Художник Павел Фёдорович Челищев |
Павел Челищев родился 4 октября 1898 года в селе Дубровка Калужской губернии в аристократической и богатой семье. Отец - помещик, доцент математических наук МГУ, Фёдор Сергеевич Челищев, ведущий свой род от одного из соратников Дмитрия Донского.
В детстве Павла окружали няньки и гувернантки, в семье говорили по-французски, по-немецки и по-английски. Впоследствии знание этих языков оказало неоценимую услугу художнику, когда он волею революции оказался за границей.
Павел был увлекающимся, впечатлительным ребенком, в одном из писем он вспоминал, как маленьким мальчиком бегал с сестрой в лес и молился деревьям.
Искусство заинтересовало его довольно рано: сохранились карандашные портреты всех трех сестер Павла, выполненные им в подростковом возрасте.
Отец, как мог, поддерживал и развивал интерес к искусству и художественный талант сына: приглашал частных учителей и даже выписывал для него журнал «Мир искусства». Челищева искусство буквально захватило, и интересовали его разные пути творческого самовыражения. Биографы художника упоминают о том, чтоон всерьез увлекался балетом, но главной его страстью стало рисование. Существует даже легенда, что подростковые работы Павла показали художнику Константину Коровину, попросив его стать учителем подрастающего таланта, на что Коровин ответил: «Мне нечему его учить, он уже художник».
В 1916–1918 годах Павел учился в Москве, но в 1918 семья Челищевых была выселена из Дубровки и, спасаясь от преследования новой власти, переехала в Киев.
Леонардо да Винчи открыл "бесконечность вдаль", Челищев устремил свой взгляд вглубь. Оказалось, что человек не менее бесконечен, чем вся Вселенная.
Сразу же после "Оды" появляется серия знаменитых Челищевских ассамбляжей.
Вот фигура Пенелопы, возникающая из покрывала, которое она ткет днем и распускает ночью.
Портрет Сергея Лифаря (1929)
Он, танцовщик в костюме принца из «Лебединого озера», сложен Челищевым по всем канонам ренессансных портретов — самопогруженное лицо и сомкнутые руки оттенены могучей «архитектурой» костюма. Портретов в серых тонах довольно много, и аскетизм монохромности оборачивается эдакой гордостью — не всякий сможет столько выжать из скудного цветового арсенала. Темно-алые, почти бордовые сполохи на рукавах костюма контрастируют с холодным, темным фоном фигуры. Мощь и тяжелая сосредоточенность героя словно подсвечены пламенем глухих страстей. Танцовщик и его персонаж слиты в одно целое. За обликом реального Лифаря проступают черты Принца из таинственного предания.
Ищущий обрящет (1940-1942)
Живопись Челищева высоко ценили Дали и Пикассо, но мировая известность началась с картины «Ищущий обрящет» («Игра в прятки» или «Каш-Каш»), завершенной художником под впечатлением вести о рождении единственного продолжателя рода своего внучатого племянника Константина Кедрова в 1942-м году. Фигурка, рождающегося младенца-символ продолжения рода Павла Челищева, не имевшего семьи и детей.
Около картины в Нью-Йорке зрители простаивали часами. Дети искали там новые фигурки младенцев среди листвы. Рядом висела «Герника» Пикассо и во всех опросах «Каш-каш» опережала «Гернику» по популярности. Это была первая часть задуманного триптиха Чистилище-Ад-Рай. «Чистилище» («Ищущий обрящет», Музей современного искусства — MOMA) — «Ад» («Феномена», ныне в Государственной Третьяковской галерее) — «Рай» (последний цикл «Ангелические портреты»).
Чистилище — изображение нутра рождающей материнской утробы, из которой головой вперед-книзу в расширяющейся перспективе вылетает младенец. Это внучатый племянник художника будущий поэт Константин Кедров. Утроба — одновременно ствол дерева жизни, дорога, по которой движется шагающий андрогин, и рука-нога, где ступня — корни, а кисть руки — крона. В кроне, уходящей в синеву неба — множество листьев — младенческих голов, напоминающих ангелочков Рафаэля в «Сикстинской Мадонне».
Портрет Тамары Тумановой, американской балерины и актрисы, 1950
Меркурий, 1956
В 1957-м Павел Фёдорович Челищев умер.
После смерти художника самые близкие ему люди — Чарльз Форд и его сестра Рут — сделали все, чтобы не только не дать угаснуть интересу публики к его творчеству, но, напротив, всячески популяризировать его. Они не раз устраивали экспозиции и регулярно выставляли работы Челищева на открытые торги, т. е. выводили их на арт-рынок. В 2010 году Sotheby’s провел в Нью-Йорке аукцион работ Челищева из коллекции Рут и Чарльза Форд, принесший ошеломительные результаты: «Портрет Рут Форд» был куплен почти впятеро дороже первоначальной оценки и стал самой дорогой работой художника, проданной на открытом рынке.
В России популяризацией творчества художника в последнее десятилетие занят его внучатый племянник, поэт К. Кедров. Только в 2006 первую персональную выставку Павла Челищева в России устроила галерея «Наши художники». В 2011 эта же галерея показала более 70 работ художника. До 17 октября 2013 «Наши художники» показывает выставку «Челищев. Выставка на бис», во многом повторяющую экспозицию 2011 года.
Ещё: Картина Павла Челищева стала сенсацией торгов Christie’s
Рубрики: | 1 Всем это интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |