-Рубрики

 -Цитатник

Встречаем Старый Новый Год... - (0)

Встречаем Старый Новый Год...     ...

Что люди делали до наркоза? - (0)

Что люди делали до наркоза?   Наркоз – это один из самых важных медицинских изоб...

Без заголовка - (1)

Почему Каховскую ГЭС подорвала Украина: Все факты говорят против режима Зеленского Читайте на 7...

10 необычных мест Санкт-Петербурга - (0)

10 необычных мест Санкт-Петербурга   Настало время для еще одной вирту...

Тактика Тысячи Порезов - (0)

Невоенный анализ-20. Тактика Тысячи Порезов Традиционный дисклеймер: Я не военный, не аноним...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zinur

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.11.2010
Записей: 62470
Комментариев: 17056
Написано: 82214


Дхарма — что в буддизме понятно европейцу » NewFresh-info

Среда, 27 Июня 2012 г. 19:34 + в цитатник
newfresh.name/publ/dkharma/16-1-0-1121

262121 (200x150, 11Kb)



Дхарма — это одна из тех немногих вещей, что способна сделать буддизм понятным небуддисту. Буддизм может сколь угодно сильно отличаться от авраамических религий, быть сколь угодно причудливым и необычным в глазах представителя западной культуры; однако, когда речь заходит о дхарме, мы неожиданно оказываемся на хорошо знакомой почве, а туманный азиатский антураж становится именно что антуражем. Постороннему человеку от этого буддизм ближе не станет, однако это позволяет вздохнуть с облегчением — хоть что-то общее у нас все-таки есть, а стало быть — есть и возможность взаимного понимания и диалога.

Несмотря на непривычное звучание этого слова, с тем, что оно обозначает, сталкивался каждый и не один раз, потому как в той или иной форме дхарма и ее родственники обретаются в доктринах едва ли не всех религий и философских учений. В Древней Греции и Древнем Риме верили в естественное право, на котором должны основываться человеческие законы. Даосисты верят в Путь-Дао, по которому движется Вселенная. У Августина Аврелия можно найти упоминания об ordo amoris, согласно которому каждой сущности полагается та степень любви, которой она заслуживает. Иммануил Кант говорил о категорическом императиве ("Поступай согласно только той максиме, которую ты бы хотел видеть в качестве универсального закона") — список можно продолжать еще долго.

В конечном итоге все эти идеи сводятся примерно к одному и тому же — что имеется некая объективная система ценностей, которая не установлена общественным договором, не создается людьми произвольно, а является частью мироздания или, как минимум, человеческой природы. То есть то, что одни явления, поступки и решения по определению благи, а другие — по определению злы, вне зависимости от временного периода, культуры и нации, к которой принадлежит человек. И именно степенью соответствия человека этой системе ценностей, определяет его добродетельность.

Читайте также: Буддизм — путь или "страшилка" для Запада?
http://www.pravda.ru/faith/religions/buddizm/22-06-2012/1120160-buddizm_5-0/
В случае с дхармой эти правила обозначены как нечто даже более серьезное, чем просто свод свойственных вселенной законов. Буквально слово "дхарма" означает "то, что поддерживает" — и понимается это поддерживание очень прямо, потому что благополучие вселенной базируется на том, насколько соблюдаются законы дхармы. Применительно к более личным вопросам — только через последовательное соблюдение правил дхармы человек может постепенно освободиться от колеса перерождений, что для буддизма является самым большим приближением к понятию рая.

Другой близкий перевод этого слова — "долг". В индуизме, откуда это понятие изначально было позаимствовано, оно употребляется как одна из основных целей человеческой жизни, которые выстраиваются в следующую иерархию: исполнение желаний (Кама), обретение собственности (Артха), следование долгу (Дхарма) и просветление и избавление от колеса перерождений (Мокша).


Впрочем, когда идет речь о дхарме, следует помнить, что оттенки значения могут сильно варьировать в зависимости от того, кто же, собственно, оперирует этим понятием. Для индуиста дхарма — нечто достаточно практическое и приземленное, потому как имеет дело, по большей части, с правами и обязанностями четырех основных каст. Таким образом, дхарме следует тот, кто строго и неукоснительно делает все, что ему предписано кастовой системой, и не злоупотребляет своими правами (ежели таковые имеются). Кто ведет себя неподобающим для своей касты образом — тот не следует дхарме и заслуживает осуждения.

Для буддиста дхарма — нечто гораздо более универсальное и, как следствие, размытое: это и долг, и всеобщий закон вселенной, и собрания излагающих доктрину текстов, и учение Будды вообще (собственно, на протяжении долгого времени оно дхармой и называлось — с приблизительной расшифровкой "то, каким все является на самом деле").

Естественно, раз есть позитив, должен быть и негатив — и у дхармы тоже имеется свой противовес, адхарма, что дословно значит "не-дхарма, то, что не соответствует закону" — как человеческому, так и универсальному. Иными словами — аморальность и порочность.

Читайте также: Буддизм: как бороться с ущербностью жизни?
http://www.pravda.ru/faith/religions/buddizm/10-05-2012/1114101-buddizm_4-0/
Для познания и постижения дхармы требуется, говоря вкратце, делать две вещи: признать существование источников страдания и пресекать их. Учитывая, что в буддизме главный источник мучений — это признание себя индивидуальной личностью, несложно понять, что человек должен делать в первую очередь, чтобы постигнуть дхарму. Чем меньше он держится за собственное "я", тем ближе он подходит к пониманию истинного положения вещей.

Если же говорить о более практических рекомендациях, то для постижения и следования дхарме требуется воздерживаться от десяти неблагих деяний (убийство, присвоение чужой собственности, разврат, ложь, клевета, оскорбления, суесловие, алчность, недоброжелательство и неправильные взгляды) и совершать десять благих (которые, впрочем, в основном заключаются как раз в воздержании от первых десяти).

С небольшими вариациями это очень напоминает десять библейских заповедей, равно как и моральные положения едва ли не всех прочих религий и культур. Кое-кто будет рад сделать из этого факта вывод, что все религии по сути своей одинаковы и отличаются разве что антуражем. Это, разумеется, далеко от истины, но отрицать, что элементы универсального закона присутствуют в каждой из них, было бы по меньшей мере неосмотрительно.

Николай Бедарев
Рубрики:  интервью , расследования
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку