Советский плакат был словно создан, чтобы его любили. Морфология мышления тоталитарного периода имела скрытый символический подтекст и была предметом обожания тех, против кого они направлялись. В советской антиалкогольной агитации народ всегда находил способ увидеть обратное. В 19-м плакате "Преодолеем пьянство!", где изображен зеленый змий, который обвивает ногу трудяги-алкоголика, - опонент бы принимал обращенный к нему призыв, как, - Преодолеем что? - Змия! - С помощью чего? - Водки! А вот и она родимая! В 21-м в плакате с названием "Выпил рюмку, выпил две..." советская фантазия добавила бы рифму " Выпил рюмку, выпил две, хорошо моей балде!" Причиной искрометного мышления рабочих, крестьян и интеллигенции были не только сами герои плакатов, но и подтексты на них. В 18-м плакате с вылетающими из календаря черными бутылками и названием "Пока не поздно, остановись!", явился бы ответ " Пока не поздно, остановись, утром встанешь, стаканись!". В 13-м плакате с разломанным человеческим мозгом на черном фоне, напоминание текста "Алкоголь - враг нашего разума!" было бы воспринято, как "Да, конечно алкоголь - враг нашего разума, но не мышления!". В существующем анекдоте того времени есть иллюстрация, нарисованная жизнью, когда еще водка стоила 3 руб. 62 коп. Добропорядочный муж кричит жене, стоящей на балконе: "Валь, брось 62 копейки! - жена отвечает супругу, - Они же рассыпятся, Вась! - А ты их в три рубля заверни!" Помимо реальных плакатов были визуальные, которые являлись ответом на злобу дня и становились афоризмами, разносимыми в народе. В 60-е годы в период хрущевской оттепели, когда на Садовом кольце началось строительство известных высоток, "ожерелье города", когда парки, улицы и новые дворы Москвы должны были превратиться в душеполезные вместилища советского разума, показатель благополучного образа жизни, появилось крылатое высказывание, которое характеризовало атмосферу этого лжестроительства "Каждый массив одинаково красив!". Московские острословы не могли обойти вниманием Дворец Съездов в Кремле, прозванный "Стилягой для бояр". Однако, советский ценз не был так близорук, как могло бы показаться. Чиновничьи уши были близко знакомы с цитатами из Библии, которые персонифицировались в наглядную агитацию. В послевоенные годы появился плакат с изображением красного рабочего с кувалдой, стоящего у наковальни, по названием "Перекуем оружие войны на оружие труда", что явилось апологией известного высказывания пророка Исайи, свиток которого кстати вместе с изречением, был обнаружен в начале 2008 года на дне Мертвого моря, - "и перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать!" (Ис. 2:4). Нет сомнения, что плоды советской агитации опирались на достижения прошлого. И совершенно очевидным остается наконец то, что полит-агитация СССР стала выдыхаться ко времени правления Брежнева, не говоря о последних ее днях, ельцинского периода. Начало крушения советской империи давало о себе знать, когда советское мышление превратилась в клоунаду, а ее вживительный орган - наглядка стала предметом открытого посмешища и наживы. Запах 90-х наполнял легкие искусства предчуствием новой кровавости, которое требовало новые символы «Борис, ты прав!», "Донбасс не сломать!", "Нас не подковать!" и т. д., суть одна, которая вела к гибели советского плаката.
С-Ку.
