NADYNROM все записи автора
А вообще я сейчас наглейшим образом помучаю еще чуть-чуть всех темой Рафаэля и поэзии=)))
К биографии и творчеству Рафаэля у большинства давно уже сложилось трепетно-восторженное отношение. Жан Огюст Доминик Энгр писал о нем следующее:
«Рафаэль был не только величайшим живописцем, он был прекрасен, он был добр, он был все!.. Рафаэль писал людей добрыми; все его персонажи имеют вид честных людей ...Рафаэль был счастлив. Да, но это потому, что он был по природе божественно неприкосновенен».
Рафаэль. "Автопортрет"
Аполлон Майков
Renaissance
[К юбилею Рафаэля Санцио]
В светлой греческой одежде,
В свежем розовом венке,
Ходит юноша по свету
С звонкой лирою в руке.
Под одеждой кармелиток,
Преклонясь пред алтарем,
Дева тает в умиленьи
Пред небесным женихом.
Тот вступает в сумрак храма —
Очи встретилися их —
Миг — и кинулись друг к другу,
Как невеста и жених.
«Для него во мне спасенье»,—
Мыслит дева; он шептал:
«Я нашел его — так долго
Убегавший идеал!..»
Идут в мир — и, где ни ступят,
Всюду клики торжества,
Дух смягчающие слезы
И прозренье божества!
Особый интерес у людей искусства вызвали легенды об отношениях между Рафаэлем и его возлюбленной Форнариной. Принято считать, что ее настоящее имя было Маргерита Лути, а прозвище она получила по профессии отца-булочника.
О ее жизни известно мало. И все это только на уровне гипотез. Основная версия истории её жизни гласит, что Форнарина была дочерью пекаря Франческо Люти из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере. Как гласят полулегендарные рассказы, девушка была римской любовью художника, который встретил её случайно, влюбился, выкупил её у отца за 3 000 золотых и снял ей. Форнарина оставалась его возлюбленной Рафаэля до самой смерти художника, но верностью ему отнюдь не отличалась. Говорилось, что у нее возникали романы с заказчиками Рафаэля и даже с его учениками.
Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля (сплетня гласит, что ему стало плохо в её постели) достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок. Хотя также есть версия, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла, хотя она могла уйти и сама. Еще есть версия, что незадолго до смерти художник женился на ней, поэтому в монастыре она обозначила себя как его законная вдова.
Также считается, что Рафаэль изобразил ее как минимум на двух своих знаменитых полотнах:
«Форнарина»
и
«Дама под покрывалом» («Дона Велата», «Дам под вуалью»)
Также считается, что она стала моделью для ряда мадонн художника, включая Сикстинскую.
У
Эдуарда Межелайтеса» есть замечательное стихотворение о Рафаэле и Форнарине:
Рафаэль
Так не хватало небу, чтоб этот росток прихотливый,
Сын итальянского неба, ангел по имени Рафаэль,
Убаюканный синевой с серебристым отливом,
Этот безумец, покинувший колыбель,
На Землю сойдя, избрал моделью портрета
Дочь римского пекаря Форнарину, пахнущую пирогом
Из яблочек райских,- была мастерская согрета
Запахом райской пекарни, и раем стал его дом,-
Небу так надобно это!..
А этот побег живучий -
Ангел по имени Рафаэль - покинул тесные небеса
И небу не повиновался. И, словно сквозь тяжкие тучи,
Сквозь пелену к сету пробились его глаза.
Пальцы, касавшиеся небес синевы голубиной,
Сжали волосяную кисть, и на холсте зацвели
Краски, звучные, будто бронза и дантовские терцины, -
И бывший ангел становился сыном Земли.
Губы его молились:-О, лицо твое, Форнарина,
Белого мрамора - словно в пене морсеой
Зачатая Афродита!.. Лишь розовый цвет мандарина
Напоминает щеки твои!.. И локон твой -
Цвета вселенского мрака, Млечным Путем текущий,
И на волнах его, переливаясь, блестит звезда
Из серебра челлинтевского. (Я ангел чертовски везучий:
Влюбился, а красками лишь поигрываю иногда...)
Как налитые плоды в благодатную осень,
покачиваются глаза на тоненьких венках бровей.
Уста ее запечатлеть? Или, палитру отбросив,
В губы ее целовать и не краской, а кровью своей
Их написать? - И, вняв человеческому желанию,
Модель улыбнулась, но улыбкой божественною вполне...
А мастера мучает совесть - внезапная, злая:
Кажется, будто они поменялись ролями. Женщина на полотне,
Дочь римского пекаря Форнарина - стала ангелом светлым,
А он - снизошедший на Землю ангел, изобразивший ее,-
Стал человеком. Но никогда не пахло так спело
Яблоком райским простое его жилье...