-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 183677


Праздничная одежда крестьян

Четверг, 28 Июля 2016 г. 10:01 + в цитатник
Отрада все записи автора Как это было: сарафан, сборник, душегрея и другая праздничная одежда русских крестьян


Праздничная одежда русских крестьян

Яркие костюмы русской праздничной одежды сохраняли традиционные формы в крестьянской среде до начала XX века. Были в русском народном костюме и девичьи венцы, которые напоминали царские короны, и расшитые жемчугом кокошники, которые передавались по наследству, и понева для замужних женщин и самые разнообразные сарафаны.

Сборник

Женский головной убор сборник. Центральная Россия. Конец XVIII в. Парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.

Женский головной убор сборник. Центральная Россия. Конец XVIII в. Парча, ситец, рубчатая шелковая лента с тканым узором, золотные галун и бахрома, бисер, фольга, блестки; низание.

Сборниками на Руси называли группу женских головных уборов. Уже в самом названии отражается особенность их кроя: верхняя часть была оформлена сборками (складками), которые образовывали этакий гребень. Этот гребень не только создавал неповторимый вид головного убора, а имел магический смысл – защита и продолжение рода.


Русский сборник - популярный головной убор.

У сборников в разных регионах России были существенные отличия. В одних областях они походили на кокошники, в других – на повойники. Повойниками называли головные уборы замужних женщин, которые выглядели как мягкая шапочка, под которую убирались волосы, заплетенные в две косы.





Во многих российских губерниях, особенно в Центральной России и в северных регионах, сборники использовали как свадебный головной убор, который надевали на новобрачную на второй день свадьбы или после венчания.

Понева


Понева - как элемент праздничного русского костюма.

Девушки на Руси носили подпоясанные рубахи, а костюм замужней женщины назывался «понева». Так, в Тульской губернии поневу одевали на девушку, когда её засватывали, и она становилась невестой. А в Орловской губернии поневу девушка надевала только на свадьбе.


Традиционная русская понева.

Понева – это, по сути, фартук наоборот, который повязывается сзади, чтобы согревать. Стоит отметить, что функциональность в вопросах моды и раньше не очень учитывалась. Главное – красота. Поневу традиционно делали нарядной и красивой, навевали только по большим церковным праздникам, например, на Пасху. И потом целый год она лежала свёрнутой в сундуке.

Рубахи


Область Уральского казачьего войска. Первая четверть XX века. Рубаха-рукава, сарафан, пояс.

Уральские казаки свято чтили свои старинные порядки и придерживались традиционного быта вплоть до начала XX века. Распространялось это и на одежду. Женщины носили костюмы, которые состояли из сарафана и рубахи.


Наряды уральских казачек.



Такой костюм считается характерным для центральных и северных российских губерний. До середины XIX века уральские казачки носили в качестве головного убора круглые объемные кокошники.

Сарафаны


Такие разные русские сарафаны.

Основной одеждой русский северных губерний был сарафан (от иранского sеrāрā – «одетый с головы до ног»). Сарафаны были прямые, распашные, глухие. Так, глухой сарафан шили из одного полотнища ткани, а распашной, популярный в Приуралье, - из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых застёжек или пуговиц. Позднее появился прямой сарафан на лямках.


Русские сарафаны.

Самыми популярными расцветками сарафанов были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый. Отдельную нишу занимали свадебные сарафаны, которые шили из шёлка или парчи. Как правило, выбор ткани зависел от достатка семьи.

Душегрея


Душегрея.

Душегрея – так называлась верхняя однобортная женская одежда наподобие кофты, которая одевалась поверх сарафана. Для крестьян это была праздничная одежда, а для знати – повседневная. Душегрейки шили из плотных и дорогих тканей – из бархата и парчи.

Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/150716/30430/
ebe9b92e1f33 (568x56, 35Kb)
Рубрики:  интересные статьи
«документальное»
Метки:  

Процитировано 18 раз
Понравилось: 33 пользователям

olychca   обратиться по имени Четверг, 28 Июля 2016 г. 10:14 (ссылка)
Отрада, Спасибо большое! Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Четверг, 28 Июля 2016 г. 13:21 (ссылка)
"Тьмы низких истин нам дороже. нас возвышающий обман",.. когда читаю такое, всё время задаюсь вопросом, для чего создают эту "карамельно-шоколадную" сказку?
Ответить С цитатой В цитатник
Аэрогриль   обратиться по имени Четверг, 28 Июля 2016 г. 13:31 (ссылка)
Не похожи на славянские костюмы.
Ответить С цитатой В цитатник
Отрада   обратиться по имени Пятница, 29 Июля 2016 г. 02:29 (ссылка)
olychca, рада, что понравилось! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Отрада   обратиться по имени Пятница, 29 Июля 2016 г. 02:30 (ссылка)
aleksyri, что по Вашему должно быть в экспозиции музея, рваные рубахи с заплатками?:)
Ответить С цитатой В цитатник
Отрада   обратиться по имени Пятница, 29 Июля 2016 г. 02:31 (ссылка)
Аэрогриль, на что похоже?
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Пятница, 29 Июля 2016 г. 07:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Отрада

Отрада, смотря какого музея, если этнографического, то конечно рубахи с ластовицами и вышивкой по вороту. которые были единственным "декоративным" элементом, если музей костюма, то тогда не стоит называть одежду "крестьянской".
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Пятница, 29 Июля 2016 г. 08:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Аэрогриль

Похоже на опереточное представление о славянском костюме)).
Ответить С цитатой В цитатник
розаАзора   обратиться по имени Пятница, 29 Июля 2016 г. 09:46 (ссылка)

Ответ на комментарий aleksyri

http://www.sevprostor.ru/istorija/istorija/984-pra...henshchin-russkogo-severa.html
aleksyri, вот вам только одна ссылка - о костюме крестьянок русского Севера, достаточно подробная и хорошо иллюстрированная. Крестьяне жили тяжело - кто ж поспорит, но праздничные костюмы у них были, и замечательно красивые.
Ответить С цитатой В цитатник
avistrix   обратиться по имени Пятница, 29 Июля 2016 г. 10:22 (ссылка)

Ответ на комментарий aleksyri

Как - для чего? Чтобы скрепы не раскрепились.
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Пятница, 29 Июля 2016 г. 13:16 (ссылка)

Ответ на комментарий розаАзора

За ссылку спасибо, но нельзя не обратить внимание на то, что большинство фотографий явно "постановочные". то-есть, судить по ним о крестьянском костюме всё равно. что представлять современную одежду по фото с показов Юдашкина)).А жили крестьяне по разному, в сословной России крестьянами числились подчас люди имеющие значительные состояния, также. к примеру все балерины крепостных театров были крестьянками, но дать их фото с подписью "крестьянские балерины" наверное всё же некорректно будет)).
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Пятница, 29 Июля 2016 г. 13:18 (ссылка)

Ответ на комментарий avistrix

avistrix, да втом-то и дело. что такие картинки напрочь могут все "скрепы" снести - ежели так жили, то откуда ж тогда революция, зачем потребовался "ликбез" и прочее.
Ответить С цитатой В цитатник
GIPATIYA   обратиться по имени Пятница, 29 Июля 2016 г. 16:44 (ссылка)
Не надо тут ля-ля, все костюмы настоящие - музейные экспонаты. Не было единого славянского костюма, даже в соседних поселениях были свои отличия.
Ответить С цитатой В цитатник
avistrix   обратиться по имени Пятница, 29 Июля 2016 г. 18:06 (ссылка)

Ответ на комментарий aleksyri

Ну так плохие ррррэволюционэры (из жидов, разумеется), так и погубили русское крестьянство и еще тогда скрепы раскрепили. А сейчас - наоборот: снова женщин обрядим в длинные сарафаны, а головы - под повойник. А еще лучше - сразу в паранджу. Чтобы совсем уж скрепоносно.
Ответить С цитатой В цитатник
Отрада   обратиться по имени Суббота, 30 Июля 2016 г. 02:02 (ссылка)
Исходное сообщение aleksyri
к примеру все балерины крепостных театров были крестьянками, но дать их фото с подписью "крестьянские балерины" наверное всё же некорректно будет)).

Поэтому, подпись обычно бывает "крепостные балерины", что самой собой подразумевает - они были крестьянками.
А, главный важный момент в том, что все экспозиции делаются не людьми с улицы и не дилетантами, а людьми с учёными степенями, которые всю жизнь изучают это направление не сидя в сети, а проезжая тысячи км. от села к селу. И с лёгкостью могут сказать, какой текст зашифрован в вышитой рубахе или рушнике. Не говоря уже, к какой местности относится сарафан.
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Суббота, 30 Июля 2016 г. 07:59 (ссылка)

Ответ на комментарий avistrix

avistrix, так опять не складывается)) - при "погублении" крестьянства родился так милый и дорогой сердцу скрепоносцев СССР.
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Суббота, 30 Июля 2016 г. 08:06 (ссылка)

Ответ на комментарий Отрада

[QUOTE]Исходное сообщение Отрада


Поэтому, подпись обычно бывает "крепостные балерины", что самой собой подразумевает - они были крестьянками.

Не были они крестьянками, балеринами были, но оставались формально принадлежащими крестьянскому сословию.А что до "зашифрованных текстов", так не только этнографы. но и сами вышивальщицы могут весьма приблизительно определить значение элементов декора. Ко всему, что написано о "дописьменном" периоде истории (не только российской) нужно относиться скептически, не более как к гипотезам.
Ответить С цитатой В цитатник
avistrix   обратиться по имени Суббота, 30 Июля 2016 г. 16:51 (ссылка)

Ответ на комментарий aleksyri

А вот хочут оне такой симбиоз: и чтобы было, как в сесесере - и чтобы при этом дамы в сарафанах, сидящие дома с детьми, и прочие скрепы; и чтобы цены савецкие, но зарплаты - современные; и чтобы научный прогресс и компьютеры - и чтобы без прививок и ГМО, и вообще всё только "без пиндосов и гейропейцев проклятых"; и чтобы лечили по современной медицине - и чтобы чудесные пояса и прочие РПЦшные артефакты сию минуту исцеляли - много чего хотят оне-с. Вспомним гоголевскую Настасью Тихоновну: "Если бы нос Петра Ивановича, приставить к губам Семен Семеновича..."
Но, как сказал солнцеликий наш, "это всё только ваши хотелки."
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Суббота, 30 Июля 2016 г. 20:22 (ссылка)

Ответ на комментарий avistrix

avistrix, да. винегрет в головах ( и не только) ещё тот)).Бабченко читаете? - Странные танцы
Ответить С цитатой В цитатник
avistrix   обратиться по имени Суббота, 30 Июля 2016 г. 20:24 (ссылка)

Ответ на комментарий aleksyri

Нет, не приходилось.
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Воскресенье, 31 Июля 2016 г. 09:58 (ссылка)

Ответ на комментарий avistrix

У него в ЖЖ чудная рубрика есть - "Кафка больше ада!"))
Ответить С цитатой В цитатник
avistrix   обратиться по имени Воскресенье, 31 Июля 2016 г. 14:00 (ссылка)

Ответ на комментарий aleksyri

А можно ссылочку?
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Воскресенье, 31 Июля 2016 г. 22:27 (ссылка)

Ответ на комментарий avistrix

avistrix, - http://starshinazapasa.livejournal.com/929967.html - это те же "Странные танцы" под постом - метки, одна как раз та самая, только кликнуть.
Ответить С цитатой В цитатник
avistrix   обратиться по имени Понедельник, 01 Августа 2016 г. 16:47 (ссылка)

Ответ на комментарий aleksyri

Благодарю, нашла, читаю сейчас. Только, в отличие от Бабченко, я уже и возмущаться не хочу. Вот многие меня спрашивают (а лиру и напоминалки присылает) - дескать, почему в дневник ничего не пишешь? А вот неохота - зачем? Чтобы получать дурацкие комментарии, судя по которым многие и не читают твой пост вообще, просто свое драгоценное мнение надо где-то высказать. Куда лучше сидеть в прострации и иногда писать ядовитые комментарии, обличающие глупость и неграмотность. А ответы не читать - если человек пишет ответ на замечание о неграмотности, то вряд ли, чтобы поблагодарить.
Обычно отвечают такую прелесть: "Пост не мой, так у автора было написано"(!). Но в посте ссылок-то - нет! То есть совершенно простодушно признаются в копипастничестве и просто в воровстве, а также в неспособности даже проверить на ошибки то, что стырено из сети.
Или отключать комментарии... Только зачем тогда вообще всё? В НЛ я за 10 лет была 1(один!) раз, а так все многочисленные ПЧ только в списке и существуют. Никто никому не интересен
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Вторник, 02 Августа 2016 г. 00:36 (ссылка)

Ответ на комментарий avistrix

Да, общение оскудевает.
Ответить С цитатой В цитатник
Отрада   обратиться по имени Вторник, 02 Августа 2016 г. 02:08 (ссылка)
Исходное сообщение aleksyri
[QUOTE]Исходное сообщение Отрада


Поэтому, подпись обычно бывает "крепостные балерины", что самой собой подразумевает - они были крестьянками.

Не были они крестьянками, балеринами были, но оставались формально принадлежащими крестьянскому сословию.А что до "зашифрованных текстов", так не только этнографы. но и сами вышивальщицы могут весьма приблизительно определить значение элементов декора. Ко всему, что написано о "дописьменном" периоде истории (не только российской) нужно относиться скептически, не более как к гипотезам.

Скептически можно относиться ко всему вокруг. Этим страдают люди с завышенной самооценкой и огромными нереализованными амбициями.
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Вторник, 02 Августа 2016 г. 07:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Отрада

Я не стану обижать Вас, вашим подробным психологическим портретом)).Скепсис - начало познания, вспомните хотя бы историю про число лапок у мухи, которое Аристотель считал равным четырём)).
Ответить С цитатой В цитатник
Отрада   обратиться по имени Среда, 03 Августа 2016 г. 01:24 (ссылка)
aleksyri,мне жаль Вас.....
Ответить С цитатой В цитатник
aleksyri   обратиться по имени Среда, 03 Августа 2016 г. 07:29 (ссылка)

Ответ на комментарий Отрада

Отрада, на здоровье)).
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина-л   обратиться по имени Среда, 03 Августа 2016 г. 11:41 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку