-Рубрики

 -Цитатник

ДОМАШНИЕ ШОКОЛАДНЫЕ КОНФЕТЫ - (0)

ДОМАШНИЕ ШОКОЛАДНЫЕ КОНФЕТЫ Понадобится: Натуральный темный шоколад (БЕЗ добавок !!! ) - 400г,...

КАПУСТНЫЕ ОЛАДЬИ - (0)

КАПУСТНЫЕ ОЛАДЬИ Понадобится: капуста -300-400 г кефира-200 мл яйцо -1 шт. луковица -1 шт. ...

*Наполеон* - (0)

Вот такой *Наполеон* Без излишней скромности скажу,что вкуснее этого "Наполеона" я в ...

8 блюд, которые заставят любого на вас жениться! - (0)

8 блюд, которые заставят любого на вас жениться!   Как известно, путь к сердцу м...

Окрошка - (2)

Классическая окрошка на квасе с колбасой Понадобится: 1,5 л кваса 200 г вар...

 -Метки

Конфеты анекдоты апельсин аппликация баклажаны бактус безрукавка блины борщ бохо бутерброды вареники варенье выкройки говядина голубцы горбуша грелки на чайник гречка грибы декоративные швы десерты джемпер диагностика для дома для кухни женщины живопись жилеты журналы по вязанию журналы по кулинарии журналы по шитью завтраки закусочные торты запеканки история россии кабачки какао кальмары камни капуста капюшон картофель кекс кексы книги колбаса консерва котлеты крабовые палочки креветки кролик куриные грудки куриные субпродукты курица лаваш лепешки лимон лицо лосось лук мак макароны маски для лица массаж медовик морепродукты народные рецепты носочки овсянка огурцы оладьи органайзеры паста паштеты переделки песни печень печенье пироги пирожки пирожные пицца пк подушки помидоры пост поэты прихватки рис рулеты рулька рыба салаты свекла свинина сельдь семга сериалы скумбрия сметанник соусы стихи субпродукты сумки суп суфле сыр творог тесто тефтели торт торты торты закусочные тыква уборка узоры украшение блюд уроки вязания уроки шитья уход за собой фартуки фарш фасоль фото фуршет хачапури хлеб чернослив чечевица шаль шампиньоны шарлотка шарфы шоколад щука юмор яблоки ягоды яйца

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ZoyaM

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.05.2010
Записей: 24372
Комментариев: 1089
Написано: 26190


Празднование масленицы на Руси.

Понедельник, 20 Февраля 2023 г. 22:58 + в цитатник
Цитата сообщения Алефтина_Рыжкова Празднование масленицы на Руси.

При Петре I масленичные потехи проводились в Москве у Красных ворот, где Петр I сам в понедельник открывал празднество, покачавшись на качелях с офицерами. По случаю Нейштадтского мира в 1722 году Петр I дал в Москве невиданный доселе маскарад и санное катание. В четвертый день сырной недели началось движение большого поезда из Всесвятского села, где было собрано с вечера множество морских судов разного вида и разной величины, полсотни саней, запряженных разными зверями. По сигналу ракеты сухопутный флот на полозах и колесах потянулся длинною вереницей от Всесвятского к Тверским триумфальным воротам. Шествие открывал арлекин на больших санях, в которые были впряжены шесть лошадей, украшенные бубенчиками и побрякушками. В других санях ехал князь Зотов, облаченный в длинную мантию из красного бархата, подбитую горностаем, а в ногах его восседал Вакх на бочке. За ним следовала свита. В конце процессии сидел на санках, запряженных четырьмя свиньями, шут.

Потом началось шествие флота под предводительством Нептуна, сидевшего на колеснице с трезубцем в руках. В процессии участвовал и князь Кесарь Ромодановский в царской мантии и княжеской короне: он занимал место в большой лодке, которую везли два живых медведя. Наконец появилась громада, 88-пушечный корабль, построенный по образцу корабля, спущенного на воду в марте 1721 года в Петербурге: он имел три мачты и полное корабельное вооружение. На этом корабле, который везли 16 лошадей, сидел сам государь Петр I в одежде флотского капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал кораблем, как на море. За этим кораблем следовала раззолоченная гондола императрицы, одетой в костюм крестьянки. Ее окружала свита из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски. За гондолой следовали участники маскарада. Они сидели в широких длинных санях, сделанных наподобие драконовой головы, и были наряжены волками, журавлями, медведями, драконами, представляя в лицах Эзоповы басни. Такое маскарадное шествие проделало путь при пушечных выстрелах через Тверские ворота в Кремль. На второй, третий день и 2 февраля был назначен сбор у ворот, построенных купечеством. Этот маскарад завершился великолепным фейерверком и пиршеством. В продолжение четырех дней участники праздника по несколько раз меняли свои костюмы. А вот в 1724 году в Петербурге масленица не удалась. Петр намеревался и здесь устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться в чей-нибудь гостеприимный дом. Азартный государь не терял надежды осуществить задуманную им потеху, но, увы, стихия победила.

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге 1869. К.Е.Маковский (700x465, 101Kb)

КАТАЛЬНЫЕ ГОРЫ: В царствование Императрицы Елизаветы Петровны масленичные катания устраивались в ее любимом селе Покровском, где в зимнее время устраивали постоянные катальные горы, и с них - то катались не только, но и сама императрица, съезжавшая "стоя на лыжах". Забава эта осталась в России на долгие-долгие годы, и мало кто уже помнил, что катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет. Катальные горы строились с затейливыми башенками, на которых развивались затейливые флаги, а вдоль гор вместо барьера, в два ряда стояли елки, а между ними - статуи из льда и снега. Вспоминая свое девство, в начале ХХ века И.С.Шмелев так описывал катания с ледяных горок: "В субботу, после блинов, едем кататься гор. Зоологический сад, где устроены наши горы - они из дерева и залиты льдом: Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги.


panc7  (635x464, 37Kb)

 Рухаются с рычанием высокие "Дилижаны" с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. : Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билеты, на которых написано - "С обоих концов - по разу". Народ длинным хвостом у кассы. Масленица погожая… По накатанному лотку втаскивают веревками ввернувшиеся с другой горы высокие сани с бархатными скамейками, - "Дилижаны", - на шестерых. Сбившиеся с ног катальщики, статные молодцы, ведущие "Дилижаны" с гор стоя на коньках сзади, веселы и в меру пьяны. Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате, "на корыте". Зажигают иллюминацию. Рычат гулкие горы пустотой. Катят с бенгальскими огнями, в искрах. Гудят в бубны, пищат гармошки…"

 

МЕДВЕЖЬЯ ПОТЕХА: Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел, деревень. Эта народная забава несколько раз упоминалась в "домострое", осуждающем ее как одно из "бесовских угодий", "богомерзких дел". Но, не смотря на запреты и гонения, медвежья потеха продолжала существовать, веселя и радуя крестьян и бояр, простых ремесленников и царей, взрослых и детей. С учеными медведями ходили по России с незапамятных времен, этот промысел был занятием древним, традиционным. Известно, например, что в 1570 году Иван Грозный, готовясь к свадьбе с Марфой Собакиной, отправил в Новгород специального гонца с приказом доставить в Москву скоморохов с учеными медведями. В народе медведь ассоциировался с лешим, с языческим богом Велесом, поэтому считалось, он обладает магической целебной силой. В глазах крестьян но был сильнее нечистой силы и мог отвести беду: если спляшет около дома и обойдет вокруг него, то не случится пожара. Такое отношение сказалось и на прозвищах, которыми награждался медведь-артист. Везде его именовали почтительно-шутливо: "Михайло Потапыч" или "Матрена Ивановна", "почтенный Михайло Иванович господин Топтыгин". Дрессированные медведи смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом, как женщины блины пекут. Вечным спутником Михайло Потапыча был "коза бодатая", которую изображал мальчик, наряженный в мешок с прикрепленной к нему козлиной головой и рожками. К голове был обычно приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум. "Коза" выплясывала вокруг медведя, дразня его и клюя деревянным языком. Медведь, бесился, рычал, вытягивался во весь рост и кружился вокруг вожака. Это означало, что он танцует. После такой неуклюжей пляски вожак давал ему в лапы шляпу и медведь обходил с ней честную публику, которая бросала туда гроши да копейки. Зачастую, Топтыгина и его вожака угощали водкой, а после этого угощения вожак предлагал медведю "побороться". Такая борьба, правда, не всегда заканчивалась благополучно для вожака. Таким образом, медвежья комедия состояла из трех частей, которые могли идти в любой последовательности: танец медведя с "козой", выступление медведя под шутки и прибаутки вожака, борьба медведя с хозяином или "козой". Единоборство человека с медведем, как демонстрация силы, ловкости мужества, было особенно популярно. Состязания такого рода устраивались не только для государей, но и для простого народа, причем бороться с медведем выходили как специально взятые для этой цели служители царского "ловчего пути", так и "любители-непрофессионалы". Поскольку медведь - главный герой представления, все внимание было приковано к нему. В первую очередь обыгрывалась сама фигура медведя. Как только зверь становился на здание лапы, человек невольно начинал сравнивать его с собой, соотносить с разными типами людей. И вдруг оказывалось, что пластика медведя, его внешний облик, неуклюжесть, косолапость, нечленораздельная "речь" (рев, ворчание) - все это черты недалекого, нескладного, добродушного, иногда полусонного и обычно невезучего простолюдина. Торжествующая Минерва: Екатерина II после своей коронации в Москве на Масленице дала народу трехдневный маскарад в аллегорической форме под названием Торжествующей Минервы. Постановка поражала своим размахом. В течение трех дней по улицам города двигалась процессия, представлявшая триумф римской богини мудрости Минервы, отождествлявшаяся с императрицей Екатериной II. Использовано было 200 огромных колесниц. Замыкала шествие слепая Фортуна, богиня удачи и счастья, которую окружали счастливые и несчастные игроки. После нее двигалась колесница Венеры, богини любви и красоты. Рядом восседал Купидон, бог любовной страсти, изображенный в виде шаловливого мальчика. Здесь же следовала колесница Юпитера, верховного бога римлян, соответствовавшего греческому Зевсу. Вслед мифологическим персонажам шла группа Минервы с учеными, философами, законодателями. Хоры и оркестры воздавали почести добродетельной Минерве.  Императрица в золоченой карете с восьмеркой прекрасных лошадей разъезжала по улицам, любуясь маскарадом. Несмотря на холодную погоду, все окна, балконы и крыши домов были усеяны народом. Для москвичей устраивались катания на горках, давались представления. Невиданные торжества ознаменовали вступление на царство Екатерины II, которой суждено было править 34 года. Участники маскарада представляли аллегорические живые картины. В шествии участвовало около 4 тысяч человек. Главным устроителем празднества стал великий русский актер, создатель Российского театра Федор Волков, которому маскарад стоил жизни. Он умер 34-летним в 1763 году, после того как, простудившись, разъезжал на морозе верхом по праздничным улицам Москвы, наблюдая за порядком. Активное участие в руководстве торжеством принял драматург А.П. Сумароков, а также поэт М.М. Херасков.

КУЛАЧНЫЕ БОИ: Еще одна масленичная потеха - кулачные бои, которые есть остаток древне военной потехи, ибо наши предки сражались со своими врагами "на кулачках" - о чем свидетельствует летопись: в XXIII столетии во время войны Князя Киевского Мстислава III против Великого князя Юрия Всеволодовича, Мстислав, поощряя своих новгородцев и смолян к сопротивлению против неприятеля, предоставили на их волю сражаться пешими или на конях. Тогда новгородцы отвечали: "Мы не хотим на конях, но, по примеру, предков наших, пеши и на кулаках биться". Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выдерживали сильный бой с татарами, приезжавшими в Москву с икрою и рыбами, выигрывали большие залоги, и платились нередко за свою отвагу жизнью. В старину было три вида кулачных боев. Самым лучшим и интересным считался бой один на один.

Кулачный бой на Москва-реке 1897.Кустодиев Б.М. (700x518, 65Kb)

Практиковался и бой "Стенка на стенку", когда запасных бойцов каждая "стена" уговаривала встать на свою сторону, и они выпускались только когда неприятель пробивал стену. Надежда-боец летел с шапкою в зубах, бил груды на обе стороны, лежащего не трогал, и, пробив стену, возвращался с толпою льстецов прямо в кабак. А реже всего допускался бой "сцеплялка - свалка", который обыкновенно возникал из-за того, что старики подзадоривали молодых рассказами и обещаниями побиться. Молодые переходили с вестями из двора во двор, дети выходили на затравку и были предвестниками "сцеплялки". С XVIII века появились в Москве лубочные комедии, где представлялись иностранными фиглярами разные фокусы. В каждой местности существовали свои обычаи празднования Масленицы. В Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Владимире и в Вятке на огромных санях, запряженных 12 лошадьми, везли наряженного мужика, который сидел на колесе вверху столба, держал в руках полуштоф с вином и калачи. Его сопровождали наряженные музыканты, которые играли и пели, обыватели сидели в санях. В Зарайском уезде возили на санях большое дерево, обвешанное лоскутками и бубенчиками. В Симбирской и Пензенской губерниях на Масленицу брали 8 или 10 дровней, посередине их ставили высокое, довольно толстое дерево в виде мачты; наверх вдевали колесо, на которое садился какой-нибудь деревенский наряженный весельчак и показывал различные фокусы. Мальчишку возили по всем закоулкам, причем вместо лошадей в дровни запрягали несколько наряженных в виде лошадей людей. Перед ними прыгали и пели скоморохи и колоброды. В Архангельске мясники возили по городу быка на огромных санях, запряженных несколькими десятками лошадей и связанных с другими санями. В Нерехте масленичные увеселения начинались со среды. В этот день из окрестностей съезжались девки в праздничных платьях и катались отдельно от женщин до самого вечера. В четверг и пятницу местные жители не катались. В субботу сюда съезжалось множество народа из окрестностей. Здесь, продав напряденную в ту неделю пряжу, покупали лакомства и гуляли по рынку до вечера. В Сибири на Масленицу соединяли несколько огромных саней и устраивали на них корабль с парусами и снастями. Туда садились и люди, и медведь, и госпожа Масленица.

Труханов Сергей Николаевич  Масленица (712x550, 114Kb)

В сани впрягали по 20 лошадей и возили её по улицам. За этим поездом следовали толпы ребят с песнями и разными прибаутками. В Ярославле на Масленицу пели коляду, которую обычно воспевали в России на святках. С четверга толпы фабричных с бубнами, погремушками, рожками, балалайками и другими простонародными инструментами ходили по домам. Придя на двор, поздравляли хозяина с праздником и говорили: «Прикажи, сударь хозяин коляду пропеть!» Получив разрешение, пели. В Дмитровском районе под Москвой в понедельник в семьях, где есть молодежь, делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой. Фигура изображала девушку; в руки этой фигуры давали помазок и блин - главные символы Масленицы.  Костромичи «выборанивали девок» - таскали борону вдоль домов, чтобы девкам легче было выйти замуж. В Острогожском уезде Воронежской губернии женщины привязывали неженатым парням колоды - в знак шуточного наказания за то, что не женился в прошедший мясоед. От колоды и от довольно откровенных насмешек приходилось откупаться вином, блинами, конфетами. В Тверской губернии к молодухе, вышедшей замуж в течение прошедшего года, привозили борону и сани. Молодая должна была выкупить шелыгу (шаль). Если молодуха выкупит шелыгу, выставит угощение, то поедет на гулянье на санях, а если поскупится, то поедет на бороне. У владимирцев был такой обычай: утром вытаскивали на улицу молодого мужа и закидывали его снегом, а то и прямо зарывали в снег (говорили: «Молодых зятьев зарывать пойдем!»). Жена должна была выкупить своего мужа, поднести «зарывалыцикам» угощение и столько раз целоваться с мужем, сколько просили. В Ярославской губернии масленичный поезд выглядел так: запрягали десять лошадей и более в приготовленную большую повозку собственного изготовления. Лошади впрягались гусем одна за другой; на каждую из них сажали мальчишек в рубище, разодранном с ног до головы, всего выпачканного сажей. Один мальчишка держал большой кнут собственного изготовления, другой - метлу. Они навешивали на шей коровьи колокольчики и всякие погремушки. Рогожную кибитку увешивали вениками, как будто унизывали жемчугом, и сажали в нее пьяного, тоже испачканного сажей и в разодранном рубище, облитом пивом; около него ставили бочонок с пивом, против него - раскрытый сундук с пирогами, рыбой, яйцами, оладьями и пряженцами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село. В Сибири масленичный поезд делали так. Ребята, сделав соломенное чучело и нарядив его в «мужичье» платье, усаживали куклу в специальный экипаж, составленный из связанных двух-трех саней. В сани впрягали по одной лошади; на сани ставили пустую бочку, рядом - стол с закуской, пустыми бутылками и винными стаканчиками; посредине водружалась жердь (в 9-10 аршин высоты), на которую надевалось колесо. На колесо привязывали чучело с куском коровьего масла и бутылкой со стаканами; на тот же экипаж ставили еще корыто. Калужские девки и бабы разыгрывали целое представление - похороны Масленицы. Делали из соломы куклу с руками, надевали на нее женскую рубашку и сарафан, а на голову навязывали платок. Затем одну бабу рядили попом, надевали на нее рогожу вместо ризы и в руки давали осметок на веревке - вместо кадила. Два человека брали Масленицу под руки и в сопровождении толпы, под предводительством «попа» пускали в путь из одного конца деревни в другой при пении различных песен. Когда же процессия выступала в обратный путь, то Масленицу сажали на палки вместо носилок, накрывали ее пеленкой. Дойдя до конца деревни, процессия останавливалась. Там куклу-Масленицу раздевали, разрывали и трепали. Во время шествия с Масленицей «поп», размахивая кадилом, кричал «аллилуйя!», а за ним кричала, шумела вся толпа.

Кожин Семён Леонидович.Масленица. проводы зимы XVIIвв (700x371, 103Kb)

А когда Масленицу хоронили, то пели песни. 

Серия сообщений "Масленица":
Часть 1 - Масленица. История праздника.
Часть 2 - Ах, эти русские блины ! Какое чудо !
...
Часть 5 - Масленица. История и традиции праздника.
Часть 6 - Масленица. Сырная неделя.
Часть 7 - Празднование масленицы на Руси.
Часть 8 - Сырная седмица (масленица): преддверие и начало поста.
Рубрики:  КУЛИНАРИЯ/Блины, блинчики, оладьи
ИСТОРИЯ
ИНТЕРЕСНО
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку