-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
19:46 27.03.2024
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии зима
зима
14:41 01.02.2024
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии природа
природа
15:44 22.01.2024
Фотографий: 68

 -Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (36)

  Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход...

Художник Амальфи Туко - (0)

Амальфи Туко: визионер - мыслитель                 &nb...

А жить бы надо, как погода... Аманда Кларк художница - (0)

А жить бы надо, как погода... Аманда Кларк художница А жить бы надо, как погода. То...

Рамочка "Красота лошадей удивительна ..." - (0)

Рамочка "Красота лошадей удивительна ..." Здесь будет ваш текст... Здесь будет ваш текст... ...

Себя меняя... Ирина Расшивалова - (0)

Себя меняя... ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в babeta-liza

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2012
Записей: 24432
Комментариев: 80424
Написано: 182291


ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА ЧАСТЬ 17: Легендарные петербургские кони

Пятница, 03 Мая 2024 г. 21:11 + в цитатник
Цитата сообщения MOLODA_I ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА ЧАСТЬ 17: Легендарные петербургские кони

Есть в Петербурге кони особенные! Без них «Лошадиная история» была бы неполной! Думаю, их знают и узнают все! Ну, конечно! Это знаменитые Кони Клодта! Есть что-то особенно волнительное в этих мощных фигурах! Это – ожившее и остановленное движение. Это – единство и борьба двух сил. И это, наконец, гимн человека лошади, музыка, застывшая в бронзе. Но Кони Клодта – это что-то ещё гораздо более глубокое и значимое.

1 (700x503, 454Kb)
Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских, худ. И. И. Шарлемань, 1850-е /Фото с сайта Википедия/

Самое удивительное, что эти кони живут в центре города. Поселившись на одном из городских мостов в середине 19 века, они навсегда остались с нами. Они всегда с человеком, который рядом! Они откровенно стремительные, откровенно дерзкие и откровенно покорные! Разные. Непрерывный людской поток ежедневно двигается по Невскому проспекту, и каждый прохожий в какой-то момент остаётся наедине с лошадью.

Лично меня эти кони всегда останавливают! И даже если я бегу мимо, я замедляю темп. Копыто, повисшее в небе, жилистый круп, раздутые ноздри, навострённые уши, напряжённые ноги, непокорный конский хвост! Вы всё это видели? Не сомневаюсь! И это бесконечно волнительно! А всем ли знакома история появления этих бронзовых лошадок в Петербурге? Удивительно увлекательная, обросшая городскими легендами, она заслуживает отдельного рассказа. Но для начала, давайте познакомимся поближе с лошадиным мастером.

Лошадиный мастер

Любовь человека к лошади, к своему верному помощнику в ратных делах, в былые времена не была удивительной. Любовь к лошади у русских дворян иногда перерастала в страсть. Они становились коннозаводчиками и мечтали создать идеальную лошадь. Барон Пётр Карлович Клодт (1805-1867) тоже мечтал об идеальной лошади, только его мечта была иного рода. И он её сумел воплотить в жизнь, создав бессмертных бронзовых коней.

1 (539x700, 463Kb)
Портрет барона П. К. Клодта., худ. Ф. А. Горецкий, 1850 /фото с сайта my.tretyakov.ru/

Петр Якоб Клодт фон Юргенсбург родился в небогатой дворянской семье, по происхождению был немец. Его прапрадед в Северной войне состоял на службе в шведской армии, а отец уже был русским боевым генералом Отечественной войны 1812 года. Как истинный русский дворянин, Пётр с детства готовился к военной карьере, а потому в 17 лет сознательно и добровольно поступил в Михайловское артиллерийское училище и был довольно прилежным учеником. Но было у юноши увлечение, которое постепенно полностью им завладело. Имея художественные наклонности, он с детских лет каждую свободную минутку вырезал из дерева фигурки лошадей. Он изучал анатомию лошади и её повадки, и, чем больше погружался в мир лошади, тем более ясно понимал, что должен стать скульптором. И уже в 23 года принял судьбоносное смелое решение. Он оставил военную службу и решил посвятить себя искусству.

Не имея художественного образования, он поступил вольным слушателем в Академию Художеств. Его талант оценили известные мастера, его учителем стал сам ректор Академии, скульптор Иван Петрович Мартос, сыгравший немаловажную роль в его судьбе. Он не только был наставником, но и ввёл талантливого ученика в свой дом, где его всегда радушно принимали и всегда поддерживали в его бедственном положении. Дело в том, что начинающий скульптор был тогда почти нищим и жил на доход, который получал от продажи своих милых лошадиных статуэток. А Пётр, едва переступив порог, безнадёжно влюбился в дочь Мартоса, красавицу Екатерину Ивановну, которая как раз готовилась к свадьбе. Это была выгодная партия, но брак был коротким. Екатерина Ивановна вскоре овдовела, а Пётр набрался храбрости и сделал ей дерзкое предложение руки и сердца. А дальше, как говорится, немая сцена.

Это был неравный брак, который уважаемые в свете родители никак не могли приветствовать! Благотворительность и добросердечие – одно дело, а положение дочери – совсем другое! И скульптору вежливо отказали, тактично предложив в жёны бедную родственницу Ульку, племянницу Мартоса, что прислуживала в доме. А обиженный отказом Клодт от досады неожиданно взял и согласился! И не ошибся в своём решении.

2 (590x700, 322Kb)
Портрет И.И. Клодт фон Юргенсбург, худ. П.Соколов, 1845 /Фото с сайта my.tretyakov.ru/

Иулиания Ивановна была давно влюблена в этого удивительного юношу. Сохранилось много романтических историй о том, как складывались их отношения. Ульяна стала настоящей музой скульптора. Возможно, благодаря именно ей вскоре Пётр получил свой первый и самый главный заказ. Заказчиком стал сам Николай 1. Лошадиная статуэтка, изготовленная скульптором, случайно попалась на глаза императору. Ульяна незаметно подсунула её в ящик с лучшими работами учащихся Академии, которые Мартос регулярно доставлял в императорский дворец на «досмотр талантов».

Увидев лошадку Клодта, Николай 1 был так восхищён, что, не раздумывая, включил начинающего скульптора в творческую группу по созданию триумфальной колесницы для Нарвских ворот. Изготовленные Клодтом фигуры коней так восхитили императора, что с тех пор он стал покровительствовать скульптору. А Клодт стал непревзойдённым лошадиным мастером Российской империи.

История создания Коней Клодта на Аничковом мосту

Карлу Росси, привлечённому к благоустройству местности вокруг императорского дворца, было поручено создание Адмиралтейской пристани напротив восточного павильона главного здания Адмиралтейства (который ближе ко дворцу). К этому времени начался вывод производства кораблей из центра города. Крепостной Адмиралтейский ров, по которому новенькие корабли выходили из боковых павильонов и спускались на воду, был засыпан. Росси задумал поставить у восточного павильона Адмиралтейства пару вздыбленных коней, управляемых человеком, а на спуске к Неве – парочку сторожевых львов. Вот над этими лошадиными статуями и начал работу Клодт.

Он изготовил модели двух скульптурных пар: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». Они были утверждены, но потом работа над проектом замедлилась. Нужно было срочно завершать создание колесницы для Нарвских ворот. Когда, наконец, Клодт был готов к изготовлению статуй в натуральную величину, на набережной Невы у Адмиралтейства уже стояли Львы. Император поразмыслил и передумал. Соседство Коней со Львами показалось ему неэстетичным. Так что пришлось колдовским Коням искать новое место.

3 (700x466, 423Kb)
Пристань на Адмиралтейской набережной, где планировалась установка Коней Клодта /фото с сайта kuda-spb.ru/

Была идея установить их на набережной напротив Академии художеств. Но тут купленные ранее египетские Сфинксы прибыли, и место для коней на Неве опять заняли! Как раз в это время старый Аничков мост, названный так по фамилии подполковника, руководившего строительством в этом месте первой переправы через Фонтанку, готовился к реконструкции. И было решено установить клодтовских Коней на опорах моста на гранитных пьедесталах. В итоге нужно было подготовить 2 пары статуй для двух сторон моста.

Клодт активно начал работу, но так случилось, что мастер Литейного двора, который должен был заняться отливкой бронзовых фигур, скончался. И Клодту пришлось самому освоить профессию литейщика. К открытию нового моста в октябре 1841 года была изготовлена только одна пара статуй. Из положения вышли просто. Фигуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» заняли место на западной стороне моста и остались здесь навсегда (со стороны Адмиралтейства). На восточной же стороне к моменту открытия были установлены точно такие же симметричные скульптуры, только изготовленные из гипса и окрашенные под бронзу. Вскоре их должны были заменить бронзовыми копиями первой скульптурной пары. Но оказалось, что им так и не удалось занять своё место.

На открытии моста присутствовали европейские монархи. Они так пленились лошадиными статуями, что пожелали иметь таких же. И Николай 1 широким жестом решил им сделать подарок. Может и правильно решил –пусть не завидуют, а восхищаются! И следующие отлитые Клодтом из бронзы кони отправились к королевским дворам в Неаполь и Берлин. А Клодт получил мировую славу!

4 (700x525, 365Kb)
Статуи Коней Клодта у королевского дворца в Неаполе /фото с сайта Википедия/

Но и следующим лошадкам не довелось встать на мост – разбежались по России. Сам Николай решил парочку Коней себе оставить, и установил их у дворца Бельведер в Петергофе. Ещё две пары получили его приближённые: шеф жандармов Орлов для его усадьбы в Стрельне, да князь Голицын для подмосковной усадьбы Кузьминки. 10 лет штамповал лошадок Клодт! Уж прям на поток поставил. И, видимо, так они поднадоели, что решил Клодт новую парочку создать с теми же персонажами, но с новыми сюжетами. Так завершилась история создания легендарных коней Клодта на Аничковом мосту.

Театр бронзовых коней

Когда новая скульптурная пара «Конь с Человеком» заняла своё место, Аничков мост обрёл современный вид. И с тех пор на нём развернулась настоящая драма! Её называют «4 стадии укрощения Коня человеком». Это – настоящий театр бронзовых коней! О чём нам уже более полутора столетий рассказывают бронзовые актёры?

5 (450x450, 170Kb)
"Юноша, поверженный конём" /фото с сайта Википедия, Авторство: Tsyganov Sergey. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76465506/

6 (636x450, 239Kb)
"Юноша, осаживающий коня /фото с сайта Википедия Авторство: Tsyganov Sergey. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76465480/

7 (700x700, 546Kb)
«Юноша, берущий коня под уздцы» /фото с сайта Википедия, Авторство: Tsyganov Sergey. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76465506/

8 (500x450, 197Kb)
«Конь с идущим юношей» /фото с сайта Википедия, Авторство: Tsyganov Sergey. Собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=76465506/

За кадром осталась уверенность Человека в своём превосходстве в мире природы. Но, ворвавшийся на мост строптивый Конь сбросил своего седока и встал на дыбы. Однако уже в следующий момент Человек приподнялся на колено, ухватил поводья и натянул их. Ещё немного, и он перехватил инициативу. Конь ещё строптив, но уже оба знают, кто победил в схватке. И в следующий момент Конь смиренно следует за человеком, который совершенно спокоен. Он обуздал непокорного Коня!

9 (650x639, 276Kb)
10 (550x663, 203Kb)
11 (501x670, 167Kb)
12 (481x680, 221Kb)
Кони Клодта на Аничковом мосту. Остановленные мгновения /фото из личного архива/

А, может быть, всё было иначе? Может быть! Ведь это театр, а мы зрители! Каждый увидит свой сюжет! Почему бы не попробовать поразмышлять аллегориями? Вот только, стоя на мосту невозможно охватить взглядом всех персонажей. Они будут возникать поочерёдно и следовать друг за другом по вашему желанию! Но каждый раз, когда я стою на мосту, я вижу только Коней. Человек присутствует рядом. Я это знаю! Но он – словно тень! Кони уверенно доминируют на мосту! А потому так ли уж очевидно название этой бронзовой пьесы? И я снова и снова замедляю шаг и пытаюсь разгадать загадку Коней Клодта.

Пожалуй, этой загадкой я и завершу «Лошадиную историю Петербурга», о которой мне поведали городские памятники и здания. Они незримо протягивают нить в прошлое. Сколько таких историй рассказывает Петербург! И сколько ещё таит загадок! Стоит только остановиться, присмотреться, прислушаться и найти ту невидимую нить, которое уведёт в историю….

Источник

Рубрики:  искусство/архитектура
города и страны
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям