Аполлона, бога поэзии и искусств, изображена центральная фигура Вдохновения в виде Пифии в момент пророчества. Рядом стремится ввысь окрыленная Фантазия, которая образовывается из таинственных испарений, выныривающих из глубин земли. По другую сторону дельфийского треножника, на котором сидит Пифия, стоит Разум в доспехах Миневры с весами в руке – символом равновесия. Он дополняет и уравновешивает Фантазию в акте сознательного творчества.
Справа на фоне мрачного пейзажа видно толпу людей, которые гонятся за призраками земного счастья: Фортуной, Славой, Любовью – главными пружинами трагикомедии мира. Аллегорическая фигура Истории левой рукой указывает на эту безумную погоню, а в правой руке держит книгу с написанными на ней словами: «Так было, так есть, будет ли так всегда?». Фигуры Трагедии и Комедии дополняют эту группу.
Слева изображены аллегории театральных искусств. Оперу символизирует женщина в пурпурном плаще, которая опирается на арфу и смотрит на Вдохновение. Ее двойную природу раскрывает Поэзия (с лирой в руке и лавровым венком на голове) и Музыка в виде Сирены, полуптицы-полуженщины. Около них разместилась Оперетта, шутливо улыбающаяся женщина, которая держит лиру, украшенную комической маской. На первом плане девушка с двумя амурами олицетворяет Танец.»