Цитата сообщения skylighter
Считаете, что изображение собаки на картине ничего не означает? Как бы ни так! В особенности это касается западноевропейского искусства, где обычный собачий клык может иметь множество интерпретаций, начиная от верности, преданности, и заканчивая предательством и искушением.
Несмотря на то, что такой разбег толкований может ввести реципиента в заблуждение, они, в свою очередь, свидетельствуют о богатой истории животной символики в западном искусстве.
Изображение животных, как реальных, так и мифических, восходит еще к эпохе классической Античности (IV в. до н. э. — II в. н. э). В ХІІ веке н.э. средневековые ученые сформулировали так называемый «Бестиарий» — иллюстрированный сборник зоологической тематики, в котором были представлены описания различных существ, как реальных, так и вымышленных. Авторы сопрягали образы животных с религией и моралью, расшифровывая их как знаки и символы.
В эпоху Возрождения художники, в числе которых Леонардо да Винчи, создавали собственные версии «Бестиария». В XVI веке венецианские мастера, такие как Тициан, продолжили эту традицию, создавая собственные полотна, на которых изображены животные, несущие символическое значение.
Мы выделили семь основных животных, которые наиболее часто встречаются в работах великих художников. Какой же смысл несут в себе их образы, которые нередко становятся героями картин известнейших художников?
Горностай
Шерсть этого животного в зимний период меняет свой цвет с коричневого на белый. Как гласит поверье, если горностай испачкает свою белоснежную шубку, то сразу же погибнет. Именно этот факт сделал животное главным символом чистоты (а в некоторых случаях и справедливости).
На знаменитом полотне Уильяма Сегара «Елизавета I. Портрет с горностаем» это животное играет немаловажную роль, еще больше подчеркивая целомудренность последней представительницы династии Тюдоров. Напомним, что она, будучи еще совсем юной, приняла обет безбрачия и не нарушала его до конца своих дней.
«Елизавета I. Портрет с горностаем»
Уильям Сегар, 1585
Однако более спорным является изображение горностая на полотне Леонардо да Винчи «Дама с горностаем». Считается, что моделью для художника послужила любовница Людовика Сфорцы — Чечилия Галлерани.
«Дама с горностаем»
Леонардо да Винчи, 1489—1490
В 1488 году горностай стал личным геральдическим животным Людовико. По предположениям многих искусствоведов, изображение горностая на полотне да Винчи было прямой отсылкой к тому, что Чечилия является фавориткой герцога.
Собака
Собака не всегда была лучшим другом человека, по крайней мере, в искусстве. Начиная с Античности классического периода и до эпохи Ренессанса, символическое значение собаки на полотне трансформировалось и приобретало совершенно разную смысловую нагрузку: от бдительности, верности, преданности и мудрости до гнева, разврата и скупости.
Тициан в своем полотне «Тайная вечеря» использовал средневековую интерпретацию собаки, как символа лицемерия. Мастер объединяет ее с Иудой, чтобы еще больше привлечь внимание зрителя к злополучной сцене предательства.
«Тайная вечеря»
Тициан, 1542—1544
Однако в эпоху Ренессанса символ собаки был наделен более мягким смыслом: преданностью, как в картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», а также соблазном, исходящим от женщины.
«Портрет четы Арнольфини»
Ян ван Эйк, 1434
Кролик
Из-за того, что кролик по своей природе обладает небывалой плодовитостью, его изображение на картинах обычно символизировало похотливый характер героя.
Сам по себе, он часто сопровождает Венеру — богиню любви — на полотнах творцов эпохи Возрождения. На множестве картин Тициана, которые носят эротический характер, встречаются пары кроликов или оленей.
«Мадонна с кроликом»
Тициан, 1525—1530
Однако кролик у ног Девы Марии считался победой над сексуальными желаниями. Также существовал миф, что кролики могут размножаться без партнера, который, в свою очередь, привел к другой интерпретации: животное на картине означало девственное зачатие и целомудрие в целом.
Щегол
Согласно библейской легенде, в момент, когда Иисус поднял свой крест, щегол набросился на него и вырвал из его венка шип. Капля крови Спасителя упала на перья птицы — с тех пор у щеглов красное оперение. Эта история, а также тот факт, что щеглы принимают в пищу чертополох и шипы, связывают этих птиц со Страстями Христовыми в искусстве эпохи Возрождения. Например, работа Рафаэля «Мадонна со щеглом» изображает Иоанна Крестителя, показывающего Иисусу птичку-щегла как знак его будущего распятия.
Мадонна со щеглом
Рафаэль, 1505—1506
В более широком плане, птицы в христианском искусстве символизировали душу.
Обезьяна
Несмотря на то, что в раннем Средневековье христиане считали обезьяну символом дьявола, этот негативный оттенок впоследствии был упразднен. В средневековом и ренессансном искусстве обезьян часто рассматривали как олицетворение человеческих пороков.
«Возвращение блудного сына»
Симон де Вос, 1641
Например, животное, держащее яблоко в лапе, означало падение человека, в то время, как закованная обезьяна символизировала людей, обремененных земными, профанными желаниями.
Попугай
С его необычной способностью подражать человеческому голосу, попугай зачастую символизировал красноречие. Как раз именно это значение и пытался передать немецкий художник XVII века Хендрик Мартенс Сорг в портрете человека, который, по всей видимости, был протестантским проповедником или теологом.
«Портрет неизвестного»
Хендрик Мартенс Сорг, 1663
Кроме того, с этой необычной птицей есть и другие коннотации, в частности — Непорочное зачатие и Дева Мария. Часто попугай изображается на полотнах вместе с Мадонной и младенцем, что еще больше усиливает его связь со священным материнством.
Павлин
Эта прекрасная птица стала символом бессмертия в христианском искусстве. Связано это с верованием о том, что ее плоть никогда не разлагалась. Ее можно найти включенной во множество сюжетов картин эпохи Ренессанса, как напоминание о Воскресении Христа и, следовательно, вечной жизни.
«Поклонение волхвов»
Анжелико и Филиппо Липпи, 1440—1460
Однако павлинья особенность – распускать свой яркий хвост — также ассоциировалась с гордыней и тщеславием. Но в этом смысле павлина редко изображали на полотнах того времени.
https://estetico.me/posts/view/rasshifrovka-obrazov-zhivotnyh-v-istorii-iskusstva-ot-bessmertnyh-pavlinov-do-strastnyh-krolikov