В Петербурге, на старинном особняке напротив всемирно известного здания Адмиралтейства, совсем рядом с Дворцовой площадью, внимание горожан и гостей северной столицы часто привлекает скромная табличка:
«Министерство культуры Российской Федерации
Управление по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области
МУЗЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
Филиал «Гороховая, 2» - Музей истории политической полиции России
XXI – XX веков»
Здесь, в старинном особняке, построенном по проекту знаменитого Джакомо Кваренги, и тясячами незримых нитей связанном с историей России, раcположился единственный в мире музей истории органов государственной безопасности нашей страны.
На вопрос, почему этот музей располагается именно здесь, в Петербурге, существует весьма простое объяснение: именно в этом здании с 1876 года располагалось первое в стране Санкт-Петербургское отделение по охранению общественного спокойствия и безопасности, прозванное в народе "охранкой", и губернское жандармское управление. Между прочим, в февральские дни 1917 г. в кабинете градоначальника А.П.Балка располагался штаб по борьбе с начавшейся в столице революцией...
А с 20 декабря 1917 по 11 марта 1918 года здесь же размещалась ВЧК, впоследствии - до ноября 1934 г., Петроградская ЧК, затем - представительства ОГПУ и НКВД СССР.
По иронии судьбы, председатель грозной "чрезвычайки" Дзержинский расположился в бывшем кабинете градоначальника Ф.Ф.Трепова, и можно сказать, прямо здесь, в музейных залах, в январе 1878 г. прозвучал выстрел Веры Засулич в "царского сатрапа".
Но здесь же в с начала 20-х годов расположился и первый музей истории советских органов государственной безопасности.
Представление о назначении этого музея дает следующий ПРИКАЗ № 5 Президиума Всероссийской Чрезвычайной Комиссии всем губернским чрезвычайным комиссиям и уездным чрезвычайным комиссиям от 2 февраля 1920 г. :
В минувшем году при ВЧК открылся музей, ставящий своей целью собирание разных документов и материалов, относящихся как к бывшей эпохе царской охранки в России (альбомы чиновников, царских слуг, материалы удущения социалистического движения), так и к настоящей войне и белогвардейщине (фотографии и документы участников и жертв гражданской войны, белого террора и белогвардейских зверств), специальной работе Чрезвычайных комиссий, характерные эпизоды их деятельности, фотографии и документы сотрудников, павших на революционном посту и другие.
Собирание названных предметов представляет громадное историческое, научное и практическое значение и на него сегодня должно быть обращено серьезное внимание.
Исходя из этого, ВЧК обязывает всех сотрудников Чрезвычайных комиссий, в первую голову их руководителей, принять все меры к собиранию вышеуказанных предметов.
Для этого тщательно должны быть рассмотрены архивы Комиссий для всего подходящего, а самое главное, к данной работе сознательно привлечь весь служебный аппарат Комиссий.
За/ Председателя ВЧК / Ксенофонтов /
Зав. секретным отделом ВЧК / Лацис /
Секретарь / Мещеряков /.
О понимании Дзержинским важности бережного отношения к собственной истории, наглядно свидетельствует следующее письмо Феликса Эдмундовича к работникам ОГПУ и бывшим сотрудникам чрезвычайных комиссий от 13 марта 1925 г., в котором весьма прозорливо были предсказаны некоторые "кульбиты" общественно-политичеcкой мысли в нашей стране:
«'Дорогие товарищи!
История ВЧК-ОГПУ как органа диктатуры пролетариата имеет громадное значение не только при изучении Октябрьской революции и последовавшей затем борьбы за сохранение и укрепление власти пролетариата, но и практическое для европейского в его борьбе с капитализмом.
В будущем историки обратятся к нашим архивам, но материалов, имеющихся в них, конечно, совершенно недостаточно, так как все они сводятся в громадном большинстве к показаниям лиц, привлекавшихся к ответственности, а потому зачастую весьма односторонне освещают как отдельные штрихи деятельности ВЧК-ОГПУ, так и события, относящиеся к истории революции. В то же время кадры старых чекистов все больше распыляются и уносят с собой богатейший материал об отдельных моментах, не имеющих зачастую своего письменного отражения.
Поэтому мы, учитывая необходимость подбора материалов, которые полностью и со всех сторон осветили бы многогранную работу всех его органов, обращаемся ко всем старым чекистам с просьбой заняться составлением воспоминаний, охватывая в них не только работу органов ВЧК в разных ее направлениях, но и политическую и экономическую, сопровождающую описываемые события, а также характеристики отдельных товарищей, принимавших активное участие в той или иной работе, как из числа чекистов, так и местных партийцев вообще...'.
Да и сам нынешний музей начал создаваться в 1974 г. вследствие общественной инициативы ленинградских ветеранов, стремившихся сохранить историческую реликвию - только 16 апреля 1979 г. постановлением Министерства культуры СССР он стал филиалом Музея Октябрьской революции - Мемориальным музеем-кабинетом Ф.Э.Дзержинского, в качестве какового он просуществовал до октября 1991 года.
Второе рождение - в качестве государственного музея истории политической полиции России XIX-ХХ веков он получил в 1994 году, в немалой степени благодаря энтузиазму его сотрудников, а также поддержке научной и музейной общественности города на Неве....
28 cентября 2006 г. в музее прошло открытие выставки "КГБ СССР: Люди, судьбы, операции". Эта экспозиция рассказывает о деятельности КГБ и Управления КГБ СССР по Ленинградской области в 1954-1991 годы.
- Организаторы выставки не ставили перед собой задачи всестороннего освещения деятельности КГБ,. – подчеркнула, выступая на ее презентации заведующая музеем "Гороховая, 2" , руководитель авторского коллектива, Заслуженный деятель культуры Людмила Васильевна Михайлова, - Осуществить ее в рамках локального выставочного проекта практически невозможно, в том числе как в связи со сложностью раскрытия самого объекта, так и существующими соображениями секретности и конспирации. Но, в то же время музейные работники ощущают возростающий неподдельный интерес посетителей, а среди них немало и молодежи, учеников средних школ, колледжей, и студентов нашего города, к этому периоду отечественной истории, -- Поэтому закономерным было обращение организаторов экспозиции к судьбам сотрудников органов госбезопасности СССР.
Не смотря на существующие и вполне понятные ограничения по соображениям секретности некоторых сторон деятельности органов КГБ, посетителям выставки предоставляется возможность познакомиться с целым рядом уникальных исторических документов и экспонатов.
Это и указ Президиума Верховного Совета СССР о создании КГБ при Совете министров СССР от 14 марта 1954 г. и подлинник и официальный перевод исполнительного декрета президента США Кеннеди об обмене разведчика "полковника Абеля" на американского гражданина Г.Ф.Пауэрса.
Целый ряд документов разведки - бывшего Первого главного управления КГБ повествует о драматических событиях вызревания Карибского кризиса осени 1962 г..
Посетители узнают о Герое Российской Федерации полковнике Александре Семеновиче Феклисове, резиденте разведки в Вашингтоне, ставшим по сути дела, одним из неофициальных непосредственных участников переговоров с президентом Кеннеди и сыгравшем выдающуюся роль в разрешении этого конфликта.
Помимо разведывательного направления деятельности на выставке освещаются и иные направления деятельности КГБ: контрразведка, военная контрразведка, борьба с терроризмом, охрана высших руководителей страны, противодействие идеологическим диверсиям противника.
Например, посетители впервые смогут узнать о поистине легендарном полковнике 5-го управления КГБ Е.Б.Козельцевой, более 40 лет проработавшей в органах государственной безопасности СССР.
Письма Елене Борисовне от профилактировавшихся ею лиц, которых она тем самым спасла от уголовного наказания, - это документы, которые не оставят равнодушными ни одного, кто познакомится с ними.
Пожалуй, впервые на выставке обращено внимание и на столь деликатное, практически неизвестное широкой общественности направление деятельности КГБ СССР, как сотрудничество и оказание помощи органам безопасности союзнических государств.
Годы подтвердили исторически правильное и обоснованное решение 14 июля 1974 г. об образовании подразделения антитеррора, известного ныне как "Группа "Альфа"". Экспонаты, рассказывавшее о становлении и операциях этого уникального подразделения предоставил один из его командиров, Герой Советского Союза Геннадий Николаевич Зайцев.
Еще одной из неизвестных страниц истории стали операции групп "Гром", "Каскад" и "Омега", руководителями одной из наиболее известных являлись полковники Ю.И.Дроздов (впоследствии генерал-майор) и Г.И.Бояринов.
Георгий Иванович, являвшийся создателем уникального учебного центра по подготовке офицеров спецподразделений, погиб в Кабуле 27 декабря 1979 г. в ходе проведения одной из операций. В апреле 1980 г. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Материалы для этого раздела экспозиции были представлены учеником, а затем и преемником Г.И.Бояринова на посту руководителя учебного центра Петром Ивановичем Нищевым, ныне президентом Фонда ветеранов "КУОС - "Вымпел"". Фонд также учредил медаль имени Г.И.Бояринова, которой награждаются ветераны, вносящие значительный вклад в профессиональное становление новых поколений сотрудников органов безопасности и патриотическое воспитание молодежи.
Несколько выходя за хронологические рамки экспозиции, что однако является абсолютно оправданным, выставка рассказывает также о сотрудниках УФСБ по Ленинградской области, погибщих в ходе осуществления контртеррористических операций на Северном Кавказе.
И мы должны помнить эти имена, хотя это сотрудники лишь одного из управлений ФСБ России, погибшие при исполнении своего служебного долга, защищая жизнь и безопасность наших сограждан.
Это Герой Российской Федерации А.И. Алексеев(1952-1996), кавалеры Ордена мужества И.С.Кокорин(1958-1996), В.В.Комаров(1954-1996), А.Н.Кирилов(1951-1996).....
С основной тематикой выставки их связывает то, что они пришли на службу в органы КГБ СССР, в его подразделениях приобретали оперативный опыт и знания, остались верны единожды принятой присяге.
Следует отметить, что в экспозицию выставки также входит ряд видеоматериалов, любезно предоставленных музею УФСБ России по Ленинградской области.
В церемонии открытия выставки приняли участие работники вузов Санкт-Петербурга, архивов и учреждений культуры, музеев города, представители Управления ФСБ и ветеранских организаций, гости из Пскова, Новгорода Великого, Москвы, других городов, многочисленные представители СМИ.
Телерепортаж об открытии был показан по телевизионной сети СЗФО, несмотря на то, что главным событием этого дня стало перезахоронение праха Марии Федоровны.
Подчеркнем, что петербургский музей истории политической полиции России "Гороховая, 2" - единственный в нашей стране государственный музей, рассказывающий об истории органов, в различные века и эпохи истории обеспечивавших безопасность граждан и государства Российского.
Другие залы этого уникального культурно-просветительского учреждения рассказывают об истории III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и Департамента полиции Российской империи, а также ВЧК, ОГПУ, НКВД .
В числе возможных недоработок устроителей выставки, дающих - и вполне обоснованный!, повод для критиков, является отсутствие материалов об участии органов КГБ в реабилитации безвинно репрессированных граждан - цифры эти уже ДАВНО и ХОРОШО известны! Хотя и существенно отличаются от досужих спекуляций на эту тему.
К слову сказать, сама работа по пересмотру уголовных дел и реабилитации необоснованно репрессированных лиц началась с первых же дней после ареста Л.П.Берии и его приспешников, задолго до ХХ съезда КПСС. И именно результаты этой работы и вскрывшиеся масштабы нарушений законности и заставили Первого секретаря ЦК Н.С.Хрущева пойти на выступление с сенсационными разоблачениями.
Поскольку эта важная и весьма больная для нашего общества тема актуальна и сегодня, представляется необходимым остановиться на ней подробнее.
Как Хрущеву сообщалось еще в декабре 1953 г., с 1921 по июль 1953 года были осуждены 4 060 256 человек. Однако и эта цифра не совсем верна, поскольку многие лица осуждались неоднократно(например, М.Н.Рютин, Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев и другие).
По сути дела, нет разночтения в этом вопросе и с запиской в ЦК КПСС А.Н.Яковлева, В.А.Медведева, В.М.Чебрикова, В.А.Крючкова "Об антиконституционной практике 30-х - 40-х и начала 50-х годов" от 25 декабря 1988 г., хотя в ней рассматривается только указанный период - 3 778 234 человека[1].
Помимо этого, в 1940-1952 годах были выселены в отдаленные районы СССР около 2 миллионов 300 тысяч человек[2].
До 1962 г. были реабилитированы 1 197 847 человек, в 1963 – 1984 годах - 157 055 человек.
Как гражданин и юрист я не могу не сожалеть об этих горьких и трагических фактах нашей истории, но, к сожалению, именно такой она и была. И понимание всего комплекса обстоятельств, создававших условия для нарушения принципов и норм отправления правосудия, является единственной гарантией от предотвращения ошибочных политических и правовых решений
Самим же КГБ СССР за 37 с половиной лет его существования было привлечено к уголовной ответсвенности - как бы это ни показалось парадоксальным - 24 095 человек по более чем 18 составам преступлений, отнесенным к подследственности органов госбезопасности....
Согласно данным доктора юридических наук В.В.Лунеева, из 10938 человек, привлекавщихся к уголовной ответственности "за контрреволюционные преступления" (ст. 58 УК РСФСР 1928г.) за период 1954-1958 годов были осуждены 9 406 человек, в том числе 283 из них были приговорены к высшей мере наказания[3]
Всего же с момента введения в действие нового уголовного законодательства СССР, в 1959-1991 годы, то есть за 32 года существования КГБ, за государственные преступления были осуждены 14 689 человек. Из них 5 483 были осуждены за особо опасные государственные преступления, в том числе 2 781 человек - за антисоветскую агитацию и пропаганду[4].
Однако в действительности эта общая цифра даже меньше, поскольку уголовно-правовая статистика учитывает только факт вынесения приговора конкретному обвиняемому, но не учитывает наличия рецидива, то есть повторного осуждения. А некоторые из числа привлекавшихся к ответственности лиц, осуждались неоднократно.
В завершении данной темы представляется необходимым и возможным уточнить следующие обстоятельства, причем взяв за основу самую "щекотливую" его составляющую, касающуюся привлечения к уголовной ответственности за антисоветскую агитацию и пропаганду.
Так, только в 1956-1958 гг., за годы руководства КГБ А.И.Серовым, по статье 58-10("антисоветская агитация и пропаганда"), то есть, как ныне говорят, "по политическим мотивам", или "за инакомыслие", были осуждены 3 764 человека. В 1959-1961 годы, при председателе КГБ А.Н.Шелепине, теперь уже по статье 70-й УК РСФСР, были осуждены - 1 442, в 1963-1967 годах - 600 человек.
В то же время, за те пятнадцать лет, с 1967 по 1982 год, что КГБ СССР возглавлял Андропов, по статье 70 были осуждены 552 человека и по статье 190-1("Распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй") УК РСФСР были осуждены еще 1353 человека. То есть почти в три раза меньше, чем за предыдущие 10 лет, -- 1905 против 5 806 осужденных[5]
Подчеркнем, что эти цифры являются давно и хорошо известными - и юристам, и историкам. Разумеется, знали их и А.Н. Яковлев с В.В.Бакатиным, и консультант последнего - О.Д.Калугин....
Так, еще в августе 1992 г. известный правозащитник С.А.Ковалев был вынужден признать, что всего с 1966 по 1986 год по статьям 70 и 1901 Уголовного кодекса РСФСР были осуждены 2 468 человек[6].
Подчеркнем, что в это общее число входят и лица, направлявшиеся на принудительное психиатрическое лечение в соответствии со статьями 58 - 61 Уголовного кодекса РСФСР, или соответствующим им статьями уголовных кодексов бывших союзных республик.
Немало говорилось и говорится и доныне и о якобы 'возросших' масштабах "репрессий" в те годы, что КГБ возглавлял Ю.В.Андропов. Но подобные высказывания также не имеют под собой реальных оснований.
Так, Питер Рэддэвей, известный советолог, выступая на V международной конференции "КГБ: вчера, сегодня, завтра", указывал, что с 1958 по 1966 год за антисоветскую агитацию были осуждены около 6000 человек, а ежегодно в среднем по ст. 70 УК осуждалось 254 человека. В тоже время в 1967-1975 годах этот показатель составил 176 приговоров в год, а в 1977-1988 годах - 89 приговоров[7].
Я не буду дискутировать по поводу этих цифр. Я их привожу и они являются достоверными. А каждый читатель вправе делать самостоятельные выводы.
Всего же к августу 1991 г. было реабилитировано около 2 миллионов ранее осужденных наших сограждан.
Правда, впоследствии эта цифра существенно изменилась.
Так, на Украине были реабилитированы около 250 тысяч человек, сотрудничавших с вооруженными сепаратистами в 1946 - 1954 годы. В бывших республиках Прибалтики были реабилитированы около 200 тысяч человек, осужденных в 1940 -- 1952 годы.
В Российской Федерации в 1992-1993 годах были реабилитированы или амнистированы, по крайней мере, 3 агента иностранных разведок, чья преступная деятельность в полном объеме была доказана в судах... Также был реабилитирован ряд пособников фашистских оккупантов, осужденных в 1942 - 50-е годы.
Думается, что знание этих цифр, гораздо более помогает пониманию и осмыслению нашей истории, нежели всевозможные спекуляции на тему "миллионов безвинно пострадавших" в СССР.
Еще одной из новых форм работы музея стали проводимые с 2003 года Исторические чтения.
Последние из них были посвящены столь актуальной и сегодня проблеме как исторический опыт борьбы с терроризмом в России.
С основополагающей идеей этих Исторических чтений, в плане необходимости знания своего исторического прошлого, наработанного бесценного опыта предшествующих поколений, мне кажется созвучным следующее недавнее выступление директора ФСБ Н.П. Патрушева:
- Уверен, что без связи времен, преемственности поколений, не может быть настоящей спецслужбы. Ведь одни материальные стимулы никогда не смогут заменить духовную, смысловую компоненту в жизни российского офицера.
Лучшие профессиональные традиции сотрудников спецслужб императорской России, чекистов советского времени, осмысленный опыт героического и трагического - это золотой фонд ФСБ.
Источники:
1. Реабилитация: Как это было. Документы. Т.3. М., 2003, сс. 142-151.
2. Записка председателя КГБ СССР В.М.Чебрикова N 16441-Ч от 23 сентября 1988 г.// Вестник Архива Президента Российской Федерации в журнале Источник. М., 1996, N 1, сс. 137-139.
3. Подсчитано по таблице "Сведения о контрреволюционной преступности (1918-1958гг.)" // Лунеев В.В. Преступность XX века: Мировой криминологический анализ - М. - 1997 - с. 180).
4. См.: Лунеев В.В. указанная работа - с.185.
5. Подсчитано по: Вестник Архива Президента Российской Федерации // Источник, М.,1995,N 6, с. 153.
6. См. : Московские новости, М.,1992,N 32, 9 августа.
7. См.: V международная конференция "КГБ: вчера, сегодня, завтра". М., 1996, сс.74-76.
Олег Хлобустов, член Общества изучения истории
Отечественных спецслужб