-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 183247


Образы Пророка и Серафима в творчестве Михаила Врубеля

Четверг, 05 Июня 2008 г. 19:32 + в цитатник
La_belle_epoque все записи автора
Впервые к стихотворению А.С. Пушкина «Пророк» М.А. Врубель обратился в 1896 году в поисках сюжета для декоративных панно Нижегородской ярмарки. Этот замысел тогда не был осуществлен, сохранился лишь эскиз панно.


http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/26991.jpg


Так два образа шестикрылого Серафима божественного вестника и мучительно преображающегося Пророка вошли в мир врубелевской фантазии, стали частью его собственной образной системы, в которой им предстояли удивительные метаморфозы.

В картине «Пророк» (1898, ГТГ) Врубель находит композиционную формулу решения этой темы, вернее, сразу два композиционных канона, в дальнейшем неоднократно воспроизводимых художником, это двухфигурная композиция в полный рост и ее вариант с полуфигурами Пророка и Серафима.


http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/1460.jpg
Пророк, 1898


В своем нынешнем состоянии картина «Пророк» представляет собой верхнюю часть существовавшего первоначально произведения большего размера, разрезанного художником. В.Д. Милиоти вспоминает о посещении врубелевской мастерской на углу Пречистенки и Зубовской площади: «…Помню прислоненный к стене высокой комнаты его мастерской овальный сверху огромный холст с пушкинским Пророком. Были у стен и другие картины, зарисованные с двух сторон, причем часто с перерезанной пополам композицией на обороте. Врубель не стеснялся со своими вещами, богатство его фантазии торопило его от одной вещи к другой, щедрой рукой сыпал он сокровища, чтобы бросить их и перейти к новым. Кажется, что этот чудесный «Пророк» так и остался неоконченным. Осталась лишь иллюстрация в издании Пушкина».

Действительно, в графическом эскизе иллюстрации стихотворения «Пророк» (1899, ГТГ) для юбилейного издания сочинений А.С. Пушкина, зафиксирован и сохранен первоначальный вариант картины.



Интересно, что и нижняя часть живописной композиции «Пророк» сохранилась и живет своей автономной жизнью в качестве фона на одном из поздних портретов жены художника, известном как «Дама в лиловом» (1904-1905, ГРМ).


http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/grmr/grmj1833.jpg
Дама в лиловом, 1904-1905


При написании портрета первоначальное изображение оказалось нетронутым, что, конечно, легко объясняется тем, что портрет не был закончен.


http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/prophet.jpg


Возможно, Врубель специально сохранил его: так крылья Серафима становятся своеобразным камертоном образа Забелы, напоминают о ее портрете в роли «Царевны-Лебеди» .


http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/j_42.jpg
Царевна-Лебедь, 1900


Соединившиеся, казалось бы, случайно образы жены художника и Серафима, будут неразрывны в чреде дальнейших врубелевских интерпретаций пушкинского «Пророка», где лик Серафима вызывает в памяти лицо Забелы, а облик Пророка явно приобретает сходство с самим художником.

Автопортретность «Головы пророка» (1904-1905, ГТГ), являющейся подготовительным рисунком к работе «Видение пророка Иезекииля» (1906, ГРМ), легко прочитывается при сопоставлении ее с автопортретами Врубеля тех лет.


http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/9907.jpg
Голова пророка, 1904-1905


http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/grmr/grmr5857.jpg
Видение пророка Иезекииля, 1906


http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/3556.jpg?uid=1
Автопортрет, 1904-1905


Изображение той же головы, с еще более заостренными, изможденными чертами лица, можно найти в акварелях «Пророк. Перстами легкими как сон…» (1905, ВМП) и «Серафим» (1904-1905, ГТГ). В цепи превращений лица Забелы очень важен ее карандашный портрет 1904 года (ГТГ), который даже трудно назвать портретом в традиционном смысле слова.


http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/r4388.jpg
Портрет Н.И. Забелы-Врубель, 1904


Это фантастический, «ангельский» вариант образа. Дальнейшие трансформации черт лица Забелы прослеживаются в двух графических листах с изображением Серафима, происходящих из коллекции профессора Введенского (оба - 1904, ГТГ) и уже упомянутой акварели «Пророк. Перстами легкими как сон…» (1905, ВМП). Но особенно пугающе ее «узнавание» в последней картине «Шестикрылый Серафим» (ГРМ, 1904). В этом фантастическом существе современники видели соединение ангельского и демонического. Не случайно, практически сразу это произведение получило второе название «Ангел смерти…» и «Азраил» по ассоциации с двумя поэмами М.Ю. Лермонтова, тематически связанными с ранними редакциями «Демона».

«Шестикрылый Серафим» (1904-1905, ГТГ) прекрасен жуткой, пугающей красотой.



Шестикрылый Серафим, 1904-1905


Он возникает как неотвратимое, грозное, ослепительно сияющее видение живописная кладка холста подобна мозаике из драгоценных камней. Жест молитвенно воздетых рук Ангела одновременно и утешает и предостерегает. Композиция построена по принципу иконного предстояния: Серафиму-вестнику внемлет художник-зритель, находящийся непосредственно перед картиной, и весть-откровение словно обращена за рамки полотна, в пространство реального мира. В двух рисунках из коллекции профессора Введенского можно проследить композиционные поиски, предшествовавшие созданию «Шестикрылого Серафима».


http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/r-218.jpg?uid=2


Первоначально Врубель предполагал изобразить фигуру Серафима в полный рост. На одном из рисунков видно, что художник выделяет, очерчивая рамкой, фрагмент, точно соответствующий будущему живописному произведению.

Одновременно, исполненной для последней незавершенной художником работы (оба - 1904, ГТГ) и уже упомянутой акварели «Видение пророка Иезекииля…» (1906)», Врубель возвращается к динамичной двухфигурной композиции, найденной в «Пророках» 1898-1899 годов.

Однако различия в подходе к теме весьма существенны. Ранние пушкинские «Пророки» классический пример аллегорического изображения, где ключевые моменты поэтического текста отражены с помощью атрибутов Серафима змеи, меча и пылающего кадила. Теперь же, прошедший через горнило авторских интерпретаций, образ Серафима не нуждается более в поддержке-пояснении на уровне атрибутов. Художника интересует самый момент передачи и восприятия откровения. В композиции «Серафимов» (ГТГ), Врубеля более всего занимает сакральный жест божественного вестника, положение его рук.


http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/i/b/gtg/5749.jpg


Этот жест никак не удается художнику: руки Серафима переписываются бесконечное число раз, они вытягиваются до невероятных размеров, в результате чего ладони выносятся за рамки изображения, и фигура Пророка, отодвигаясь к краю листа, совсем исчезает за его пределами.

В картине Ангел смерти «Видение пророка Иезекииля» (ГРМ, 1906) художник покидает пушкинский контекст и находит для себя библейский первоисточник темы. В его композиции скрещиваются, противореча друг другу, статичная, иератическая формула «предстояния», найденная художником в работе «Шестикрылый Серафим. Азраил», и принцип динамичного диалога фигур вестника и пророка, разработка которого прослеживается, начиная с «Пророка» 1898 года. «Видение пророка Иезекииля» одно из самых сложных и загадочных произведений Врубеля. Весь лист испещрен многочисленными, наслаивающимися друг на друга изображениями ликов, глаз, крыльев. Традиционно это объясняется тем, что слепнущий художник, словно, ощупью наносил их. Такая перенасыщенность листа таинственно проступающими и тут же исчезающими в хаосе штрихов изображениями создает почти физическое ощущение движущейся, звучащей, «одухотворенной» среды. Может быть, она происходит из стремления Врубеля скрупулезно следовать тексту Библии «И я узнал, что это Херувимы. У каждого по четыре лица, и у каждого по четыре крыла, И под крыльями их подобия рук человеческих», «И все тело их, и спина их, и руки их, и крылья их, и колеса кругом были полны очей» (Книга пророка Иезекииля, 10). В.Я. Брюсов, посещавший художника в клинике во время работы над «Видением пророка Иезекииля», вспоминал: «Врубель долго объяснял мне, что до сих пор все неверно понимали то место Библии, где это видение описано. Врубелю нередко читали на ночь Библию, и он был изумлен, заметив, что обычное понимание видения неправильно, не соответствует прямым словам Библии. Тогда я не удосужился проверить это замечание, а теперь мне уже не хочется делать это: я предпочитаю верить Врубелю на слово».

Необычность пластического решения врубелевского «Видения пророка Иезекииля» допускает различные толкования. Возможно, дополнительные технологически исследования позволят восстановить этапы работы над этим произведением и помогут проникнуть в тайну его создания, но вряд ли в тайну постигнутого художником откровения. «Перед тем, что Врубель и ему подобные, приоткрывают перед человечеством раз в столетие я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим» (А.А.Блок).

И. Шуманова
Государственная Третьяковская галерея
Источник
Рубрики:  русские творцы
живопись
графика
Метки:  

Процитировано 8 раз

Аноним   обратиться по имени Пятница, 06 Июня 2008 г. 09:12 (ссылка)
La_belle_epoque, очень интересно!
Такого карандашного портрета Забеллы никогда не видела.
Демоны, пророки, Забелла... - как музыка.:))) Хотела из YouTube романс "Пророк" в исп. Шаляпина приклепить - не нашла. Жалко. Грандиозный был бы аккомпанемент к шестикрылому в царских бармах Серафиму.
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Пятница, 06 Июня 2008 г. 10:58 (ссылка)
Моди, если вдруг попадется, прикрепите, пожалуйста, я его не слышала.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 06 Июня 2008 г. 13:04 (ссылка)
La_belle_epoque, нашла!!!!:)))))))
Тут можно скачать: http://rusklarom.narod.ru/pushkin.htm
По алфавиту названий на "Пророк".
Не исполнение - театр! особенно финал потрясателен.
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Пятница, 06 Июня 2008 г. 13:13 (ссылка)
Моди, спасибо, жаль, что мы в школе ниччего такого на литературе не слушали!!! На слове "вырвал" у меня аж мурашки по коже!!!
Ответить С цитатой В цитатник
ЖКХомо   обратиться по имени Спасибо!!! Четверг, 17 Сентября 2009 г. 20:00 (ссылка)
Очень интересный пост, читал с огромным удовольствием...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 25 Октября 2010 г. 19:32 (ссылка)
прекрасно :)гдз физике жилко порно- девочек 12--16 лет форум сделаю минет порно фото 18 летние миньет тексты песен поиск по фразе дом2 новое эротическое фото любительская секс эротика порно сперма в рот онлайн запорно регулирующий клапан галереи секс парней тест геометрические фигуры брат оттрахал младшую сестру секс мульт фото фото галереи голеньких девушек порно интим парикмахерская сайты порно фото анны семенович днепропетровск секс порно фото анальный секс в ванной сценарии праздников для взрослых эротические извращенные гороскоп на на 1-10 декабря для скорпиона порно картинки анжелины джоли гандурас про секс мой муж займется оральным сексом негр трахает азиатку порно 70 80 годов порно фото гигантских членов репка видео порно смотреть онлайн видео скрытой камерой в туалете трофим минеты mature lez плотная грудь nubiles tosha порно на войне фото крутое порно скачать ролик изнасилование фото молоденьких целка википедия клитор и сиси фото видео бесплатно 2009 ujl восточный гороскоп ебля порно фото девочки рома жуков мы встретимся снова онлайн ролики смотреть бесплатно трах секс на один раз сексуальная жизнь после 45 лет besplatnoe порно запрещённые порно сайты нудисты-фото хочу еблю порно скрытая камера молоденькие русское школьное порно онлайн
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку