-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Moja_Polska

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 20738




Ani w Boga wierzy, ani się diabła boi

А ты молчишь, не отвечаешь, и виноград ты ешь зеленый

Среда, 16 Мая 2012 г. 16:58 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора


Томашув

А может, нам с тобой в Томашув
Сбежать хоть на день, мой любимый.
Там, может, в сумерках янтарных
Всё тишь сентябрьская стынет.

В том тихом доме, белой зале,
Где всё стоит теперь чужое
Наш разговор печальный давний
Должны закончить мы с тобою.

А может, нам с тобой хоть на день
Сбежать в Томашув, мой любимый.
Там, может, в сумерках янтарных
Всё тишь сентябрьская стынет.

Из ясных глаз моих ложится
Слезою след к губам солёный.
А ты молчишь, не отвечаешь,
И виноград ты ешь зелёный.

Тот дом – покинутые залы
И до сих пор понять не в силах:
Вносили люди чью-то мебель,
Потом в раздумье уходили.

И всё же много там осталось
И тишь сентябрьская стынет.
Так может снова нам хоть на день
Сбежать в Томашув, мой любимый?

Из ясных глаз моих ложится
Слезою след к губам солёный.
А ты молчишь, не отвечаешь,
И виноград ты ешь зелёный.


Тот дом покинутый, та зала
И до сих пор, понянь не в силах
Вносили люди, чью-то мебель,
Потом в раздумьях выходили
А всё же много там осталось

И тишь сентябрьская стынет
Так может снова нам, хоть на день
Сбежать в Томашув, мой любимый?
Глаза мои поют с мольбою «Du holde Kunst…»

И сердце рвётся и надо ехать
Дал уж руку, в руке моей она спокойна
И уезжаю тебя оставив,
Как сон беседа наша рвётся, благословляю, проклинаю
«Du holde Kunst…», и всё, без слова

А, может, нам с тобой в Томашув
Сбежать хоть на день, мой любимый
Там, может. В сумерках янтарных
Вся тишь сентябрьская остынет

Из ясных глаз моих ложится
Слезою след, к губам солёным
А ты молчишь, не отвечаешь
И виноград ты ешь зелёный…

 /Примечание: Du holde Kunst,In wieviel grauen Stunden… «О, Великое искусство, сколько раз в часы печали»-песня Шуберта./

Ю.Тувим

 

Jeszcze jeden fragment nagrania z 1970.
Muzyka: Zygmunt Konieczny
Słowa: Julian Tuwim "Przy okrągłym stole":

A może byśmy tak, jedyna,
Wpadli na dzień do Tomaszowa?
Może tam jeszcze zmierzchem złotym
Ta sama cisza trwa wrześniowa...
W tym białym domu, w tym pokoju,
Gdzie cudze meble postawiono,
Musimy skończyć naszą dawną
Rozmowę smutnie nie skończoną.

Do dzisiaj przy okrągłym stole
Siedzimy martwo jak zaklęci!
Kto odczaruje nas? Kto wyrwie
Z nieubłaganej niepamięci?

Jeszcze mi ciągle z jasnych oczu
Spływa do warg kropelka słona,
A ty mi nic nie odpowiadasz
I jesz zielone winogrona.


Jeszcze ci wciąż spojrzeniem śpiewam :
"Du holde Kunst"... i serce pęka!
I muszę jechać... więc mnie żegnasz,
Lecz nie drży w dłoni mej twa ręka.

I wyjechałem, zostawiłem,
Jak sen urwała się rozmowa,
Błogosławiłem, przeklinałem:
"Du holde Kunst! Więc tak bez słowa?"

Ten biały dom, ten pokój martwy
Do dziś się dziwi, nie rozumie...
Wstawili ludzie cudze meble
I wychodzili stąd w zadumie...

A przecież wszystko - tam zostało!
Nawet ta cisza trwa wrześniowa...
Więc może byśmy tak, najmilsza,
Wpadli na dzień do Tomaszowa?...

 

Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Понравилось: 3 пользователям

Пещера короля Владислава III Локетка. Малопольская легенда

Среда, 16 Мая 2012 г. 12:59 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Это одна из самых известных польских карстовых пещер, которая связана с легендой о короле Владиславе III Локетке. В ней укрывался будущий король от преследований чешского короля Вацлава II.
Wojciech_Gerson-Lokietek_pod_Ojcowem (700x460, 85Kb)
Войчех Герсон. «Локетек под Ойцовом»

Локетек пребывал в пещере около шести недель, а жизнь ему спас паук – сплел плотную паутину, закрывающую вход в пещеру и введшую погоню в заблуждение: преследователи подумали, что в пещеру много дней никто не входил и вернулись ни с чем.
lokiet1 (280x388, 20Kb)
Пещера расположена в живописном Ойцовском национальном парке и является сегодня туристическим объектом для путешествующих по долине Прондника. С 1987 года пещера имеет электрическое освещение, а группы туристов посещают ее под присмотром гида.
lokiet2 (288x421, 22Kb)
Ведет к пещере расщелина длиной 20 метров, которая, вероятно, была когда-то фрагментом коридора, потолок которого рухнул. Расщелина поворачивает налево и по деревянной лестнице можно спуститься в большой главный коридор. Главный коридор ведет в Залу Рыцарей длиной 25 м и шириной 10 м. Отсюда начинается путешествие по подземным комнатам – кухне, королевской спальне и т.д. В пещере есть сталактиты. Температура в пещере составляет 7-8 ° C градусов. Пещера Локетка была объявлена памятником в 1924 году и с тех пор оптимизирована для массового туризма. Ежегодно в ней бывают около 30-40 тысяч человек.
lokiet3 (281x392, 19Kb)
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Болтунья Бася. Кашубская сказка

Среда, 16 Мая 2012 г. 11:31 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора dd50d20bfbee (580x580, 90Kb)
Рыбаки неразговорчивы, это всякий знает. В море выйдут — молчат, на берег вернутся усталые — и тут редко от них слова дождёшься. И не диво. Рыбак с кем дело имеет? С рыбами. А рыбы народ молчаливый, да и людского голоса они не любят, пугаются. И жёны рыбацкие скупы на речи, и матери попусту слов не тратят.

Только и в сосновом бору не всякое дерево прямо растёт. И в стаде, бывает, уродится корова с кривыми рогами. Так вот, в одном рыбацком селении, что раскинулось у самого моря, жила дочь рыбака по имени Бася, по прозванью Болтунья, а прозвище люди не зря дают.

Сама-то Бася была девушка неплохая, собой красивая и сердцем добрая. Зато язычок у неё — что трещотка, которой воробьев да ворон в саду распугивают. С утра до вечера мелет — слова, будто зерно из дырявого мешка, сыплются.
Отец её, когда непогода выдавалась и в море выходить нельзя было; уши паклей затыкал, чтобы дочку не слышать.

Но нашу Басю так просто не перехитришь: плохо отцу слышно — значит, громче кричать надо. Потеряет старый рыбак терпение, скажет: «Лучше бы пошла погуляла». Ну, она плошки да горшки бросит, нарядится и пойдёт по селению. К одним соседям зайдёт — поговорит, к другим заглянет — опять поговорит. Откуда только у неё слова брались!

Однажды утром проснулась Бася, а отец уже в море собирается, высокие рыбачьи сапоги обувает. У Баси глаза раскрылись и рот раскрылся.

Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Фрэнк Синатра по-польски

Среда, 16 Мая 2012 г. 07:57 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Фрэнк Синатра по-польски. Let Poland Be Poland


Рубрики:  Polska Muzyczna

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Польский гербарий

Вторник, 15 Мая 2012 г. 21:15 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

 Польский гербарий(гербовник). Историко-генеалогические сведения о шляхетских родах. Составил и издал Адам БОНЕЦКИЙ. В 16 томах (формата А3, только что не петитом. В каждом томе по 200 и более страниц). Варшава. G. GEBETHNER i sp. w Krakowie. 1899 (Adam BONIECKI, Herbarz Polski. Wiadomosci histotyczno-genealogiczne o rodach szlacheckich). Дозволено цензурой, Варшава, 1 апреля 1899 г

***     Из Предисловия к I тому: 

В будущем, когда все городские и земские дела бывшей Речипосполитой будут просмотрены и будет подведен общий итог, мы узнаем точное число польской шляхты и ее историю. Поскольку не одно поколение пройдет, пока это наступит, я думаю, что нынешнее издание обильных и важных историко-генеалогических сведений о шляхетских родах, собиравшихся мною двадцать пять лет в государственных архивах будет не только интересным, но и полезным.

Эти сведения, сосредоточенные в алфавитном порядке соответственно фамилиям, и составили «Гербарий» таких больших размеров.

Прежние «Гербарии», равно как и те, что под разными названиями выпускались в последнее время, не отвечают своему назначению, поскольку они слишком уж мало сведений дают о семьях и родах. Сведения эти часто неточны или ошибочны, а иногда вообще помещаются в гербариях для придания известности ранее никому не ведомому роду, поскольку свидетельств о потомках и местах их проживания в этих "Гербариях" нет. Такие гербарии могли утешить самолюбие некоторых семей, но одновременно они теряли свою научную ценность, которой исследователь нашего прошлого мог бы воспользоваться с полным доверием…

Наш «Гербарий» делится на две части. Первая часть охватывает историко-генеалогические сведения о шляхетских родах, вторая часть – список сенаторов, высокопоставленных особ и земских чиновников бывшей Речипосполитой. Этот список опирается на номинации и другие акты, заверенные нотариально, и дает нам возможность узнать, представители каких родов, в какое время и где занимали свои высокие должности…

Обнаруженные в актах сведения о шляхетских родах я старался упорядочить и преподнести с максимальными сокращениями, сообщая, откуда они взяты, чтобы предоставить возможность исследователю подтвердить аутентичность моих данных. При указании учреждений источников информации в тексте «Гербария» я не приводил, потому что они приведены во второй его части, в списке высокопоставленных лиц… 

Поскольку в «Гербарии» я помещал только сведения, почерпнутые из государственных актов, постольку читатель не найдет в нем того, чтО о шляхетских родах сообщали предыдущие «Гербарии». Поэтому в именных статьях о многих родах, - даже из самых знаменитых, - читатель найдет меньше деталей, чем в статьях о родах менее известных, о которых до сих пор могло быть едва слышно, или говорилось предельно кратко в других «Гербариях»…

 ***

В Предисловии к I тому Адама БОНЕЦКОГО еще много чего интересного сказано, но читатель может и сам это прочитать. Скажу только, что в V томе я обнаружил статью, озаглавленную – как бы Вы думали, как? – ну конечно: «DWORZECCY v. DWORECCY) herb Ostoja». Герб у поляков – ровно то же самое, что и тейп у чеченцев. Не знаю, как у последних, но когда я читал довольно обширный список фамилий, родоначальники которых принадлежали к этому гербу а их очень много), мне захотелось отметить такие из них: Boratyński, Chodorkowski (в Восточной Польше, в Белостоцком воеводстве, у российской границы, есть местечко ChodOry, название которого произошло от имени его польского владельца), Czeczot (Анджей ЧЕЧОТ - известный польский художник-карикатурист, ранее работавший в урбановских "Шпильках"), Mościcki (Игнацы МОЩЧИЦКИЙ - последний президент довоенной Польши, правивший после ПИЛСУДСКОГО), Mrożek (Славомир МРОЖЕК - польский писатель-эмигрант), Potocki (был такой граф), Ścibor-Marchocki (некоронованный король курьезной «минковецкой республики», - всем рекомендую!), Turkułł (кто не знает, тому и не надо), Wasilewski (это не советский маршал, а соратник ПИЛСУДСКОГО – Леон ВАСИЛЕВСКИЙ, а также его украинская донька-сталинистка Ванда ВАСИЛЕВСКАЯ), Wysocki (вряд ли к нашему Владимиру ВЫСОЦКОМУ поляки с такой фамилией имели отношение, хотя не буду утверждать наверняка. Были ведь и чаезаводчики ВЫСОЦКИЕ и банкиры с такой фамилией)… 

В польской Википедии написано со ссылкой на Яна ДЛУГОША, что «ОСТОЯ - польский род болтливый и самодовольный ("Ostoja - Ród polski gadatliwy i zarozumiały"). Верно подмечено. 

Качать БОНЕЦКОГО отсюда 

 

 Всего издано 16 томов, доведено до буквы M.
Список томов:
T. 1: Aaron - Boniccy. 1899. IX, 385, V s.,
T. 2: Bonieccy h. Bończa - Chmieleńscy. 1900. 396 s.
T. 3: Chmielewscy - Czetowscy. 1900. 388 s.
T. 4: Czetwertyńscy - Dowiakowscy. 1901. 400, IV s.
T. 5: Dowiattowie - Gąsiorkowicz. 1902. 400, IV s.
T. 6: Gąsiorowscy - Grabowniccy. 1903. 396, IV s.
T. 7: Grabowscy - Hulkiewiczowie. 1904. 408, IV s.
T. 8: Humańscy - Jelonek. 1905. 396, IV s.
T. 9: Jelowscy - Kęstowiczowie. 1906. 400, IV s.
T. 10: Kęstowscy - Komorowscy. 1907. 391, IV s.
T. 11: Komorowscy - Kotowski. 1907. 397, IV s.
T. 12: Korty - Krzemieniewscy. 1908. 400, IV s.
T. 13: Krzemieniowscy - Lasoccy. 1909. 400, IV s.
T. 14: Lasoccy - Liwiński. 1911. 396, IV s.
T. 15: Liwscy - Łopuscy. 1912. 396, IV s.
T. 16: Łopuszańscy - Madalińscy. 1913. 240 s.
Том: Дополнения и уточнения. 1901. 256 s.

Соавтором 15-го и 16-го томов был Артур Рейский (Artur Reiski).

 

Источник: Владимир ДВОРЕЦКИЙ dtzkyyy

 

Рубрики:  Ksiegarnia

Метки:  

Характер украинца, поляка и москаля. Раритет...Укросвидомизм головного мозга

Вторник, 15 Мая 2012 г. 19:01 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

 


Читая утром френдленту, наткнулся на текст из разряда "срочно в номер". Поскольку он - на иностранном языке, перевожу для тех, кто им не владеет пока. На язык международного общения.

Особо капризные читатели могут справиться с оригиналом по ссылке внизу.

Приятного чтения!

***

Характер украинца, поляка и москаля

Украинцы, поляки и москали отличаются друг от друга не только языком, но и целым рядом других свойств. Это может показаться удивительным, поскольку все три народа принадлежат к славянам, но разница между ними - в том, что составляет характер каждого из этих народов, - настолько велика, что если бы даже слить их языки в один, то и тогда ученые видели бы очень большие отличия между этими народами.

Читателям будет интересно знать, в чем собственно состоит эта разница и мы проиллюстрируем ее кратким изложением научного исследования профессора Владимира АНТОНОВИЧА.



СТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ

Череп украинца, рассматриваемый сверху, имеет форму яйца, обращенного острым своим концом вперед. Череп москаля круглый. У поляка череп длиннее украинского. По ширине черепа украинца и поляка одинаковы, а у москаля он уже. Об этом свидетельствуют усредненные измерения, поскольку известно, что исключения могут быть во всех трех случаях.

Dalej
Рубрики:  Kunstkamera

Метки:  

200 лет полонофилу Герцену и польские катехизисы

Вторник, 15 Мая 2012 г. 15:41 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

Совсем недавно случился тут один юбилей, 200 лет русскому мыслителю, философу, социалисту-утописту А.И. Герцену.


 

Я тут кое-что читаю у него. Весьма любопытное. Переписку с поляками по польскому вопросу. А так как польский вопрос в 19 Веке включал в себя и украинцев с белорусами, то ой как интересно.
Даю интересные выдержки.

******************************************************


… «Кровь и слезы, отчаянная борьба и страшная победа соединили Польшу с Россией.

По клоку отрывала Русь живое мясо Польши, отрывала провинцию за провинцией и как неотразимое бедствие, как мрачная туча подвигалась все ближе и ближе к ее сердцу. Где она не могла взять силой, она брала хитростью деньгами, уступала своим естественным врагам и делилась с ними добычей.

Из-за Польши приняла Россия первый черный грех на душу. Раздел ее останется на ее совести...

в 1854: «Чего хочет Польша? Польша хочет быть свободным государством, она готова быть соединенной с Русью, но с Русью тоже свободной... Для того, чтобы соединиться с нею, ей необходима полная воля. Поглощение Польши царской Россией нелепость, насилие...»

Польша, как Италия, как Венгрия, имеет неотъемлемое, полное право на государственное существование, независимое от России. Желаем ли мы, чтоб свободная Польша отторглась от свободной России, — это другой вопрос. Нет, мы этого не желаем,… и если Польша не хочет этого союза, мы можем об этом скорбеть, можем не соглашаться с ней, но не предоставить ей воли — мы не можем, не отрекаясь от всех основных убеждений наших.


Что касается до главного вопроса, до самобытности Польши, он решен самим языком; ни один русский крестьянин не считает Польшу Россией. Вся Русь говорит: «в Польшу», «из Польши». Но где черта, за которой оканчивается Русь и начинается Польша? Это определить труднее, но не из патриотизма, а из того, что у нас недостает самого главного элемента для решения вопроса.

Что мы возьмем за его основание? Присоединение Червонной Руси к Польше или присоединение Украины к России в половине XVII столетия? Между ними целый век борьбы Речи Посполитой с казаками. В продолжение ее два стремления, два противуположных потока обозначаются в южной Руси шляхетство, паны — тянут к аристократической республике; нижний слой, народ, казаки, — напротив, в постоянной вражде с Польшей. Хмельницкий не из любви к Москве, а из нелюбви к Польше отдался царю. Москва или, лучше, Петербург обманули Украину и заставили ее ненавидеть москалей. Как же решить вопрос об ней? Давность владения ничего не доказывает. Утраченное владение — еще меньше. Право завоевания? Последний захвативший будет владеть, пока другая сила его сгонит. Завоевание — факт, а не право.

Естественных границ нет — ни цепи гор, ни больших рек; остается искать иных оснований в самой жизни народа, в его быте... Там, где народ исповедует православие, говорит языком, более близким к русскому чем к польскому, там, где он сохранил русский крестьянский быт, мир, сходку, общинное владение землей, — там Он, вероятно, захочет быть русским. Там, где народ исповедует католицизм или унию, там, где он утратил общину и общинное владение землей, там, вероятно, сочувствие с Польшей сильнее и он пойдет с ней. … Ну, если после всех наших рассуждений Украина, помнящая все притеснения москалей, и крепостное состояние, и наборы, и бесправие, и грабеж, и кнут, с одной стороны, и не забывая, с другой, каково ей было и за Речью Посполитой с жолнерами, панами и коронными чиновниками, — не захочет быть ни польской, ни русской? По-моему, вопрос разрешается очень просто. Украину следует в таком случае признать свободной и независимой страной.

В Малороссии живут люди, — люди, подавленные рабством, но не настолько сломанные правительством и помещиками, что потеряли всякое чувство народности; совсем напротив, родовое сознание у них очень развито... что же это будет за шаг к их освобождению, когда, снимая московские цепи, им скажут, что они должны принадлежать Польше?

Развяжемте им руки, развяжемте им язык, пусть речь их будет совершенно свободна, и тогда пусть они скажут свое слово, перешагнут через кнут к нам, через папеж к вам или если они умны, протянут нам обоим руки на братский союз и на независимость от обоих.

Вот почему я так высоко ценю федерализм. Федеральные части связаны общим делом, и никто никому не принадлежит, ни Женева Берну, ни Берн Женеве. В 1851 году католическая реакция в Фрибургском кантоне вывела из терпения протестантский Муртен. Жители Муртена хотели отложиться от кантона; дело не состоялось, но никому и в голову не пришло говорить о том, принадлежит ли Муртен кантону или нет, изменяет ли Муртен или нет. Федеральные единства могут даже существовать при таком антагонизме, какой находится между Северными Штатами и Южными в Америке. Централизация, жертвующая самобытностью частей, стремящаяся к полицейскому однообразному фрунту, убивающая все индивидуальное, характерное, местное, всегда будет качаться между Николаем и Бонапартом.

Если Россия, освободивши крестьян с землею, действительно взойдет в ту новую фазу жизни, о которой мы говорили, я не думаю, чтоб Украина захотела отделиться от нее. Она тогда не будет иметь тех причин, которые заставляли ее в половине XVII столетия бросаться к татарам, к Москве от дворянски-католического ига Речи Посполитой, а при Петре I отдаться шведам.

Если же Россия, запнувшись на первом шаге, останется под розгой помещика, под палкой полиции, без суда, без прав, управляемая ординарцами и писарями, если все это движение окажется слабым и мы безропотно воротимся к николаевскому времени, тогда не только Польше, не только Украине не следует оставаться с Россией, но следует им соединиться, идти на Москву и разгромить все это исполинское здание рабства.

Вот вам весь наш взгляд, и, что бы ни сказали русские патриоты или ваши, мы его не изменим и не изменим ему потому, что мы убеждены в его истине и сердцем и умом."


"...Одни ли в самом деле судьбы всего славянского мира в будущем или нет?

Вы уже видели, что мы разрешаем этот вопрос ф е д е р а л и з а ц и е й. Если Польша хочет иного решения, да будет на то воля ее.


...Какие бы разномыслия у нас ни являлись с разными оттенками польской эмиграции, от социалистов, с которыми мы всего ближе, до олигархов партии князя Чарторижского, с которыми мы всего дальше, — мы слишком уважаем их веру, их твердость, их несокрушимое постоянство в несчастии и слишком сознаем все зло, сделанное Польше русскими руками, чтоб быть их противниками; скорее мы вынесем несправедливость к нам, чем будем поднимать усобицу.



А о взглядах Чарторижского (Чарторыйского), выраженными в "Польском катехизисе", остановимся поподробней.







Русские либералы, сочувствующие Герцену, не верили своим глазам, когда читали пресловутый «Польский катехизис», документ, созданный партией Адама Чарторыйского. Этот документ, перехваченный у противника и опубликованный в газете «Русский инвалид» в разгар восстания, смутил всё русское общество и вызвал поначалу долгое и недоумённое молчание. «Открылись притязания поляков на Западный край, и эти притязания... показали невозможность какой бы то ни было полюбовной развязки дела», – вспоминал Н.Н. Страхов. О притязаниях в «Польском катехизисе» говорилось недвусмысленно: «У Англии колонии – все её богатства, но они удалены; у Польши есть своя Индия: Украина и Литва, – колонии эти с Польшею составляют одно целое и при уме и знании вести дело, никогда в материальном отношении не будут от неё отторгнуты». Толстой, узнав из русской печати подробности, хотел было идти в армию, чтобы участвовать в польских событиях 1863 года на стороне русского правительства. Достоевский отправляет одного из своих героев участвовать в польской кампании, и тому удаётся отличиться, получить солдатский крест и быть произведённым в унтер-офицеры, а потом сразу и в офицеры.

«Помни, что Россия – первый твой враг, а православный есть еретик (схизматик), и потому не совестись лицемерить и уверять, что они твои кровные братья, что ты против русских ничего не имеешь, а только против правительства, но тайно старайся мстить каждому русскому: он, по своей ненависти к римской церкви и к полякам, не будет никогда твоим другом и всегда поддержит в насилии против тебя своё правительство... Если ты намерен вступить в русскую службу, то служи только там, где можно рассчитывать на верный доход... Старайся всеми мерами, где только откроется возможность, нажиться за счёт русской казны; это не лихоимство и не порок, а добродетель; потому что, обирая русскую казну, ты чрез то самое обессиливаешь враждебное тебе государство и обогащаешь свою родину, и святая церковь простит тебе такое преступление».

В «Польском катехизисе», документе резко националистическом, презрение ко всему русскому содержалось в каждом параграфе – грубыми оскорблениями и поношением были пропитаны и его дух, и его буква. Не только государственник Катков или почвенники Достоевский и Страхов находили «претензии поляков отвратительными»; подобного мнения придерживались и славянофилы И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, и историки С.М. Соловьев и М.П. Погодин, и либерал К.Д. Кавелин, и поэты Тютчев и Фет, и даже крайний западник Тургенев, который в январе 1863 года писал П.В. Анненкову: «Нельзя не желать скорейшего подавления этого безумного восстания, столько же для России, столько для самой Польши».

«Говоря с русскими, – советовал “Катехизис”, – старайся выводить его из терпения: по всей глупой и откровенной натуре, в спорах, русский выскажется, а это тебе только и нужно; зная цель врага, ты противопоставишь ему верное оружие... Затрагивай искусно самолюбие русского и пользуйся им». Вся программа «Польского катехизиса» внушала убеждение, что любое преступление относительно России, при всей гнусности его, есть дело нравственное.


Похоже, этим самым катхизисом многие поляки руковoдствуются до сих пор.

Жаль.

Рубрики:  Tradycje i Etnogeneza

Метки:  

Отпечаток чертовой лапы. Любельская легенда

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 22:04 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Некоторое время назад я слышала о так называемом отпечатке чертовой лапы, запечатленной на судейском столе Коронного трибунала в Люблине. К сожалению, не видела его собственными глазами, но предание несколько заинтриговало меня. Я нашла фотографии в сети, и убедилась, что в середине отпечатка нет сколов, края его гладкие и рядом нет никаких следов того, что он вырезан каким-либо способом. Он производит впечатление, как будто возник от сильного удара гидравлическим прессом. Это странно, потому что следу этому более 300 лет, а тогда никаких подобных прессов не существовало и в помине. Более того, ни один человек не в силах ударить по деревянному столу с такой силой.

А вот и легенда:

Много лет назад, в 1637 году, в деревне недалеко от Люблина жила вдова с тремя детьми. Тяжело было женщине одной управлять хозяйством и работать на земле. Женщина любила своих детей и готова была на все жертвы ради них, потому работала от зари и до зари. Земля их была плодородной, дом у них был добротный, построенный еще ее мужем, так что понемногу они справлялись.
Однажды один шляхтич, владелец соседнего имения послал к вдове своих слуг – сообщить, что хотел бы выкупить ее дом и поле, вместе с хозяйственными постройками. Предложение для усталой вдовы было бы интересным, если бы не тот факт, что за здания и землю была предложена такая маленькая сумма, что за нее невозможно было бы купить даже небольшое жилье, чтобы жить полегче. Вдова отказала шляхтичу. Через несколько дней от него снова появился слуга, предлагая еще более низкую цену и утверждая, что это очень хорошее предложение, и она будет сожалеть, если не примет предложения. Вдова отказалась продавать землю вторично.

Прошло несколько дней, когда женщина проснулась ночью от странных звуков, треска и запаха дыма. Это горел ее дом, а она с детьми была внутри. В ужасе вдова схватила коробку с документами и деньгами (потому как в сельской местности все важные документы и деньги хранились вместе), разбудила детей и взяв на руки младшего сына, в последний момент выпрыгнула в окно. Дом со всем своим имуществом сгорел дотла.

…Обездоленная вдова подала иск о поджоге в муниципалитет, который, будучи подкупленным шляхтичем, решил тяжбу не в ее пользу, а затем дошла до Коронного трибунала. Это была высшая инстанция для дворян, действовавшая в Люблине в XVI и XVII веках. Если кто-то был недоволен решением муниципального суда, то мог обжаловать решение в Коронном трибунале и рассчитывать на успешный исход судебного заседания.

normal_dsc_5667 (400x267, 25Kb)
Trybunał Koronny - miejsce “diabelskiego” sądu. Widok z Wieży Trybunalskiej

В день судебного заседания она и дети, полные надежды на справедливое решение, прибыли в Люблин. Приехал также шляхтич-сосед – вместе со свидетелями, которых он взял прямо из деревенской кнайпы, чтобы за несколько кружек пива они показали в суде то, что он им скажет.

Суд начался. Вдова представила свою версию случившегося, и в то же время у нее создалось впечатление, что она разговаривает со стенами, потому что никто ее не слушал, да и свидетелей, подтверждающих ее слова, она не имела. Затем представил свою версию заинтересованный в ее земле шляхтич со своими свидетелями:

- Вдова лжет, она сама подожгла свой дом и теперь незаконно вымогает деньги, - сказал шляхтич.
- А ее сосед – благородный, хороший человек, ни в чем не виноват, - вторили свидетели.

Судьи объявили приговор:

- Шляхтич не виновен, вдова должна извиниться за ложные обвинения и оплатить стоимость судебного процесса.

- Что нам делать, - заплакала вдова, вдова плакала, прижимая детей к себе. - Где мы возьмем денег?... Даже дьявол справедливее рассудил бы наше дело! – и она выбежала из суда.

Как только она произнесла эти слова, в трибунале поднялся вихрь и появился дьявол. Покрутив хвостом, рогатый бес уселся на лавку в трибунале и сказал:

- Такую несправедливость даже я не могу вытерпеть. Начинаем процесс заново, - сказал он.

Испугавшись, судьи не решились выступить против, позвали заплаканную вдову, и второй суд состоялся, сильно отличавшийся от первого. Судьи внимательно выслушали вдову, а перепуганные свидетели вмиг протрезвели и сказали правду. Дьявол объявил свой вердикт:

- Шляхтич виновен в поджоге, обязан отстроить вдове дом и купить все необходимое для хозяйства. Лжесвидетели должны быть публично высечены и никогда больше не лгать.

Судьи подписали решение, а дьявол для верности припечатал его своей лапой. Он сделал это с такой силой, что след остался на столе судьи и до сегодняшних дней – как предостережение всем судьям от вынесения несправедливых приговоров.

normal_st86d (400x300, 31Kb)
Stół z odciskiem Czarciej Łapy znajduje się na Zamku Lubelskim

В то время как дьявол вынес решение, Христос на распятье в зале суда повернул голову к стене. Ему было невыносимо видеть, что дьявол справедливее судит, чем люди.... Распятье из Коронного трибунала также существует до сих пор – в одной из часовен главного собора Люблина.
5279_20050602151533 (283x425, 69Kb)
Krzyż Trybunalski (znajduje się w Archikatedrze, w kaplicy Najświętszego Sakramentu – św. Stanisława Kostki)
©Cayetana_de_Alba
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Первый партизан Второй мировой и последний рыцарь Речи Посполитой

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 20:33 + в цитатник
Филофоб (Moja_Polska) все записи автора

 

Одним из самых сильных киновпечатлений моего детства был польский фильм "  Хубаль " (в советском прокате шел под названием " Майор   Хубаль ") – о  майоре  Г. Добжанском, который после поражения Польши в сентябре 1939 года отказался сложить оружие и продолжал в одиночку вести борьбу с оккупантами.

В блоге Михаила Кожемякина в "Живом Журнале" опубликована очень интересная статья об этом герое Второй мировой войны, которую я и привожу ниже.

В статье допущен ряд неточностей, в частности, неверно объясняется происхождение конспиративного псевдонима " Хубаль " (Hubal). На самом деле это не название герба, а прозвище ветви рода Добжанских, из которой происходил майор (Добжанские-Губали или Хубали). Герб его назывался "Лелива", а герб его предка Завиши Черного – "Сулима". О старинном польско-украинском дворянском роде Добжанских (Добрянских), весьма многочисленном и разветвленном, подробно написано  в Википедии. (Кстати, из этого рода происходила, по-видимому, и известная советская актриса Любовь Ивановна Добржанская, дочь полковника царской армии, первая исполнительница роли девушки-гусара Шурочки Азаровой на театральной сцене).

Название польской деревни, где партизаны "Хубаля" квартировали в феврале-марте 1940 г., правильно произносится "Галки Кщоновские" (а не "Кржижоновские", как у автора). 11 апреля 1940 г. деревня была сожжена гитлеровцами, 62 человека из числа ее жителей (мужчины в возрасте от 16 до 57 лет) были расстреляны за помощь партизанам.

Фотографии взяты с сайта, посвященного майору "Хубалю"




 Майор  Хенрик Добжаньский " Хубаль ". Фото 1938 года

Смотрим начало отличного военного фильма "Майор Хубаль" и знакомимся с героем:


Dalej
Рубрики:  Osoby wyjatkowe

Метки:  

Великаны и храбрый пастушок. Польская народная сказка

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 19:12 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора 10-2011- (412x310, 34Kb)
Идёт по дороге крестьянский сын, ноги в песке вязнут, терновник ветки колючие с обочины протягивает, за одежду цепляет, а дороге конца-краю нет.

Звать крестьянского сына Павлом, а матушка Павлушей кликала.

Куда он путь держит? Почему дома не сидит?

Нет у него дома, нет своего угла, негде ему голову преклонить. Матушки давно в живых нет, а отец весной занемог и помер.

Кроме хаты убогой, ничего у отца не было: ни клочка земли, ни скотины.

Вот и пришлось Павлу хату продать, крова лишиться и на вырученные деньги отца похоронить. Ведь за все платить надо: гробовщику — за гроб, могильщику — за могилу, ксендзу — за отходную молитву, служке за то, что землю святой водой окропил, звонарю — за звон погребальный.

Что за хату выручил — за похороны заплатил. И все-то его богатство — десять пальцев, с этими помощниками и отправился он работу по свету искать.

Вот дошел он до перекрестка, в какую сторону сворачивать, не знает. Сиротский хлеб везде горек. Постоял-постоял и надумал в город Ополье идти. Там князь, говорят, богатый.

У князей да графов, известно, полей, пастбищ, лугов столько, что ни за день, ни за два не обойдешь, а волов, овец, коз, гончих псов — не счесть! Вот и нужны им пахари, пастухи да псари.

"Авось и для меня там работа найдется", — решил Павел и свернул на дорогу, что в Ополье вела.

Долго ли, коротко ли он шел и в высокую стену городскую уперся. Повезло ему. Нанялся он в подпаски, овец с ягнятами пасти.
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Лежебока. Польская народная сказка

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 18:52 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора 1008374 (600x448, 70Kb)
У одного старичка было три сына. Двое слыли за умных малых и были уже женаты, третий, Лежебока, был глуп и холост.

Почувствовав приближение смерти, старик разделил все свои имения между двумя старшими сыновьями и, кроме того, всем трем дал по сто червонцев. Отец умер, сыновья его похоронили как следует и стали хозяйничать.

Вот один и говорит Лежебоке: — Слушай, брат, едем мы промышлять нашими деньгами и пускать их в оборот. Давай и твои. Мы привезем тебе красную шапку, красный кушак и красные сапожки, а ты оставайся дома и помогай нашим женам в хозяйстве.

Дурак обрадовался и отдал деньги. Ему давно хотелось иметь красную шапку, красный кушак и красные сапожки. Уехали старшие братья, а лентяй остался лежать на печи. Невестки посылают его туда и сюда, а он и с места не двигается. Был бы ему квас да лук, да лепешки, а об остальном ему и горюшка мало.
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Как улитка с лисом состязалась. Польская народная сказка

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 18:26 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора 75883357_skazkilisa (150x136, 5Kb)
Как-то утром выбрался лис из норы и думает: «Нынче, воскресенья ради, надо бы мне вкусно пообедать».

Пошел он к озеру, притаился у берега в тростниках, задумал утку подстеречь. Уток на озере видимо-невидимо, у лиса слюнки текут, ждет — дождаться не может. Только подплывут утки поближе к берегу, где у них гнезда, как лис в воду да на них! А они — фурр! — и прочь летят. Весь день жадному лису не везло.

К вечеру наскучило ему, расхотелось утятины. Забегал он по лугу взад-вперед, видит — улитка ползет. «Дай, — думает, — хоть улиткой подкреплюсь». И говорит улитке:
— Здорово, ходок! Куда путь держишь?
— Да вот хочу до заката вокруг озера пройтись.
images (225x225, 7Kb)
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Про доктора Бартека. Краковская легенда

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 14:36 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора bartek_doktor_kl (240x172, 18Kb)
Давным-давно это было. С тех пор прошло лет пятьсот да ещё сто.
Старые пряхи да люди бывалые эту историю длинными вечерами рассказывали, а что в ней быль, что небыль, теперь и не угадаешь.
Начнём рассказ сначала, а если в нём и лишнее что — шутки и небылицы, забудьте их поскорее, коли вам с ними расстаться не жалко.
В ту давнюю пору в одном селе жил вдвоём со старушкой матерью один парень по имени Бартоломей, но все его Бартеком звали.
Мать Бартека с утра до вечера на поле спину гнула, а Бартек ей помогал. Только не лежала у него душа к работе.
И вот однажды он матери и говорит:
— Нет от этой работы ни проку, ни радости. Пойду-ка я отсюда в дальние края, на людей погляжу, себя покажу, попытаю удачи. Кто знает, может, и повезёт мне. Глядишь, денежки в кошельке заведутся и заживём мы с вами на славу.
— Да куда же ты пойдёшь, сыночек? — встревожилась мать.
— Мир велик, что-нибудь да придумаю.
Пошла старушка сыну ужин стряпать, потому что дело к вечеру близилось.
А сын на пороге избы стоит да на дорогу поглядывает.
Дорога эта в столичный город Краков вела, и народу по ней шло видимо-невидимо.
Стоит Бартек, задумался, всё на дорогу глядит и вдруг видит — идут мимо парни с узелками да с котомками.
— Куда путь держите? — спрашивает Бартек.
— В Краков идём, в Краков! В университет, учиться!
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Комy что на pодy написано. Польская народная сказка

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 14:09 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора vas (472x678, 119Kb)
Давным-давно, доживал спокойно в своём замке последние годы богатый князь. Был у него единственный сын - рыцарь, статный и сильный, далеко прославившийся своей храбростью и смелостью. Но старой княгине очень хотелось иметь девочку, вот и попросила она однажды князя взять какую-нибудь сиротку на воспитание. Так они и сделали, а потом ни разу не пожалели, потому что росла девочка доброй и послушной, всем на радость. Звали её Мария.
Однажды в замок прискакал весь в пыли гонец и объявил, что король пошёл войной на неверных и призывает всех, кто может держать оружие, вступить в его войско. Потянулись по дорогам храбрые воины. Старый же князь, хворый и немощный, послал, вместо себя, сына.
Отправился молодой рыцарь со своей дружиной на войну - заблестели их кольчуги, как ясное солнце, засверкали их мечи, как молнии.
А посреди дороги - седовласый гусляр играет, песни распевает, каждому по руке гадает - судьбу предсказывает. Остановился и княжеский сын, захотелось ему узнать, что его ждёт, ведь война - не забава! Посмотрел на его ладонь старик и сказал так:
- Светлый князь, счастливая у тебя доля: на войне отличишься, со славой живым и невредимым домой воротишься и женишься на славной девушке. Только будет она не из знатного рода, а бедная сирота, у добрых людей воспитанная.
Бросил рыцарь золотую монету гусляру, пришпорил коня и помчался своей дорогой.
Долго шла война, много крови пролилось, много воинов костьми полегло. А как только она окончилась, щедро наградил король княжеского сына за то, что он храбро сражался, много неверных истребил, и отпустил его со славой и почестями домой. Когда прискакал княжеский сын к отцовскому замку, тяжёлые ворота отворились и вышли ему навстречу старый князь с княгиней и приёмной дочкой, которую они полюбили, как родную. Молодой воин соскочил с коня, поцеловал руку отцу, потом матери, а на Марию даже не взглянул. Вспомнил он слова старого гусляра и подумал: "До сих пор сбылось всё, что он мне предсказал. Уж не предрёк ли он, что эта девчонка станет моей женой".
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Черт-неудачник. Польская народная сказка

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 13:52 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора 63647376_1283695686_5e4cf7fa9c47 (400x596, 35Kb)
Давным-давно жил на свете один мудрый и предприимчивый король. Чтобы защитить от врагов своё королевство, на склонах близлежащих гор он велел возвести два высоких белых замка. Всё бы хорошо, но только стражи там было маловато.
Когда военные советники — маршалы да генералы — сказали ему об этом, король, подумав немного, решил, что от замка к замку следует перекинуть через пропасть висячий мост. Тогда стражники смогут прибежать на помощь друг другу.
Но куда легче было королю принять это простое и мудрое решение, чем найти охотников его выполнить. Понаехали к нему из дальних стран строители да архитекторы, и все в один голос твердили, что ещё не родился мастер, который бы сумел возвести такой мост. Но король стоял на своём. Он велел гонцам раструбить по всему белу свету, что тот, кто построит мост, получит столько золота, сколько сам весит.
И вскоре к королю пришёл предложить услуги молодой, совсем ещё неопытный плотник.
Пригнали его к королю беда да заботы. Матушка любимая заболела, а дома нет ни гроша. «Если только даст мне король денег,
созову я к матушке самых лучших лекарей, знахарей да травников. А там поглядим»,— думал он.
Сказал он королю, что готов взяться за работу, и для начала попросил небольшой задаток.
А когда король велел выдать мастеру из казны сто дукатов, он был на седьмом небе от счастья.
Правда, давая парню деньги, король сказал: «Построишь мост, богачом станешь, не построишь — голову сложишь». Но и эти слова не испугали его. Обрадовался он, созвал к матушке самых знаменитых и искусных докторов, и они тотчас же взялись за лечение.
А плотник накупил досок да гвоздей, нанял себе помощников и отправился к королю мост строить.
Трудятся они в поте лица, стараются, уже третья неделя пошла, а всё ни с места.
Наконец к концу третьей недели не выдержали подмастерья и взяли у мастера расчёт.
Напрасно бедняга их просил, уговаривал не бросать его одного, они ни в какую.
А напоследок сказали: «Этот мост ни один чёрт не построит». Да с тем и ушли.
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Жаворонок и волк. Польская народная сказка

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 13:43 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора 1 (300x200, 2Kb)
Жил на свете жаворонок, и было у него гнездо под кустом. Задумал однажды крот подрыть это гнездо и принялся за дело.

Бедный жаворонок из сил выбивается, кричит, крыльями машет, чтобы крота отогнать и птенцов спасти.

Услыхал волк этот шум, подошел поближе и спрашивает:
- Ты чего так раскричался? Не с голоду ли? У меня брюхо совсем свело. День уже на исходе, а сколько ни высматриваю, даже паршивенького зайчишки, и то не попадается.
- Я кричу оттого, что крот хочет мое гнездо разрушить, -ответил ему жаворонок.

Волк и говорит:
- Если ты меня накормишь, я спасу твое гнездо.
- Хорошо, я накормлю тебя, - пообещал жаворонок.
- Ну, показывай свой дом! С кротом я живо управлюсь.
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Почему заяц мяса не ест. Польская народная сказка

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 13:38 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора Были времена, когда не только заяц, но и лис не ел мяса, одними почками да листочками пробавлялся. Однажды пришел к нему волк и говорит:

— Плохое у тебя житье, кум. Как ни посмотрю — все почки грызешь да ветки обгладываешь. Поступай ко мне в ученики. Я тебя обучу, мясником станешь — каждый день мясо да печенку есть будешь.
— А что я должен буду делать? — спрашивает лис.
— Да сперва ничего, будешь только мои приказы исполнять, а потом уж сам увидишь.
0001c6ff (450x320, 24Kb)
Лис охотно согласился и пошел вместе с волком. Шли они, шли и пришли на лужайку. Видят — на той лужайке конь пасется.
Забрались они в кусты, а волк и говорит:
— Зайди-ка спереди, посмотри, горят ли у меня глаза?
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Как музыканты чертям играли. Польская народная сказка

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 12:57 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора pic14 (300x400, 44Kb)
Жили-были давным-давно музыканты. Играли они так хорошо, что без них не обходился ни один праздник, ни одно веселье во всей округе.

Днем они как все, работали в поле, в лесу, пасли коров и овец, но когда наступал вечер, собирались они все вместе, брали в руки скрипки, и те оживали у них в руках. К голосу скрипок обыкновенно присоединялось и гудение волынки Юзека. И такая музыка звучала, что ноги сами в пляс пускались.

Как-то раз позвали музыкантов на свадьбу в одно селение за горами.
- Мы придем, — пообещал за всех волынщик. — Обязательно придем, переночуем у Ендрека на сеновале, а с утра начнем играть.

В назначенный день музыканты поспешили закончить дела, празднично оделись, взяли скрипки, взвалили на спину контрабас, волынщик Юзек повесил через плечо свою волынку и, еще солнце не зашло, отправились в путь через горы.
Начинало медленно темнеть, но музыканты бодро шагали в гору, месяц освещал им дорогу.

Вдруг за спиной они услышали конский топот, тут поравнялась с ними нарядная карета. Дверцы распахнулись, из кареты быстро вышел господин в зеленом кафтане и окликнул их:
- Эй, вы-то мне и нужны! Не сыграете ли для нас? Мы вам хоро­шо заплатим!
- Мы бы с радостью сыграли, ясновельможный пан, но уже пообещали завтра утром играть на свадьбе, - ответил тот, что играл на контрабасе.
- До утра еще далеко, - возразил волынщик Юзек, жалко ему было терять хорошие деньги.
- Разумные слова, — подтвердил господин в зеленом кафтане. - Вот я вам и говорю, поезжайте вместе со мной, а к утру вы успеете на свадьбу.
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Свинья не коза, a дуб не береза. Польская народная сказка

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 12:46 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора slonko (379x318, 50Kb)
Вернулся домой Простачок, отдохнул от долгого пути. А тут и праздник подошел. Запряг он свою лошаденку, взвалил на телегу откормленного борова и поехал в город на базар. Стоит около своего воза и ждет покупателя. Вдруг откуда ни возьмись - четверка лихих коней запряженных в бричку, а в ней сидит, развалясь и подбоченясь какой-то ясновельможный, а может и просто вельможный пан - в зубах сигара, бичом хлопает, как из пистолета стреляет, давит бедных мужичков, что с дороги не успели убраться. Остановился перед возом Простачка и кричит:
- Эй ты, хам! Не слыхать ли тут пшеницы?

Обиделся Простачок на грубость пана и ответил:
- Пшеницу никогда никто не слыхал и не услышит. Добрые люди ее видят в зерне, а едят в пирогах. А что я мужик, или хам, вы баре, а мы - мужики, хамы, но что мужик на дорогу бросит, то барин в кармане носит. Так-то оно!
- Врешь! - заорал пан.
- Нисколько! Вынь, пане, носовой платок из кармана, разверни и скажешь, что правда.

Побагровел пан от гнева, решил проучить дерзкого мужика:
- Что продаешь?
- Свинью, пане.
- Лжешь, хам, это коза! - заорал пан да как ударит Простачка по щеке - у того только искры из глаз посыпались. Но мужик виду не подал, поклонился пану с улыбкой и говорит:
-Теперь я твой должник, пане. Втройне тебе отплачу.
Продал Простачок свинью, вернулся домой, но обещания своего не забыл.
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

О том как Простачок прогнал Домового. Польская народная сказка

Воскресенье, 13 Мая 2012 г. 12:17 + в цитатник
Cayetana_de_Alba (Moja_Polska) все записи автора 220px-Domovoi (220x277, 22Kb)
...Однажды по пути из города Простачок купил за бесценок ручную сову и зашагал домой. Поздно вечером добрался он до какой-то деревни. Во всех окнах темно, а в одном окошке огонек светится. Заглянул Простачок из любопытства в окно и видит - на столе, покрытом белой скатертью, лежат пироги, жареный гусь да фляжка водки стоит. А за столом сидит молодой мужчина - видно, какой-то родственник или разлюбезный гость. Хозяюшка-то молодая, пригожая, гостя умильно потчует да так и ластится к нему.
Простачок сову под мышкой держит, а в правой руке - посошок дорожный, да тем посошком и постучи в окно.
Хозяйка как ошпаренная вскочила с места и спрашивает в испуге:
- Кто там?
- Хозяин! - ответил Простачок. Вмиг пирог полетел со стола в квашню, фляжка водки - в комод, жареный гусь - в печку, а хозяюшкин гость, схватив шапку, шмыгнул под печку. Наскоро прибрав все, хозяйка опрометью кинулась отворять двери.
Едва Простачок отскочил от окна, как вдруг заскрипел снег под полозьями легких саней и перед воротами дома осадил лошадь здоровый, плечистый мужик. “Отворяй! - закричал он, вылезая из саней и стуча кнутовищем в ворота.
- Отворяй, жена, и коня распряги: у меня руки закоченели.
Ворота распахнулись, и хозяйка повела коня во двор. Тут только хозяин заметил Простачка и спросил:
- А ты, братец, кто такой будешь?
- Путник я. Пусти обогреться в хату. Позднее время, а заночевать негде.
Гостеприимный хозяин повел Простачка за собой, и вскоре они сидели за столом. И рад бы хозяин хорошо угостить путника, но хозяйка насилу разыскала для них немного соли и краюшку хлеба. Подает им скудный ужин и ворчит:
- Знала бы я, когда тебя ждать, сготовила бы чего-нибудь горячего и пирог бы испекла. А то вот как вышло: и сам приехал, и гостя Бог дал, а угощать нечем.
Dalej
Рубрики:  Bajkowy Zakatek

Метки:  

Поиск сообщений в Moja_Polska
Страницы: 348 ... 63 62 [61] 60 59 ..
.. 1 Календарь