Цитата сообщения alla_sumeny
"Мой мальчик, мы никогда не расстанемся".
Гала
Жизнь Сальвадора Дали (Сальвадор Фелип Жасинт Дали Доменек 11.05.1904–23.01.1989), испанского художника, живописца, графика и скульптора, и просто самого знаменитого сюрреалиста, пронизана мистериями и тайнами. Врядли до сих пор кто-то в состоянии с уверенностью сказать, был ли он гением или просто психом. Его работы поражают мастерством исполнения и удивительным взглядом на природу вещей. Но в данном посте речь пойдет не о самом Дали, а о той, что на протяжении 53 лет дарила вдохновение великому гению – его обожаемой Гале - любовнице, греховоднице и вечной спутнице безумца, который, развлекаясь, попытался расколоть привычный мир, упразднить устоявшуюся мораль и придумать свой собственный космос.
Гала родилась в Казани, на Волге. Она была приблизительно на 11 лет старше Дали, то есть родилась где-то в 1890-х годах. Настоящее её имя Елена Дмитриевна Дьяконова. Пройдя университетский курс литературы, находясь в санкт-петербургском пансионе благородных девиц, она почему-то потом не смогла поступить даже в обычный институт. На её ранних фотографиях можно увидеть сильное, решительное лицо с дьявольски горящими, глубоко посаженными темными глазами, маленьким ртом и высокими скулами. Её глаза выражают решимость, уверенность и неповиновение.
В её биографии есть такой факт, что будучи ребенком она страдала некой психической болезнью.
Возможно, что кто-то из ее предков имел еврейскую или армянскую кровь. Под конец жизни она утверждала, что в детстве сидела на коленях графа Толстого. А когда подросла, ее изнасиловал отчим. Иногда эта история изменялась, и насильником выступал брат.
Вообще Гала была болезненным ребенком. В 1912 году, лет в 17, врачи поставили ей диагноз – туберкулез и отправили на лечение в Швейцарию. Там, в санатории, она познакомилась с будущим мужем - Полем Элюаром. Он прозвал ее Gala (fr. торжество, праздник) — с ударением на последнем слоге. С неё начался его первый порыв любовной поэзии, порыв, который продолжится и в дальнейших его работах.
В 1914 году здоровье Галы пошло на поправку и ей пришлось ехать домой в Россию. Разлука с Элюаром была тяжелым периодом в жизни Галы. Наконец, летом 1916 года она решилась поехать в Париж. Нельзя сказать точно, что влекло ее – любовь к Элюару или Франция. Но тем не менее, в феврале 1917 года Гала стояла перед алтарем в белом свадебном платье. В этом же году она забеременела, это был, на ее взгляд, совсем не запланированный ребенок и, родив, она не захотела всецело отдаться воспитанию своей дочери – Сесиль.
И жизнь Гала и Элюара была похожа на фейерверк.
Поль не жалел денег на туалеты и украшения для жены. Это он сотворил из нее роковую женщину, — благо, материал был податливый, — об которую потом сам же и обжегся. А она нежила себя духами, шелками. Любовалась своими всегда ухоженными руками. И при всем при этом — читала.
Но безмятежной жизни с поэтом не получалось. Поль стал очень популярным, много ездил, подолгу не бывал дома. И самыми разными действиями, сам того не ожидая, подводил взаимоотношения с Гала к разрыву. Его «милым странностям» не было удержу. Например, он мог показывать снимки обнаженной супруги своим друзьям… И грома долго ждать не пришлось. В их жизнь вошел третий. Художник из Германии Макс Эрнст. Они познакомились на отдыхе. И Макс влюбился в Гала безрассудно. Он бросил свою жену, и с курорта молодые люди вернулись втроем. Элюар был согласен абсолютно на все, лишь бы не терять свою музу. Так, вкусив свободной любви, она лишь разогрела в себе спящие аппетиты. Какое то время Элюар, Эрнст и Гала делили постель на троих.
Позже, в начале 20-х годов Гала стала обращать на себя внимание в обществе. Несмотря на такое либеральное отношение к сексу и любви к мистификации, Гала была одной из немногих женщин, которую сюрреалисты принимали всерьез и прислушивались к её мнению. Позже про неё скажут: «Гала знала, чего хочет: наслаждений для сердца и всех пяти чувств, а также денег и компанейских отношений с гениями. Её не интересовала политика или философия. Она оценивала людей по их эффективности в реальном мире и устраняла от себя тех, кто был посредственным, – и при всем том была в состоянии вдохновлять страсти и разжигать творческие силы столь разных мужчин, как Эрнст, Элюар, Дали».
Следующие перемены в жизни Галы произошли во время поездки группы сюрреалистов в Кадакес. Там она познакомилась с Сальвадором Дали. В это время семейная жизнь её и Поля Элюара совсем разладилась. Гала понимала, что Элюар талантлив, но все же тех денег, каких стоит она, ему никогда не заработать. Что именно привлекло её в Дали? Было ли это романтическое чувство или расчет на богатство и роскошь? Остается только догадываться…
Некоторые биографы пишут о том, что первая же встреча 25-летнего Сальвадора с 36-летней Галой была как удар молнии. Дали мгновенно и страстно влюбился в нее. И она, пораженная молодым художником, не раздумывая, осталась в Кадакесе.
Художник был потрясен: облик Галы неожиданно совпал с образом той неведомой русской девочки, которая так часто виделась ему во сне, и с придуманным идеалом «элегантной женщины», которую он вечно искал вокруг и вот, наконец, встретил. Дали было наплевать на реальность, в его воображении все уже решилось: отныне Гала принадлежит ему одному.
Она выглядела моложе своих лет, у нее была гладкая кожа, сильная спина, маленькая грудь, осиная талия и пружинистая походка. Но дело не в ее внешности - тут было что-то другое...
Гала не была красавицей, но обладала большим шармом, женским магнетизмом, от нее исходили флюиды, которые околдовывали мужчин. Не случайно французский книгоиздатель, коллекционер живописи Пьер Аржилле, отвечая на вопросы журналистов, сказал: "Эта женщина обладала необычайной притягательностью. Ее первый муж Элюар до самой своей смерти писал ей нежнейшие любовные письма. И только после того, как он умер в 1942 году, Дали и Гала официально поженились. Сальвадор без конца ее рисовал. Честно говоря, она была не так уж и молода для натурщицы, но художники, сами знаете, народ непростой. Коль скоро она его вдохновляла..."
При первой встрече до Сальвадора едва ли доходит то, что вместе с Гала находятся ее муж и дочь Сесиль. Неотесанный и страстный испанец нисколько не сомневается в том, что она ответит ему взаимностью. Дали терзается другим: в свои двадцать пять лет он девственник. Хуже того, сам художник убежден, что он не мужчина.
Сальвадор Дали боялся контакта с женщинами, но мог говорить о них с точки зрения большого ценителя женской красоты.
Сначала Дали был поражен красотой Галы и разражался смущенным истерическим хихиканьем, когда они разговаривали. Он не знал, как вести себя при ней.
Сразу ли она распознала в нем гениального художника? Трудно сказать: едва ли тогда хоть кто-нибудь мог поручиться за его будущее. Но Гала с ее дьявольской интуицией сразу угадала в Дали незаурядную личность.
Отныне цель ее жизни в том, чтобы эту личность выпестовать. В деревеньке Кадакес ее, одетую каталонской рыбачкой, принимают за свою. Кто бы мог подумать, что на самом деле она родом из Москвы.
В Париже Гала оказалась в наилучшее время - накануне самого восхитительного периода в истории искусства XX века.
Элюар часто фотографировал Галу обнаженной и всем (включая Дали) демонстрировал снимки.
Ей это нравилось: она была прирожденная эксгибиционистка. После разрыва с Галой эти снимки стали единственным утешением поэта. Любила ли Гала Элюара - не так уж важно. Важно, что он ей не подходил: он стал собой помимо нее, и она ничего не могла поделать. Эта Галатея хотела сама быть Пигмалионом - ей нужна была мягкая глина.
Ни о ком лучше Дали она не могла и мечтать. К 1934 году Гала уже развелась со своим мужем, и Дали мог жениться на ней. А ему больше никто, кроме Галы, не был нужен. В начале 30-х годов он стал подписывать свои картины именем «Гала - Сальвадор Дали», как будто они были одним человеком; к 40-м такая практика стала обычной.
Сначала он думал о ней только как о женщине. Потом как о матери.
Эта парочка впервые сбежала вместе, они заперлись в своей комнате в замке Кари-ле-Руэ неподалеку от Марселя и отрезали себя от остального мира. Это бегство продолжалось всю их супружескую жизнь, даже тогда, когда Дали стал скандально знаменитым.
Гала - чьей реакцией на неистовую страстную любовь Дали были, как утверждают, слова:- «Мой мальчик, мы никогда не расстанемся» - стала для него не просто удовлетворяющей его страсть любовницей. Когда она переехала к Дали в 1930 году, то проявила себя как отличный организатор, деловой менеджер и патронесса. А когда они, наконец-то, поженились в 1934 году, бывший муж Галы Поль Элюар был одним из свидетелей на брачной церемонии. Женитьба на Гале пробудила в Дали неистощимую фантазию и новую неисчерпаемую энергию.
В его творчестве начался плодотворный период. В это время его личный сюрреализм полностью превозобладал над нормами и установками остальной группы и привел к полному разрыву с Бретоном и другими сюрреалистами. Теперь Дали никому не принадлежал и утверждал:- «Сюрреализм - это я!».
Дали и Гала нехотя покинули Европу, но вскоре удобно устроились в США, в Монтерейе, неподалеку от Сан-Франциско, штат Калифорния.
Дом в этом городе стал их основным прибежищем, хоть они и жили подолгу в Нью-Йорке, купаясь в роскоши.
Дали рисует свою жену очень часто, благодаря ему она становится едва ли не самой известной моделью века, а ее тело не менее знаменито, чем тело Венеры Милосской.
Гала обладала огромным женским очарованием, заставляя мужчин восторгаться ею, посвящать стихи, писать её портреты.
В самом деле, в облике музы великого художника нет решительно ничего романтического. Но как объяснить тот удивительный факт, что он, богатый, знаменитый и к тому же на вид годившийся ей в сыновья, вот уже много лет ни на шаг не отпускает ее от себя, словно они сиамские близнецы.
Покорив Дали, Гала получила не только его сердце, она завладела его разумом. Она нуждалась в гении, и была убеждена, что Дали – тот самый настоящий великий гений. Сальвадор Дали, несмотря на свой врожденный эгоизм, всю свою жизнь создавал для себя кумиров – сначала это был Лорка, затем Бонюэль и, наконец, божественная Гала. «Я люблю Галу больше, чем отца, больше, чем мать, больше, чем Пикассо. И даже больше, чем деньги» – писал Дали.
Гала и Дали прожили вместе 53 года. Приближаясь к 70 годам, Гала стала чувствовать некую потребность отдалиться от человека, с которым она прожила столько лет. Постепенно отношения Дали и свободолюбивой Галы стали сходить на нет.
По ее просьбе Дали в 1969 году купил замок, где она проводила много времени с молодыми людьми, тратя деньги, время от времени играя в рулетку.
Остаток их совместной жизни представлял собой тлеющие головешки бывшего костра страсти. Гале было уже около 70 лет, но чем больше она старела, тем больше хотела любви.
"Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь", - убеждала она друзей мужа, затаскивая их в постель. "Я разрешаю Гале иметь столько любовников, сколько ей хочется, - говорил Дали. - Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает".
Молодые любовники Галы нещадно обирали ее. Она им дарила картины Дали, покупала дома, студии, машины. А Дали от одиночества спасали его фаворитки, молодые красивые женщины, от которых ему не нужно было ничего, кроме их красоты. На людях он всегда делал вид, что они любовники.
Но он-то знал, что все это всего лишь игра. Женщиной его души, была только Гала.
Ну а время неумолимо бежало вперед. Для Гала наступила старость. Уходили в прошлое их скандальные вечеринки, их шоу, потихоньку утекала ее энергия. В последние годы она сильно болела, и, в конце концов, перелом шейки бедра оказался для Галатеи роковым. Она упала, выходя из ванны. После этого Блистательная так и не смогла подняться. Еще 4 месяца и ее мучения на этом свете прекратились.
Елена Дмитриевна Дьяконова, «Ангел равновесия» Дали, слышала многое: что живет с сумасшедшим, с извращенцем, некрофилом, импотентом, моральным вырожденцем, дышащим трупным ядом. Всего и не перечислишь. Она это слышала и как бы не слышала. Она была невероятно мудра и дальновидна, понимая, что ее избранник переживет своих хулителей на долгие десятилетия.
Но все кончается.
Она умерла 10 июня 1982 года в их доме, в их гнезде в Порт-Льигате, который со временем стал похож на множество коробок, выходящих одна из другой. Ей было около 89 лет. Дали каким-то невероятным образом устраивал их обитель, что очень нравилось Гала. Она умерла здесь, а склеп супруги приготовили для себя в замке в Пуболе. И вот в последний раз состоялось победное шествие Прекрасной Градивы: Дали посадил ее мертвую в машину и перевез в усыпальницу. Он надел на нее прекрасное алое платье. И ушел. На похоронах его никто не видел…
Для Сальвадора Дали смерть Галы была тяжелым ударом.
По свидетельству очевидцев, он вошел в склеп только несколько часов спустя. «Посмотри, я не плачу», - все что он сказал.
Вся ее жизнь была некой тайной. Женщина глубоких и сильных страстей, она была для Сальвадора Дали и спасением, и погибелью. Можно с полной уверенностью сказать, что она была истинной музой для великого художника 20-го века.
За каждым великим мужчиной стояла великая женщина. Для французского художника Сальвадора Дали таковой была Гала, русская женщина, не красавица, но Дали боготворил её...
Елена Дьяконова была загадочной и противоречивой фигурой, но не было у Сальвадора Дали более преданного друга и помощника, чем она. Не случайно после смерти своей возлюбленной художник впал в глубочайшую депрессию и потерял интерес к живописи.
Она была ему и музой, и женой, и любовницей, и бухгалтером, и менеджером, и единственной натурщицей. Он не знал цену деньгам и зачастую подписывал документы, которые ему иногда подсовывали, она эти документы и договора рвала безбожно, ни разу не дала его облапошить. Без неё, возможно, он и был бы востребован, но богатым наврядли. Они дополняли друг друга, были как одно целое. Дали даже говорил: "Мы с Галой как сиамские близнецы".
Смерть Галы сделала жизнь Дали серой, все его сюрреалистические забавы ушли навсегда. Он не создал больше ни одной картины, хотя пытался дважды вернуться к творчеству. Он перестал есть, кричал, плевал в медсестер, царапал им ногтями лица. Говорил с трудом, то и дело, захлебываясь в рыданиях. Мог часами нечленораздельно мычать.
То, что потерял Дали с уходом Галы, было известно только ему. В одиночестве он бродил по комнатам их дома, бормотал бессвязные фразы о счастье и о том, какая Гала была красивая. Он ничего не рисовал, а только часами сидел в столовой, где были закрыты все ставни.
Безусловно, странная семья и странная любовь, но ведь они и сами по себе люди неординарные.
Сальвадор Дали пережил Гала на 7 лет. Сам он умер в 1989 г., но говорил, что он умер вместе с Галой в 1982г. Гала хотела, чтобы их похоронили вместе и приготовила в том самом замке, который он купил для неё склеп на две могилы, для себя и для него. Но когда он умер, его похоронили в музее его имени, замуровали в пол. Потому, что он мог посещать замок только с её письменного разрешения, а его она уже дать не могла.
Фигерас. Испания. Театр-музей Сальвадора Дали. Здесь замуровано в пол тело художника.
Источник: по материалам сайтов инета http://salvadore-art.narod.ru/index.gala.html