-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
19:46 27.03.2024
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии зима
зима
14:41 01.02.2024
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии природа
природа
15:44 22.01.2024
Фотографий: 68

 -Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (36)

  Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход...

Живя - люби! Ирина Расшивалова - (0)

Живя - люби! Ирин...

Художник Ру-Фонтейн Эрик. - (0)

                         ...

Ну, здравствуй новый день и новый снег!" Ирина Расшивалова - (0)

Ну, здравствуй новый день и новый снег! Ну, здравствуй новый день и новый снег! Опять он за но...

Художник Гармон Варвара - (0)

                        &...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в babeta-liza

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2012
Записей: 24382
Комментариев: 80334
Написано: 182068


"Оттепель после метели, разом сугробы осели" в русской живописи

Воскресенье, 24 Декабря 2023 г. 09:36 + в цитатник

Разумеется зима - это не только "студёная зимняя пора", но и периодические оттепели, некоторые из которых являются временными послаблениями зимы, а некоторые - предвестниками весеннего настроения и пробуждения природы. Именно эти явления мы с вами и рассмотрим сегодня на полотнах русских художников известных и не очень.

Начну повествование сразу же с, возможно, лучшей картины на этот сюжет. Наверное, это не лучший ход с точки зрения компоновки статьи (дальнейшие картины могут не дотянуть до этого шедевра), но пусть будет так, ибо это лучшая картина с зимней оттепелью в русской живописи, по моему мнению, естественно. Федор Александрович Васильев работал над ней зимой 1870-1871 годов, представил ее на выставке Общества поощрения художников и получил за нее первую премию по ландшафтной живописи. Сразу же с выставки ее приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков."Оттепель", Ф.А. Васильев, 1871. Третьяковская галерея, Москва.

 

Весьма грустную трактовку картины дают нам искусствоведы:

Человек и окружающая его природа в пейзажах Васильева всегда неразрывны друг с другом. В одних случаях они составляют гармоническое единство, в других, как в «Оттепели», природа враждебна человеку, она не помогает ему, и весь образный строй картины становится выражением трудной судьбы не только героев картины, но и народной судьбы. Композиционным центром картины является дорога. На её бесконечной протяженности миллионами людей передумано множество дум о жизни и смерти.

Не знаю, когда именно это написано, но сильно напоминает советскую искусствоведческую трактовку. Мне видится совершенно иное: природа живет по своему, если хотите, "графику" или лекалам, а человек должен подстраиваться под нее, под ее течение... Конечно, в нынешние времена это может звучать странно (в основном ведь человек занимается преобразованием пространства), но, как по мне, так именно жизнь в гармонии с природой может принести истинное счастье. Такие вот мысли возникли у меня, когда я рассматривал эту замечательную картину, а вашими мыслями делитесь с нами в комментариях к статье.

Далее у нас с вами будут два пейзажа Алексея Кондратьевича Саврасова из абсолютно разных периодов его творчества - расцвета 70-х и затухания (не хочется писать упадка или падения) 90-х годов XIX века. Не буду в очередной раз подробно останавливаться на перипетиях биографии художника, отмечу только, что Поволжье и окрестности Ярославля не единожды появляются в работах мастера, эти места он неоднократно посещал и какое-то время проживал в городе, где он познал как радость, так и несчастье...

 

Следующим живописцем будет Юлий Юльевич Клевер, наверняка те, кто знаком с его творчеством при прочтении названия статьи подозревали, что его работы в ней появятся, ибо он нередко изображал именно оттепели, с тающим снегом и вскрывшимися (или еще не застывшими толком) речками. Естественно, при этом должны были присутствовать и "корявые деревья, изогнутые непогодой", куда же без них:"Оттепель", Ю.Ю. Клевер, 1887. Частное собрание.

 

Далее представляю вам два пейзажа Ричарда Александровича Берггольца, причем "старожилы" моего канала могут припомнить, что первый из них уже появлялся в моей заметке почти годовалой давности. Там я упоминал о том, что излюбленными темами картин художника были "изменчивые состояния природы" и что часто они были выполнены в "приглушенной цветовой гамме". Остальные картины как раз таки подтверждают эту мысль весьма неплохо:"Оттепель в Гатчине", Р.А. Берггольц, 1897. Пензенская областная картинная галерея.

 
 

Следующими у нас будут три пейзажа Станислава Юлиановича Жуковского, где он запечатлел оттепель в Беловежской пуще. Напомню вам, что с приходом советской власти живопись художника была все менее востребована и, во многом по этой причине, он покинул Россию и уехал на историческую родину предков. Вполне очевидно, что в 1934 году он посетил этот заповедник, который в довоенные годы находился целиком на территории Польши. Мы же с вами видим результат этой поездки, запечатленный для нас мастером пейзажа:"Зима в Беловежской пуще", С.Ю. Жуковский, 1934. Частное собрание.

 
 

А закончить статью хотелось бы этой любопытной картиной русского художника Андрея Афанасьевича Егорова, волею судеб рожденного на территории Эстляндской губернии и прожившего немало лет именно там, а на закате своей жизни успевший стать заслуженным деятелем искусств Эстонской ССР. Но подробно о нем, пожалуй, стоит рассказать в отдельной статье, а сейчас давайте посмотрим на его позднюю работу, где замечательно передано настроение момента и состояние природы:"Оттепель", А.А. Егоров. Частное собрание.

Спасибо за прочтение, надеюсь, что вам было интересно рассматривать представленные "тающие зимние" полотна. 

Источник

Рубрики:  живопись
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 24 пользователям