Ирина_Бебнева все записи автора
http://www.most-spb.ru/
Водная система устья Невы. Взгляд в прошлое
Природные условия местности, по которой широко разлились протоки Невской дельты и где велось строительство нового города, послужили весьма важным фактором, способствовавшим развитию мостостроения в Петербурге. Не менее важной в этом отношении была роль Петербурга как административного центра Русского государства и главного северного торгового порта страны, где с момента его основания были созданы условия, благоприятствовавшие этому процессу: ассигнованы крупные материальные средства, привлечены видные представители передовой художественной и технической мысли, огром¬ная армия «работных людей».
В Западной Европе нет городов, которые прорезало бы столько рек и каналов, как в Петербурге. По обилию вод он занимает одно из первых мест в мире — они составляют десятую часть его территории. Ныне Петербург прорезают 86 рек и каналов, общая протяженность которых достигает 300 километров.
Среди Невской дельты имеется шесть рек, ширина которых колеблется от 100 до 600 метров, местами превышая километр, при общей их длине 46,5 килотетров. Нева в пределах города протекает на протяжении 32 километров.
Подобных рек и в таком количестве мы не встречаем даже в Венеции и Амстердаме — городах, где очень широко разветвлена сеть каналов и протоков.
Нынешнее состояние Невской дельты — это итог двух параллельно протекавших процессов - одного, развивавшегося под воздействием естественных факторов, в основном отложения песка (бара), приносимого невскими водами, в результате чего происходило обмеление больших протоков и образование в их руслах островов, и другого — следствия деятельности строителей города, прорывавших целые системы каналов, служивших в разные периоды различным целям.
Если первый, естественный процесс протекал очень медленно, но все же заметно, то второй, обусловленный интенсивной деятельностью градостроителей, развивался намного быстрее и весьма эффективно.
Каналы прокладывались для многих целей: осушения заболоченных пространств, развития водного транспорта, создания вод¬ных преград, имевших оборонное значение, для противопожарных нужд и т. д. Они сооружались на протяжении всего существования города, но некоторые из них впоследствии были засыпаны.
Происхождение Невы восходит к далекому историческому прошлому, но, по геологическим понятиям о времени, она пережи¬вает ныне лишь «детский» возраст. Ее возник¬новение геологи относят к эпохе, отдаленной от наших дней на 4000 лет. Шведское название реет Ню (Новая) * в известной мере подтверждает сравнительно недавнее ее возникновение.
Недостаточно ясно происхождение названия реки. Оно могло произойти от древнего названия Ладожского озера — Нево-озеро («...и того озера Нево, где устье в море Варяжское») или от финского слова «нёва», означающего топь, трясину. Последнее название косвенным образом подтверждает былую ширь реки, заболоченные берега которой, сливаясь с Ладожским озером, образовали проток шириной 10—20 км, соединявший еще на памяти древнерусских летописцев Финский залив с Ладожским озером, устьем которого он некогда считался.
В результате постепенного поднятия материка Нева вошла в современное русло, а дальнейшее обмеление послужило причиной возникновения у побережья Варяжского моря (Финского залива) ряда островов, разделивших Неву на множество рукавов, протоков и озер. Так шло формирование дельты Невы.
Дельта Невы развивалась чрезвычайно быстро, она, образно выражаясь, «менялась на глазах»; это подтверждается приводимыми ниже данными о росте количества островов в Невской дельте. Земельный кадастр, составленный новгородцами еще в 1500 году, называет у невских берегов всего три острова: Васильев, Фомин и Сандуй; сколько их было в действительности, нам неизвестно. В середине XVIII века в дельте Невы образовалось более 30 островов. После катастрофического наводнения 1777 года количество их достигло 48, а в 1840 году их было уже около 100. Заметим, что естественному образованию островов в устье Невы, начиная с зарождения города, соответствовала, как уже отмечалось, активная деятельность градостроителей.
По книге М. C. Бунина "МОСТЫ ЛЕНИНГРАДА"
Начало "города мостов"
Неотъемлемой частью каменного убранства Петербурга первой половины XIX века является монументальная и декоративная скульптура. Важную роль в архитектурном ансамбле города играют Румянцевский обелиск из гранита и мрамора, установленный в 1799 году на Царицыном лугу (ныне Марсово поле) и перенесенный в 1818 году в Соловьевский садик на Васильевском острове, бронзовый памятник А. В. Суворову сначала на мраморном, а позже на гранитном пьедестале; занявший первоначаль-ное место Румянцевского обелиска, и памятник Петру I на пьедестале из гранита и светлого мрамора перед Михайловским (Инженерным) замком.
Позднее перед портиком Конногвардейского манежа были установлены скульптурные группы Диоскуров из мрамора, а на портике Горного института — скульптурные группы «Геркулес, удушающий Антея», и «Похищение Прозерпины» из пудостского камня. В 1837 году. перед Казанским собором были открыты памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли, отлитые из бронзы и установленные на гранитных пьедесталах.
Итак, к середине XIX века Санкт-Петербург приобрел свой неповторимый облик каменного города, который в основном сохранился до сих пор в старинных районах. Дальнейший рост Петербурга шел по обычному руслу развития капиталистических промышленных городов.
В нем сооружаются каменные здания фабрик и заводов, частные «доходные» жилые дома с минимальными затратами на внешнее оформление, а на заводских окраинах строятся деревянные бараки для рабочих.
Лишь в парадном центре Санкт-Петербурга и вблизи от этого центра возводятся Николаевский дворец и дворец великого князя Владимира Александровича для членов царской семьи, а также другие величественные здания.
Фасады их обильно украшены лепниной, каменное убранство богато лишь в интерьерах, а снаружи природный камень (обычно это известняк) выполняет только функциональную нагрузку: он представлен в фундаменте, цоколе, ступенях крыльца, окладах окон и т. п.
Исключением являются Николаевский дворец и дворец великого князя Владимира. В первом портик выполнен из сердобольского серого гранита, подъезд второго облицован рустами серого песчаника.
Важное значение в истории развития Петербурга имело возведение еще в 1840-х годах Благовещенского моста (потом Николаевский, ныне мост Лейтенанта Шмидта) — первого стационарного моста через Неву, сооруженного на гранитных устоях.
В последнюю четверть XIX — первое десятилетие XX века. были построены еще четыре моста через Неву: Литейный, Троицкий (ныне Кировский), затем Дворцовый и Большой Охтинский имени Петра Великого.
Троицкий мост соединяет центр Санкт-Петербурга и петроградскую сторону в непосредственной близости от Петропавловской крепости.
Длина моста 582 метра ширина 24 метра
Масса стальных конструкций 11242 тонны.
Необходимость современного моста в этом районе стала очевидна в середине 19 века, но только в конце столетия, в 1890 году было принято решение о строительстве и спустя два года был объявлен конкурс на лучший проект моста.
Очевидно, что в столице Российской Империи, а тем более в ее парадной части не могло быть простых мостов, поэтому в конкурсе приняли участие самые именитые архитектурные бюро мира, в том числе и фирма Эйфеля, уже прославившаяся своей знаменитой Парижской башней.
Не удивительно, что его проект и был признан лучшим на конкурсе и получил первую премию в размере 6000 царских рублей. По тем временам весьма внушительная сумма. Но, мост, проект и смета предназначались для России, поэтому также не удивительно, что строительство моста было поручено другим специалистам. Хотя они тоже были французы, но, возможно, они лучше понимали правила бизнеса в этой стране, так же, как спустя столетие швейцарская Мабетекс с легкостью выигрывала все главные государственные строительные подряды у Кремля.
Эта сторона вопроса так и останется для всех тайной, а факты таковы: мост построила французская компания «Батиньоль».
Лишь спустя пять лет после конкурса в присутствии императора Николая II , (который вряд ли знал о подводных камнях строительного бизнеса), был торжественно заложен первый камень в основании моста.
По тем временам это было событие не рядовое: не даром поддержать «своих» приехал действующий президент Франции Ф. Фора.
Возможно в создании Троицкого моста, как в зеркале отразились причины падения Российской Империи. Ведь строила его одна французская фирма, а надзирали за процессом все, кто мог дотянутся до этого процесса. Своих надзирателей делегировала и Государственная Дума, военное ведомство и не какая-нибудь, а «особая» комиссия Академии художеств. Список высочайших надзирающих фамилий был намного длиннее, чем число инженеров и архитекторов, непосредственно строивших мост. Прошло более ста лет, но правила игры в России не поменялись.
Но, даже несмотря на это, Троицкий мост был создан всего за пять лет.
В конце весны 1903 года, на свое 200-летие Петербург получил шикарный подарок.
Первый торжественный развод моста был доверен самому императору. Речь не шла о тяжелой физической работе. Николаю II всего-то пришлось нажать на электрическую кнопку, которая привела в действие огромные электромоторы. Весь мир, а вместе с ним и Росиия уже вступили в эпоху электричества.
Как положено, был торжественный орудийный салют, и не менее торжественный крестный ход, но это уже не имело значения. Императорским Троицкому мосту предстояло быть всего лишь 15 лет. А потом мост перешел на службу революции, и вместе с предназначением сменил и имя.
Мост Равенства – немного наивное, как все первые революционеры, название, просуществовало тоже не долго. Эпоха идеалистов сменилась эпохой коммунистических прагматиков.
В 1934 году мост получил новое имя, в честь одного из вождей, убитого по приказу другого.
Вплоть до перестройки жители и гости Ленинграда называли этот мост Кировским.
Ранние «демократы» периода Ельцина не умели ни творить, ни строить, поэтому всей гурьбой они окунулись в мучительное творчество обратно-переименований. И Троицкий мост вновь стал Троицким.
Свое название мост получил от имени Троицкого собора, который не дожил до наших дней, пав жертвой революционного угара тридцатых годов.