-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21093
Комментариев: 152313
Написано: 183408


Чехов, Чайковский, блины и Пятая симфония

Четверг, 03 Марта 2022 г. 19:38 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора Антон Павлович Чехов, хорошо разбираясь в еде, считал, что приготовление блинов — это непостижимая тайна, известная исключительно женщинам. Поэтому сам он никогда не готовил, а дни, в которые удавалось отведать блины, считал праздничными.

«Они появились на белый свет раньше русской истории, пережили ее всю от начала до последней странички, что лежит вне всякого сомнения, выдуманы так же, как и самовар, русскими мозгами… В антропологии они должны занимать такое же почтенное место, как трехсаженный папоротник или каменный нож; если же у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними…»




Особое почтение к таинственному русскому блюду писатель выразил в одноименном рассказе. 👈


«Как пекут блины? Неизвестно… Тут много мистического, фантастического и даже спиритического… Глядя на женщину, пекущую блины, можно подумать, что она вызывает духов или добывает из теста философский камень…» — писал Антон Павлович. Не знаю как на счет «философского камня», но обыкновенные продукты и немного опыта точно пригодятся. чехов 1 (700x480, 195Kb)

Для классических блинов нам понадобятся: молоко, яйца, мука, сахар, соль, сливочное и растительное масло. Полный успех мероприятия обеспечат секретный ингредиент бабушки и музыка Петра Ильича Чайковского.

блины (700x466, 418Kb)

Ингредиенты:
· Молоко — 0,5 литра
· Яйца — 3 шт
· Мука — 250 г
· Сливочное масло — 1 столовая ложка
· Растительное масло — для сковороды (1 столовая ложка)
· Соль — 1 щепотка
· Сахар — 1 столовая ложка
· Секретный ингредиент бабушки (использую тайну переданную мне моей) — половина чайной ложки соды и капля лимонного сока.
Немного подогреваем молоко, разбиваем в него яйца и постепенно вмешиваем муку. Добавляем сахар, соль и растопленное сливочное масло. Вместо дрожжей, по рецепту бабушки, я использую «гашенную соду». Для этого, нужно в центр теста поместить половину чайной ложки соды и сразу же капнуть лимонный сок, после того как произойдет моментальная реакция, все тесто тщательно перемешиваем.
Разогреваем сковороду, смазываем растительным маслом и начинаем таинство. Очень важна и форма сковороды, и структура теста, и удобство лопатки для переворачивания. Как только блин схватился с одной стороны, пора перевернуть. Даже если ваш первый блин вышел не комом, его следует съесть сразу. Так вы поймете, нужно ли исправить что-либо в тесте (например, добавить сахар), и отдадите дань волшебной традиции. Каждый готовый блин следует смазывать сливочным маслом. Блины — блюдо универсальное, их можно есть просто так, с сахаром и сметаной, или добавить абсолютно любую начинку. И вовсе не обязательно ждать масленицу.

Кстати, Петр Ильич был известным сладкоежкой и чеховских блинов он бы отведал с большим удовольствием. Масленица!



Приятного аппетита!

Дружба Чехова и Чайковского была построена на взаимоуважении и восхищении. Петр Ильич считал молодого писателя большим талантом и будущим классиком русской словесности. А Антон Павлович посвятил композитору целую книгу рассказов.

Был и замысел создания совместного произведения — оперы «Бэла» на сюжет из «Героя нашего времени». Чехов должен был написать либретто, однако его экспедиция на Сахалин и срочный отъезд Чайковского во Флоренцию помешали воплощению идеи.
Сестра Антона Павловича вспоминала, что однажды, зайдя в комнату, обнаружила Чехова за роялем. Писатель одним пальцем пытался подобрать главную тему из Пятой симфонии Чайковского. Эта симфония была первым произведением, премьерой которого дирижировал сам композитор.

Послушаем Пятую Симфонию П.И.Чайковского, так любимую А.П.Чеховым.



00:00 Первая часть. Andante—Allegro con anima
14:37 Вторая часть. Andante cantabile con alcuna licenza
26:32 Третья часть. Вальс. Allegro moderato
31:57 Четвертая часть. Andante maestoso—Allegro vivace
Дирижер - Евгений Мравинский
Оркестр - Ленинградским филармоническим оркестром


Первое исполнение – 5 ноября 1888 года в Петербурге под управлением автора.

Пятая симфония Чайковского отделена от предыдущей десятью годами творчества. Коренные вопросы философии, этики волнуют композитора в эти годы. Характерна запись в дневнике от 22 июля 1887 года: «Жизнь проходит, идет к концу, — а ни до чего не додумался… Так ли я живу, справедливо ли поступаю?». Чайковский остро переживает общественный кризис 80-х годов. «В России что-то неладное творится», — пишет он из-за границы.

Мучившие композитора вопросы требовали «выхода» в симфонии философского склада, с глубоким психологически окрашенным конфликтом. Один навязчивый образ пронизывает Пятую симфонию, появляясь в том или ином виде в каждой из четырех частей.

I часть
Впервые этот образ возникает в первой части произведения в облике, напоминающем траурный марш. В угрюмой, медлительно-грузной теме есть нечто давящее и в то же время обреченно-покорное.
«Полнейшее преклонение перед судьбой», — сказано о теме вступления в записной книжке Чайковского.
Мысль о неразрешимости жизненных проблем, о тщете человеческого существования вызывает страстное желание проверить и опровергнуть ее. Так вступление становится некой отправной точкой, драматургическим стимулом симфонии. Мрачный отблеск вступления лежит на главной теме I части. В ней сохраняется движение марша, но теперь оно отмечено тревожной поспешностью.
Облик этой темы во многом определяет характер всей части. Музыка постоянно стремится ввысь, словно пытаясь вырваться из тисков оцепенения, но неизменно откатывается вспять. Лишь ненадолго вспыхивает луч надежды: поэтичный вальсовый образ второй темы.

II часть
Вторая часть произведения становится сосредоточием добра и света, ее даже хочется назвать лирической. Она резко противостоит первой части и в то же время органично связана с нею. В упоительный мир мелодий второй части дважды, подобно шквалу, врывается главная тема вступления.

III часть. Вальс
Третья часть в симфониях композитора обычно представляет собой скерцо. Но в этой симфонии вместо скерцо оказывается нежный, мечтательный вальс. Это своего рода лирическое интермеццо, мир поэзии и покоя, фантазии и мечты…
Правда, в последние такты вальса прокрадывается «таинственная маска» — тема вступления из I части. С коварной ласковостью подстраивается она под ритм танца, внушая тревогу за исход драмы.

Финал
Однако начало финала сметает возникшие сомнения. Та же тема вступления звучит мажорно и величественно, знаменуя готовность человеческого духа к борьбе против мрачных, парализующих волю сил. Разгорается последняя, отчаянная схватка. Она начинается темой удалой и грозной пляски. Одна за другой вовлекаются в действие новые темы – импульсивные и короткие. Быстрая смена мелодий накапливает ощущение неустойчивости, беспокойства.
Наступает томительная пауза. И вот возвращается преображенная тема судьбы, открывавшая финал. Гимном человеку, победившему скорбь и неверие, звучит она. В героический марш трубы вплетают еще один обновленный образ – главную тему I части, перенесенную в ослепительный мажор. Этим последним красноречивым штрихом композитор заканчивает симфонию.

Вот уже почти 135 лет выдающиеся дирижеры пытаются открыть тайный смысл Пятой симфонии. Что происходит в её финале? Победа роковых сил или человека над судьбой? Эти извечные вопросы и совершенно удивительная, завораживающая красота музыки притягивают слушателей и исполнителей к этой симфонии Чайковского и по сей день.

https://www.muz-lit.info/симфония/5-симфония-чайковского/
https://orpheusradio.ru/programs/knak/2022-02-27/13873-chekhov-chaykovskiy-i-bliny
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fff...ovskii_Simfonia_5_Opisanie.htm
http://www.tchaikov.ru/symphony5.html
Рубрики:  русские творцы
литература
музыка
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку