Духовным развитием называется приобретение человеком качеств, которых у него нет от природы и которых он может достичь только упорным трудом.
Г. Гурджиев
Естественно, что если центры сознания не раскрыты или ущербны, то человек ощущает себя неполноценным.
Он подсознательно будет стремиться к поиску своей целостности за счет окружающего мира и других людей.
Пробужденный же Духом путник устремится в Путь за обретением своей истинной целостности.
Ему предстоит познакомиться с собой истинным, с духовной философией Пути, Космическими законами и справедливым устройством мира.
Пробитая Муладхара будет окутывать путника ленью, хаосом, беспорядком, болезненными состояниями, страхами нищеты, беспомощностью. Выдернуть себя из апатии в этом состоянии человеку сложно — под это просто нет энергии.
Неразвитая Свадхистхана не разрешит путнику радоваться и наслаждаться жизнью; так рождаются нытики и зануды. Частичная компенсация блокированных энергий может обретаться через пристрастия: обжорство, бесконечный поиск сексуальных партнеров, плетение сплетен, наркотическую зависимость и т.д.
Пробитая Манипура заставит человека никому и ничему не верить и пресмыкаться перед сильными личностями. Возникнет желание доказывать людям свою значимость обещаниями и фантазиями, не подкрепленными конкретными делами. В противном случае развивается привычка давить на волю людей силой и угрозами. Человек пробует пугать, а почему он это делает, он не понимает. На бессознательном же плане — он просто отбирает энергию у своих жертв. .')тим же целям служит религиозный фанатизм.
Ограниченность Анахаты проявится в желании получить одобрение от окружающих людей (комплекс отличника), в неспособности делиться своими чувствами, в неспособности принимать любовь и чувства других людей. Человек зачастую ощущает себя виновным за все зло мира и подсознательно стремится себя наказать. Путник с неразвитой анахатой, как правило, не умеет любить и прощать себя, а значит не умеет любить и прощать людей. Подобная пробоина часто рождает слепую зависимость (в виде влюбленности) от партнера противоположного пола. Как только подобный морок с человека сходит, он искренно поражается своей неразборчивости.
Ограниченность Вишудхи обесценивает любые начинания путника. Перед таким человеком безнаказанно нельзя «метать бисер». Мало того что ему будут непонятны драгоценные истины, он еще постарается обесценить ценности других людей. На материальном плане подобный вампиризм будет выглядеть примерно так: ваш собеседник будет соглашаться с вашими результатами размышлений или творчеством, но при этом неким виртуозным приемом постарается поставить все под сомнение. Через секунду вам будет казаться, что ваши достижения вовсе и не достижения, а сущая ерунда. Вы с пеной у рта начнете доказывать обратное, но интерес к делу угаснет.
Ограниченность Аджны проявится в нестабильности мировоззрения. Человек будет метаться от одного учителя к другому. Ему сложно сделать выбор и не распыляться: «Шел Балда, неведомо куда...»
Закрытая Сахасрара не позволяет человеку абстрактно мыслить и давать волю воображению. Путнику не даются философские концепции и понятия о многомерности и единстве мира; отрицается Бог.
Работа по раскрытию различных уровней сознания чрезвычайно плодотворна и многомерна. Я предлагаю в данном контексте практиковать возвращающие и разрешающие установки для снятия сверхсознательных запретов.
Для этого требуется концентрация сознания на той или иной чакре с посылом в нее конкретной ментальной и эмоциональной энергии и многократном повторе аффирмаций.
Можно воспользоваться следующими установками.
Муладхара
Я возвращаю себе свое жизненное пространство.
Свадхистхана
Я возвращаю себе утерянную радость и удовольствия жизни.
Манипура
Я обретаю искреннюю веру в свои силы и возможности.
Анахата
Я одобряю себя и в поражениях и в победах.
Я учусь любить себя. Я люблю себя! Я люблю тебя!
Вишудха
Для Вишудхи характерны западения на программах: «Я хороший», «Я должен соответствовать».
Освобождающие установки:
Я благодарю за все родителей! Я люблю родителей и даю им право быть такими, какие они есть. Я разрешаю родителям совершать ошибки и быть обычными людьми. Я люблю свой труд, свое мировоззрение, свой путь к целостности. Я с удовольствием созидаю свой мир. Я — воплощаю свои мечты в жизнь.
Аджна
Для аджны характерен поиск виновных и западения на установках: «Это не я, а они во всем виноваты! Что теперь делать?».
Я возвращаю свой мир, свое мировоззрение и судьбу себе. Я хозяин своей судьбы!
Сахасрара
Я благоговейно вверяю свою душу и разум Высшему «Я». Мое «Я» пребывает в бесконечном блаженстве бесконечного бытия.
После того, как вы почувствуете реальный молитвенный поток и конкретную помощь от выбранных молитв, ваша вера укрепится и тогда только пробудится истинная тяга к духовной работе. Она будет нести удовольствие. Если удовольствия нет, следовательно, что-то человек делает не так.
Критерий оценки до удивления прост. На этом этапе, очень осторожно и не торопясь, добавьте еще несколько молитв. Со временем вы научитесь легко пробуждать свою духовную природу, чтобы реально стяжать благодать Божественного мира.
Далее можно развить в себе способность различать тонкости духовных потоков, проявляемые через молитвы, иконы, молитвенное обращение к Божественной Троице или конкретным святым.
Постепенно утончаясь в духе, вы рано или поздно встретите свое высшее «Я» — Бога, чтобы, наполняясь Светом Источника, сделать свой путь прямым — постоянно пребывать в радости, легкости и ясности Божественного Разума.
Материал взят с книги Романа Доля.