![]() | Нелли_Солодкова написал 01.11.2015 20:30:07: Хм...Чисто мужской дневник...и хоть...\"Немойберег\"..но собеседник интересный..Только бы знать...где ваш берег...? Тогда многое по стихам можно узнать о хозяине дневника...
|
![]() | AIw написал 08.10.2015 21:40:37: Триолет
Стоит на ринге, как боксёр,
В любую непогоду.
И смотрит фото режиссёр,
Не отрывая хитрый взор:
Стоит на ринге, как боксёр,
Уже давно, с каких-то пор,
Здесь света проводник народу
Стоит на ринге, как боксёр,
В любую непогоду. )
|
![]() | Немойберег написал 09.04.2015 00:02:16: Чтобы познакомиться с автором, нужно читать его произведения.
|
![]() | vlad_mir написал 04.04.2015 15:46:19: Хотелось бы познакомиться с автором, но в разделе \"О себе\" нет ничего. Хотя - нет! Там же просьба о цитирование, а это уже кое-что.
|
![]() | Lovuhcka написал 23.03.2015 09:29:11: Милейший блог, милейшие стихи! |
Словарь поэтических форм. Оглавление.
Будь кем должно быть! Будь здесь! Послание в стихах. Немойберег |
Еще одно пожелание от постоянного читателя: "Разместите, пожалуйста, самое свежее стихотворение. То есть написанное в тот же день, в какой Вы его будете размещать. Только по-честному." Хорошо, вот, по-честному. Написано сим днем:
|
Метки: послание стихи поэзия письмо связь стихотворение монолог поэт монолог поэта стихи о жизни стихи о судьбе стихи для любимых свежие стихи e-mail nemoybereg |
Беседы с читателями. Часть вторая. Немойберег |
|
|
Медвежьи награды. Басня в стихах о награждении и заслугах |
В личке мне задали интересный вопрос. Я, правда, не буду приводить цитат и сам вопрос, поскольку беседа получилась очень личной, но, надеюсь, что эта басня нашего живого классика полно и точно ответит на Ваш вопрос, мой дорогой собеседник.
|
Метки: басня басня в стихах басня о заслугах басня о наградах раздача орденов награждение стихи поэзия стихи о наградах стихи о медалях стихи об орденах стихотворения |
Узнаешь ли ты... Лирические стихи. Немойберег |
И снова просят лирику и обязательно о любви
|
Метки: лирика любовь любовная лирика о любви стихи о любви стихи о жизни стихи о смерти стихи поэзия любовная поэзия жизнь и смерть любовь навсегда Немойберег |
Светлая мысль: Наш Бог – не god! |
Метки: мысли цитаты Василиса Иванова отличная мысль мысль о Боге Бог цитата высказывание афоризмы светлая мысль о гадах |
Живу я в книгах, в письмах... Сонет о Немомбереге |
За несколько дней меня столько людей спросили, что же такое значит мое авторское имя, что публикую ответ на этот вопрос в своем дневнике:
|
Метки: Немойберег стихи сонет цельный сонет стихи о себе почему Немойберег смысл слова поэзия самоцветный век стихи о Немомбереге лирика сонеты посв. м.б. |
Есть ли польза высшая от боли? Стихи. Немойберег |
По просьбе Горностая публикую это стихотворение:
|
Метки: боль страдание раны кровь стихи о боли стихи о страдании месть возмездие справедливость кара стихи о каре стихи о крови стихи о мести стихи поэзия |
Мы – стая. Стая! Пушкинский сонет о Весне. Немойберег |
Продолжаю отвечать на просьбы читателей. Сегодня удовлетворяю сразу три пожелания: "стихи свежие, этого года", "стихи лирические" и "одну из любимых твердых форм, идущую как бы из души".
|
Метки: пушкинский сонет онегинская строфа весна зима стихи о весне стихи о зиме стихи о любимых стихи о родных сны дрема магия душа Немойберег стихи поэзия |
Беседы с читателями. Часть Первая. Немойберег |
|
Метки: беседа беседы беседы о религии беседы о жизни политика поэзия стихи читатели Немойберег закон о блоггерах закон о блогах закон блог о блогах проза |
«Мы зрим пороки и безчестье...» Стихи о современной жизни. Немойберег |
Мне написали в личном сообщении, что слишком мало моих стихотворений можно найти в сети, как будто я специально стараюсь публиковать поменьше. Да, это так. Мне нравится писать. Публиковать бы мне тоже нравилось, если бы в сети качество публикуемого было гораздо выше, чем оно сейчас есть. А издательства "доигрались" до такого уровня, что стыдно должно быть тем, кто с ними сотрудничает... Но когда лично просят, могу что-то в блоге опубликовать
Гражданскую лирику? Пожалуйста!
|
* Для привыкших к тому, что перед глухими согласными последняя согласная в приставке оглушается. Вместе со многими литераторами считаю это грубейшим нарушением русского языка, допущенным после революции 1917 года иностранцами, получившими власть. Увы, после того, как Сталин их удалил подальше от управления страной, не все их гадости были изправлены.
Метки: западные ценности европейские ценности антикультура современная поэзия современность гражданская лирика стихи о жизни стихи о прошлом жизнь стихи поэзия |
Договор. Стихи о недалеком будущем. С моралью для желающих |
|
Метки: ад рай стихи о договоре стихи о войне стихи о ангелах стихи о чертях стихи о победе договор война света и тьмы победа света стихи поэзия стихотворение |
Найди меня! И напиши! Немойберег. Email. Почтовый адрес |
|
Метки: почтовый адрес email mail mailbox почта Немойберег email Немойберег написать письмо стихи поэзия поэт адрес письмо стихотворение |
О вере в Деда Мороза. Разговор с ребенком |
|
Метки: дед мороз вера вера в деда мороза почему дети не верят в деда мороза дед мороз есть беседы о боге беседы с детьми религия связь с Богом добро доброта |
Толерантные звери. Басня о терпимости по-американски |
|
|
Одна в музее. Стихи Kinsoul. Перевод с английского |
|
Метки: стихи поэзия перевод с английского стихи о музее Метрополитен-музей перевод о жителях музея о чужих вещах отзыв стихи о экспонатах стихи Kinsoul |
Виктор Гюго. Столетие со дня смерти Вольтера |
Речь, прочитанная 30 мая 1878 года
Сто лет тому назад в этот день умирал человек. Он умирал бессмертным. Он уходил от нас, обремененный годами, обремененный творениями, обремененный самой славной и самой ужасной ответственностью — ответственностью за совесть людей, которую он предупреждал и стремился наставить на правильный путь. Он уходил, сопровождаемый проклятиями и благословениями — проклятиями прошлого и благословениями будущего, — таковы, господа, две прекрасные формы славы. Лежа на смертном одре, он слышал, с одной стороны, овации современников и потомства, а с другой — гиканье и гул ненависти, которые неумолимое прошлое обрушивает на тех, кто с ним боролся. Он был больше чем человек — он был эпоха. Он исполнял долг и осуществлял миссию. Для дела, которое он совершил, его, безусловно, избрала высшая воля, проявляющаяся столь же отчетливо в законах судьбы, как и в законах природы. Восемьдесят четыре года, прожитые этим человеком, занимают промежуток, отделяющий зенит монархии от зари революции. Когда он родился, еще царствовал Людовик XIV, когда он умер, уже царствовал Людовик XVI, так что его колыбель могла видеть последние лучи великого трона, а его гроб — первые проблески великой бездны. (Аплодисменты.)
Прежде чем продолжать, господа, договоримся о значении слова «бездна»; существуют и благие бездны — те, в которые проваливается зло. (Возгласы: «Браво!»)
Господа, раз уж я себя прервал, позвольте мне дополнить свою мысль. Ни одно неосторожное или дурное слово не будет здесь произнесено. Мы собрались на праздник цивилизации. Мы собрались сюда, чтобы утвердить прогресс, рассказать философам о благодеяниях философии, принести восемнадцатому веку доказательства уважения со стороны девятнадцатого века, почтить великодушных борцов и служителей добра, приветствовать благородные усилия народов, промышленность, науку, труд, мужественное продвижение вперед, скрепить единение людей, одним словом — для того, чтобы прославить мир, это возвышенное выражение всеобщей воли. Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление. (Аплодисменты.) Мы собрались сюда в этот величественный момент, в этот торжественный час, чтобы благоговейно склониться перед нравственным законом и сказать миру, прислушивающемуся к словам Франции, следующее: «Существует только одна сила — совесть на службе справедливости; существует только одна слава — гений на службе истины». (Движение в зале.)
Сказав это, я продолжаю.
До Революции, господа, социальное устройство было таково:
Внизу — народ.
Над народом — религия в лице духовенства.
Рядом с религией — правосудие в лице суда.
Что же представлял собой народ в тот период жизни человеческого общества? Невежество. Что представляла собой религия? Нетерпимость. Что представляло собой правосудие? Несправедливость.
Выразился ли я слишком резко? Судите сами.
Я ограничусь тем, что приведу два факта, но достаточно убедительных.
13 октября 1761 года в Тулузе, в комнате нижнего этажа одного дома, находят повешенным молодого человека. Народ взволнован, духовенство мечет громы и молнии, судебные власти начинают следствие. Это было самоубийство, но его изображают как убийство. В чьих интересах? В интересах религии. И кого же обвиняют? Отца. Он гугенот и хотел помешать сыну стать католиком. Это обвинение чудовищно с точки зрения моральной и невозможно с точки зрения физической; какая разница! Этот отец убил своего сына, этот старик повесил молодого человека. Правосудие работает, и вот развязка. 9 марта 1762 года седовласого человека, Жана Каласа, привозят на площадь, раздевают донага, кладут на колесо. Он связан, голова свисает на грудь. Три человека находятся на эшафоте: муниципальный советник по имени Давид, которому поручено наблюдать за казнью, священник с распятием и палач с железной полосой в руке. Потрясенный и охваченный ужасом старик не смотрит на священника, он смотрит на палача. Палач поднимает железную полосу и раздробляет ему руку. Осужденный издает вопль и теряет сознание. Советник суетится, осужденному дают понюхать солей, и он возвращается к жизни; тогда — снова удар железной полосой, снова вопль; Калас теряет сознание; его приводят в чувство, и палач начинает все снова; и поскольку каждая рука и нога должны быть перебиты в двух местах, по каждой из них наносятся два удара, что составляет восемь казней. После восьмого обморока священник подносит к его устам распятие, но Калас отворачивает голову, и тогда палач наносит ему последний удар — он раздробляет ему грудную клетку толстым концом железной полосы. Так умер Жан Калас. Это продолжалось два часа. После его смерти было доказано, что сын покончил самоубийством. Но убийство было уже совершено. Кем? Судьями. (Сильное волнение. Аплодисменты.)
Другой факт. Вслед за стариком — юноша. Три года спустя, в 1765 году, в Абвиле, после ночи с грозой и сильным ветром, на мосту находят старое распятие из полуистлевшего дерева, три столетия украшавшее перила моста. Кто сбросил с перил это распятие? Кто совершил богохульство? Неизвестно. Может быть, какой-нибудь прохожий. Может быть, ветер. Где виновник? Епископ амьенский пишет увещательное послание. Вот что представляет собою увещательное послание: это приказ всем верующим, под страхом вечных мук, сказать, что они знают или предполагают о том или ином событии, убийственный приказ фанатизма невежеству. Увещательное послание епископа амьенского делает свое дело: сплетни, разрастаясь, приобретают характер доноса. Правосудие устанавливает — или полагает, что установило, — что в ночь, когда распятие было брошено на землю, два человека, два офицера, по имени Лабарр и д'Эталонд, проходили через Абвильский мост, что они были пьяны и распевали гвардейскую песню. Суд — абвильское сенешальство. Сенешалы Абвиля стоят советников Тулузы; они не менее справедливы. Издаются два приказа об аресте. Д'Эталонд скрывается, Лабарр взят. Начинается судебное следствие. Он отрицает, что проходил по мосту, но сознается, что пел песню. Абвильское сенешальство выносит обвинительный приговор; Лабарр апеллирует к парижскому парламенту. Его доставляют в Париж; там приговор находят правильным и подтверждают. Закованного в цепи, Лабарра вновь привозят в Абвиль. Я буду краток. Наступает чудовищный момент. Шевалье де Лабарра прежде всего допрашивают, затем подвергают мучительной пытке, чтобы заставить его назвать соучастников. Соучастников чего? Перехода через мост и пения. Во время пытки ему переламывают колено; услышав, как трещат переламываемые кости, его исповедник падает в обморок. На следующий день, 5 июня 1766 года, Лабарра волокут на городскую площадь; там уже пылает костер. Подсудимому читают приговор, затем отрубают кисть руки, затем железными щипцами вырывают язык, затем, из милости, отрубают голову и бросают ее в костер. Так умер шевалье Лабарр. Ему было девятнадцать лет. (Длительное глубокое волнение в зале.)
Тогда, о Вольтер, ты издал крик ужаса, и этот крик будет твоей вечной славой! (Взрыв аплодисментов.)
Тогда ты начал невиданный процесс против прошлого; защищая интересы человеческого рода, ты вступил в тяжбу с тиранами и чудовищами, и ты выиграл эту тяжбу. Великий человек, будь благословен вовеки! (Снова аплодисменты.)
Господа, ужасные вещи, о которых я вам только что напомнил, происходили в просвещенном обществе; жизнь была весела и легка, люди жили не задумываясь, не обращая внимания ни на то, что делается наверху, ни на то, что делается внизу; безразличие переходило в беззаботность, грациозные поэты — Сент-Олер, Буффлер, Жантиль-Бернар — сочиняли красивые стихи, при дворе один праздник сменял другой, Версаль сиял, Париж тонул в невежестве. И в это время, под влиянием религиозного фанатизма, судьи колесовали старика, а священники вырывали язык у юноши за то, что он пел песню. (Сильное волнение в зале. Аплодисменты.)
Перед лицом этого легкомысленного и жалкого общества один Вольтер, имея против себя все эти соединенные силы — двор, знать, финансистов, эту могущественную, но бессознательную и слепую толпу, вызывающий отвращение суд, столь грубый к подданным и столь покорный владыкам, сокрушающий одних и угождающий другим, склонивший колени перед королем на плечи народа (возглас: «Браво!»), духовенство — зловещую смесь лицемерия и фанатизма, — один Вольтер, повторяю, объявил войну этой коалиции всех сил социальной несправедливости, этому огромному и страшному миру и вступил с ними в бой. Каким же оружием он воевал? Оружием, в котором сочетаются легкость ветра и мощь грома, — пером. (Аплодисменты.)
Этим оружием он сражался, этим оружием он победил.
Господа, склонимся перед ним.
Вольтер победил. Вольтер вел войну лучезарную, войну одного против всех, то есть великую войну. Войну идеи против грубой материи, войну рассудка против предрассудков, войну справедливости против несправедливости, войну против поработителя в защиту угнетенного, войну добра, войну гуманности. Ему были свойственны нежность женщины и гнев героя. То был великий ум и необъятное сердце. (Возгласы: «Браво!»)
Он победил старый кодекс и старую догму. Он победил феодального сеньора, старинного судью, римского священника. Он возвысил чернь до степени народа. Он просвещал, умиротворял и цивилизовал. Он боролся за Сирвена и Монбайи так же, как за Каласа и Лабарра: он испытал все угрозы, все оскорбления, все преследования, клевету, изгнание. Он был неутомим и несокрушим. Он победил насилие усмешкой, деспотизм — сарказмом, непогрешимость — иронией, упрямство — настойчивостью, невежество — истиной.
Я только что произнес слово «усмешка». На нем следует остановиться. Усмешка — это и есть Вольтер.
Следует сказать об этом, господа, ибо стремление к умиротворению составляет великое качество философов, — в Вольтере всегда в конце концов восстанавливалось равновесие. Как бы ни был справедлив его гнев, он проходит, и раздраженный Вольтер всегда уступает место Вольтеру спокойному. И тогда в его глубоких глазах появляется усмешка.
Усмешка эта — сама мудрость. Усмешка эта, я повторяю, и есть Вольтер. Усмешка часто переходит в смех, но он умеряется философской грустью. По отношению к сильным он насмешлив, по отношению к слабым — ласков. Он внушает беспокойство угнетателям и успокаивает угнетенных. Для высокопоставленных — язвительность, для униженных — жалость. Да! Проникнемся прелестью этой усмешки. В ней сияние зари. Она озаряла истину, справедливость, добро — все, что есть честного в полезном; она освещала все тайники суеверий, ибо эти уродства необходимо показывать людям. Эта усмешка была лучезарна и плодотворна. Новое общество, стремление к равенству и уступкам, первое проявление братства, именуемое терпимостью, взаимная добрая воля, соразмерное распределение прав между людьми, признание разума высшим законом, уничтожение предрассудков и пристрастий, душевная ясность, дух снисходительности и прощения, гармония, мир — вот что родилось из этой великой усмешки.
В тот день, — а этот день, без сомнения, близок, — когда будет признано тождество мудрости и милосердия, в тот день, когда будет провозглашена амнистия, в тот день, я уверен, там, наверху, в надзвездном мире, Вольтер усмехнется. (Тройной взрыв аплодисментов. Возгласы: «Да здравствует амнистия!»)
Господа, между двумя служителями человечества, разделенными промежутком в восемнадцать столетий, существует таинственная связь.
Бороться против фарисейства, разоблачать лицемерие, повергать в прах тиранию, узурпацию, предрассудки, ложь, суеверия, разрушить храм, чтобы соорудить новый, то есть заменить ложь истиной, нападать на жестокость суда, нападать на кровожадное духовенство, взять бич и изгнать всех торгашей из святилища, требовать наследства для лишенных его, защищать слабых, бедных, страждущих, подавленных, сражаться за преследуемых и угнетенных — вот война Иисуса Христа. И кто же тот человек, который вел эту войну? Вольтер. (Возгласы: «Браво!»)
Деяния евангельские дополняются деяниями философа; то, что начал дух кротости, продолжает дух терпимости; скажем же с чувством глубокого уважения: Иисус плакал, Вольтер усмехался; из этой божественной слезы и этой человеческой усмешки родилась та любовь, которой проникнута современная цивилизация. (Продолжительные аплодисменты.)
Всегда ли улыбался Вольтер? Нет. Часто он негодовал. Я говорил об этом в начале своей речи.
Конечно, господа, чувство такта, сдержанность, соразмерность — высший закон разума. Можно сказать, что умеренность — это само дыхание философа. Усилия мудреца должны быть направлены к тому, чтобы сконцентрировать в спокойной уверенности все то приближенное, из которого складывается философия. Но в известные моменты вспыхивает могучая и неудержимая страсть к истине, столь же правомерная, как сильный вихрь, очищающий воздух. Никогда — я настаиваю на этом, — никогда ни один мудрец не сокрушит две священные опоры общества — справедливость и надежду, и все будут уважать судью, если он олицетворяет справедливость, и все будут почитать священника, если он несет надежду. Но если судом называют пытку, если церковью называют инквизицию, тогда человечество всматривается в их лица и говорит судье: «Я не хочу твоего закона!» и говорит священнику: «Я не хочу твоей догмы! Я не хочу твоего костра на земле и твоего ада на небесах!» (Сильное волнение в зале. Продолжительные аплодисменты.) И тогда разгневанный философ поднимается, и разоблачает судью перед лицом справедливости, и разоблачает священника перед лицом Бога. (Бурные аплодисменты.)
Вот что совершил Вольтер. Он велик.
Я сказал, чем был Вольтер; теперь я скажу, чем был его век.
Господа, великие люди редко приходят одни; большие деревья кажутся еще больше, когда они возвышаются над лесом, — там они в своей стихии. Вольтер был окружен лесом умов; этот лес — восемнадцатый век. Среди этих умов есть высочайшие — Монтескье, Бюффон, Бомарше, и в особенности два, самые высокие после Вольтера, — Руссо и Дидро. Эти мыслители научили людей рассуждать. Правильные рассуждения приводят к правильным поступкам. Ясность ума делает сердца справедливыми. Эти труженики прогресса поработали с пользой. Бюффон основал естественную историю; Бомарше, вслед за Мольером, открыл новую форму комедии, почти социальную комедию. Монтескье произвел в законе столь глубокие раскопки, что ему удалось извлечь из него право. Что же касается Руссо, что касается Дидро, будем произносить эти имена отдельно; Дидро, широкий любознательный ум, нежное сердце, проникнутое духом справедливости, стремился положить в основу правильных идей достоверные знания и создал свою Энциклопедию. Руссо оказал чудесную услугу женщине, он дополнил мать кормилицей, он поставил рядом этих двух королев колыбели; Руссо, красноречивый и пылкий писатель, глубокий оратор и мечтатель, часто угадывал и провозглашал политические истины; его идеал соприкасался с действительностью; ему принадлежит слава быть во Франции первым человеком, назвавшим себя гражданином; в Руссо преобладает гражданское начало, в Вольтере — общечеловеческое. Можно сказать, что в плодотворном восемнадцатом веке Руссо олицетворяет Народ, Вольтер же, дух еще более широкий, олицетворяет Человека. Эти могучие писатели исчезли; но они оставили нам свою душу — Революцию. (Аплодисменты.)
Да, французская революция — их душа. Она — их сверкающее излучение. Она исходит от них; их следы видны повсюду в той благословенной и величественной катастрофе, которая завершает прошлое и открывает будущее. Благодаря свойственной революциям прозрачности, которая позволяет видеть за причинами их следствия, а за первым планом — второй, мы видим за Дидро — Дантона, за Руссо — Робеспьера и за Вольтером — Мирабо. Первые породили последних.
Господа, сводить целые эпохи к человеческим именам, давать имена столетиям, превращать их в какой-то степени в человеческие личности — этот дар был дан только трем народам: Греции, Италии, Франции. Говорят: «век Перикла», «век Августа», «век Льва X», «век Людовика XIV», «век Вольтера». Эти названия имеют великий смысл. Эта привилегия — давать имена векам, — принадлежащая только Греции, Италии и Франции, есть самое высшее проявление цивилизации. До Вольтера векам давались имена глав государств. Вольтер больше чем глава государства — он глава идей. Вольтером начинается новая эра. Чувствуется, что отныне высшим двигателем, управляющим человеческим родом, будет мысль. Цивилизация повиновалась грубой силе, теперь она будет повиноваться идеалу. Скипетр и меч сломаны, их заменяет луч света; на смену власти приходит свобода. Нет иной верховной власти кроме закона для народа и совести для личности. Каждый из нас отчетливо различает две стороны прогресса: осуществлять свое право, то есть быть человеком; исполнять свой долг, то есть быть гражданином.
Таково значение этих слов — «век Вольтера»; таков смысл этого величественного события — французской революции.
Два достопамятных века, предшествовавших восемнадцатому, подготовили его; Рабле сделал предостережение королевской власти в «Гаргантюа», Мольер сделал предостережение церкви в «Тартюфе». Ненависть к грубой силе и уважение к праву составляют отличительные черты этих двух великих умов.
Кто говорит теперь: «сила выше права», тот говорит языком средневековья и обращается к людям, жившим триста лет назад. (Продолжительные аплодисменты.)
Господа, девятнадцатый век прославляет восемнадцатый. Восемнадцатый век начинал, девятнадцатый завершает. И в своих последних словах я хочу спокойно и уверенно отметить торжество прогресса.
Время пришло. Право нашло свою формулу: всемирная федерация.
Ныне силу именуют насилием, ее начинают судить; война предана суду; на основании жалобы всего человечества цивилизация начинает процесс и заводит огромное уголовное дело против завоевателей и полководцев. (Движение в зале.) Вызван свидетель — история. Перед людьми открывается реальная действительность. Искусственное ослепление рассеивается. Во многих случаях герой оказывается разновидностью убийцы. (Аплодисменты.) Народы начинают понимать, что гигантский масштаб преступления ее может служить оправданием для преступника, что если убийство — злодеяние, то убийство многих людей не может служить смягчающим вину обстоятельством (смех и возгласы: «Браво!»), что если воровство — позор, то и насильственный захват власти не может составить славу (продолжительные аплодисменты), что благодарственные молебны мало что доказывают, что убийство человека есть убийство человека, что кровопролитие есть кровопролитие, что имена Цезарь или Наполеон ничему не могут помочь и что в глазах всевышнего лик убийцы не изменится от того, что вместо шапки каторжника ему на голову наденут корону императора. (Длительная овация. Тройной взрыв аплодисментов.)
Да! Провозгласим абсолютные истины. Обесчестим войну. Нет, кровавой славы быть не может. Нет, это и не хорошо и не полезно — превращать людей в трупы. Нет, жизнь не может трудиться ради смерти. Нет! О матери, окружающие меня, нельзя допустить, чтобы война, эта воровка, продолжала отнимать у вас ваших детей. Нет, пора положить конец этой бессмыслице: женщина рожает в муках, люди появляются на свет, народы трудятся и сеют, крестьянин обрабатывает поля, рабочий обогащает города, мыслители размышляют, промышленность создает поразительные вещи, гений творит чудеса, беспредельная человеческая активность напрягает силы перед лицом усеянного звездами неба и умножает творения — и все это гибнет на ужасающей международной выставке, именуемой полем битвы! (Глубокое волнение в зале. Все присутствующие встают и устраивают овацию оратору.)
Истинное поле боя — вот оно: это смотр лучших произведений человеческого труда, который Париж устраивает сейчас для всего мира.
Истинная победа — это победа Парижа. (Аплодисменты.)
Увы! Нельзя скрывать, что нынешний час, как бы он ни был достоин поклонения и уважения, имеет и мрачные стороны; есть еще тучи на горизонте; трагедия народов еще не кончилась; война, преступная война, еще живет, и у нее хватает дерзости поднимать голову даже во время этого величественного праздника мира. Вот уже два года монархи упорствуют в губительной бессмыслице, их распри препятствуют нашему согласию. Они поступают не осмотрительно, предоставляя нам возможность отметить этот контраст.
Пусть же этот контраст вернет нас к Вольтеру. Перед лицом угрожающих обстоятельств будем более миролюбивы, чем когда-либо. Обратим взоры к этому великому покойнику, к этому великому живому, к этому великому духу. Склонимся перед внушающей благоговение гробницей. Спросим совета у того, чья жизнь, столь полезная для людей, угасла сто лет назад, но чье творчество бессмертно. Спросим совета у других могучих мыслителей, союзников славного Вольтера — у Жан-Жака, Дидро, Монтескье. Дадим слово этим великим голосам. Остановим кровопролитие. Довольно, довольно, деспоты! А! Варварство упорствует; ну что ж, пусть философия протестует! Меч неистовствует; пусть цивилизация негодует! Пусть восемнадцатый век придет на помощь девятнадцатому; наши предшественники — философы — апостолы истины; призовем же эти прославленные призраки: пусть перед лицом монархий, мечтающих о войнах, они провозгласят право человека на жизнь, право совести на свободу, верховную власть разума, святость труда, благость мира; и раз от тронов исходит мгла, пусть из гробниц исходит свет! (Единодушная продолжительная овация. Со всех сторон раздаются возгласы: «Да здравствует Виктор Гюго!»)
Немойберег: От себя хочу добавить, что Вольтер и его любовь Эмилия дю Шатле были лидерами французской культуры своего времени, они вместе организовали и создали то, что мы знаем как французскую культуру 18 века (подобно тому, как Валерий Брюсов и Жанна Брюсова создали в России Серебрянный век). Помимо этого, Сумароков (а потом, после ссоры с ним из-за самодеятельности по части редактуры, и Фонвизин, изначально определенный только на вольтеровы переводы, и Хемницер) были его полноценными литературными аватарами. Вольтер так увлекся Россией, что часть его тайного творчества (когда пишет он, а публикует другой, под своим именем) была на русском языке (в числе десятка других языков и стран, в которых жили и "творили" его аватары). В России о аватарах Вольтера была в курсе только Екатерина Великая, и после смерти Вольтера Хемницер, как аватар, на 6 лет достался ей и публиковал уже ее творчество до самой своей смерти.
Метки: Вольтер Виктор Гюго речь мир речь за мир истина роль Вольтера о Вольтере |
Крестьянин и король. Басня в стихах о высшем и низшем сословии |
|
Источник: Басни и притчи / Крестьянин и король. Басня в стихах о высшем и низшем сословии.
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЕДУЧЕГО КРИТИКА. |
Перечитывал старые посты. Нашел этот. Решил поднять повыше.
Это упорядоченная краткая запись любимых советов многих современных литературных критиков, редакторов, выпускников литинститута. Этому тексту уже 12 лет. Первый раз я разместил его в блоге в 2008 году, тогда этому тексту было 6 лет. Теперь, еще через 6 лет, как видно, он ничуть не устарел. Новые мысли выделены таким цветом. Всё ниженаписанное у меня самого вызывает стойкое отвращение, но хочу выложить, чтобы мои читатели-поэты (да и прозаики тоже) задумались и не следовали этим рекомендациям.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЕДУЧЕГО КРИТИКА
1) Речевые и образные штампы и словосочетания, использованные классиками, ищите у себя и убирайте. Если вы пишите "Я вас любил", это уже не вы, а Пушкин, а "в тумане моря", если помните, Лермонтов. Эти критики – сами плагиаторы сюжетов, форм и приемов – они протестуют против малых фраз именно потому, что по ним можно легко выявить плагиат. Маститые плагиаторы напишут "Сыч всех убил, удод еще ныть может" и так далее до самого конца, но никогда не используют трисловье "Я вас любил". В этом их гнилая суть.
2) "Вылизывайте" текст. Короткие слова из длинного списка "уж, аж, как, так, ох, ух, вновь, вдруг, здесь, тут, там, сям..." и т.д. - заменяйте и больше не используйте. Просторечные выражения искореняйте, сверяясь со словарем. Если много согласных или гласных на стыке слов, меняйте фразу. Расхожие рифмы "розы-морозы", "кровь-любовь" и др., а также глагольные "бил-любил", "звала-ждала"... - это позор для поэта. Обнаружив - переписывайте кусок текста или отказывайтесь от всего целиком. Поэт должен знать, какие рифмы используют другие поэты и стараться не повторять их. Пользуйтесь словарями рифм, создавайте собственный словарь - записывайте пришедшие в голову рифмы и не показывайте никому до готового текста. Словари синонимов и антонимов - необходимый инструмент поэта, не говорите слово прямо, как есть, это уже не поэзия. Словарь образов русской поэзии - тоже должен быть под рукой у того, кто хочет сказать новое слово в искусстве. Целенаправленно изобретайте свои синонимы, свои образы. Часто оказывается полезным случайное сочетание слов с помощью компьютерной программы. Тот, кто не имеет вдохновения, всегда пользуется словарями, базами данных, генераторами и прочей суетней. Боязнь банальных рифм, особенно глагольных, у этих бездарей патологическая. Они гонятся не за живостью, не за силой слова, а за номинальной новизной сочетаний. Но ведь только это им и доступно.
3) Пафос - признак патологической незрелости, пубертатного максимализма и идиотского идеализма - изничтожайте! Культурный образованный состоявшийся человек не может быть пафосным! Борьба с пафосом, как и с глаголами, у них как будто что-то религиозное.
4) Словосочетаний, имеющих хотя бы отдаленный опошленный или сомнительный смысл, избегайте. Следите также за созвучиями, некоторые слова или стыки слов могут напоминать на слух некрасивые, пошлые, бранные или матные. К примеру, во фразе: "В лесу капель звенит..." ясно слышно "сука", не говоря уже об известном "рубля динар не видел...". Боритесь с подобными звуковыми огрехами! Вы должны отвечать за свой текст. Возможно, кто-то что-то поймет или услышит совсем не так, как вы думали, поэтому вчитывайтесь, прислушивайтесь, трудитесь, работайте над текстом, творите в несколько подходов. Ждите от своего сочинения подвоха! Не сомневаясь, кладите в стол и возвращайтесь к нему спустя несколько месяцев. Обычно такие критики видят пошлость во всем, где ее нет, но, осознавая, что ее там нет, они истерично борятся с этими местами именно потому, что так ими желанное находится только ими.
5) Избегайте распространенных тем - после античности, возрождения и русской классики человеческие отношения избиты, описания природы банальны, философские рассуждения глупы, а любовь к Родине, патриотизм - постыден (смотри пункт 3). Если вам не можется, пишите не так, по-другому - поставьте всё с ног на голову, будьте оригинальны, пишите неожиданно, броско. Вы должны поразить, ошарашить, шокировать, убить читателя. Возьмите его и изнасилуйте, надругайтесь, посмейтесь над ним, извратите всё дорогое ему, всё святое, и сделайте это мастерски. Современные фильмы, книги, рекламируемые ими стихи наводнены этим сатанизмом. Критики, ставшие продюссерами, или засоряют головы нормальных людей, работающих в искусстве, или – стойких – просто не пускают к массовым проектам.
6) Если у вас творческий кризис, и вы не знаете, о чем писать, возьмите известное классическое произведение и напишите продолжение, но по-своему, по-современному. Постоянно сверяйтесь с текстом оригинала, выписывайте цитаты, меняйте слова местами, используйте рифмы, фабулу, героев как материал и... смотрите пункт 5. Этот подход мы видим сейчас повсеместно.
7) Но самое главное: разработайте свой подход к рифме, свой ритм, свою строфику, даже свои штампы, свой стиль обращения со словом (ведите свой список неологизмов), создайте свое мышление, отличное от всего, что было до вас. С первых строк каждого произведения должно быть видно, что это ваш текст, ваша рука, ваш гений. Гений – это Бог, диктующий поэту или писателю. Это божественная рука пишет рукою человека. Потому это сильно, мощно и живо. Сгенерировать это, подделать это невозможно. Но критики будут советовать, ведь сами лишены таланта.
От поедучего критика вы никогда не услышите слов о живости языка, об искренности, о подлинности переданных чувств, для него важно, как стоят слова, как они рифмуются, как часто используются - ему всё равно, о чем собственно стихи. Когда же дело доходит до смысла...
Очень многие современные поэты и писатели следуют этим мерзким рекомендациям. Пафосный пункт 3 - это боязнь до дрожи настоящей яркой поднимающей дух людей поэзии, а пункты 5 и 6 - принципы сатанизма, примененные к искусству - основа постмодернизма. Яснее всего это видно в современных фильмах и детских мультиках, где народные сказки и легенды "взяты как материал" для извращения и продолжения. Примеров масса. Недавно меня возмутили мультики. Использовать Илью Муромца – святого богатыря, святого и для христиан, и для язычников, получившего Силу Земную, в качестве комедийного персонажа в придуманной истории – это кощунство, а не творчество.Профессиональные писатели воруют темы и сюжеты у классики и друг у друга. А профессиональные поэты "шокируют" читателей ситуациями, комбинациями, переложениями, неожаргонизмами и новой псевдокультурной бранью.
Так тупится не только перо, но и душа.
Вообще наблюдения за такими критиками: большинство из них, если не все, принадлежат к так называемой "пятой колонне" или, говоря словами сталинской эпохи – врагам народа. Если они проникли в издательский бизнес и заняли хозяйские или редакторские должности, они поставили себе целью развалить книжный рынок, наводняя его порнографией и чернографией ("чернухой"), бульварными романами и поддельными биографиями. Данные личности, встретив неоперившийся талант, всеми силами стараются его задавить сначала своим дутым авторитетом, а потом просто – задавить, убить в нем все живое, светлое, чистое, заставить талантливого писателя или поэта включиться в конвейер клепания порночернодурносмурнопошлотошнописанины – срифмованной и нет. Данные люди – враги искусства. Увидите их, уличите в злодействе – проклинайте самыми страшными проклятьями, что придут в голову! Но не в лицо, а отойдя от них подальше, чтобы визгу не было. В проклятии врага важен не внешний эффект, а результат.
Материалы по теме:
Автор и издательство. Почему умирает книжный рынок
Сова и заяц. Басня о современном издателе и современном горе-авторе
Метки: стихи поэзия критика творчество рекомендации советы критиков как правильно писать стихи как неправильно писать стихи антисоветы |
Как хорошо быть писателем! Kinsoul. Перевод мой |
|
Источник: Стихи Kinsoul / «В ровных клетках тетрадных...» Стихотворение Kinsoul в переводе Немогоберега.
Метки: стихи о творчестве стихи о поэзии стихи о поэте стихи о творческом пути стихи о себе женская лирика перевод перевод с английского стихотворения стихи Kinsoul |
Бесплодие в аду. Стихи Kinsoul о жизни в Америке |
|
Источник: Стихи Kinsoul / «Безплодие в Раю – лишь испытание...» Стихотворение Kinsoul в переводе Василисы Ивановой.
|