Александр_Ш_Крылов все записи автора
Самым прославленным портретистом конца XVIII — начала XIX века был английский живописец Томас Лоренс (Thomas Lawrence)

(1769, Бристоль — 1830, Лондон). Родился будущий портретист 13 апреля 1769 года в Бристоле в семье владельца гостиницы.
Художественный талант Лоренса проявился рано, уже в 10 лет он был известен своими карандашными рисунками. В 1782 семья поселилась в Бате, где подросток скоро прославился пастельными портретами модного общества, приезжавшего на воды. После переезда в Лондон в 1787 он посещал несколько месяцев классы Королевской академии художеств, будучи, однако, уже сложившимся мастером. В Лондоне начинает работать маслом, и первые же заказы приносят ему успех. Написанный в 1789 Портрет королевы Шарлотты (Лондон, Нац. галерея) утвердил его как художника высшей аристократии. В 1792 Лоренс становится главным живописцем короля. Вместе с тем он был широко известен и в среде богемы. Своей манерой, сложившейся в эти годы, он стремился продолжить традиции Рейнолдса, но его холсты лишены интеллектуальной насыщенности и глубины характеристик последнего. Некоторая поверхностность в трактовке образов искупалась в его произведениях изяществом рисунка и линии, блеском колористических решений, умением придать модели живость и непринужденность позы. Свобода его работы кистью граничит порой с небрежностью, оставляя в некоторых полотнах ощущение незаконченности.
Особой непосредственности полны его живописные наброски и незавершенные портреты, а также изображения молодых леди и детей. В 1790-х Лоренс отдает дань т. н. "большому стилю" (Grand Manner). Обратившись к тематической живописи, он создает знаменитую композицию в духе Фюсли, окрашенную мрачным романтическим чувством, — Сатана, созывающий свои легионы (1797, Лондон, Королевская академия художеств). В 1794 мастер был избран членом Королевской академии художеств. Следующие 20 лет его стиль почти не изменяется. Он лишь становится после 1800 несколько строже, колорит приглушенней. Новый поворот, а затем и взлет карьеры Лоренса происходит после 1815, когда он был удостоен рыцарского звания. Спустя три года был послан в Европу писать портреты государственных деятелей, священнослужителей и военачальников, причастных к низвержению Наполеона (большинство ныне в галерее Ватерлоо в Виндзоре).
Sir Thomas Lawrence "Автопортрет. 1787
Андрей Волконский играет Прелюдию и Фугу Баха No.8 in E flat Minor BWV 853
Два года, проведенные на континенте, сделали его первым английским живописцем, получившим мировое признание. Им восхищался и даже пытался подражать Делакруа. Виртуозность кисти, личное обаяние, умение польстить модели открыли ему двери многих королевских домов. Его влияние достигло России через творчество Дж. Доу. По возвращении на родину в 1820 был избран президентом Королевской академии художеств. В 1824 выставлялся в Салоне в Париже. С одной стороны, Лоренс был последним крупным художником, завершившим своим творчеством великую традицию английского портрета XVIII в., с другой — некоторая экзальтированность и театральность в постановке фигур, порой подчеркнутая небрежность прически и костюма вполне соответствуют байроническому духу посленаполеоновской Европы и выдают в нем мастера, работавшего в эпоху романтизма. Несмотря на налет сентиментальности, присущей поздним его произведениям, в последние годы им было создано несколько прекрасных портретов, прежде всего полных изящества женских изображений. Будучи знатоком искусства, собрал блестящую коллекцию рисунков старых мастеров. В целом Лоренс оказал большое влияние на европейский портрет XIX в., хотя слава самого художника закатилась довольно скоро после его смерти.

"Портрет С. Р. Воронцова" 1805, Эрмитаж
Семён Романович Воронцов известный российский государственный деятель в 1784 г. был назначен посланником в Лондон. В Англии он оставался более 20 лет, заслужил расположение английского общества и оказал немалые услуги России, благодаря своей твердости и дальновидности.
Занимая пост главного художника короля, а с 1820 года президента Королевской Академии художеств, Лоренс получал множество заказов. Живописец работал не только в Англии, но и во Франции, Австрии, Италии, с отточенным виртуозным мастерством писал Лоренс портреты членов королевской семьи, видных политических и военных деятелей, женские и детские портреты. Более живы и непосредственны созданные им портретные этюды. К таким, например, относится портрет молоденькой актрисы Салли Сиддонс (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), запечатлевший тип своеобразной утонченной женской красоты.

"Портрет Салли Сиддонс" ГМИИ им. Пушкина

"Портрет герцога Веллингтона" 1816
Когда слава художника, как выдающегося портретиста, распространилась по всей Европе, Георг IV заказал Лоренсу серию портретов, изображающих всех главных противников Наполеона. Хотя надпись на картине гласит, что герцог изображен во время битвы при Ватерлоо, весьма сомнительно, что Веллингтон смог бы сохранить такую театральную позу среди кипящего вокруг жестокого сражения.
Подход Лоренса к портрету более условный и уравновешенный, чем у Антуана Гро, написавшего динамичный портрет противника Веллингтона, Наполеона. Однако так же как Гро, Лоренс стремился создать романтический образ великого и победоносного полководца. Лучшие картины Лоренса наделены большой выразительностью, а худшие, вероятно, были написаны для уплаты долгов: хотя доходы художника были значительными, ему постоянно недоставало денег.
Эффектный талант сэра Томаса Лоренса, сменившего Рейнолдса на посту президента Королевской Академии, соединялся с проницательным умом, что позволило живописцу стать известным коллекционером, а также определило выпавший на долю художника жребий писать портреты европейских государей, сражавшихся против Наполеона (заказ исходил от английского короля Георга IV, и ныне эти портреты находятся в Зале Ватерлоо Виндзорского замка). Скончался Томас Лоренс 7 января 1830 года в Лондоне.
В свое время имя Томаса Лоуренса пользовалось общеевропейской известностью. Иметь портрет, выполненный знаменитым английским живописцем, почитали за честь государи, высшие церковные иерархи, военачальники, крупные дипломаты и светские львицы. Невольная идентификация Лоуренса с очень порочным Принцем Регентом повредила его репутации в Великобритании, где его работы лучше представлены в семейных коллекциях, чем в музеях. В настоящее время пересматривается отношение к творческому наследию этого выдающегося портретиста.

"Portrait of Arthur Atherley as an Etonian" "Портрет Артура Этерли в костюме выпускника Итона" 1791

"Портрет Сары Марты (Салли) Сиддонс" (1775-1803), дочь актрисы Сары Сиддонс (1755-1831)
Портрет Салли Марты Сиддонс в белом платье с розовой шалью, сидящей на берегу пруда на фоне лесистого пейзажа написан около 1795 года. Закоренелый холостяк сэр Томас Лоуренс в 1797 году был обручён с Салли Сиддонс, однако помолвка была расторгнута, так как ему также нравилась её сестра Мария. Вскоре сёстры умерли. Вот такая случилась трагическая история, которая стала одной из изюминок биографов художника написавших "Историю любви художника", которая была опубликована в 1904 году Освальдом Кнаппом.

"John Fawcett "

"Портрет королевы Шарлотты" 1789

"Портрет королевы Шарлотты" 1789, фрагмент, "Queen Charlotte"

"Portrait of Lady Wall Court in making music" 1825

"Sir Graham Moore"


"Frederick William Steward" 1818

"Portrait of Harriott West (later Mrs. William Woodgate)"

""Frederick John Robinson, 1st Earl of Ripon"

"Портрет Э. Уэлсли-Поул"

"Портрет Давида Лиона" 1825

"Достопочтенный Джордж Фейн "

"Дети Гимальди"

"Юлия"

"Портрет К.-В.-Л. Меттерниха"

"Portrait of Miss Caroline Fry" 1820-30

"Михаил Семенович Воронцов" 1821

"Дарья Христофоровна Ливен"
Ливен Дарья Христофоровна (в девичестве Бенкендорф, Доротея, сестра шефа жандармов графа А. Х. Бенкендорфа) (1785-1857).
Агент русской разведывательной службы. В 1800 году вышла замуж за двадцатитрехлетнего военного министра, графа Х. А. Ливена и находилась в близких отношениях с царствующей семьей. В 1809 году Ливен - посол в Берлине, а в 1812 году - в Лондоне. Там и начала свою разведывательную карьеру его супруга, которая имела постоянную переписку по вопросам российской внешней политики с графом Несельроде, министром иностранных дел. В то время она становится одной из центральных фигур реализации политики "Священного союза". В 1818 и 1822 годах по личному приглашению Александра I участвовала в Аахенском и Веронском конгрессах "Священного союза". В 1834 году Ливены покинули Лондон.

ТОМАС ЛОРЕНС "Автопортрет" ок. 1787–1788

Thomas Lawrence "Автопортрет"

"Рastel de jeunesse"

"Portrait Sketch of Two Boys"

"Napoleon II"
Франц, герцог Рейхштадский. Он же - Наполеон Франсуа Жозеф Шарль Бонапарт, король Римский. Он же - Наполеон II. Он же – единственный законный ребенок и наследник императора Наполеона, вошедший в историю под прозвищем «Орленок» (L’Aiglon).

"Princess von Lieven line engraving by William Bromley"


"Portrait of Frederick Lock of Norbury Park, Surrey"

"Portrait Of The Honourable Sophia Upton"

"Condesa Therese Czernin"

"Портрет Люси Лоуренс, матери художника"

"Леди Гамильтон"

"Адмирал Нельсон"

"Портрет Александра I"

"Портреты Френсиса Бэринга" 1807

"Маргарет-графиня Блессингтонская" 1822

"George III of the United Kingdom" (1738-1820)

"Георг IV"

"Portrait of King George IV (1762-1830)

"Мария Каролина Неаполитанская, вдовствующая герцогиня и предводительница партизан-роялистов" 1825

"Элизабет Фаррен" 1790, НьюЙорк, музей Мерополитен

"Профиль джентльмена"

"Portrait of the Children of John Angerstein"

"Marquise de Blaizel"

"Portrait of Midshipman Michael Daintry"


"Мужской портрет"


"Портрет Чарльза Стюарта"
Именно Стюарт поощрял Принца Регента оказывать покровительство художнику, что способствовало созданию Лоуренсом парадных портретов государственных деятелей союзнических государств и Англии в победе над Наполеоном.
Чтобы закончить этот ряд, Лоуренс путешествовал на материке между 1818 и 1820 годами, посещая Экс, Вену и Рим.
Там он, по-видимому, нарисовал свой самый большой портрет Папы римского Пия VII, который, как замечали его современники, конкурировал успешно с великими живописцами прошлого, включая Рафаэля и Тициана.

"Портрет леди Элизабет Коненгем" 1821-24

"Портрет Римского Папы Пия VII"


"William Wilberforce" Портрет Уильяма Уилберфорса (1759-1833)
Одним из ближайших друзей Лоуренса был художник Джозеф Фэрингтон(Farington), который был наставником и консультантом. В 1807 году он выступал в качестве посредника с банкиром Томасом Куттсом, имеющим дело с огромными долгами Лоуренса, составляющими 27 000£, весьма ошеломляющей суммой. В 1820, сразу по возвращению художника с материка, Фэрингтон советовал Лоуренсу не посещать встречу в Королевской Академии, где он был избран президентом в качестве приемника Бенджамина Уэста (Benjamin West).

"Portrait of Lady Maria Anne Oglander" (1785 - 1855) 1820

"Портрет Александра I"

"Mrs. Robert Burnett Jones"


"Harriet Anne count Belfast"

"English actor John Philip Kemble as Hamlet in 1802" Английский актёр Джон Филипп Кембле в роли Гамлета" 1802


"John Arthur Douglas Bloomfield, 2nd Baron Bloomfield" 1830


"Сыновья графа Толбота" 1793

"Portrait of Mary Anne Bloxam" 1824-25

"Portrait of Frederick H. Hemming" 1824–25


"Дети семьи Энгерстайн"

"Леопольд I (король Бельгии)"


"Портрет Артура Уэлсли"

"Принц-регент, позже Георг IV" (1762-1830), 1816

"Francisco II de Austria, Emperador Romano"


"Вильям Ланей"

"Анна, леди Чарльз Кавендиш Бентинк"

"Ребекка"

"Portrait of Mary Countess of Inchiquin"

"Children sir John Julian"

"Anne Goddard lady Lethbridge"

"A Gypsy Girl" (Цыганская девочка)


"Philip Yorke (1757-1834), Third Earl of Hardwicke"

"Pinkie (Sarah Barrett Moulton)" 1794

"Portrait Of George Nugent Grenville, Lord Nugent"


"Portrait of mrs Ayscoghe Boucherett with her two eldest children" 1794

"Emily Anderson Little Red Riding Hood"

"Portrait Of Mrs Annesle"

"Портрет Розамунды Крокер" 1827, фрагмент

"АВТОПОРТРЕТ" 1825
Источник информации:
http://smallbay.ru/article/culture_england_lourens.html