Король танго - Оскар Строк |
Оскар Давыдович Строк (6 января 1893 — 22 июня 1975) — латвийский, российский и советский композитор. Выдающийся мелодист, прозванный еще при жизни «королём танго».
Строк родился в Динабурге (Российская империя; ныне Латвия). Учился в Петербургской консерватории по классу фортепиано и работал как аккомпаниатор на эстраде и в кинематографе. Ему приходилось аккомпанировать на концертах многим звёздам эстрады, в частности выдающейся певице Надежде Плевицкой.
Основные годы жизни и творчества Строка прошли в Риге, жил также в Париже, Берлине, Харбине, Алма-Ате и Москве. Во время Второй Мировой войны, находясь в составе фронтовых концертных бригад действующей армии, он создал множество патриотических песен (среди которых - "Мы победим", "Фронтовой шофер"). В эти военные годы были у Оскара Строка и совместные гастроли с Клавдией Шульженко. Выступал как композитор, солист и аккомпаниатор, принял участие в конкурсе на создание Государственного Гимна СССР и в работе над саундтреком к кинофильму "Котовский" .
После войны легкая и танцевальная музыка западного образца оказывается под запретом. Оскара Строка - автора свыше трёхсот танго и других музыкальных произведений, исполняемых лучшими оркестрами многих стран мира, исключают из Союза композиторов Латвии, посчитав его музыку безыдейной. В Советском Союзе новые пластинки с записями его песен и инструментальных композиций начинают выходить лишь в начале 70-х гг.
Перу Оскара принадлежат такие танго как «Черные глаза», «Скажите, почему», «Лунная рапсодия». Многие песни исполнял Пётр Лещенко.
Оскар Давыдович Строк умер 22 июня 1975 года. Пресса не сообщила об этом. На похоронах были только его близкие друзья.
Единственная книга о жизни О. Строка «Оскар Строк– король и подданный» Анисима Гиммерверта была издана в Москве в 2006 г.
Будущий «король танго» родился в Динабурге в районе современного Нового строения в 1893 году и был самым младшим в семье из восьми детей. Его отец, армейский музыкант, всех своих детей приобщал к музыке. Способности проявили исключительно сыновья, а самым талантливым из всех оказался Оскар, или, как его ласково называли в семье, – Ося. В возрасте 11 лет О. Строк уехал из Динабурга и поступил в Петербургскую консерваторию.
Первый романс на стихи Пушкина "Я вас любил" он написал в десять лет и с удовольствием вспоминал об этой "пробе пера" всю жизнь, а в двенадцать нотное издательство Петербурга выпустило ноты двух его романсов. Тем не менее, карьера и популярность связана с Ригой, куда он переехал в 1923 году из Санкт-Петербурга. Именно на 20-30-е годы приходится расцвет его творчества. В этот период О. Строк написал свои всемирно известные романсы, такие как «О, эти чёрные глаза», «Скажите, почему», «Я помню лунную рапсодию», «Татьяна», которые до сих находятся в репертуаре не только европейских, но и японских оркестров.
На пике славы композитор наслаждался ею, как мог: женщины, бега, азартные игры, роскошные вечера. Такой образ жизни лишил его большинства средств и загнал в долги. После разгульных 20-х О. Строк остепеняется, заводит семью, расплачивается с кредиторами, постепенно дела налаживаются. Советская власть также ничего не изменила в жизни композитора, он продолжает сочинять и концертировать.
Всё изменила вторая мировая война. Семья О. Строка успела эвакуироваться из Риги. Устроив жену и детей в Алма-Ате, он всю войну проводит в действующей армии в составе фронтовых бригад.
После войны О. Строк остаётся не у дел: «лёгкая» музыка оказалась не в почёте у советской власти. Чтобы прожить, музыкант выступает в ресторанах, иногда в домах отдыха и санаториях. В начале 60-х возвращается популярность, произведения чаще звучат в эфире, но это уже всё не то. Запреты и унижения расшатали здоровье, и в 1975 году он умирает.
Из статьи Людмилы ВЕССЕЛЬ:
После нескольких десятилетий забвения имя «короля танго» снова возвращается в родной город.
КОМПОЗИТОР, СТАВШИЙ КОРОЛЕМ
Короли бывают разные: нефтяные, автомобильные, короли-законодатели мод... Несмотря на многие различия, их объединяет одно - они не для всех. Они для своей сферы, за пределами которой их знать не знают. А вот человек, написавший "Черные глаза", действительно, король для всех. Автор популярнейшего танго родился в нашем городе. И ему была посвящена первая международная конференция "Оскар Строк: жизнь в музыке".
СОБЫТИЕ
Это весьма солидное мероприятие стало возможным в рамках проекта Даугавпилсской городской думы "Музыка, которая объединяет". Проект, руководимый И.Горкиной, получил финансирование Латвийского Фонда общественной интеграции и реализуется уже в течение всего нынешнего года. Стоит напомнить, что на праздновании Дней города звучали мелодии Строка, и горожане имели возможность любоваться музыкально-танцевальным шоу на ступенях у старого корпуса ДУ. А теперь наступило время серьезной научной конференции. Она оказалась удивительно насыщенной презентациями и докладами. В.Маргевич познакомил участников конференции со своим документальным фильмом об Оскаре Строке, Ф.Осина презентовала очередной, девятый номер "провинциального альманаха "Hronos" , полностью посвященный "королю танго". Из Германии с докладом "Планета Оскара Строка" приехал музыковед, пианист, исследователь истории русского танго и непосредственно творчества Строка Д.Драгилев, из Москвы - автор единственной пока книги о Строке "Оскар Строк - король и подданный" А.Гиммерверт. Очень интересными были выступления гостей из Беларуси, Риги и преподавателей нашего университета. Воспоминаниями охотно делились друзья и родственники Строка.
Вообще, наверное, особенностью конференции можно считать сочетание строгой научности с удивительной теплотой ощущений от личных встреч и бесед с Оскаром Давидовичем. А когда в зале зазвучали популярные мелодии с живыми комментариями автора ( записть начала 70-х любезно предоставил друг и помощник О.Строка В.Волков), то атмосфера научного форума стала просто романтической и интимной. И удивляться нечему - король танго ведь сам был романтиком и жизнелюбом до самых последних своих дней.
ГЕРОЙ
В подтверждение предыдущей мысли - один пример. В 70-е годы О. Строку уже перевалило за восемьдесят. И вот однажды в трамвае какая-то девушка кинулась уступить место "старичку". Он изменился в лице и …вышел на следующей остановке. Как это ему - мужчине, джентльмену - юная дама уступает место?! Вроде мелочь, но как многое она раскрывает в характере.
В 11 лет была - Петербургская консерватория, создание вальсов, романсов, "звездный" круг общения… Возвращение в Ригу в 1922 году, а в 1929 появляется танго "Черные глаза". Его, как сейчас сказали бы, "раскрутке" Строк во многом обязан сотрудничеству с популярным в Европе оркестром Марека Вебера. Двадцатые-тридцатые годы - время бурного творчества, бурных романов, бурных и не всегда удачных коммерческих проектов. Композитор и музыкант едва не угодил в долговую тюрьму, так как кафе, которое он открыл, стремительно прогорело. Но все это - жизнь, и воздух пока не перекрыли… Войну Оскар Строк провел в эвакуации в Алма-ате, сотрудничал с оркестром Шульженко, выступал в составе фронтовых бригад. После войны приехал в Москву, начал работать с Утесовым. Однако надвигались мрачные времена, и воздуха становилось все меньше. В 1946-м на Пленуме Союза композиторов творчество Строка получило определение "кабацкой мещанской музыки". Оскар Давидович окончательно вернулся в Ригу, возможно, надеясь, что здесь царят более человеческие нравы. Увы: Рига не могла ослушаться "старшего брата" (точнее - сестру Москву), и в 1949 году Строка исключили из Союза композиторов Латвии. Дальше - долгие годы забвения и практического запрета на музыку.
Вот еще одна зарисовка. Родственники вспоминают, что в начале 70-х, приехав на время в Москву, в холле гостиницы Строк увидел двух элегантных особ, в одной из которых узнал жену русского художника, француженку. Он "припал к ручке" обеим дамам. Вторая "ручка" принадлежала министру культуры Фурцевой. "Что это за старичок?" - спросила она некоторое время спустя. - "Так это же ваш знаменитый композитор, король танго Оскар Строк, - ответила иностранка. - "Что ты мне сказки рассказываешь! - возмутилась Фурцева. - Он жил в другом веке и вообще не в Советском Союзе." В чем-то Фурцева была права: свободный человек в СССР если и жил, то только в глубокой внутренней эмиграции.
Все-таки незадолго до смерти в 1975 году Оскар Давидович дождался выхода пластинки, официальной настоящей пластинки Всесоюзной фирмы грамзаписи "Мелодия", со своими песнями. Но настоящее возвращение маэстро началось в 90-е годы и продолжается сейчас. Прошедшая конференция - яркое тому свидетельство.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
Автор этой заметки вечером дома, обдумывая материал, давила на кнопки телевизионного пульта. И вдруг на канале НТВ-мир появился Александр Малинин и запел…."Черные глаза". В неожиданной аранжировке, включающей в себя и фрагменты "Очей черных". А внизу экрана появились титры "Музыка и слова - О.Строк". Почему-то стало приятно. Наверное, патриотизм… Как говорит современная молодежь, Строк forever.
Использованы материалы Википедии и http://www.dautkom.lv/?lang=ru&id=3&full=1&n=249&item=2592
А теперь предлагаю послушать музыку короля танго Оскара Строка
Неаполитанское танго
Рубрики: | музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |