Обнаружил у себя в черновиках неопубликованные почему-то отзывы о фестивале фламенко... Наверное что-то недописал. Ну... фестиваль был давно, теперь уже ничего не попишешь:) Так что публикую то, что осталось в черновиках
Фестиваль кончился в воскресенье каким-то сумасшедшим представлением. Впрочем я ещё на выступлении Белен Майя подслушал, что два концерта на которые надо идти, это её, и Израэля Гальвана (Israel Galvan), в последний день. Так что я ожидал чего-то, но не знал точно чего.
Давайте начну с дневного концерта, вернее с того, что ничего почти про него не скажу. Я снова опоздал на него с мастер класса, и снова при таком графике меня шибко клонило в сон. И я об этом жалел, потому что, мне показалось, что концерт-то был стоящий. Хотел бы я его посмотреть в "трезвом" виде. Спектакль назывался Время покажет ("Tiempo al Tiempo"), и танцевали в нём Хуан Агирре (Juan Aguirre) и Мануэла Барриош (Manuela Barrios). Особенности у него были такие - во-первых были парные танцы, чего не было ни у кого на этом фестивале. Во вторых было два кантаора - мужчина и женщина. Женщина была на фестивале, если мне не изменяет память, единственной, хотя был концерт, который я пропустил. И я понял, что канте хондо в исполнении женском мне как-то гораздо приятнее, чем в мужском (см пост предыдущий). Я подумал, что это может быть ещё и из-за того, что как-то с детства наверное осталось, что для женщины такие вот крики и страданья допустимы, в отличие от мужчины. Это сейчас у нас так озаботились эмансипацией мужчин и столько показывают, что "у мужчин тоже есть чувства", что "мужчина тоже может плакать" и это ещё страшнее, чем, когда плачет женщина, что всё это превратилось в норму, и кажется, сейчас фраза родителей ребёнку "не плачь, ты же мужчина", звучит верхом идиотизма. Ну вот, а в подсознании оно где-то живёт, и видеть, тем более по два часа в день мужиков, которые воют, страшнее плакальщиц на кладбище, немножко хм... неприятно. А женщина в этом имидже уместна. Больше про дневной спектакль ничего не скажу, ничего не помню, кроме того, что при случае надо бы его посмотреть конечно в нормальном состоянии, он, кажется, того стоит. Меня вот не оставляют сомнения, в этом ли спектакле девушка под конец вышла щшикарном белом платье, и очень зхадорно танцевала. Очень может быть. Просто вообще-то подумалось в какой-то момент - ну сколько можно - ведь по большому счёту все они танцуют одно и тоже. Особенно это характерно для танца с юбкой, с шалью, Там как-то не размахнёшься, видимо - есть несколько движений, которые можно придумать и все их исполняют. На четвёртый день, всё это становится слишком предсказуемо. Есть наверное такой уровень понимания, когда как в джазе, сидел бы и смотрел как 10-ть девушек каждая со своими нюансами в эту шаль заворчивается. Но я не дорос до этого как-то. но ведь правда, кто-то и джаз однообразным считает, стоит человек и играет на саксофоне 10 минут. И гармония одна и та же... он всё время разное играет, да? А мы и не заметили. Так что я как-то испугался, что вот оно может и всё - смотреть то во фламенко и нечего? Только вот задор этот в конце меня и порадовал. Но...
...вот наконец-то, финал. Трио, так сказать, из Израэля Гальвана, Альфредо и Давида Лагосов (Alfredo Lagos, David Lagos) - гитариста и певца. Мдя. Я даже не знаю что писать. Может опять про свет? Впрочем свет, всё тот же (Рубен Камачо (Ruben Camacho) и Ада Бонадей (Ada Bonadei), и он мне так понравился, что захотелось самому поработать осветителем. С левой и правой стороны сцены стояло по три штатива на каждом из которых было два фонаря - один внизу, другой вверху. По аналогии с двумя парами колонок, я бы их назвал световыми прострелами. Так вот, если верхние фонари выключались, то эти "прострелы" красивый эффект. Т.к. Гальван танцевал в чёрном, света другого в зале не было, пол чёрный и тоже не освещён, то единственным то отражало свет были его руки и голова. И создавался таким образом эффект летящих в воздухе рук и лица.
Вы спросите, если Гальван танцевал в чёрном, то почему я в заголовке написал "человек в жёлтой рубашке"? Так это история, которую утром рассказывал в Сервантесе историк фламенко, работающий с Гальваном (физик ядерщик по первой специальности, ага? я тоже радовался:)) Так вот он рассказывал, что впервые Гаьлвана увидел (кажется на Севильвой ярмакре, впрочем у меня всё могло перепутаться, поому что потом мы снова учили пальмас в севиляне), танцующего в жёлтой рубашке, что (его видимо сильно поразило), потому как, как все мы знаем (ага - я вот прям конечно знаю - я на свадьбу также ходил, да:)), что жёлтая рубашка это не к добру:).
Ну в общем кому с того плохо я не знаю, но пожалуй, этот "не добрый символизм" Гальвану к лицу, потому что танцует он, действительно как дьявол. Техника во-первых классная во-вторых не стандартная, чем-то акробатическая, кстати, танцевал он по сути в трико, не то, что все предыдущие его товарищи, для которых красивыый костюм далеко не последнее дело, ну и.. .сатанинская какая-то. Сказать что красиво - не могу. Удивительно. Многие движения, скорее из какого-нибудь тайцзы, или ещё чего-то в этом роде, а не из фламенко. Но даже то, что было из фламенко, делалось им как-то необычно. Так сапатео он исполнял почти исключительно стоя в полушпагате. Даже с точки зрения физиологии, это как-то... на грани возможного. Во второй части концерта (условно, концерт был без перерыва), он насыпал на край освещённого поля белого порошка и начал ногами по нему хрустеть. И ещё раз к нему возвращался. Хруст конечно прикольный, как и некая дымка из этого порошка, когда он нахрустевшись начал снова танцевать, но, в таком количестве как-то мне показалось смысла не имело художественного. Так что я предположил в конце-концов, что это действительно тальк, и использован он из чисто технических соображений - чтобы ноги не разъезжались.
Выглядело это, как я уже сказал удивительно, и скорее некрасиво. Одет был некрасиво в треники какие-то и майку чёрные. Хлопал себя по пузу, задирал майку, чтоб сдуло пот... вот я подумал в тот момент, насколько отличается танец и подход к нему - я не помню чтоб за все 4-е дня кто-то из танцоров вспотел, или точнее, дал зрителям это увидеть. Здесь это было в порядке вещей. Собственно танец был вообще, я бы сказал, акробатический. Чего он только не делал. Разве что сальто (наши бы степисты так точно сделали. я знаю таких... их правда под музыку танцевать не заставишь:)). В какой-то момент взял и длиннейший ритмический пассаж в бешенном темпе отщёлкал пальцами. У меня вообще ощущение что не всякий человек пальцами щёлкать может - а у Гальвана видимо свободно все на обеих руках... А потом после всего этого фейерверка взял и изобразил ладонями падающий листочек , как он летит и меняет резко направление - направо-налево, направо-налево... Очень просто, но публика не выдержала, сорвалась в аплодисментах.
Утром, на конференции по "новому фламенко", от совращение Израэля Гальвана, речь шла о двух вещах. Одна меня немного обидела - я то жотел слушать про новое фламенко вообще, а дядька то собственно пришёл говорить о том, что вот Гальван это новое фламенко, а больше никого и не упомянул. Наверное не очень удачно назвали конференцию, или перевели название. А второе заинтересовало, потому что он связал эту новизну с тем, что им наконец удалось избавиться, (внимание!), от русского влияния на фламенко.
Кто б знал, что у них, оказывается засилье русской культуры:). На самом деле речь шла о том, что фламенко, как сценическое действие, а не просто кабацкие номера, со времён 1-ой мировой войны, развивалось под знаменем балетов Дягилева, который в это время приехал в Испанию и решил поставить балет на эти вот самые испанские темы, призвав в декораторы Пикассо, взяв в косультанты по хореографии, какого-то испанского байлаора-шизофреника и т.д. Вышла из этого "Треуголка", и ещё какой-то балет кажется. Но если танцу и, наверное, музыке Дягилев и Co учились у испанцев, то испанцы учились у них тому как устроить из этого шоу, как использовать декорации, свет наверное, соединить всё в единое целое и т.п. Одно дело отдельно взятые танец и музыка в кабаке, другое перформанс. И вот сначала эти Дягилевские идеи использовала Ла Аргентина, а затем уже и другие артисты...
Так что вот, не обошлось и без нашего вклада в искусство фламенко. От которого "наконец-то избавился" Израэль Гальван:) Впрочем, если немножко больше знать о фламенко, то это не удивляет, поскольку, на самом деле суть фламенко, это то, что называют фьюжн - смешение. Смешение и переработка самых разных стилей, направлений, культур - арабской, еврейской, испанской, цыганской, русской, да? Так что это вовсе не "цыганское искусство", да и вообще, любой ценитель чистого искусства, блюдущий чистоту культуры, должен был бы фламенко проклясть.
Ну так вот Гальван всё это безобразие значит преодолел, что-то новое придумал и на нас всех в последний день излил. Все в шоке несколько, мне кажется. Кстати, он там типа какое-то звание лучшего байлаора или что-то в этом духе недавно получил. Ну не удивительно. Интересно, что по моим наблюдениям, все эти новшества, им, судя по всему как новшества осознаются, и он одновременно делает попытку "быть понятым". Коль уж у него такой сложный танец, то в противовес ему - простой аккомпанемент. Гитара звучала гораздо проще чем в других составах. Тут не было намерения продемонстрировать как крут гитарист, или что он там интресное придумал... наоборот, всё это старательно упразднялось. Другое упрощение - это сапатео. Хотя техника у Гальвана неимоверная, в сапатео он именно её-то, технику и демонстрировал. Технику, но не музыку. С точки зрения ритма, с точки зрения музыки, всё было просто и очевидно, это не соло барабанов, а так, ритмичный стук.
Так для памяти - конец концерта, Гальван танцевал в белых ботинках.
Кончилось всё, так же необычно. Публика, а её было в зале побольше чем на всех остальных концертах, решила хоть в последний деь, но вызвать артистов на бис. Ну, ладно, бис, так бис. Вышли опять же, как положено бесам (как там? "обезьяна Господа Бога"?:)), вышли и поменялись ролями. Канатор взял гитару, Гальван сел к микрофону и начал глумиться изображая из себя кантаора, откровенно глумиться., хотя судя по всему спеть-то мог, постеснялся что ли, а гитарист прошёлся по сцене, вроде как станцевал. Народ посмеялся, артисты ушли, но тут публика разделилась - кто-то рванул в гардероб (а там по случаю мороза, бешенная очерель, причём в смысле гардеробов и фойе организация ужасная), кто-то, проджолжил хлопать, типа ещё давай, нам мало. Ну добились, что артисты вышли снова, и недолго думая и кланяясь, принялись за третью комбинацию - Гальван взял гитару, а кантаор пошёл танцевать, причём повторил опадающий листик, который раньше изобразил Гальван, продемонстрировав, что не боги горшки обжигают. Тем самым в две минуты в публике окончательно охоту сидеть ещё убили и фестиваль на том успешно закончился.
Хотя....