Гончаров Андрей Дмитриевич: живописец и педагог

22 июля 1903 года - 6 июня 1979 года.
Андрей Дмитриевич Гончаров родился в Москве.
С детства был в обществе людей искусства.
Был окружён книгами, картинами, разговорами о литературе.
Его отчим Сергей Георгиевич Кара-Мурза был не только известным в своё время адвокатом, но ещё
и автором многих статей по искусству….
Мама была образованным человеком.
Увлекалась музыкой и литературой.
В своё время покупала французские книги у Готье и много читала по истории Франции, французской
революции, выдающихся французских женщин, читала и мемуары Казановы.
Возможно, что увлечение романтическими тенденциями она привила и мне.
Во всяком случае, любовью и пониманием литературы я обязан ей.
Как я обязан и пониманием искусства вообще.
Она научила меня связывать искусство с этикой и проблемами морали..."
Брал первые уроки по рисунку в частной студии Константина Фёдоровича Юона.
В 1917—1919 годах учился в 59-й трудовой школе.
В 1918 году поступил во вторые Государственные свободные художественные мастерские
(бывшее Московское училище живописи, ваяния и зодчества), где сначала занимался в
мастерской Ильи Ивановича Машкова, а затем перешёл в мастерскую Александра
Васильевича Шевченко.
В 1921 году поступил на графический факультет ВХУТЕМАС (Высшие художественно -
технические мастерские), где учился по отделению гравюры на дереве у Владимира
Андреевича Фаворского.
С 1923 года на постоянной основе работал иллюстратором в газетах, журналах, издательствах
(Известия ЦИК, «Academia», «Молодая гвардия», ГИХЛ и др.).
Участвовал в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.
В 1924 году впервые выставился на Первой дискуссионной выставке объединений активного
революционного искусства (Москва, Тверская ул., 54) в составе «группы трех» с А. А. Дейнекой и
Ю. И. Пименовым.
С 1925 года член Общества станковистов.
В 1927 году с отличием окончил графический факультет ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа со званием
художника-полиграфиста.
Начал преподавать в изостудии Фрунзенского отдела народного образования Москвы, на
этнологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова.
В 1928 году участвовал во Всесоюзной полиграфической выставке.
В период 1929—1930 годов — доцент ленинградского ВХУТЕИНа.
В 1930—1934 годах — доцент МПИ.
В 1934—1938 годах — доцент МГАХИ.
Во время Отечественной войны служил в рядах Красной армии.
Работал выпускающим редактором и художником в журнале «Фронтовой юмор»(издание 3-го
Белорусского фронта), а затем главным художником выставки «Политработа в частях 3-го
Белорусского фронта».
В 1947—1948 годах преподавал в Московском центральном художественно-промышленном
училище на факультете монументальной живописи.
В 1948—1979 годах преподавал в Московском полиграфическом институте, где с 1950 по 1974 год
заведовал кафедрой рисунка и живописи.
В 1958 году Гончарову присвоено звание профессора.
В 1959 году Гончаров создал четыре главных панно для советской выставки в Нью-Йорке.
В 1971—1979 годах занимал пост председателя жюри Всесоюзного ежегодного конкурса
«Искусство книги».
Член-корреспондент АХ СССР (1973).
Библиография
Моя работа над книгой // Исследования и материалы. — Сб. 1. — М.: Книга, 1959. — 318 с.
Об искусстве графики. — М.: Молодая гвардия, 1960. — 83 с.
Художник и книга. № 19. — М.: Знание, 1964. — 47 с.
Награды и премии:
1927 — диплом за работы по книжной иллюстрации и ксилографии Всесоюзной
полиграфической выставки;
1937 — «Гран-при» и золотая медаль на Всемирной выставке в Париже;
1945 — медаль «За боевые заслуги»;
1956 — диплом I степени за оформление и иллюстрирование сборника «Сонеты» Ф. Петрарки;
1956 — диплом II степени за оформление и иллюстрирование книги «Фауст» И. В. Гёте на
Всесоюзной выставке книги, графики и плаката (с 11 февраля, Библиотека им. Ленина);
1957 — диплом I степени на Всесоюзной выставке книги, графики и плаката 1917—1957 за
иллюстрации к I тому собраний сочинений У. Шекспира;
1958 — серебряная медаль за панно «Золотая Москва» в советском павильоне Всемирной выставке
в Брюсселе и за иллюстрации к произведениям Лопе де Вега и Э. Хемингуэя;
1959 год — Золотая медаль за иллюстрации к пьесам У. Шекспира на Международной выставке искусства
книги в Лейпциге. Почетная грамота Всемирного Совета Мира за большой вклад в дело мира;
1961 — медаль «За трудовую доблесть»;
1965 — Серебряная медаль за оформление книги У. Шекспира «Гамлет» и за иллюстрации и книжное
оформление книги А. П. Чехова «Вишнёвый сад» на Международной выставке искусства книги в Лейпциге;
1969 — Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»;
1969 — заслуженный деятель искусств РСФСР;
1971 — премия имени Гутенберга за выдающиеся заслуги в развитии советской книжной культуры и
международного издательского дела на Международной выставке искусства книги в Лейпциге.
Там же — Золотая медаль за иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского;
1973 — Государственная премия СССР за 1973 год за иллюстрации к поэме В. В. Казина «Великий почин»
(портрет В. И. Ленина) и произведениям А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина, Ф. М. Достоевского;
1976 — Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»;
1979 — народный художник РСФСР.
Как театральный художник Гончаров за полвека он оформил в разных театрах более 30 спектаклей и
три балета.
Талантливый педагог.
(с)
Андрей Дмитриевич Гончаров состоит в реестре профессиональных художников России.
Он также занимает почётное место в номинации: "Величайшие художники мира XVIII–XXI вв.
НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ."
И удостоен чести быть членом лонг - листа этой номинации.
Мне понравились его картины.
И я решил представить творчество Андрея Дмитриевича Гончарова любителям изобразительного
искусства.
Стиль: синтетический. Фигуративная монументальная и станковая живопись: масло, холст, графика,
иллюстрация, акварель, гуашь, пастель и другие техники.
Стиль: импрессионизм с элементами различных изысков модерна (моё мнение).
Жанр: портрет, пейзаж, театральная декорация, книжная иллюстрация, жанровые сцены, исторические и
мифологические мотивы.
Палитра: колоритная, спокойная, иногда тревожная, заставляющая зрителя мыслить.
Вернисаж прилагается:
По материалам интернета.