
Мысль написать эту статью возникла, когда я вдруг неожиданно, и, к своему сожалению обнаружила, что в жизни современного ребенка все меньше присутствуют русские народные сказки. Сложно сказать, почему это происходит, но современные сказки и мультфильмы, все больше вытесняют народные сказки.
На первый взгляд может показаться, что все сказки одинаково полезны для детей, потому что, как правило, каждая из них имеет мораль и идею борьбы добра со злом, которая учит ребенка самостоятельности и другим полезным качествам. Однако для каждого родителя важно знать, что именно русская сказка содержит мудрость поколений, которая передается веками, а это открывает практически безграничные возможности формирования личности ребенка.
Народная сказка демонстрирует ребенку не только упорство в преодолении трудностей и сострадание и доброту, но и дает ему возможность сформировать национальную систему ценностей. Кроме того русская сказка имеет еще более глубокий смысл…
Все происходящее в сказке можно представить как внутренний процесс. Ведь, как известно, наша психика состоит из нескольких частей. В каждом из нас есть и женское и мужское начало, просто в зависимости от пола одно из них преобладает над другим. И конечно структура личности каждого человек предполагает наличие сознания, подсознания и определенной системы культурных и моральных ценностей. Все это позволяет человеку адаптироваться, развиваться и находиться в процессе взаимодействия, как с окружающим миром, так и самим собой.
Например, представим, что сказка-это наша психика, а герои это различные ее части, они вступают в различные отношения друг с другом: спорят, борются и т.д. Итак, в нашей сказке принц - сознание, ищет невесту – женское начало, при этом, в сложной ситуации появляется мудрый старец – на самом деле, он представляет собой собственную мудрость того кто читает или слушает сказку. Принц - сознание, сражаясь с драконом – агрессией, и побеждая его, приобретает способность управлять своей злостью, и спасает принцессу, открывая для себя, таким образом, женское начало и конечно, чувства и эмоции связанные с ощущение победы или успеха. На этом кратком примере мы можем наглядно увидеть, как народная сказка открывает ребенку возможности формирования и развития собственной личности.
Кроме того сказка очень важна в, так называемой, проработке, детских страхов, конфликтных ситуаций и т.п. Сказки и рассказы позволяют детям накопить необходимый для перемен опыт, наглядно взглянув на конкретную ситуацию и прийти к необходимому решению в максимально безопасной для них обстановке. Ведь непосредственные переживания оказывают на детей (также, как, впрочем, и на взрослых) гораздо большее влияние, чем «словесные поучения».
Поэтому можно с уверенность сказать, что сказка полезна не только детям, но и их родителям, которые с помощью нее получают уникальную возможность установить и улучшить контакт с собственным ребенком, при этом аккуратно направляя его развитие...
Ведь часто, кажется, что иногда родители могут без конца твердить ребенку, что комнату надо содержать в чистоте и что держать палец во рту — некрасиво, однако нотации не способны что-либо изменить. Но если те же мысли обернуть в «подарочную упаковку» в виде рассказа, они становятся действенными. Когда дети «распаковывают подарок» и обнаруживают скрытый смысл увлекательной истории, в них открывается способность к переменам. Таким образом, с помощью народной сказки, родители, проявив немного фантазии, используя знакомых персонажей несущих в себе многовековую историю и изменив сюжет соответствующим образом, дадут ребенку возможность самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Здесь мне хочется отдельно подчеркнуть использование именно традиционных персонажей (принц, баба яга, кощей бессмертный, богатырь и т.д), так как именно их историческое происхождение дает ребенку дополнительные ресурсы для преодоления трудностей. Можно сказать: « что в этот момент у него за спиной стоит вся сила поколений». Не менее важно при сочинении собственной сказки учитывать, что для того, чтобы у ребенка возникли ассоциации с персонажем сказки, главный герой должен обладать схожими характеристиками с вашим сыном или дочерью, например: его имя будет напоминать имя ребенка.Конечно, много в этом процессе зависит и от родителя или рассказчика. Например, поучающие притчи или тяжеловесные наставления моралиста не дают почвы для открытий и могут лишь вызвать сопротивление ребенка.
Поэтому, рассказывая сказку своему ребенку обратите внимание на чуткую интонацию и доверительный тон, дабы не вызвать у ребенка реакции протеста, страха или отторжения. Обращаю ваше внимание на то, что очень полезно сочинять сказку совместно с ребенком, тогда он сам того не замечая, будет использовать в процессе именно те ситуации, которые актуальны для него в данный момент (например проблемы в детском саду или в школе). Не забывайте и о том, что в конце сказки должно обязательно происходить, положительное разрешение проблемной ситуации заявленной в начале.
Сказка, так же, обладает медитативным и успокаивающим действием для ребенка, слушая ее, он как бы впадает в состояние схожее с легким трансом. Поэтому, стоит учитывать тот факт, что сказка не только предлагает, но и внушает определенные ценности или модели поведения.
Как видите, для того, чтобы сделать первый шаг на пути к улучшению ваших взаимоотношений с ребенком нужно лишь немного творчества, фантазии и конечно, старая добрая русская сказка.
Итак, я очень надеюсь, что в этой статье я смогла убедить Вас в преимуществах и широких возможностях русских сказок, и прочитав ее, Вы почерпнули много нового интересного и полезного.
Буйвич Ольга Владимировна