-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 183961


Предлагаю дискуссию: Веласкес против Антокольского

Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 16:19 + в цитатник
storie_angelo_rosso все записи автора В детском возрасте, когда все девочки мечтали быть принцессами, я часто ходила в Музей восточноевропейского искусства, смотреть на портрет Инфанты.
 (567x699, 63Kb)
Диего Веласкес Инфанта


Какой свежей, нарядной, торжественной казалась мне она. Большие глаза, пухлые губы, золотистые локоны, нежное лицо, ну просто идеал девчачьей красоты. А платье… Как у настоящей принцессы из сказок.
Недавно мне попалось стихотворение, довольно известного автора. Я, представляя, запечатленный в памяти портрет, ужаснулась, дочитав стих до конца.
Вот он.

Павел Антокольский

ПОРТРЕТ ИНФАНТЫ
Художник был горяч, приветлив, чист, умен.
Он знал, что розовый застенчивый ребенок
Давно уж сух и желт, как выжатый лимон;
Что в пульсе этих вен — сны многих погребенных;
Что не брабантские бесценны кружева,
А верно, ни в каких Болоньях иль Сорбоннах
Не сосчитать смертей, которыми жива
Десятилетняя.
Тлел перед ним осколок
Издерганной семьи. Ублюдок божества.
Тихоня. Лакомка. Страсть карликов бесполых
И бич духовников. Он видел в ней итог
Истории страны. Пред ним метался полог
Безжизненной души. Был пуст ее чертог.

Дуэньи шли гурьбой, как овцы. И смотрелись
В портрет, как в зеркало. Он услыхал поток
Витиеватых фраз. Тонуло слово «прелесть»
Под длинным титулом в двенадцать ступеней.
У короля-отца отваливалась челюсть.
Оскалив черный рот и став еще бледней,
Он проскрипел: «Внизу накормят вас, Веласкец».
И тот, откланявшись, пошел мечтать о ней.

Дни и года его летели в адской пляске.
Всё было. Золото. Забвение. Запой
Бессонного труда. Не подлежит огласке
Душа художника. Она была собой.
Ей мало юности. Но быстро постареть ей.
Ей мало зоркости. И всё же стать слепой.

Потом прошли века. Один. Другой, И третий.
И смотрит мимо глаз, как он ей приказал,
Инфанта-девочка на пасмурном портрете.
Пред ней пустынный Лувр. Седой музейный зал.
Паркетный лоск. И тишь, как в дни Эскуриала.
И ясно девочке по всем людским глазам,
Что ничего с тех пор она не потеряла —
Ни карликов, ни царств, ни кукол, ни святых;
Что сделан целый мир из тех же матерьялов,
От века данных ей. Мир отсветов златых,
В зазубринах резьбы, в подобье звона где-то
На бронзовых часах. И снова — звон затих.

И в тот же тяжкий шелк безжалостно одета,
Безмозгла, как божок, бесспорна, как трава
Во рвах кладбищенских, старей отца и деда,—
Смеется девочка. Сильна тем, что мертва.
1928

Какой-то некрофильский опус. Почему именно такие мысли вызвал в нем портрет девочки. Это, что дань советским временам, морализаторство на тему: богатые всегда плохие?
Рисуя портрет, художник всегда пытается передать свое настроение, неужели оно было именно таким, как его «гениально» расшифровал известный поэт.
Кто, что видит в этом портрете?

Для лучшего понимания личности, публикую биографию поэта, художника, театрального деятеля:

Павел Григорьевич Антокольский родился в Петербурге, в семье адвоката. Окончил гимназию в Москве. С 1915 г. учился на юридическом факультете Московского университета. В это же время поступил в студенческую драматическую студию, руководимую Евгением Вахтанговым, был актером, после Октябрьской революции, вплоть до середины 30-х годов, уже в театре им. Вахтангова - режиссером.
Печататься начал в 1918 г. Первую книгу стихотворений издал в 1922 г. Ранним стихам П. Антокольского свойственна романтическая интонация, широкое вторжение в мир русской и западной истории. Позднее в книги поэта вошел и многокрасочный Восток. Пребывание в 20-х годах в Швеции, Германии и Франции дало П. Антокольскому материал для книги стихов "Запад", поэм "Робеспьер и Горгона", "Коммуна '1871 гoga", "Франсуа Вийон".

В 30-х годах развернулась бурная переводческая и литературно - педагогическая деятельность П.Антокольского. Выходят его книги стихов "Большие расстояния", "Пушкинский год", поэма "Кощей".
В Великую Отечественную войну поэт работал во фронтовой печати, руководил труппой фронтового театра. Важнейшее произведение П. Антокольского той поры - проникновенная, трагическая поэма "Сын" (1943).
В послевоенные годы, не прекращая интенсивного труда, поэт много путешествовал. Им были созданы поэмы "В переулке за Арбатом", книги стихов "Мастерская", "Сила Вьетнама", "Высокое напряжение", "Четвертое измерение", "Ночной смотр".

Расщепленный атом и угроза новой войны, борьба человечества за социальный прогресс и культуру, седая древность и ХХ век - таковы тематические контуры этих книг П. Антокольского. Одновременно он пишет рассказы и очерки о Пушкине и Лермонтове, великолепные статьи о поэтах- современниках (книга "Пути поэтов", 1965).
П. Антокольский - один из активных пропагандистов и переводчиков поэзии Азербайджана, Грузии, Армении, Украины. Его литой, патетически звучащий, вобравший в себя богатейшие традиции классической русской поэзии стих экспрессивен и горяч. Любимая муза поэта - муза истории. "Сегодня, когда мне больше шестидесяти, - писал П. Антокольский в 1958 г.,- я так же страстно люблю историю, как любил ее двадцатилетним юношей, накануне Октябрьской грозы".
Умер Антокольский в Москве 9 октября 1978 г.

http://artihaus.narod.ru/ANPG_p00.html

Из автобиографии Антокольского (http://www.litera.ru/stixiya/articles/113.html) становится понятно, что он с любовью относился к живописи: «Главным увлечением моего детства было рисование акварелью и цветными карандашами. Любимая тема - большая голова из пушкинского "Руслана и Людмилы". Впоследствии ее сменило изображение Иоанна Грозного, в чем можно усмотреть влияние статуи моего деда, скульптора М. М. Антокольского».

Вот его работа:

 (699x507, 69Kb)
Антокольский П.Г. «Сон Татьяны», 1969

А вот еще пара своеобразных стихотворений.

ВЕНЕРА В ЛУВРЕ
Безрукая, обрубок правды голой,
Весь в брызгах пены идол божества,
Ты людям был необходим, как голод,
И недоказан был, как дважды два.

Весь в брызгах пены, в ссадинах соленых,
Сколоченный прибоем юный сруб.
Тысячелетья колоннад хваленых,
Плечей и шеи, бедер, ног и рук.

Ты стерпишь всё — миазмы всех борделей,
Все оттиски в мильонных тиражах,—
О, только бы глядели и балдели,
О, лишь бы, на секунду задержав

Людской поток, стоять в соленой пене,
Смотреть в ничто поверх и мимо лбов,—
Качая бедра, в ссадинах терпенья,
В тупом поту, в безруком упоенье,
Вне времени!
И это есть любовь.
Июнь-июль 1928
(Павел Антокольский. Стихотворения и поэмы.
Библиотека поэта. Большая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1982.)

 (289x450, 48Kb)
www.museum.ru

ШЕКСПИР
Он был никто. Безграмотный бездельник.
Стратфордский браконьер, гроза лесничих,
Веселый друг в компании Фальстафа.
И кто еще? Назойливый вздыхатель
Какой-то смуглой леди из предместья.

И кто еще? Комедиант, король,
Седая ведьма с наговором порчи,
Венецианка, римский заговорщик —
Иль это только сыгранная роль?

И вот сейчас он выплеснет на сцену,
Как из ушата, эльфов и шутов,
Оденет девок и набьет им цену
И оглушит вас шумом суматох.

И хватит смысла мореходам острым
Держать в руках ватаги пьяных банд,
Найти загадочный туманный остров,
Где гол дикарь, где счастлив Калибан.

И вот герой, забывший свой пароль,
Чья шпага — истина, чей враг — король,
Чей силлогизм столь праведен и горек,
Что от него воскреснет бедный Йорик,—
Иль это недоигранная роль?
Лето 1916
(Павел Антокольский. Стихотворения и поэмы.
Библиотека поэта. Большая серия.
Ленинград: Советский писатель, 1982.)

http://www.litera.ru/stixiya/authors/antokolskij/all.html#on-byl-nikto

Интересно мнение всех кто прочитал до конца. Это его личное видение мира, на которое он имел право как профессионал или не понятый мной талантливый прорыв в неисследованное и т.д. и т.п.
Кто, что думает?
Рубрики:  живопись
обсуждения,вопросы и пр.
«документальное»
поэзия


Процитировано 4 раз

NADYNROM   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 16:28 (ссылка)
Я очень люблю стихи Антокольского и творчество Веласкеса.
Не думаю, что Антокольский прав в том, как он описал положение художника при дворе. И думаю, что Веласкес с любовью выписывал свою маленькую модель.
А вот в остальном…
Мне кажется, что стоит вспомнить о биографии Маргариты и ее более взрослых портретах. Вот тут ощущения Антокольского совпадают с моими.
Не портреты Маргариты Терезы делают имя Веласкеса знаменитым до сих пор (а при разговоре о творчестве художника именно их вспоминают в первую очередь). Скорее все наоборот. Диего Веласкес прославил девочку-инфанту, не оставившую после себя никакой другой памяти.
Ну что о ней известно? Дочь испанского короля Филиппа IV и его жены Марианны. Обладала хрупким здоровьем как следствием вырождения испанских Габсбургов, спровоцированного постоянным кровосмешением. В 14 или 15 лет ее выдали замуж за близкого родственника, императора Священной Римской Империи Леопольда I, которого всю оставшуюся жизнь она называла дядюшкой. Рожала ему детей, которые умирали почти что сразу (до взрослого возраста дожила только одна дочь, но и она умерла достаточно молодой), в чем она обвинила евреев и уговорила мужа изгнать их из Вены. Придворные ее не любили и почти в открытую выражали надежду, что она скоро умрет, а Леопольд женится на другой.
Надежды придворных сбылись достаточно быстро, так как Маргарита умерла в 21 год.
Грустная история…
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 16:34 (ссылка)
NADYNROM,
По крайней мере уже что-то проясняется. Спасибо. Но сама поэзия, очень своеобразная. Даже, я бы сказала, уничижающая творчество людей с мировым именем. Венерой и Инфантой любуются миллионы людей, а вот поэта, возможно и талантливого, думаю, знают не многие. Да, в его стихах есть какая-то экспрессия, но если принимать такую оценку как законченный образ, то ...
А как Вам его живописная работа?
Ответить С цитатой В цитатник
Гелена   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 16:49 (ссылка)
Трудная тема.

Но в детстве чаще всего я смотрела именно портреты Веласкеса. Он был моим любимым художником. Этот портрет одной из любимых картин. Без всякого подтекста. Думаю, я видела то, что нарисовано. Очаровательно.
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 17:03 (ссылка)
Гелена,
Замечательные слова: "...видела то, что нарисовано". А нарисована красота во всей своей жизненной силе. И это, безусловно, благодаря таланту художника. А теперь риторический вопрос: что важнее образ созданный художником или историческая правда. Зная правду о модели мы стали видеть чахлую развалину?
В данной ситуации стихи апеллировали к истории, а не к искусству.
Ответить С цитатой В цитатник
RhiSh   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 17:26 (ссылка)
    Мне кажется, что история Маргариты - реальной женщины - и картина Веласкеса "Инфанта" есть явления абсолютно разной природы. Художник, как и любой творец, в некоем смысле пересоздает реальность. Вспомним хотя бы тех же импрессионистов - никто не пытается анализировать "деревья" Синьяка с точки зрения учебника биологии. Целью искусства никогда не было скопировать реальность - чем более велик и самобытен творец, тем больше в его творчестве личного переосмысления модели.
    Как это применимо к данному предмету дискуссии? Лично я не циник и не ставлю знак равенства между цинизмом и реальностью. Нас и так окружает достаточно грязи - а вот романтики явный дефицит. И потому мне куда ближе девочка, которая бежит не на "тусовку", а в музей - и восхищенно любуется портретом маленькой Инфанты, нежели поэт - пусть даже и очень хороший поэт, - убивающий Чудо, прекрасную Мечту.
    Нет, я ни в коем случае НЕ за цензуру - упаси Господи! Хуже и быть ничего не может. Я всего лишь пытаюсь сказать, что взгляд Антокольского на Шекспира, на "Инфанту" и т.д. - это личное мнение человека не юного, не идеалиста и явно очень далекого от понятия "романтика". А романтика - нужна. И нужно Чудо. Особенно сейчас, когда слишком много людей выучились мерить всё в евро, а понятия "Красота" и "душа" отступают на десятый план.
    Прошу прощения - написал сумбурно... немного "больная" тема. Поэт имеет право увидеть в прекрасной женщине обросший мясом скелет и написать об этом стихи. Но называть это "Гениальным Прорывом в Неисследованное" лично я не стал бы. И другим бы не посоветовал. Данное стихотворение - оно ведь, по сути, не об "Инфанте" Веласкеса. Оно - о человеке по имени Павел Антокольский. Не больше и не меньше... поэзия из всех видов искусства наиболее "личностна", по-моему. И как следствие - наименее объективна.
    Так что я - всем сердцем на стороне всех маленьких (и подросших) принцесс, способных восхищенно замирать перед портретом Инфанты.
Ответить С цитатой В цитатник
Гелена   обратиться по имени А как Вам его живописная работа? Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 17:40 (ссылка)
НИКАК

Все по тексту романа правильно, а впечатления нет. Ни ужаса, ни жалости не вызывает
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 17:48 (ссылка)
Гелена,
Буду откровенна, по мне, мазня. Но еще важно ощущение, оно всегда есть - красоты, доброты, иронии. А тут, картина словно накрыта серой калькой.
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 17:53 (ссылка)
RhiSh,
Здорово. Спасибо. Так интересно прочитать мнение читателя этой странички. А то все молча любуемся, не зная, что каждый из нас чувствует. В чем мы похожи и чем отличаются наши точки зрения.
А у меня в дневнике тоже небольшое обсуждение, там прозвучало слово зависть. Поэтом двигала зависть. Может и так.
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 19:07 (ссылка)
Самое интересное, что у поэта, когда он не касается нетленного искусства, есть замечательные стихи:

ПЕСНЯ ДОЖДЯ
Вы спите? Вы кончили? Я начинаю.
Тяжелая наша работа ночная.

Гранильщик асфальтов, и стекол, и крыш -
Я тоже несчастен. Я тоже Париж.

Под музыку желоба вой мой затянут.
В осколках бутылок, в обрезках жестянок,

Дыханием мусорных свалок дыша,
Он тоже столетний. Он тоже душа.

Бульвары бензином и розами пахнут.
Мокра моя шляпа. И ворот распахнут.

Размотанный шарф романтичен и рыж.
Он тоже загадка. Он тоже Париж.

Усните. Вам снятся осады Бастилий
И стены гостиниц, где вы не гостили,

И сильные чувства, каких и следа
Нет ни у меня, ни у вас, господа.
1928
Русская советская поэзия.
Москва: Художественная литература, 1990.


Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ...
Я люблю тебя в дальнем вагоне,
В желтом комнатном нимбе огня.
Словно танец и словно погоня,
Ты летишь по ночам сквозь меня.

Я люблю тебя - черной от света,
Прямо бьющего в скулы и в лоб.
Не в Москве - так когда-то и где-то
Все равно это сбыться могло б.

Я люблю тебя в жаркой постели,
В тот преданьем захватанный миг,
Когда руки сплелись и истлели
В обожанье объятий немых.

Я тебя не забуду за то, что
Есть на свете театры, дожди,
Память, музыка, дальняя почта...
И за все. Что еще. Впереди.
1929
(Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов.
Москва: Художественная литература, 1988).

NADYNROM, Вы правы, он талантлив.
RhiSh, А Вы правы в том, что он не романтичен, он немного ценичен, немного зол, немного депрессивен, но умен, однако.
Ответить С цитатой В цитатник
Johnny_Blue   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 20:41 (ссылка)
Не знаю, что сказать о творчестве Антокольского, ни о посвященном искусству, ни о любовном: подобная лирика настолько мне далека, что я даже не представляю, в каких категориях ее судить. Но что касается инфанты на портрете, то она никогда не казалась мне сказочной принцессой. Мне кажется, незавидность её положения видна достаточно явно. Посмотрите на эти грустные недетские глаза. На скованную, словно у куклы, позу. Эта маленькая девочка не бегает весело по саду - на ней тугой корсет и тяжелое неудобное платье. В ее лице читается агония живой души, закованной в роскошные кандалы. Художник, думаю, писал её тщательно, с любовью и большим сочувствием.
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 21:21 (ссылка)
Johnny_Blue,
Тоже мнение. Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Наташа_Ходош   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 21:34 (ссылка)
Замечательный Веласкес - Бог испанской живописи. Замечательный портрет деквочки-старушки с глазами с глазами, выдающими не только усталость, но и несвободу и страх и грусть, и даже некоторую зависть к тем, кто "живет", а не "является". И стихи Антакольского тоже замечательные! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Понедельник, 10 Ноября 2008 г. 22:17 (ссылка)
Наташа_Ходош,
Насчет старушки, все-таки,перебор. Девочка красавица бесспорная, хотя и с грустным выражением глаз.
Но за мнение спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
жаблик   обратиться по имени Вторник, 11 Ноября 2008 г. 00:18 (ссылка)
Мне кажется, Антокольским двигало бунтарство, отрицание буржуазного искусства. Ведь это соответствовало духу времени (никого не осуждаю, просто констатирую факт). Да и про ту же инфанту было известно, что как все девочки её круга(грубо говоря) она носила свинцовые пластины на груди, чтобы грудь была маленькой согласно моде того времени. Известно было и про кровосмешени среди правителей... А Шекспир ведь и сейчас считается мифической фигурой... И Венера тоже буржуазна...
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Вторник, 11 Ноября 2008 г. 09:13 (ссылка)
cat-and-mouse, а я вот просто не чувствую, что Антокольский пытается принизить великие произведения искусства, несмотря на резкость и даже грубость слов. =)))
Не знаю, как это объяснить точнее...
Мне кажется, что через эту грубость он пытался как раз пытался именно возвеличить.
Кстати, у него еще о Босхе есть стихотворение.
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Вторник, 11 Ноября 2008 г. 10:47 (ссылка)
жаблик,
Да, похоже на то. Он был хорошим сыном своей эпохи.
NADYNROM,
Я понимаю, о чем вы говорите, и о Босхе читала. Но в стихотворении о Шекспире, как мне кажется, поэт видит в нем только балаганного шута. Я читала о шекспировском театре в историческом контексте. Но речь ведь не только о форме. Талант Шекспира, как гениального драматурга и знатока человеческих страстей пережил века. По мне, образ балаганного шута - это слишком примитивно. Есть у Антокольского такое: немного повалять в грязи.
Он не явно выражает свое восхищение, а, словно, со скрипом и без удовольствия, признает очевидное.

Для сравнения, вспомните Заболотского:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

По иронии судьбы, первым, Интернет выбросил Ваш же пост.
Я ни коем случае, не говорю, что все поэты должны видеть одинаково.
Но Антокольский, все-таки, неблагодарен.
Ответить С цитатой В цитатник
АлфавитныйУказатель   обратиться по имени Вторник, 11 Ноября 2008 г. 21:55 (ссылка)
Вот ещё интересный пост на схожую тему http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post63662520/
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Вторник, 11 Ноября 2008 г. 23:20 (ссылка)
АлфавитныйУказатель,
Да, я сегодня хотела побольше прочесть о жизни Маргариты и наткнулась на этот пост. Но темы в общем-то разные, правда, обе касаются портрета и стихов.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 12 Ноября 2008 г. 08:57 (ссылка)
cat-and-mouse, про повалять в грязи согласна=))) Вот только мне сложно определить, пытался ли Антокольский показать, что это он признает со скрипом величие человека или шедевра, или показать, что постороннему наблюдателю приходится признавать со скрипом.

А вообще спасибо за отличную тему для дискуссии!
Ответить С цитатой В цитатник
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Пятница, 14 Ноября 2008 г. 00:36 (ссылка)
NADYNROM,
И Вам спасибо за активное участие.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 30 Марта 2020 г. 14:58 (ссылка)

https://4kino.top - Достаточно информативно и подробно
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку