-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21097
Комментариев: 152337
Написано: 183437


Урок искусства. Натюрморт.

Вторник, 04 Декабря 2012 г. 21:30 + в цитатник
S_A_H_A_R_A все записи автора

3623822_955 (700x573, 78Kb)

КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА

Вначале очень коротко из истории искусств.
Натюрморт
с фр. nature morte переводится как «мёртвая природа» или голл. stilleven, нем. stilleben, англ. still-life - «застывшая жизнь». Это жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевлённых предметов.
Жанр начал формироваться в XV—XVI веках (как часть композиции), окончательно сформировался в XVII веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской и американской живописи.
Интересно то, что в живописи старых мастеров существовало 2 типа натюрморта:
- «вещи человека» (личные, характеризующие человека, например «суета сует»);
- «вещи для человека» (например, «цветы и фрукты» или «битая дичь»).



3623822_n1 (518x300, 50Kb)

Ф. Снейдерс "Кладовая", ок. 1620 г.

Но в конце XIX века вещи стали изображать ради их свойств: «вещь независимая, обладающая своей жизнью» или «вещь в себе и для себя». Такие натюрморты несут:
- больше эмоционального, чем материального;
- больше ассоциативного чем конкретного.



3623822_n2 (507x300, 75Kb)

В. Ван Гог "Натюрморт с четырьмя подсолнухами", 1887 г.



Постановка.
Натюрморты бывают поставленные (которые ставят специально) и не поставленные (спонтанные, естественные). В учебной практике чаще натюрморт ставят, и с конкретной целью — научиться рисовать. Хорошо поставить предметы довольно не просто. Начинающие обычно мало задумываются про их сочетания, помню по себе, ставила всё подряд). Сейчас я больше думаю.

Итак, подробнее, как ставить натюрморт.

Начнём с того, что все предметы должны быть подобраны по смысловому значению.
Нежелательно совмещать несовместимое. Например, грязные ботинки и восточный кальян. Немного примеров тематики натюрмортов: цветы и фрукты, охотничий, национальный, стекло, завтрак, детский/женский/мужской, винный, натюрморт художника, морской, книжная полка, чайный/кофейный, дачный и тд.

Композиция.
Ставить предметы нужно просто, стремясь к естественному. Не стоит ставить в ряд, старайтесь создать плановость и показать глубину пространства. Также не сгребайте предметы в кучу и не расставляйте их слишком далеко друг от друга. Линии предметов должны быть разными по наклону, создавая ритм, движение. Также предметы не должны «целоваться».

3623822_n3 (695x300, 123Kb)

П. Гоген "Натюрморт с яблоками и цветами".


Зелёным показаны направления основных линий в картине. Чем разнообразнее наклон этих линий, тем интереснее композиция.

Необходимо совмещать предметы разных размеров и формы.
Чем разнообразнее, тем интереснее будет натюрморт. Обязательно должен быть главный предмет, к которому обычно подбирается всё остальное. Одинаковые по высоте предметы должны быть очень разными по форме и их необходимо ставить на разный уровень.

Натюрморты можно поделить на графические и живописные.
Для графики и рисунка важно подобрать предметы по тону и фактуре. Цвет не имеет значения.
Также каждый графический материал имеет свою природу. Например, углю свойственна бархатистость и глубина, ему подходят матовые шероховатые предметы. Хорошие учебные постановки для угля и пример учебного рисунка на стадии детализации:

3623822_n4 (686x300, 77Kb)

 

3623822_n5 (686x300, 76Kb)

Для линейного рисунка важна интересная линия. Учебные натюрморты, подходящие для линейного решения (два последних также хороши для акварельной живописи):

3623822_n6 (525x300, 93Kb)

 

3623822_n7 (490x300, 72Kb)

Для мела или пастели на светлой бумаге хорош натюрморт в стиле «белое на белом» или светлый. Такой же натюрморт хорош для живописи по светлому тонированному (бежевому, светло-серому) холсту. Такие натюрморты любил писать Дж. Моранди википедия, Моранди

3623822_n8 (700x295, 82Kb)

В живописном натюрморте важен не только тон предметов, но и цвет. Существует натюрморт на контрасте, нюансе и с акцентом. Подробнее про это можно посмотреть в уроках по цветоведению.
Контраст:

3623822_n10 (366x300, 68Kb)

П. Сезанн "Драпировка, кувшин и ваза с фруктами", 1893-1894 гг.
Контраст красного и зелёного, оранжевого и синего, светлого и тёмного.

Нюанс:

3623822_n11 (382x300, 65Kb)

В. Ван Гог "Чаша с маргаритками".
Нюанс в зелёной гамме.

Акцент:


3623822_n12 (360x300, 89Kb)

П. Кончаловский "Красный поднос и рябина", 1947 г.
Нюанс в красной гамме с акцентом - ярким желтым пятном фруктов.

Акцент служить для разнообразия картины, чтобы не было скучно

Важно учитывать такие качества цвета, как «тёплый» и «холодный». Я никогда не повешу фон за предметами теплее самих предметов, потому что тёплый цвет кажется ближе, чем холодный, и возникнет обратная перспектива по цвету. Такой натюрморт будет сложно грамотно решить.
На красном фоне читаются ТОЛЬКО очень светлые и очень тёмные предметы. Можно поставить что-то белое или черное. Также можно ставить на фоне красного предметы, которые краснее и активнее по цвету, чем фон. Но смотрите, чтобы натюрморт не был слишком агрессивен, в таких случаях всё равно хорошо присутствие белого, серого и чёрного (пример: П. Кончаловский «Красный поднос и рябина», см. выше).

 

3623822_n13 (700x264, 94Kb)

 

Также очень важно смотреть, на сколько гармонично по цвету вписывается предмет. Если предмет выглядит грязным, я либо ищу другой предмет, либо меняю фон.

Выбирайте равновесие.
Как уже говорилось выше в случае с красными натюрмортами, яркие «кричащие» по цвету предметы можно уравновесить монохромными вставками: спокойными серыми, чёрным или белым. Они разбавляют, сбивают яркость и делают цветовые сочетания не такими агрессивными.

Поддержка цвета.
Цвета должны перекликаться между собой. Например, зелёную бутылку поддерживает зелёный в листьях букета, красный в арбузе поддержан красным орнаментом на полотенце, желтые розы поддерживает золотая кайма на кувшине, и т. д. Также обращайте внимание на поддержку тона, если натюрморт сложный и контрастный по тону.

Освещение.
В постановке очень важно наличие света и красивых прозрачных теней. Они создают объём. Поскольку главной задачей реалистичного рисунка является создание иллюзии трёхмерного изображения на двухмерной плоскости бумаги/холста, то именно передачей теней и света Вы и создадите иллюзию объёма. Причём по светлой бумаге важно передать красивые тени, передать их правильно, достаточно тёмными, цельными и прозрачными, правильно передать полутона, и сразу появится объём в картине. Хорошо про это сказал Н. Ге: "Свет написать нельзя, а только отношениями можно его вызвать, подбирайтесь к вашему светлому пятну верными отношениями и вы увидите, что если гамма цветов будет взята верно — свет будет гореть»
На темном холсте для создания объёма, наоборот, важно красиво написать свет и полутона.

Для начинающих также важно учиться живописи при дневном освещении. Оно создаёт мягкие тени, и Вы чётко различаете цветовые оттенки. Рисунок нужно рисовать с дополнительным искусственным освещением, потому что тогда тени контрастнее и глубже, можно рисовать и вечером. Важна прозрачность теней, если тени получаются очень чёрными и тёмными, я обязательно вешаю отражатель с теневой стороны — лист белой бумаги.

Красивые места.
Итак, когда Вы ставите себе натюрморт, необходимо представлять, как Вы его будете решать, в какой технике и на какой бумаге. Также в натуре должны быть «красивые места», на которые Вы смотрите и знаете, как Вы их напишете/нарисуете. Чем больше таких «красивых мест» Вы для себя поставите или найдёте в уже поставленном кем-то другим натюрморте, тем приятнее Вам будет рисовать. Например, тёмное стекло я намеренно ставлю на светлый фон, чтоб было видно его цвет. С той же целью ставят разноцветное стекло на подоконник на фоне окна.

3623822_n14 (613x300, 103Kb)

Или намеренно ставлю сухой букет на светлый фон, чтоб создать красивый ажурный силуэт.
Ищу яркие просветы в листве, и их пластичную форму. "Красивые места", или "вкусные места", делают творческий процесс интересным и облегчают его. Если Вы понимаете, как это написать, Вам это нравится.

3623822_n15 (515x300, 86Kb)

Сложность постановки.
Давайте все натюрморты условно поделим на 3 категории: простые, средние и сложные.
Простой натюрморт - это:
- 1-3 предмета (до 3 простых по форме, или 1 сложный)
- однотонные драпировки
- минимум складок
- контраст по цвету и тону

В средний по сложности натюрморт могут входить:
- 3-5 предметов, или 1 сложный + пару простых поменьше
- драпировки с не чётким узором
- цветы
- нюансное решение

Сложным натюрморт можно назвать, если в него входит:
- много предметов, сложные по форме предметы
- несколько уровней (например, предметы на столе и полке чуть выше, или на стуле и столе, или просто создайте дополнительный уровень, подложив под драпировку на стол стопку книг или коробку)
- драпировки с чётким, большим по площади рисунком (например, горошек или восточный орнамент) и так далее.

Пример постепенного усложнения постановки:

3623822_n16 (700x236, 75Kb)

Сложная учебная постановка и пример её решения (студенческая работа на стадии). Обратите внимание на сложные драпировки и поддержку цветов в натюрморте: желтого, красного, голубого и белого.
 

3623822_n17 (558x300, 91Kb)

Сложная "восточная" постановка и её пастельное решение, рисунок на коричневой бумаге. Цвет условен, выбранная охристая цветовая гамма ограничена.
 

3623822_n18 (484x300, 63Kb)

В любом случае, вкус и понимание пользы выбора предметов и окружения приходит не сразу. Поэтому не бойтесь экспериментировать, ставьте много, и так же много рисуйте paint.gif
Желаю вдохновения! smile.gif

Автор урока ptyhodill (http://demiart.ru/)



 “I am essentially a painter of the kind of still life composition that communicates a sense of tranquillity and privacy, moods which I have always valued above all else.” – Giorgio Morandi
 

 

Рубрики:  живопись
интересные статьи
Метки:  

Процитировано 27 раз
Понравилось: 15 пользователям

Yail   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2012 г. 22:29 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
valeia   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2012 г. 22:50 (ссылка)
Супер! То, что надо! Спасибо большое.
Ответить С цитатой В цитатник
ARTMARGO   обратиться по имени Вторник, 04 Декабря 2012 г. 23:01 (ссылка)
ИНТЕРЕСНЫЙ ПОСТ!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Алла_Кощеева   обратиться по имени Среда, 05 Декабря 2012 г. 09:53 (ссылка)
Спасибо,очень интересно,особенно для меня,я сейчас учусь рисовать
Ответить С цитатой В цитатник
S_A_H_A_R_A   обратиться по имени Среда, 05 Декабря 2012 г. 23:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Алла_Кощеева

Исходное сообщение Алла_Кощеева
Спасибо,очень интересно,особенно для меня,я сейчас учусь рисовать

и я тоже!
001 (85x110, 9Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Алла_Кощеева   обратиться по имени Четверг, 06 Декабря 2012 г. 13:25 (ссылка)

Ответ на комментарий S_A_H_A_R_A

Здорово!
Ответить С цитатой В цитатник
Anelia_Kyzmiys   обратиться по имени Суббота, 08 Декабря 2012 г. 02:44 (ссылка)
Спасибо за актуальную тему!
Ответить С цитатой В цитатник
Ищущая   обратиться по имени Воскресенье, 09 Декабря 2012 г. 10:52 (ссылка)
Спасибо. С большим интересом прочитала.
Ответить С цитатой В цитатник
S_A_H_A_R_A   обратиться по имени Понедельник, 10 Декабря 2012 г. 14:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Anelia_Kyzmiys

Пожалуйста!
Ответить С цитатой В цитатник
Anelia_Kyzmiys   обратиться по имени Понедельник, 10 Декабря 2012 г. 17:01 (ссылка)
Хотелось бы узнать про стили натюрмортов в живописи. Буду признательна!
Ответить С цитатой В цитатник
S_A_H_A_R_A   обратиться по имени Пятница, 14 Декабря 2012 г. 21:28 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
eto_Krutaa_cherepaha   обратиться по имени Четверг, 28 Июля 2016 г. 15:55 (ссылка)
Спасибо!
Приглашаю вас к себе)
Вот интересное видео)

4273849_Screenshot_1 (559x316, 147Kb)


Возмездие извергу, который связал собаку изолентой и выбросил умирать
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 12 Января 2018 г. 11:15 (ссылка)
пирикол)))
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Пятница, 12 Января 2018 г. 11:18 (ссылка)
От души,в цвет сказано!!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Пятница, 12 Января 2018 г. 11:19 (ссылка)
у Зины сиськи ватрухи
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Пятница, 12 Января 2018 г. 11:20 (ссылка)
мдаааааа)))))))))))))
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Пятница, 12 Января 2018 г. 11:24 (ссылка)
эээээээ
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку