-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lisbeta

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы


Неистовый душевный стриптиз безнадёжно влюблённой женщины.

Суббота, 17 Мая 2014 г. 12:18 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts Неистовый душевный стриптиз безнадёжно влюблённой женщины.

Ко дню рождения Дженис Джоплин


Janis Joplin - I Need A Man To Love

Разве со мной ты не ощущал себя единственным? Разве я не отдавала тебе почти всё...

Приди и возьми ещё одну частичку моего сердца, прямо сейчас! О, разбей!» 



Как говорил Эрик Клэптон, «блюз – это песня мужчины, у которого нет женщины, или от которого ушла женщина». В случае с Дженис Джоплин блюз превращался в настоящий неистовый душевный стриптиз безнадёжно влюблённой женщины.



В её исполнении это была не просто песня с повторяющимися вокальными партиями. Это была постоянно меняющаяся калька душевных переживаний, когда жалобные мольбы переходили от тихих всхлипываний к хриплому отчаянному крику. Замшелая банальность «Любовь – это боль» обретала в исполнении Дженис такую подлинность и откровенность, что она пробирала слушателя буквально до костей.

Дженис Джоплин родилась 19 января 1943 года в г. Порт-Артур, штат Техас

Даже если вы не фанат традиционного блюза (как я), услышав пение Джоплин, вы не сможете его проигнорировать. Насчёт полюбить – не знаю, а вот проигнорировать не сможете. Как говорится, откровенность – за откровенность.



Д. Джоплин:
«Все зависит от тех чувств, что уже есть внутри тебя, но которые ты пытаешься уничтожить, потому что о них не принято говорить или что-то в этом роде. Но если только ты позволишь им вырваться наружу.… В общем, это единственная причина, из-за которой я пою. Я поднимаюсь на сцену и позволяю своим эмоциям обрести свободу.
...На сцене я занимаюсь любовью с 25 тысячами людей, а потом иду домой одна».



Поначалу вряд ли кто-то подозревал, что белая девочка из ковбойского штата Техас станет одной из лучших исполнительниц блюза. Более того, будучи далеко не красавицей, Джоплин останется в памяти как эталонная разбитная девчонка эпохи хиппи – начиная от безумных нарядов, как будто собранных на «блошиных рынках» (фенечки, огромные очки, меховые шапки) и заканчивая неумеренностью и неразборчивостью как в сексуальных связях, так и в алкоголе и наркотиках.

Д. Джоплин: «Звук пошёл из-за спины: заряжающий энергией бас, и я поняла - вот оно!

Ни о чём другом я никогда и не мечтала! И от этого пошёл кайф, кайф - почище, чем с любым мужчиной!»

Впрочем, независимый характер проявился у этой смышлёной живой девчонки ещё в школе, пребывание в которой она описала ёмкой фразой: «Чужая среди тупых». Друзей пришлось искать на стороне – в компании битников, где Дженис познакомили с блюзом и кое-чем ещё – не столь безобидным. Первое – принесёт ей славу, второе – сведёт в могилу...

Хотя уже тогда Дженис начала петь, она не сразу определилась с жизненными приоритетами. Закончила несколько высших учебных заведений и даже на какое-то время порвала с порочной средой, попытавшись зажить нормальной жизнью «среднего класса». Однако стоило только молодой группе из Сан-Франциско BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY призвать её в свои ряды, как она с радостью бросила опостылевший Техас и ринулась во все тяжкие.

Первый альбом группы пошёл далеко не сразу. Возможно, он так бы и пылился на прилавке, не выступи BIG BROTHER в июне 1967 г. на знаменитом фестивале в Монтерее. Сначала малоизвестную группу запихнули в дневную программу на разовое выступление. Но Джоплин спела так, что BIG BROTHER сразу вписали на следующий день – да ещё и в вечерний «прайм-тайм».
Тут-то всё и началось. Альбом раскупили, а сама группа перешла под крыло могучего лейбла CBS.

Ну, а теперь о песнях...

«Summertime» (1968)


Каясь перед всеми любителями джаза и испытывая лёгкое чувство стыда, признаю – о знаменитом произведении Джорджа Гершвина я узнал от Джоплин. Слышал, наверное, и до этого, но внимания не обращал.
Впрочем, и на саму оперу Гершвина «Порги и Бесс» 1935 года выпуска внимание обратили лишь после смерти автора – в 1950-е годы. Особую популярность приобрела песня под названием «Summertime», где Гершвин обработал мотивы украинской колыбельной «Ходит сон коло викон» (т.е. «Ходит сон мимо окон»). Композитор услышал её на концерте хора Александра Кошица – эмигранта из Украины и пропагандиста песен своей родины.

«Summertime»: Летняя пора и жизнь проста, Рыбы прыгают и хлопок высок.

О, твой отец - богач, а мама - красавица, Так тише, малыш, не плачь...

Мотивы первоисходника в «Summertime» Гершвина, конечно, угадываются. Сохраняется и форма колыбельной – в опере её поёт своему ребёнку Клара. Но при всём при этом нельзя отрицать, что композитор создал на основе народной песни блестящее оригинальное произведение.
После того, как в 1957 году «Summertime» исполнили Элла Фитцджеральд и Луи Армстронг, песня окончательно «забронзовела» и обрела статус джазового стандарта.

То, что сделали с песней BIG BROTHER и Джоплин, стандартом, конечно, не назовёшь. В трогательной красивой колыбельной тут же появилась тревога и драматизм, нагнетаемая голосом Дженис и экспрессивными электрогитарами. Из всех нестандартных исполнений арии Клары – это, наверное, самое интересное и эмоциональное. Кстати, «Summertime» стала последней песней, которую Джоплин исполнила на публике. Произойдёт это в Гарварде 12 августа 1970 года. Но до этого...

Д. Джоплин, из письма родителям: «Журналы наперебой просят меня об интервью и фотосессиях. Вау, я такая счастливая! Столько болталась заблудшей дитятей - и вот, свалилось такое»

 

«Piece of My Heart» (1968)


До этого были ещё два альбома певицы, наполненные прекрасными песнями. Большинство из них – каверы, записанные ещё до Дженис, но именно она вдохнула в эти песни новую жизнь и принесла им популярность. Например, «Ball and Chain» («По рукам и ногам») – песня Большой Мамы Торнтон – с которой BIG BROTHER покорили публику на Монтерейском фестивале. Или «Maybe», впервые исполненная в стиле «ду-уоп» коллективом CHANTELS ещё в 1957 году.

Но, наверное, самой известной «чужой-своей» песней для Джоплин стала «Piece of My Heart» («Кусок моего сердца»). Её написал творческий тандем Джерри Рагового и Бертни Бернса для старшей сестры Ареты Франклин – Эрмы. Версия Эрмы вышла в 1967 году и стала №62 в американском национальном чарте.
BIG BROTHER с песней познакомил их рок-коллега из JEFFERSON AIRPLANE – Джек Кэссиди. Исполнение Дженис Джоплин и аранжировка гитариста Сэма Эндрю в духе психоделического рока так изменили первоисточник, что когда Эрма Франклин услышала новую версию «Piece of My Heart» по радио, то поначалу не узнала свою песню. Как писал критик Эллен Уиллис, в отличие от Эрмы, Дженис использует блюз не для того, чтобы преодолеть боль, а чтобы заявить о её существовании.



Сэм Эндрю:
«Мы сделали её совершенно иначе: там было такое изящество! – а мы записали маниакальную, яростную версию белого парня».



Хотя для Эрмы «Piece of My Heart» стала самым большим хитом за всю карьеру, версия BIG BROTHER оказалась куда успешнее. Она займёт 12-е место в чартах США, а альбом 1968 г. «Cheap Thrills» получит «золотой» статус ещё до выхода. Эту песню будут перепевать многие именитые исполнители (Дасти Спрингфилд, Бонни Тайлер и др.), но ассоциироваться она будет, прежде всего, с Джоплин.

«Kozmic Blues» (1969)


Довольно быстро стало понятно, что основной «жемчужиной» BIG BROTHER является голос Джанис, поэтому, как это часто бывает, певица покинула группу, чтобы создать новую – KOZMIC BLUES BAND. Название коллективу дала одноименная песня «Космический Блюз» – на этот раз написанная самой Джоплин с помощью продюсера Габриэля Меклера. Это был очередная красивая и чувственная песня о любви и разочаровании. Лучше всего о ней рассказывает сама певица.

Д. Джоплин: ««Космический блюз» попросту означает: не важно, что ты делаешь,

человек, так или иначе твои деяния будут отвергнуты»



Д. Джоплин (из книги Д. Долтэна «Кусочек моего сердца»):
«...я не могу написать песню до тех пор, пока сама в действительности не переживу весь этот травматизм, эмоциональный всплеск; я прошла через череду расплат, и я серьезно опустошена. Никто никогда не полюбит тебя лучше, никто не полюбит тебя так, как надо.
...Так или иначе, но в конце этой песни у меня всплывает воспоминание-аналогия о муле, тянущем повозку с длинной палкой, с которой что-то свисает, ты знаешь, морковка свисает, ее держат перед его носом, побуждая мула двигаться вперед к недостижимой цели.
...однажды, сидя в баре, я прочухала, что нет никакого такого торного пути, знаешь, никогда ничего не встанет на свои места. На это просто уйдет вся твоя жизнь. Ты никогда не дотянешься до этой б....й морковки, слышь, вот тогда-то и наступает «Космический блюз», когда понимаешь, что никогда не достигнешь желаемого».



 

Рубрики:  Музыка/Блюз
ЖЗЛ/Певцы и музыканты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку