Екатерина II, Баба-Яга, Чингисхан, Снежная королева – в камнерезной мастерской Алексея Антонова знают толк в сказочных и исторических персонажах. Вот уже 30 лет мастера из Екатеринбурга изображают героев, используя технику объемной мозаики и продолжая камнерезные традиции мастерской легендарного Карла Фаберже.
«Изначально мы хотели возродить почти забытое искусство камнеобработки, но со временем поняли, что за эти сто с лишним лет многое изменилось, — рассказывают в мастерской. — Если раньше масштаб работы ограничивался небольшим размером дорогого камня, то сегодня мы используем технологию, которая позволяет увеличить объем фигурки, сохраняя при этом ювелирное качество».
Над одной композицией работает 5-6 человек: не только камнерезы, но и ювелиры, скульпторы, мастера по бронзе, латуни, эмали.
После этого художник делает черно-белый эскиз, по которому утверждают композицию, а затем и его цветной вариант – глядя на него, мастера уже могут понять, какие камни подойдут по цвету и текстуре для каждой детали.
«Все, что нужно, природа уже создала, мы только помещаем камень в нужное место, – поясняет Алексей Антонов. – Во флюорите есть внутренние пузырьки, как в морской пене, и мы выбрали его, чтобы изобразить волны у ног русалки. Ее арфа сделана из полупрозрачного агата, а ощущение, как будто из воды».
Некоторые детали лучше смотрятся в бронзе – из нее, к примеру, сделали дерево у Бабы-Яги, сохранив эффект легких, тонких листьев.
Следующий этап — изготовление 3D-макета, с помощью которого можно увидеть всю работу почти так, как она будет выглядеть в оригинале. Раньше макет лепили художники по пластилину. Сегодня же, за счет компьютерной технологии, процесс ускорился — фигурка выливается из пластика, а некоторые детали прикрепляются к корпусу на магнитах. Мастер может отсоединить и взять в работу нужную часть без нарушения общей композиции и ее пропорций.
Макет позволяет вырезать деталь более точно, но это не значит, что производство скоро можно будет автоматизировать. «Когда работаешь с камнем, в нем всегда остается много загадок: он может раскрошиться или оказаться внутри не такого оттенка, как ты ожидал, — говорит Антонов. – Камень – это природа, он живой. Мастера высокого уровня слушают его, и он им подсказывает, что делать, поэтому работа камнереза никогда не станет механическим процессом».
На одну фигурку расходуется сотая часть драгоценного или полудрагоценного камня, который хранится на огромном складе мастерской. В куске весом в 100-150 кг может быть всего одно пятнышко, которое подойдет, чтобы обыграть определенную деталь – к примеру, шрам у Кощея на лице или старческую обвисшую кожу на ногах у Бабы-Яги.
Каждая деталь просверливается насквозь и сажается на металлический штифт, с помощью которого ее потом соединят с другими частями композиции. После того, как мастер закончит сборку, к делу приступает ювелир, который изготавливает элементы из драгоценных металлов. Если присмотреться, у Кощея в сундуке можно найти копии современных монет из 30 стран мира.
Полный цикл работы над одной фигуркой, в зависимости от ее размера, занимает от двух до трех лет.
Высота самых малых скульптур составляет около 23 см, а их стоимость начинается от $20 тысяч. Средние фигуры при весе 15-20 кг и высоте около 30 см, оцениваются в $100 тысяч. Ну а самые большие экземпляры достигают метра высотой, центнера весом и до миллиона долларов стоимости. В большом размере в мастерской создавали не только сказочных, но и реальных исторических персонажей – Чингисхана и Тамерлана.
Камень не оставляет мастеру и шанса повториться – как в природе нет одинакового рисунка, так и фигурку в точности скопировать невозможно. .