-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21101
Комментариев: 152354
Написано: 183458


Самая обаятельная балерина Тамара Карсавина

Суббота, 20 Апреля 2013 г. 23:28 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора


Тамара Карсавина



 Она была самой красивой из балерин Мариинского театра. Поэты наперебой посвящали ей стихи, художники писали ее портреты. Она была и самой образованной, и самой обаятельной.



«Вы — Коломбина, Соломея,

Вы каждый раз уже не та,

Но все яснее пламенея,

златится слово: «красота»…» 




Эти строки поэт-акмеист Кузьмин посвятил
в 1914 году Тамаре Карсавиной - родоначальнице принципиально новых течений исполнительства в балете 1920-х годов, признанной «царице Коломбин».



  Тамара Карсавина была внучатой племянницей знаменитого писателя и философа Алексея Хомякова. Родной брат Тамары Лев Карсавин был историком-медиевистом и самобытным мыслителем, за что вместе с другими был в 1922 году выслан из России на знаменитом «философском пароходе». Брат и сестра были дружны, Лев звал Тамару «знаменитой добродетельной сестрой», а она его – «молодым мудрецом».    
  

  Мама Карсавиной была выпускницей Института благородных девиц и много времени уделяла воспитанию детей, сама занималась со старшим сыном, а маленькая Тамара, играя рядом, слушала. Она рано научилась читать, и книги стали ее страстью. В доме их было великое множество. Отец покупал дешевые издания и сам переплетал их. Обладая прекрасной памятью, девочка легко заучивала наизусть поэмы Пушкина и любила их декламировать. Ее с детства влекло к театру. Но отец ее — Платон Карсавин, танцовщик Мариинского театра, а затем преподаватель Театрального училища, был против того, чтобы дочь шла по его стопам, Он считал, что у нее не «балеринский характер», что она слишком деликатна и застенчива и не сможет защитить свои интересы. И все же, поддерживаемая матерью, девочка стала готовиться к поступлению в училище. В день экзамена она очень волновалась. Конкурс был большой. Приняли всего 10 девочек, среди них была и Тамара.

  

  Училище находилось на Театральной улице (ныне улица Зодчего Росси). Впоследствии Карсавина писала: «Театральная улица навсегда останется для меня шедевром архитектуры. Тогда я еще была не способна оценить всю красоту, окружавшую меня, но я уже ощущала ее, и это чувство росло с годами». Именно поэтому книгу воспоминаний она назвала «Театральная улица».
   Первый год в школе не был отмечен особыми успехами. Но вскоре ее взял в свой класс П.Гердт, замечательный педагог, воспитавший многих известных балерин, в числе которых была и несравненная Анна Павлова. Девочка стала более артистичной, появилась уверенность. Гердт стал поручать ей главные роли в ученических спектаклях. Карсавина любила своего педагога и всегда вспоминала его с безграничной благодарностью. Она успешно выдержала выпускные экзамены, получила первую награду и право выбрать книгу. Тамара выбрала роскошное издание «Фауста» Гете. На титульном листе была надпись: «Тамаре Карсавиной за усердие и успехи в науках и танцах и за отличное поведение».

  После окончания Театрального училища в 1902 году Карсавина была зачислена в кордебалет Мариинского театра. В кордебалете она танцевала недолго, очень скоро ей стали поручать сольные партии. Но успех пришел не сразу. Она не походила на идеал балетной премьерши, олицетворением которого в то время была Матильда Кшесинская. У Карсавиной не было такого виртуозного блеска, напористости. Ей были присущи другие черты — гармония, мечтательность, томная грация. Критики писали о ней мало и весьма сдержанно. Самая большая похвала в ее адрес в одной из рецензий была: «не лишенная грации». Не жаловал ее и партер, заполненный поклонниками Кшесинской. Но день ото дня росла любовь к ней галерки, где было много студенческой молодежи.


Работала она много. Необходимо было совершенствовать технику, и она поехала в Милан, где занималась со знаменитой преподавательницей Береттой. Сменивший Петипа на посту балетмейстера труппы .Легат поощрял юную солистку. Она впервые получает главные партии в балетах «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Дон Кихот». Постепенно Карсавина становится любимицей труппы, начальства, значительной части публики. Ей покровительствовала Кшесинская.


  Но только сотрудничество с Фокиным принесло Карсавиной настоящий успех. Один из ведущих танцовщиков Мариинского театра, Фокин начал пробовать себя в роли хореографа. Используя классический танец, как основу, но стараясь избавить его от напыщенности, он обогатил танец новыми элементами и движениями, приобретавшими стилевую окраску в зависимости от времени и места действия. 
  Новаторство Фокина настроило против него значительную часть труппы. Но молодежь поверила в него и всячески поддерживала молодого хореографа. Карсавина
— одна из немногих актрис, сумевших воспринять, впитать идеи Фокина.
В образовании Тамары, формировании ее художественного вкуса огромную роль сыграл старший брат, студент философского факультета Университета. В их доме часто велись философские и художественные споры, обсуждались выставки, главным образом, художников возникшего тогда объединения «Мир искусства».

  Первой постановкой Фокина был балет «Виноградная лоза» на музыку Рубинштейна. Исполнительницей главной роли была Анна Павлова. Карсавину же он занимал лишь в сольных партиях. Когда возникла идея создания Дягилевских сезонов, содружество Дягилева, Фокина, Бенуа, Бакста представлялось Карсавиной «таинственной кузницей», где ковалось новое искусство. Бенуа писал о ней: «Таточка стала действительно одной из нас. Она была самой надежной из наших ведущих артистов, и все ее существо отвечало нашей работе». Она никогда не капризничала, не предъявляла требований. Придя в труппу Дягилева первой солисткой Мариинского театра, имея в репертуаре несколько ведущих партий, она согласилась на положение второй балерины. Уже в следующем парижском сезоне, когда труппу покинула Павлова, Карсавина стала исполнять все главные роли.

  Тамара Карсавина умела ладить и с обладавшим бурным темпераментом Фокиным, и с Нижинским — человеком весьма сложным и непредсказуемым. Ее очень любил Дягилев и как бы ни складывались обстоятельства, и какие бы реформы он не вводил, ее это не затрагивало. За 10 лет антрепризу Дягилева пришлось покинуть почти всем, кто создавал ее вместе с ним: ушли Фокин, Бенуа, Бакст и многие другие. Но Карсавиной он был верен до конца. Для нее же Дягилев всегда оставался непререкаемым авторитетом. В тот день, когда она закончила работу над книгой «Театральная улица», она узнала о смерти Дягилева. Тогда Карсавина решила написать третью часть книги, предпослав ей такой эпиграф: «Я закончила эту книгу 29 августа 1929 года и в тот же день узнала печальную новость о смерти Дягилева. Посвящаю эту последнюю часть его незабвенной памяти, как дань моего бесконечного восхищения и любви к нему».

  Настоящая слава Карсавиной связана с сезонами русского балета в Париже. Крупнейшие деятели культуры Франции называли его «открытием нового мира».

  В Карсавиной Фокин нашел идеальную исполнительницу. Их удивительно органичный дуэт с Вацлавом Нижинским стал украшением всех программ Русских сезонов. Героини Карсавиной в фокинских балетах были разными. Это Армида — обольстительница, сошедшая с гобеленов ХVIII века, из «Павильона Армиды». Шаловливая, очаровательная Коломбина из «Карнавала». Романтичная мечтательница, уснувшая после бала и в грезах вальсирующая с кавалером в постановке «Призрак розы». Античная нимфа Эхо, лишенная собственного лица в постановке «Нарцисс». Кукла-балерина из русского балагана в постановке «Петрушка». Дева-птица из балета «Жар-птица». Но все эти, такие непохожие образы, связывала одна тема — тема красоты, красоты роковой, губительной.

  Ошеломляющий успех в Париже имели балеты на русскую тему: «Жар-птица» и «Петрушка». Оба они были созданы специально для Карсавиной и Нижинского. Карсавина писала: «Я влюблена в «Петрушку» и «Жар-птицу» Игоря Стравинского. Это действительно новое слово в балете. Тут музыка и балет не пригнаны друг к другу, а составляют одно…» На следующий день после премьеры «Жар-птицы» во французских газетах появились восторженные рецензии, в которых имена главных исполнителей были написаны с артиклем: «La Karsavina», «La Nijinsky», что означало особое восхищение и уважение.

  Георг Барбье. Тамара Карсавина в балете "Жар-птица" 1914

  Фокин использовал высокий прыжок Карсавиной — Жар-птица разрезала сцену как молния, и, по словам Бенуа, походила на «огненного феникса». А когда птица оборачивалась чудом-девой, в ее пластике появлялась восточная истома, ее порыв как бы таял в изгибах тела, в извивах рук. Подобно «Умирающему лебедю» Анны Павловой, «Жар-птица» Тамары Карсавиной стала одним из символов времени. Великолепна была Карсавина и в «Петрушке». Фокин считал ее лучшей, непревзойденной исполнительницей куклы-балерины.

 

Леон Бакст. Тамара Карсавина в балете "Жар-птица" 1910

С русской балетной труппой сотрудничали многие французские композиторы и художники. К.Дебюсси и М.Равель, Ж.Л.Водуайе и Ж.Кокто, П.Пикассо и М.Шагал. Почти все они с большой нежностью и уважением относились к Карсавиной.
  После феноменального успеха в Париже Карсавину буквально засыпали предложениями, ее хотели видеть в Англии, Италии, Америке, Австралии. Балерина подписала контракт с Лондоном. Первое время она чувствовала себя там очень неуютно — ни одного знакомого, полное отсутствие языка. Но обаяние этой женщины покоряло и притягивало, вскоре появились друзья и поклонники. Англия полюбила Карсавину.

Джон Сингер Сарджент.  Тамара Карсавина в балете "Тамар"

  В Петербурге Карсавину обожала вся творческая интеллигенция. В артистическом клубе «Бродячая собака» собирались артисты, поэты, музыканты. Художник Судейкин расписал стены подвала, где располагался клуб. Гримасничающие и смеющиеся  герои сказок Гоцци — Тарталья и Панталоне, Смеральдина и Бригелла приветствовали входящих, как бы приглашая их принять участие в общем веселье. Программы носили импровизированный характер. Поэты читали свои новые стихи, актеры пели, танцевали. Существовала особая процедура приема в члены клуба.
  В день рождения,
в 1914 году Карсавину пригласили в «Бродячую собаку» и попросили исполнить импровизированный танец. После этого друзья преподнесли ей только что вышедший из печати сборник «Букет для Карсавиной», включавший произведения известных поэтов и художников, созданных в ее честь.


Тамара Карсавина в балете Сильфида. Худ. Сорин. 1910 

Михаил Кузмин писал ей:

Полнеба в улице далекой

Болото зорь заволокло,

Лишь конькобежец одинокий

Чертит озерное стекло.

Капризны беглые зигзаги:

Еще полет, один, другой...

Как острием алмазной шпаги

Прорезан вензель дорогой.

В холодном зареве, не так ли,

И Вы ведете свой узор,

Когда в блистательном спектакле

У Ваших ног - малейший взор?

Вы - Коломбина, Саломея,

Вы каждый раз уже не та,

Но все яснее пламенея,

Златится слово "красота". 


Писала и Ахматова:

Как песню, слагаешь ты легкий танец -

О славе он нам сказал, -

На бледных цеках розовеет румянец,

Темней и темней глаза.

И с каждой минутой все больше пленных,

Забывших свое бытие,

И клонится снова в звуках блаженных

Гибкое тело твое. 


За Карсавиной ухаживал знаменитый питерский донжуан Карл Маннергейм (государственный деятель Финляндии, построивший линию Маннергейма, в начале века служивший офицером царской армии). Ею безумно увлекся лейб-медик двора Сергей Боткин, позабыв ради Тамары жену, дочь основателя галереи Павла Михайловича Третьякова. Хореограф Фокин три раза делал ей предложение, получая отказ.

Последний раз она выступала на сцене Мариинского театра в роли Никии в балете «Баядерка». Многие считали эту роль лучшей в ее классическом репертуаре. Вскоре после этого она навсегда покинула родину. Ей было 33 год


Немецкий документальный фильм 1925 года режиссера Вильгельма Прагера.

В сцене из балета "Сильвия" Делиба па-де-де исполняет Т. Карсавина и П. Владимиров. Но только замедленная сьёмка способна отобразить всю красоту и силу искусства Карсавиной.

 (424x700, 33Kb)
В. А. Серов. Портрет балерины Карсавиной. 1909

  Тамара Карсавина была избрана вице-президентом Британской Королевской Академии танца и занимала эту почетную должность в течение 15 лет.

  Перу Карсавиной принадлежит несколько книг по балету, в том числе пособие по классическому танцу. Ею разработан новый метод записи танцев. Она перевела на английский язык книгу Новерра «Письма о танце». «Театральная улица» была издана в Лондоне в 1930 году, через год вышла в Париже, и только в 1971 году воспоминания Карсавиной были переведены на русский язык и вышли в России.

В 1965 году в Лондоне широко отмечалось 80-летие Карсавиной, на этом торжестве говорили о её удивительном обаянии и силе духа.

  Тамара Платоновна Карсавина прожила долгую, очень достойную жизнь. Умерла она в Лондоне 25 мая 1978 году в возрасте 93 лет.

http://chtoby-pomnili.com/

Рубрики:  театр
Метки:  

Процитировано 13 раз
Понравилось: 16 пользователям

Prudent   обратиться по имени Суббота, 20 Апреля 2013 г. 23:50 (ссылка)
спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Минор   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 01:06 (ссылка)
Спасибо большое,процитировала
Ответить С цитатой В цитатник
Лара-эм   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 01:23 (ссылка)
спасибо, прекрасный рассказ!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Наум_Левин   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 08:11 (ссылка)
С удовольствием цитирую.Спасибо,пост насыщенный и интересный!
Ответить С цитатой В цитатник
mevara   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 08:50 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Дорифа   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 12:54 (ссылка)
Спасибо! Цитирую с удовольствием!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 16:45 (ссылка)

Ответ на комментарий Prudent

Пожалуйста!
джиллиана (500x281, 7Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 16:47 (ссылка)

Ответ на комментарий Минор

Мажор
благодарюза (300x300, 80Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 16:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Лара-эм

Пожалуйста, Лара!
красота (510x382, 947Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 17:04 (ссылка)

Ответ на комментарий mevara

Драгоценная благодарность!
подснежник (500x417, 271Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 17:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Дорифа

Я рада, что Вам понравилось сообщение о Тамаре Карсавиной
весенние (699x525, 151Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 17:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Наум_Левин

Спасибо, Наум, за приятный отзыв! Желаю благоденствия!
Ответить С цитатой В цитатник
OlgaCHET   обратиться по имени Воскресенье, 21 Апреля 2013 г. 21:48 (ссылка)
Спасибо. Очень интересное сообщение. А я слышала, что с Маннергеймом она была в тайном браке.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку