another_boy (другое_кино) все записи автора
Метка Дьявола (Mark of the Devil)
ФРГ, 1970
Режиссеры и сценаристы: Майкл Армстронг, Адриан Ховен
В ролях: Удо Кир, Херберт Лом, Оливьера Вуко
В 1970 году члены американской комиссии по рейтингам (MPAA) очень сильно удивились, когда услышали про «первый фильм с рейтингом V» (violence - насилие), потому что официально такого рейтинга не существует. Умелый рекламный ход дал самый неожиданный эффект: 31 страна запретила прокат, а там, где фильм все-таки показали (Штаты, ФРГ, UK) все самые яркие сцены нещадно порезали. Фильм, соответственно, вошел в историю кино и плотно засел в памяти тех, кому не досталось билетов на ограниченное число показов.
Прошло, как говорится, 27 лет и шесть дурацких сиквелов, настал век гласности, политкорректности и всеобщей демократии, и фанаты жанра откопали все сцены и выпустили полную версию любимого фильма детства. Получился еще один рекламный скандал, сопровождающийся криками «кому это нужно?» и «долой насилие!». Потом минуло еще 10 лет и отчаянные киноманы зарядили реставрированную копию на DVD. Особого энтузиазма у фирм-производителей этот подвиг не вызвал, поскольку организовать скандал на фоне сегодняшнего кинематографа невозможно, а в этом случае фильм интересен только киноколлекционерам (я кланяюсь с нездоровой улыбкой) и киноизвращенцам (я кланяюсь еще ниже, незаметно притоптывая пяткой). С тех пор редкие копии бродят по пиратским точкам, радуя своим появлением истинных ценителей жанра.
История создания этого фильма такова. Познакомились как-то в Германии начинающий британский порноактер Майкл Армстронг, и трэш-ветеран австрийской эротики Адриан Ховен. В те годы Армстронг еще не определился с истинным призванием и отчаянно пытался заниматься режиссурой, снимая малобюджетный хоррор. Герр Ховен порядком подустал от ролей в немецких фильмах с голыми тетками на мотоциклах, но скопил приличное состояние. Иначе говоря, оба они буквально дозрели до совместной авторской работы. Назначив себя сценаристами, режиссерами и продюсерами, братья по оружию приступили к реализации небывалого проекта: экранизации иллюстраций к средневековому бестселлеру «Молот Ведьм». Вплоть до семидесятого года, все киноинтерпретации деяний инквизиции сводились к бесконечным допросам Жанны Д’Арк с последующим ее сожжением. «Сколько можно смотреть на эту чертову Жанну д’Арк на этом проклятом костре?» – решили они – «Что там у них, в средневековье других девок что ли не было?»
Юный режиссер и старый актер точно знали, как снять интересный фильм про инквизицию: во-первых, выкинуть нафиг все эти заумные религиозные и философские сюжеты (чтобы зритель не уснул), во-вторых, запихать в полтора часа максимальное количество различных средневековых пыток (чтобы зритель получил в полном объеме то, ради чего покупал билет), и в-третьих – обязательная составляющая, без которой вообще ни один фильм не получится – пригласить на роли жертв самых длинноногих теток с размером бюста не меньше четвертого. Рецепт, действительно, стопроцентный: и тридцать лет назад, и сейчас фильм смотрится на одном дыхании. Посудите сами: и плетки, и дыбы (испанские и английские), и клещи, и тиски, и иглы, и всякие прочие хитроумные устройства… Даже такие банальные и заезженные вещи как сожжение или повешение здесь очень интересно технически реализованы. И я уже просто молчу про сцены валяния в перьях, клеймения, и удаления языка… Вот что значит свежий и нестандартный подход к теме.
Сюжет? Да бог с вами, какой тут может быть сюжет… Ну был там в каком-то городе какой-то истребитель ведьм, ему на смену приехал другой с учеником-воспитанником… А вот про ученика-воспитанника я, пожалуй настрочу еще пару абзацев, не удержусь: ведь тут все дело в том, кто играет воспитанника. Скажем так, есть в фильме одна составляющая, которая, осмелюсь предположить, и вытащила это кино из кучи трэша на мировой уровень. Имя ему – Удо Кир, если кто еще не понял.
Теперь я расскажу вам про Удо, потому что другой такой возможности может и не быть. Если меня попросят составить список самых колоритных актеров столетья, то Удо Кир обязательно войдет в первую дестяку – увидев однажды на экране это лицо, забыть его просто невозможно. В «Метке Дьявола» ему всего 26, и Удо красив просто до неприличия: гипнотический змеиный взгляд и смуглая кожа навевают яркие ассоциации с падшими ангелами и антихристами. Именно эта роль обрекла всю его последующую карьеру на исполнение ролей вампиров, садистов и извращенцев. Удо – величайший актер эпизода, который врезается в память намного сильнее, чем главные герои фильма. К примеру, какие лица вы запомнили из всеми любимого «Рассекая волны»? Черноглазая Эмили Уотсон, что-то волосато-блондинистое в роли ее горячо любимого мужа, серая толпа на заднем фоне и маньяк садист на последнем корабле. Полторы минуты на экране – а эффект такой же как от главной роли! Кстати, раз уж мы вспомнили про его приятеля – датчанина с камерой, то стоит отметить, что Удо сыграл абсолютно во всех фильмах Ларса Фон Триера. Такая вот у них интернациональная крепкая дружба.
Пожалуй, пора закругляться и резюмировать. Хотя это графоманство уже совсем мало напоминает жанр кинорецензии, я подвожу итоги. «Метка дьявола» – коллекционное кино. Фильм явно не для всех, благодаря обилию насилия, приправленного эротикой. Но до этих самых «всех» подобное кино вряд ли доберется, поэтому я спокоен. А окончательным киноманам настоятельно рекомендую на полку. Юный Удо Кир того стоит, поверьте.