В 1981 году в Принстоне был опубликован тест на умение слушать (как человек реагирует на проблемы другого)
Есть четыре типа ответной реакции:
Ответ-сопереживание:
"Конечно тяжело когда вот так...", "тебя сильно задело!?", "да, неприятно, когда..."
В этих ответах нет осуждения. Вы даете понять, что уловили суть ситуации. Такие ответы прекрасно налаживают контакты и взаимопонимание и раскрывают человека.
Прекрасный ответ для выслушивая нытья. Чаще всего ждут именно такой реакции. Главное не заигрываться в сопереживание, а то в нытье можно утонуть.
Ответ-совет
"Тебе нужно ...", "тебе следовало бы...", "нужно прямо с ним поговорить..."
Тут все просто. Ответ, дающий решение данной ситуации (по мнению слушателя конечно).
Это не самодостотаточный ответ, т.к. в чистом виде может сложиться ощущение что вы как всезнайка плевать хотели на проблемы других.
Ответ-вопрос
"А почему это сделал?", "а когда все это началось?"
Прояснение ситуации и обстоятельств для более глубокого понимания. Но опять же, если человеку просто хочется пожаловаться, дополнительные вопросы кажутся допросом.
Ответ-критика
"Не надо было ...", "если бы ты так не...", "зачем надо было так..."
В первую очередь это не согласие слушателя с позицией "пострадавшего", осуждение, оценка. Очень отрезвляющее ответы, особенно, если человек закопался в своих эмоциях и ходит по кругу. Иногда без критики сложно человека реанимировать. Но этот ответ безусловно не самодостаточный.
В идеале следует сочетать разные ответы, в зависимости от ситуации и человека.