-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 183677


К дню рождения Михаила Юрьевича Лермонтова

Понедельник, 15 Октября 2012 г. 17:11 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора



Михаил Юрьевич Лермонтов

Сегодня, 15 октября, исполняется 198 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Лермонтова. Произведения одного из ключевых деятелей отечественной литературы любят и ценят представители всех поколений, его творчество олицетворяет целую эпоху в русской поэзии. Сегодня мы вспоминаем некоторые из лучших стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова, посвященных женщинам, оставившим след в его судьбе.           


Михаил Врубель. "Григорий Печорин на диване"
 


***


Оставь напрасные заботы,

Не обнажай минувших дней;

В них не откроешь ничего ты,

За что б меня любить сильней!

Ты любишь — верю — и довольно;

Кого — ты ведать не должна,

Тебе открыть мне было б больно,

Как жизнь моя пуста, черна.

Не погублю святое счастье

Такой души и не скажу,

Что недостоин я участья,

Что сам ничем не дорожу;

Что всё, чем сердце дорожило,

Теперь для сердца стало яд,

Что для него страданье мило,

Как спутник, собственность иль брат,

Промолвив ласковое слово,

В награду требуй жизнь мою;

Но, друг мой, не проси былого,

Я мук своих не продаю. 


***


Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно... потому что весело тебе.


Михаил Врубель "Тамара и Демон"


***


Зови надежду сновиденьем,

Неправду — истиной зови,

Не верь хвалам и увереньям,

Но верь, о, верь моей любви!



Такой любви нельзя не верить,

Мой взор не скроет ничего;

С тобою грех мне лицемерить,

Ты слишком ангел для того. 


***


Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.


Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.


Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.


Михаил Врубель "Голова Демона на фоне гор"


***


За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.


Михаил Врубель "Свидание Тамары и Демона"

***


Я опущусь на дно морское, 

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное —

Люби меня.....!


— И он слегка

Коснулся жаркими устами

Ее трепещущим губам; 



Соблазна полными речами

Он отвечал ее мольбам.

Могучий взор смотрел ей в очи.

Он жег ее. — Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал


Неотразимый, как кинжал.

Увы! злой дух торжествовал!

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный, ужасный крик


Ночное возмутил молчанье.

В нем было все: любовь, страданье,

Упрек с последнею мольбой,

И безнадежное прощанье —

Прощанье с жизнью молодой.


Михаил Врубель "Демон сидящий"

Лермонтов был не только поэтом и прозаиком, но и талантливым художником.

Рисунки, картины Лермонтова



Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828—1832 г.


Пейзаж с двумя березами. 

Акварель М.Ю. Лермонтова. 

1828—1832 г.


Тройка, выезжающая из деревни. Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832 - 1834 г.



Тройка, выезжающая из деревни. 

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 

1832 - 1834 г.


Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. Акварель М. Ю. Лермонтова. 1835 г.

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. 

Акварель М. Ю. Лермонтова. 

1835 г.

Портрет молодой женщины (В. А. Лопухина?).

Портрет молодой женщины (В. А. Лопухина?). 

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш.

1832—34 г.

Эмилия, героиня драмы «Испанцы»

Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?). 

Акварель М.Ю. Лермонтова.

1830—31 г.

Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева)

Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева). 

Акварель М. Ю. Лермонтова.

1835—38 г.

Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?).

Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?). 

Акварель.

Юнкер Л. Н. Хомутов. Карандаш

Юнкер Л.Н. Хомутов. 

Карандаш.

1832—34 г.

Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар.


Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар. 

Карандаш.

1832 - 34 г.


Скачущий всадник и наброски мужских голов.

Скачущий всадник и наброски мужских голов. 

Перо, чернила.

1832—34 г.

Эпизод из маневров в Красном Селе. 1834—35 г.

Эпизод из маневров в Красном Селе. 

Сепия. (Утрачена в 1941 году)

1834—35 г.

Дуэль. 1832—34 г.

Дуэль. 

Перо, чернила.

1832—34 г.

Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова. 1840—41 г.

Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова. 

Перо, чернила.

1840—41 г.

Портрет офицера в шинели. 1832—34 г.

Портрет офицера в шинели. 

Карандаш.

1832—34 г.

Конногренадер. 1832 г.)

Конногренадер.

Перо, чернила.

1832 г.

Карикатуры на офицеров. 1832—34 г.

Карикатуры на офицеров. 

Карандаш.

1832—34 г.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. Лермонтов

Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. 

Масло.

1837 г.

Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары

Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. 

Карандаш.

1837 г.


Сцена из кавказской жизни. 

Масло.

1838 г.

Крестовый перевал. 1837—38 г.

Крестовый перевал. 

Масло.

1837—38 г.

Пляска грузинок на плоской кровле. 1837 г.)

Пляска грузинок на плоской кровле. 

Итальянский карандаш.

1837 г.

Тифлис. 1837 г.) Рисунок Лермонтова

Тифлис. 

Карандаш.

1837 г.

Вид Тифлиса. 1837 г.)

Вид Тифлиса. 

Масло.

1837 г.

Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). 1837—38 г.

Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). 

Масло.

1837—38 г.

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. 1837—38 г.)

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.

Автолитография, раскрашенная акварелью. (Название дано Лермонтовым.)

1837—38 г.

Эпизод из сражения при Валерике. 1840 г.)

Эпизод из сражения при Валерике. 

Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 

1840 г.

При Валерике. Похороны убитых. 1840 г.)

При Валерике. Похороны убитых. 

Акварель.

1840 г.

Вид горского селения. Лермонтов 1840—41 г.)

Вид горского селения. 

Итальянский карандаш.

1840—41 г.

Перестрелка в горах Дагестана. 1840—41 г.)

Перестрелка в горах Дагестана. 

Масло.

1840—41 г.

Кавалерийская схватка. Лермонтов

Кавалерийская схватка. 

Сепия.

1830—32 г.

Офицер верхом и амазонка.

Офицер верхом и амазонка. 

Карандаш.

1840—41 г.

Вид Пятигорска. Лермонтов

Вид Пятигорска. 

Масло. 

1837 г.

Столыпин А. А.  (Монго) в костюме курда.

Столыпин А. А.  (Монго) в костюме курда. 

Акварель М.Ю. Лермонтова. 

1841 г.

Черкес. Картина работы Лермонтова

Черкес. 

Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 

1838 г.

Картина Лермонтова. Воспоминания о Кавказе.

Воспоминания о Кавказе. 

Картина М. Ю. Лермонтова. 

Масло. 

1838 г.

Герцен А.И. - Из статьи "Русская литература: Михаил Лермонтов"

  Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник, потомок одного из виднейших родов русской аристократии1. Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им на смерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа. 

  Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения. Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде несправедливости и угнетения. С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии.
  Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу.
  Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования. Герои Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография. Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств объективного поэта. Ничего подобного. Многие его произведения — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, — доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не подсказанные его собственным. Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что их творческий гений никогда не может полностью освободиться от личных переживаний, впечатлений, раздумий.
  Подобные натуры обычно появляются в периоды упадка устоявшихся форм общественной жизни, в переходное время, когда в обществе господствует скептицизм и нравственное разложение. Кажется, что в такие времена в них одних находят убежище чистейшие идеалы человечества; только их устами они провозглашаются. Они клеймят пороки общества, обнажая свои собственные раны, ошибки и внутреннюю борьбу, и в то же время они искупают и исцеляют этот прогнивший мир, раскрывая красоту и совершенство человеческой натуры, в тайны которой может проникнуть только гений. В их творчестве слиты воедино эпос и лирика, действие и размышление, повествование и сатира. Барбье и более всего Байрон представляют этот тип поэта; оба они, как и Пушкин, оказали на Лермонтова немалое влияние. Пушкин научил его тайнам русского стиха; подобно Байрону он глубоко презирал общество; у Барбье он учился сатире и чеканным формам ее выражения. Но влияния эти ни в малейшей степени не подавили его самобытности, скорее, напротив, они лишь усилили и отточили ее.
  Что, однако, особенно примечательно в творчестве Лермонтова — это реализм, который составляет, пожалуй, наиболее характерную черту русской литературы вообще. Обладая живой и впечатлительной натурой, громадной наблюдательностью, удивительной способностью впитывать в себя впечатления других, русские обладают, по-видимому, всеми необходимыми свойствами, чтобы реализм — эта несомненная основа сегодняшнего искусства — получил широкое развитие в их литературе. Лермонтов, куда бы он ни обращал мысль, всегда остается на твердой почве реальности, и этому-то мы и обязаны исключительной точности, свежести и правдивости его эпических поэм, равно как и беспощадной искренности его лирики, которая всегда есть правдивое зеркало его души.

Источник: http://lermontov.info/

миша (700x483, 165Kb)Выхожу один я на дорогу

Рубрики:  поэзия
Метки:  

Процитировано 42 раз
Понравилось: 36 пользователям

LERARS   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 17:30 (ссылка)
Спасибо, посмотрела и прочитала с большим интересом!
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 17:31 (ссылка)
Спасибо!
92305416_89502097_77654358_67641000_510668837 (400x261, 116Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Yail   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 17:40 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
zelenvik   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 17:52 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
olimpi   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 18:02 (ссылка)
Очень люблю Лермонтова, спасибо за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Dvaglazza   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 18:37 (ссылка)
Спасибо =)
Ответить С цитатой В цитатник
dima_555   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 19:58 (ссылка)
Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 20:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Dvaglazza

И Вам спасибо за интерес
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 20:59 (ссылка)

Ответ на комментарий olimpi

И я люблю ярко талантливого поэта Лермонтова. Спасибо Вам
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 21:08 (ссылка)

Ответ на комментарий zelenvik

И Вам спасибо и всего доброго
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 21:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Yail

Пожалуйста. Всего хорошего. Тамара
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 21:20 (ссылка)

Ответ на комментарий nomad1962

Не стоит благодарности
радужныймосттайвань (640x435, 171Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 21:23 (ссылка)

Ответ на комментарий LERARS

Очень рада, что Вам, Лера, было интересно
Ответить С цитатой В цитатник
Валентинка-голубка   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 22:19 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
НинВлада   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2012 г. 22:45 (ссылка)
Томаовсянка, спасибо за пост!великий великий поэт,прозаик,художник...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 11:28 (ссылка)
Бабушке Михаила Юрьевича Лермонтова
Надежда Рябинина
Елизавета Алексеевна Арсеньева
======================================
Из исторических фактов доказано,
Я читала, и много о нём.
На судьбе, ему было указано,
"Вспыхнет факелом- ясным огнём"!

Он родился ребёнком болезненным.
Его мать не должна и родить.
Родила- в помощь силы небесные,
До пяти лет не мог он ходить.

У окошка, что в маленькой горенке,
Где стояла кроватка- светло.
Прилетала к нему птица- горлинка,
И на волю звала всё его.

И при лунном сияющем свете,
Видел он чудеса от небес.
Ангел, в розово-белом рассвете,
Божий дар ему в руки принес.

И в пять лет он стихами одаривал,
Всю семью, и дворовых ребят.
Говорил, ночью видит он ангелов,
И всю ночь, они с ним говорят.

А потом, в муках маялась матушка.
Умирала, просила простить.
И всю жизнь отдала ему бабушка,
Лишь стараниям её,стал он жить.

Безнадёжно больного, усталого,
Чтобы жизнь снова в нем возродить,
Двадцать с лишнем обозов ,без малого,
Ей пришлось в Пятигорск снарядить.

С февраля и до самого мая,
Шли обозы путём на Кавказ.
Лошадей на стоянках меняя,
Чтобы воздух тех, гор его спас.

Она знала, что только источник,
Из целебной, волшебной воды,
Горный воздух, что свежестью сочен,
Божий свет- сбережет от беды.

Он поправился силы набрался.
Стал, как горный поток клокотать.
Лихо, так на коня он взбирался,
Мог по горным тропинкам скакать.

Лишь её доброта и стремление,
Хоть и нрав у неё был крутой.
Столько вложено было терпения.
Он согрет был её добротой.

Ведь она ему жизнь сохранила.
Без неё бы, он был обречён.
И всю жизнь его боготворила,
Ведь он внуком был ей наречен.

...Вот пришло теперь время почтения.
Её имя нам надо назвать.
Я надеюсь, что после прочтения,
Каждый будет, теперь её знать: ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСЕЕВНА АРСЕНЬЕВА
=====================================
15 октября – день рождения М.Ю. Лермонтова (1814–1841), русского поэта.


© Copyright: Надежда Рябинина, 2011
Свидетельство о публикации №111021410499
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
sem_lozinsky   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 11:51 (ссылка)
Спасибо! Всегда восхищаюсь Лермонтовым! И особая благодарность за Герцена - не знал этот текст.
Ответить С цитатой В цитатник
Вера_Разумбаева   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 13:22 (ссылка)
М. Ю. Лермонтов, великий поэт!!! Вам огромное спасибо , что предоставили возможность вновь обратиться к его замечательным стихам.
Ответить С цитатой В цитатник
ludmila-polinastep1958   обратиться по имени Михаил Юрьевич Лермонтов Вторник, 16 Октября 2012 г. 16:32 (ссылка)
QUOTE]и]Исходное сообщение про_искусство /i]



Михаил Юрьевич Лермонтов

Сегодня, 15 октября, исполняется 198 лет со дня рождения великого русского поэта, прозаика и драматурга Михаила Лермонтова. Произведения одного из ключевых деятелей отечественной литературы любят и ценят представители всех поколений, его творчество олицетворяет целую эпоху в русской поэзии. Сегодня мы вспоминаем некоторые из лучших стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова, посвященных женщинам, оставившим след в его судьбе.            море]




Михаил Врубель. "Григорий Печорин на диване"
 


***


Оставь напрасные заботы,

Не обнажай минувших дней;

В них не откроешь ничего ты,

За что б меня любить сильней!

Ты любишь — верю — и довольно;

Кого — ты ведать не должна,

Тебе открыть мне было б больно,

Как жизнь моя пуста, черна.

Не погублю святое счастье

Такой души и не скажу,

Что недостоин я участья,

Что сам ничем не дорожу;

Что всё, чем сердце дорожило,

Теперь для сердца стало яд,

Что для него страданье мило,

Как спутник, собственность иль брат,

Промолвив ласковое слово,

В награду требуй жизнь мою;

Но, друг мой, не проси былого,

Я мук своих не продаю. 


***


Мне грустно, потому что я тебя люблю,

И знаю: молодость цветущую твою

Не пощадит молвы коварное гоненье.

За каждый светлый день иль сладкое мгновенье

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно... потому что весело тебе.




Михаил Врубель "Тамара и Демон"


***


Зови надежду сновиденьем,

Неправду — истиной зови,

Не верь хвалам и увереньям,

Но верь, о, верь моей любви!



Такой любви нельзя не верить,

Мой взор не скроет ничего;

С тобою грех мне лицемерить,

Ты слишком ангел для того. 


***


Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.


Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.


Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.




Михаил Врубель "Голова Демона на фоне гор"


***


За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне

Недолго я еще благодарил.




Михаил Врубель "Свидание Тамары и Демона"

***


Я опущусь на дно морское, 

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное —

Люби меня.....!


— И он слегка

Коснулся жаркими устами

Ее трепещущим губам; 



Соблазна полными речами

Он отвечал ее мольбам.

Могучий взор смотрел ей в очи.

Он жег ее. — Во мраке ночи

Над нею прямо он сверкал


Неотразимый, как кинжал.

Увы! злой дух торжествовал!

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный, ужасный крик


Ночное возмутил молчанье.

В нем было все: любовь, страданье,

Упрек с последнею мольбой,

И безнадежное прощанье —

Прощанье с жизнью молодой.




Михаил Врубель "Демон сидящий"

Лермонтов был не только поэтом и прозаиком, но и талантливым художником.

Рисунки, картины Лермонтова











Пейзаж с двумя березами. 

Акварель М.Ю. Лермонтова. 

1828—1832 г.
Мне Лермонтов нравился даже чуточку больше, чем Пушкин то ,что он был рисовальщик, я знала, а вот то, что он писал пейзажи -узнала впервые ,спасибо!!!











Тройка, выезжающая из деревни. 

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 

1832 - 1834 г.








Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой. 

Акварель М. Ю. Лермонтова. 

1835 г.







Портрет молодой женщины (В. А. Лопухина?). 

Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш.

1832—34 г.







Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?). 

Акварель М.Ю. Лермонтова.

1830—31 г.







Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева). 

Акварель М. Ю. Лермонтова.

1835—38 г.







Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?). 

Акварель.







Юнкер Л.Н. Хомутов. 

Карандаш.

1832—34 г.









Школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Дортуар. 

Карандаш.

1832 - 34 г.








Скачущий всадник и наброски мужских голов. 

Перо, чернила.

1832—34 г.







Эпизод из маневров в Красном Селе. 

Сепия. (Утрачена в 1941 году)

1834—35 г.







Дуэль. 

Перо, чернила.

1832—34 г.







Светская сцена. Рисунок М. Ю. Лермонтова. 

Перо, чернила.

1840—41 г.







Портрет офицера в шинели. 

Карандаш.

1832—34 г.







Конногренадер.

Перо, чернила.

1832 г.







Карикатуры на офицеров. 

Карандаш.

1832—34 г.







Военно-Грузинская дорога близ Мцхета. 

Масло.

1837 г.







Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. 

Карандаш.

1837 г.







Сцена из кавказской жизни. 

Масло.

1838 г.







Крестовый перевал. 

Масло.

1837—38 г.







Пляска грузинок на плоской кровле. 

Итальянский карандаш.

1837 г.







Тифлис. 

Карандаш.

1837 г.







Вид Тифлиса. 

Масло.

1837 г.







Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами). 

Масло.

1837—38 г.







Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.

Автолитография, раскрашенная акварелью. (Название дано Лермонтовым.)

1837—38 г.







Эпизод из сражения при Валерике. 

Рисунок М.Ю. Лермонтова, раскрашен Г.Г. Гагариным. 

1840 г.







При Валерике. Похороны убитых. 

Акварель.

1840 г.







Вид горского селения. 

Итальянский карандаш.

1840—41 г.







Перестрелка в горах Дагестана. 

Масло.

1840—41 г.







Кавалерийская схватка. 

Сепия.

1830—32 г.







Офицер верхом и амазонка. 

Карандаш.

1840—41 г.







Вид Пятигорска. 

Масло. 

1837 г.







Столыпин А. А.  (Монго) в костюме курда. 

Акварель М.Ю. Лермонтова. 

1841 г.







Черкес. 

Картина М. Ю. Лермонтова. Масло. 

1838 г.







Воспоминания о Кавказе. 

Картина М. Ю. Лермонтова. 

Масло. 

1838 г.





Герцен А.И. - Из статьи "Русская литература: Михаил Лермонтов"




  Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник, потомок одного из виднейших родов русской аристократии1. Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им на смерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа. 

  Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения. Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде несправедливости и угнетения. С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии.
  Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу.
  Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования. Герои Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография. Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств объективного поэта. Ничего подобного. Многие его произведения — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, — доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не подсказанные его собственным. Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что их творческий гений никогда не может полностью освободиться от личных переживаний, впечатлений, раздумий.
  Подобные натуры обычно появляются в периоды упадка устоявшихся форм общественной жизни, в переходное время, когда в обществе господствует скептицизм и нравственное разложение. Кажется, что в такие времена в них одних находят убежище чистейшие идеалы человечества; только их устами они провозглашаются. Они клеймят пороки общества, обнажая свои собственные раны, ошибки и внутреннюю борьбу, и в то же время они искупают и исцеляют этот прогнивший мир, раскрывая красоту и совершенство человеческой натуры, в тайны которой может проникнуть только гений. В их творчестве слиты воедино эпос и лирика, действие и размышление, повествование и сатира. Барбье и более всего Байрон представляют этот тип поэта; оба они, как и Пушкин, оказали на Лермонтова немалое влияние. Пушкин научил его тайнам русского стиха; подобно Байрону он глубоко презирал общество; у Барбье он учился сатире и чеканным формам ее выражения. Но влияния эти ни в малейшей степени не подавили его самобытности, скорее, напротив, они лишь усилили и отточили ее.
  Что, однако, особенно примечательно в творчестве Лермонтова — это реализм, который составляет, пожалуй, наиболее характерную черту русской литературы вообще. Обладая живой и впечатлительной натурой, громадной наблюдательностью, удивительной способностью впитывать в себя впечатления других, русские обладают, по-видимому, всеми необходимыми свойствами, чтобы реализм — эта несомненная основа сегодняшнего искусства — получил широкое развитие в их литературе. Лермонтов, куда бы он ни обращал мысль, всегда остается на твердой почве реальности, и этому-то мы и обязаны исключительной точности, свежести и правдивости его эпических поэм, равно как и беспощадной искренности его лирики, которая всегда есть правдивое зеркало его души.




Источник: url]http://lermontov.info//урл]

Выхожу один я на дорогу
/QUOTE]
0_68970_1de5fe39_XXL (700x525, 199Kb)

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
saptiro   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 18:34 (ссылка)
Спасибо! Да, у Лермонтова и Врубеля, возможно, не единство, но родство душ - это точно.
"... Выхожу один я на дорогу
Предо мной кремнистый путь блестит..."
Ответить С цитатой В цитатник
saptiro   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 18:42 (ссылка)
И еще вспомнилось... Так и быть расскажу.
В 1972 был в Пятигорске в санатории "Ленинские скалы". Познакомился там с женщиной ... (помните - в Советском Союзе публичных домов нет. Но есть дома отдыха и санатории). Декабрь. Снег, но не мороз. Пошли вечером гулять ТОЛЬКО ГУЛЯЛИ! Забрели на кладбище. И все-таки около какой-то могилки поцеловались... Днем решили посмотреть - где мы были. Оказывается - около могилы Лермонтова.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 21:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Валентинка-голубка

Спасибо, Валентина, за интерес к Лермонтову
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 21:03 (ссылка)

Ответ на комментарий НинВлада

Спасибо, Нина, за содержательный комментарий
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 21:18 (ссылка)

Ответ на комментарий sem_lozinsky

Я сама впервые и с удовольствием прочитала высказывание Герцена о Лермонтове.. Рада, что Вы обратили внимание на него. Всего Вам доброго. Тамара
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 21:24 (ссылка)

Ответ на комментарий ludmila-polinastep1958

К чему Вы, Людмила, помещаете исходное сообщение в ободранном виде в комментарий? Спасибо, конечно, за розу...
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 21:29 (ссылка)

Ответ на комментарий saptiro

Я бы сказала, что их роднит фантазия воображения и высота духа. Спасибо Вам
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Спасибо за рассказ Вторник, 16 Октября 2012 г. 21:33 (ссылка)

Ответ на комментарий saptiro

Очень занимательная и может быть символическая история приключилась с Вами
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 21:43 (ссылка)

Ответ на комментарий Вера_Разумбаева

И Вам, Вера, спасибо за замечательный отзыв. Удач Вам. Тамара
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 21:44 (ссылка)

Ответ на комментарий НинВлада

Спасибо, Нина, за комментарий
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 16 Октября 2012 г. 21:46 (ссылка)

Ответ на комментарий Валентинка-голубка

Спасибо, милая голубка за отзыв на сообщение
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку