-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии цветы
цветы
19:46 27.03.2024
Фотографий: 19
Посмотреть все фотографии серии зима
зима
14:41 01.02.2024
Фотографий: 2
Посмотреть все фотографии серии природа
природа
15:44 22.01.2024
Фотографий: 68

 -Рубрики

 -Цитатник

Без заголовка - (36)

  Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь уход...

Художник Гладкая Галина Сергеевна - (0)

Художник Гладкая Галина Сергеевна (Хабаровск, Россия, 1973). Художник Гладкая Галина Сергеевна (Х...

Художник Куршин Анатолий Васильевич - (0)

                         ...

Жить без любви нельзя! Художник Рафф Бояджян (Raff Boyadjian) - (0)

Жить без любви нельзя! Художник Рафф Бояджян (Raff Boyadjian) Жить без любви нельзя!...

Художник Игорь Разживин - (0)

Художник Игорь Разживин,Россия, Одинцово. (часть 3.) Художник Игорь Разживин,Россия, Одинцово Ху...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в babeta-liza

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.03.2012
Записей: 24410
Комментариев: 80388
Написано: 182198


"Театр уж полон...ложи блещут".Дореволюционный театральный этикет

Суббота, 16 Марта 2024 г. 17:06 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова "Театр уж полон...ложи блещут".Дореволюционный театральный этикет

Сегодня приглашаю Вас в театр.В красивом платье и прической,театральной сумочкой и биноклем...Ну,все как положено по этикету

Литография А. А. Беземана. Александринский театр, 1840 г.

Садовников В.С. Мариинский театр в Петербурге

Начну с подъезда к театру. На огромной площади к театру подъезжали кареты, причем не было столкновений и беспорядка (по нашему – пробок).

У входа публику встречали солдаты в шинелях, принимая от гостей шубы и меха. После окончания спектакля возвращали их владельцев, и что странно, никогда не путали! Эту особенность иностранные гости называли "русской".

«Театр начинается с вешалки» — это знаменитое выражение приписывают Станиславскому. История афоризма такова. Когда в 1933 году Константин Сергеевич отмечал свое 70-летие, поздравлять его пришли в том числе и театральные гардеробщики. После торжества Станиславский прислал гардеробщикам письменную благодарность:«Наш Художественный театр отличается от многих других тем, что в нем спектакль начинается в момент входа в здание. Вы первые встречаете зрителей...»В вольном пересказе послание было сокращено до одной фразы – она-то и стала крылатой.

фойе театра

Посещение театра в царской России было важнейшим элементом светской жизни, и строго регламентировалось — как с точки зрения поведения, так и манеры одеваться.

"Первый фрак", художник В. Е. Маковский

Существовал жёсткий дресс-код, которому обязаны были следовать все, не исключая самых высоких аристократических кругов. Мужчина, чтобы поговорить о политике, обсудить свежие новости, завести знакомства и даже решить некоторые деловые вопросы — непременно присутствовал на театральных премьерах, и должен был при этом выглядеть так, как это предписывал театральный этикет.

Мужчины были одеты во фраки, белый галстук обязателен, соломенного цвета перчатки, много мужчин было в военной форме.

Борис Михайлович Кустодиев - В ложе
Дамы в вечерних туалетах, декольтированные платья с открытыми руками. Платье должно быть вечерним, но не бальным.

Наряд для светского вечера или похода в оперу можно было отличить от бального платья, ведь дизайн последних должен был отвечать удобству танцующих. Театральная мода развивалась в целом несколько медленнее. Так, например, пользующиеся популярностью в начале века шлейфы уже в 1806 году пропали с улиц и остались частью вечерних, но не бальных одеяний.

Если зрительницы не испытывали особых трудностей в ношении шлейфов, актрисы такой крой не жаловали. Двигаться по сцене в платье со шлейфом было затруднительно. Так, например, театральная актриса Фанни Дэвенпорт ушла со сцены вместе с мебелью. Во время представления она не заметила, как ее длинные юбки обернулись вокруг стула.

Театральный наряд предполагал декольте, но вот его глубина определялась статусом женщины. Супруги министров и послов, сидевшие в первых рядах партера, могли позволить себе декольте пооткровеннее. Жены дворян и военных, располагавшиеся на более высоких ярусах, обходились вырезами поскромнее.

Заявиться в театр без бриллиантов считалось дурным тоном. Чтобы соблюсти этикет, декольте любой глубины было необходимо украсить драгоценностями. Главное — не перестараться.

Согласно городской легенде, княжне Мещерской пришлось уйти из театра из-за чересчур роскошных бриллиантов. В тот день представление посетила вдовствующая императрица Мария Федоровна. Во время антракта фрейлина императрицы подошла к Мещерской и, сообщив, что царская особа не надела свои украшения, прошептала: «Такие бриллианты, как у вас, сегодня в театре очень нежелательны». Остаться в драгоценностях было невозможно, ведь в них она затмевала саму императрицу, но и декольте без бриллиантов противоречило правилам светского этикета. Чтобы избежать проблем, княжна уехала в середине спектакля.Женщины постарше прикрывали декольте накидкой.

 

Обязательно наряд дамы дополнялись перчатками, веером .Высокие прически и шляпы были под запретом.Веер использовали для флирта

В викторианской Англии среди заядлых театралов ходил слух о секретном языке веера. Так, например, веер, приложенный к губам, трактовался как призыв к поцелую, а обращенный лицевой стороной веер сообщал о том, что девушка свободна. Существовал ли этот язык на самом деле или нет, неизвестно, но в 1827 году производитель вееров Дювелеруа опубликовал листовку, объясняющую тайные жесты. Продажи вееров сразу же взлетели, а находчивый бизнесмен стал поставлять модные аксессуары самой королеве Англии.

Мужской костюм для театра состоял из фрака, белоснежной сорочки, нарядного жилета, галстука (реже — шейного платка), фрачных панталон (или брюк), шляпы (цилиндра), перчаток, лакированных туфлей. Остановимся чуть подробнее на некоторых из перечисленных предметов одежды.

Женщины не посещали театр без сопровождения

Если молодые люди могли появиться в общественном месте в полном одиночестве, то девушкам не разрешалось посещать театры и рестораны без компании. Молодую девицу обычно сопровождали члены ее семьи — мать или замужняя сестра. Вступившие в брак женщины приезжали в театр вместе с супругами.

До 1860-х годов дамы не занимали места в партере, иначе они могли привлечь к себе излишнее внимание. После снятия этого негласного запрета девушкам было необходимо соблюдать строгий дресс-код — только черные закрытые платья.

Во время представления женщины не аплодировали и не смеялись. Такое поведение считали неподобающим. Во время антракта дама могла покинуть ложу, но только в сопровождении близких родственников и жениха.

Фрак
Фраки появились в Петербурге и Москве только после смерти Павла Первого, который терпеть не мог этот "символ революционной Франции" (хотя изначально этот мужской элемент костюма возник, как известно, в Англии, и был предназначен для верховой езды). Покрой фрака постоянно модифицировался, в каждое десятилетие 19 века считался модным свой фасон. Но цвета, уместные в театре, оставались постоянными: чёрный, синий, тёмно-красный, серый, коричневый. Яркие краски считались вульгарными, такие фраки не носили даже актёры на сцене. В салонных пьесах особенно ценилось умение актёра правильно носить фрак, не будучи похожим при этом на официанта.

Мужчин с юных лет учили поддерживать осанку, красиво садиться во фраке, со вкусом сочетать его с аксессуарами (галстуком, булавками, перчатками, цепочками, часами). По тому, как человек ведёт себя во фраке, можно было определить происхождение, степень осведомлённости в сфере светских приличий, привычку бывать в обществе. Богатые щёголи, которые могли себе позволить роскошно одеваться, меняли фрак раз в три недели, опасаясь отстать от моды.

Фраки 1820-х годов шились по фигуре, с высокими воротниками, фалдами ниже колен. Фрак 1830-х плотно облегал талию, и имел пышный рукав к плечу (из-за этого невозможно было надеть верхнюю одежду с рукавами, поэтому ограничивались свободными накидками и плащами). В 1840-е модный фрак требовал немного заниженной талии и узкого рукава, и его стали носить с пальто. Шили фраки либо из тонкого сукна, либо из бархата. Пуговицы должны были быть заметными и узорчатыми. Чем ближе к концу столетия, тем более строгими становились фраки. Цветные фраки и пестрые жилеты обнаруживали теперь дурной тон своего владельца.

Чёрный цвет фрачной пары утвердился не сразу, он долгое время считался знаком траура. Только к концу 1830-х годов чёрные фраки стали обычным явлением, но вплоть до 1850-х их ношение считалось определённым эпатажем, вызовом общественному мнению. Но со временем именно фрак и брюки чёрного цвета в сочетании с белым жилетом стали отличительным знаком тонкого вкуса, изысканного воспитания, респектабельности, символом достатка и успеха.

В конце XIX столетия модники черпали информацию о последних тенденциях из специализированных изданий вроде «Настольной книги изящного мужчины». Мужской гардероб состоял из нескольких костюмов: для деловых встреч, спортивных мероприятий и, конечно же, светских вечеров.

В театр кавалеры отправлялись в элегантных фраках черного, синего или бордового оттенков. Под верхним слоем прятались накрахмаленная рубашка и вышитый жилет из цветной ткани. Вычислить модника можно было по галстуку или платку, украшавшему шею, и белым перчаткам с цилиндром.

Панталоны и брюки
Нижняя часть фрачной пары всегда была светлее верхней. Для театра выбирали однотонную ткань, когда как для других случаев допускалась полоска и клетка. Особенно популярной клетчатая ткань была в середине 19 века, но позже уже считалась устаревшей и нелепой. Вспомним разговор К. С. Станиславского с А. П. Чеховым о роли Тригорина, когда Станиславский хотел играть в элегантном костюме, безупречно одетым, а Чехов настаивал на том, что его беллетрист должен быть одет в клетчатые штаны и дырявые башмаки ("Моя жизнь в искусстве"). От французских военных пришла мода на фрачные брюки с лампасами (как правило, шёлковыми) и пуговицы по всей длине брючины. С панталонами носили подтяжки, которые тоже отделывались шёлком, тесьмой или вышивкой.

Во время антракта вели разговоры – партер театра был разделен широким проходом, что было очень удобно – можно было вставать с места и идти, никому не мешая.

Для представителей мужского пола в театре действовали свои правила. Так, например, во время антракта кавалер был обязан спросить спутницу, не хочет ли она перекусить мороженым и фруктами или освежиться напитком. Если дама этого желала, молодой человек приносил ей все необходимое. Таким же образом следовало поступать и с незнакомками, сидящими по соседству. Светский человек того времени непременно предложил бы им конфеты, апельсины и афишу спектакля.

Во время антракта кавалеры частенько любовались туалетами дам.

В зале внимание сразу привлекала императорская ложа – она на уровне двух ярусов лож, украшена позолоченной лепниной и занавесями, на которых изображен герб России.

Общий вид зала роскошный – бархат, золото, яркий свет.

  Стоять приходилось не только бедным студентам 4 яруса! В императорской ложе, её еще называют «свитской», сидеть могли только государь с императрицей и наследник с цесаревной. Остальные — свита, состоящая из фрейлин, статс-дам и адъютантов, должны были пребывать в ложе стоя. Конечно, выход из положения был найден: свита менялась, можно было уйти в соседнюю ложу, присесть и немного отдохнуть.
Первый ярус лож над бенуаром – бельэтаж занимает аристократия и высшие должностные лица двора. Если нет титула, то ты никогда не сможешь занять здесь место.

Первые ряды партера – это для министров, офицеров высших чинов и других значимых лиц.

Уильям Холиока «Первый ряд в опере»
Начиная с четвертого ряда места для банкиров, чиновников, артистов и иностранцев. И все подчинялись этому правилу.

Билеты в правой части зрительного зала покупали те, кто бывал в театре иногда, а вот в левой сидели знатоки, те у кого был абонемент на весь театральный сезон.

Кстати, дамам было позволено сидеть в партере только со второй половины 19 века, до этого только на балконе или в ложах.

Федерико Дзандоменеги - В театре
Для бедных дресс-кода не существовало. Они сидели на верхних ярусах и с посетителями бельэтажа не пересекались. В театр могли попасть все! Было бы желание.

Для богатых и бедных были отдельные входы. На каждом ярусе свой гардероб (кстати, в Михайловском театре на каждом этаже и сегодня свой гардероб).

Вот как описывал театральную галерку поэт Николай Некрасов:

Поднимите голову и обратите внимание на раек, набитый сверху донизу, где головы торчат как капустные кочни. Боже милостивый! Какое изумительное разнообразие, какая пестрая смесь!
Воротник сторожа, борода безграмотного каменщика, красный нос дворового человека, зеленые глаза вашей кухарки, небритый подбородок выгнанного из службы подьячего, занимающегося хождением по частным домам, красная, расплывшаяся от жира, мокрая от пота голова толстой кухмистерши, хорошенькое личико магазинной девушки, которую часто встречаете вы на Невском проспекте: рядом с ней физиономия отставного солдата...

 Зрители разных сословий не встречались друг с другом ни в театральном зале, ни в фойе, ни даже на лестницах. В зданиях театров было предусмотрено несколько входов для публики, а гардероб был только у зрителей партера. Сидящие в ложах верхнюю одежду оставляли прислуге в каретах, а ярусы и галёрка должны были брать свои пальто прямо в зрительный зал. На галерке сидячих мест не было вовсе: зрителям приходилось стоять.


В Александринском театре для императора и его семьи в 1881 году сделали отдельный вход, где были личные туалетные комнаты, гардероб и буфет.Опера и балет никогда не шли в один день – у каждого был свой, определенный. Причем, стоимость билета на балет была более высокая, чем на оперу.

Пьер Огюст Ренуар «Ложа», 1874 © Институт искусства Курто, Лондон

Ложи имели отдельных вход, и поэтому зрители, которые выкупали ложу, могли и опоздать к началу спектакля – ведь они не мешали остальной публике. А вот другим опаздывать не допускалось.Кстати, фрукты и напитки приносили только в ложи. Там располагались члены императорской семьи или высокопоставленные аристократы. Остальным пить и есть, пока шел спектакль, запрещалось.Дамам во время антракта не следовало покидать ложу. Если ей что-то было необходимо – это приносил сопровождающий её мужчина.

Хотя правило это частенько нарушалось. Если в зале душно, дамы могли прогуляться в фойе, но только в сопровождении мужчины (с тем, с которым пришли в театр).

Мужчины во время антракта обсуждали последние новости и спектакль, и делали это тихо. Не мешать другим – главное правило хорошего тона.

А кто-то сплетничал.

— Посмотри, вот Аленина — говорила Соня, — с матерью кажется!
— Батюшки! Михаил Кирилыч-то еще потолстел, — говорил старый граф.
— Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
— Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой.
— Друбецкой сделал предложение!
(Л. Н. Толстой «Война и мир»)
Аплодировали только мужчины. Кричать "браво" и "бис" во время спектакля считалось дурным тоном.

Кстати, император Павел I принял указ, согласно которому зрители не смели рукоплескать актерам, если он сам не аплодировал.

Многие пользовались театральными биноклями. Этикет допускал рассматривать в бинокль только актеров, а вот публику в зале нет.

Джеймс Хейлар - В театре


Музей Фаберже, Петербург. Театральный бинокль
Вот такие простые правила.

Не могу сказать, что сегодня что-то изменилось. Даже относительно мест в партере, ведь стоимость билетов на эти места такая высокая, что позволить себе их купить могут не многие. Хотя и нет уже никаких социальных слоев.

 Опаздывать считалось неприлично, хотя исключения было для зрителей в ложе: они могли смотреть только часть постановки и уходить/приходить в любое время. Здесь же зрителям предлагались прохладительные напитки и сладости с фруктами. В остальных местах зрительного зала еда считалась недопустимой.
Никаких громких возгласов и бурного обсуждения в рядах аристократов вы бы не услышали. Зато простые люди могли выражать свои эмоции более свободно. На то они и простые…
Хлопать имели право только мужчины, а театральный бинокль служил только для рассматривания актёров. Да, глядеть на публику сквозь увеличительное число никто бы не стал.

Использовать программку в качестве веера - дурной тон)))

Сейчас отношение к театральному дресс-коду несколько изменилось. Однако одеваться всё равно нужно несколько праздничнее, чем обычно.

  • В первую очередь следует забыть об удобных джинсах, кедах и спортивной экипировке. Женщинам современные стилисты советуют отдать предпочтение костюму или строгому платью, дополнив образ сдержанными украшениями. Мужчине же лучше всего надеть рубашку и брюки. При этом в будние дни на рядовые спектакли одежда может быть скромнее. В таких случаях многих посетителей выручает вечная классика - тёмный низ и светлый верх.
  • Дамам необходимо запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи не следует. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешиваются десятки ароматов, которые у зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

  • Заняв свои места, не следует класть руки на оба подлокотника, ведь это может причинить неудобство соседу. Кроме того, даже если вам очень жарко, ни в коем случае не стоит использовать программку в качестве веера - это дурной тон.
  • В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.
  • К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

  •  Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.
  • Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».
  • Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

  • Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.
  • Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.
  • Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

  • Почти в каждой постановке предусмотрен антракт. Как правило, в это время зрители идут в буфет. Некоторые из них впоследствии опаздывают на спектакль и начинают доедать свои закуски в зале. Если ваш сосед оказался именно таким, можно тихо сделать ему замечание, но не нужно превращать всё в конфликт. Предотвращать спорные вопросы - обязанность служащих театра. Они обязаны следить за нарушителями и подходить к ним в случае несоблюдения норм этикета.
  • Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

  • По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.
  • Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.
  •  Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.
  • В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

==============================

https://omsk.aif.ru/culture/teatralnyy_etiket_ispolzovat_programmku_v_kachestve_veera_-_durnoy_ton

https://dzen.ru/a/ZNH6EYuelDR38Kxc

https://dzen.ru/a/YPqMQKNRl0RvdjaY

https://fishki.net/3129553-posewenie-teatra-xix-veka-narjady-povedenie-i-prochie-shalosti.html

https://dzen.ru/a/Y1evNGOIjAlBoFsD

https://aif.ru/culture/theater/teatralnyy_etiket_15_pravil_povedeniya_v_zritelnom_zale

https://fotoskala.ru/blog/teatralnyy-binokl-ustroystvo-prednaznachenie-i-otlichiya/

Серия сообщений "Театры и библиотеки мира":
Часть 1 - Священный храм живых печатных слов...Приглашение в библиотеку
Часть 2 - Бенедиктинское аббатство Адмонт и его библиотека
...
Часть 27 - Первый русский театр в России - Ярославский драматический театр им. Ф.Г.Волкова. Часть 3. История театральной деятельности (I)
Часть 28 - Прогулки по Дрездену. Часть 4:Оперный театр Земпера
Часть 29 - "Театр уж полон...ложи блещут".Дореволюционный театральный этикет
Рубрики:  искусство/кино, театр
История
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям