![](http://20th.su/wp-content/uploads/2010/02/perishki_dly_pisma.jpeg)
«Мама мыла раму» — в бытность СССР старательно выводили первоклашки в своих тетрадях.
В букваре, по которому они учились, эти слова были написаны очень красиво.
Хотелось, чтобы и у тебя из-под пера выходили такие же.
Для этого важны были все слагаемые: старание, качественная бумага, хорошие чернила и удобная ручка.
Когда в школе учились наши дедушки и бабушки, еще не было гелиевых, шариковых ручек и фломастеров. Первые самостоятельно написанные предложения они выводили перьевыми ручками – на деревянную палочку надевалось стальное перышко.
Помните, еще в начале девяностых годов прошлого века их можно было встретить на почте? Как непривычно было заполнять такой ручкой бланк телеграммы…
Обращение с перьевой ручкой требовало особой аккуратности. Ее непременными спутниками были чернильница, кляксы, промокашки. Осторожно макнул ручку в чернильницу, следя, чтобы на пере осталось немного чернил, иначе в тетради можно поставить кляксу.
Нажим при письме должен быть не очень сильный и одинаковый – только тогда перо оставляет тонкую красивую линию. Нажмешь очень сильно – испортишь перышко. Две его половинки разойдутся, и перо можно только выбросить. Поэтому сходить «купить перышки» для школьников в 50-60- годы XX века было обычным делом.
За один раз удавалось написать одно-два слова, потом снова надо макать ручку в чернильницу. Неудобно? Зато использование таких письменных принадлежностей делало возможным знакомство с основами каллиграфии с самого начала обучения письму, а далее — совершенствовать навыки.
![](http://www.magazinov.net/_files/4/1/410.521.9931.jpg)
Это уже потом изобрели «вечное» перо. Его не надо было макать в чернильницу: в корпусе такой ручки находилась небольшая емкость с чернилами. Затем для удобства стали делать такие перьевые ручки, где чернила находились в легкозаменяемых баллонах-капсулах. Риск испачкаться чернилами сводился к минимуму.
В восьмидесятые годы некоторые педагоги строго рекомендовали младшеклассникам писать шариковыми ручками, но некоторым за успехи в письме разрешали пользоваться современными перьевыми ручками. За это право даже начиналось в классе негласное соревновании.
![](http://primamedia.ru/files/133239.jpg)
Еще относительно недавно именно перьевой ручкой было положено заполнять некоторые документы, например, расписываться в паспорте при его получении. Ныне чернильная ручка с золотым пером – статусный атрибут руководителя высокого уровня, хороший подарок деловому человеку. Вот какая связь времен и традиций!
Каллиграфия – искусство письма. В дореволюционной России чистописание входило в программу гимназии. В советской школе как отдельный предмет со временем исчезло из программы обучения. Ныне при обучении родному языку первоклассники осваивают только основы каллиграфии.
Давно ли вы с пристрастием просматривали школьные тетради своего ребенка? Обратите внимание на почерк. Зачастую у дедушек и бабушек, которым «ставили почерк» педагоги советской школы, он лучше, чем у нынешних школьников.
Не будем спорить о преимуществах и недостатках приемов и методик обучения, которыми пользовались в школах СССР и применяют сейчас. Лучше вспомните о перышках для письма. Легко ли было младшеклассникам управляться с ними?
Школьная чернильница
Современные школьники не догадываются что это за предмет на фото.
А это — советская школьная чернильница «непроливайка».
В школах, до появления шариковых ручек, писали чернилами и перьевыми ручками.
Для чернил и служила вот такая, как на картине, чернильница из толстого стекла или подобная. Стояла она на каждой парте. Два человека, сидящие за одной партой макали в нее ручки.
Через несколько написанных букв ручку опять надо было макать в чернила. Потом случился, почему-то, дефицит на чернила, и чернильница стала одна уже на две парты. Сидящим на передней парте приходилось поворачиваться назад, чтобы окунуть ручку в чернила.
![](http://www.kartatagila.ru/images/events/medium/0ccb9e1a7620101230.jpg)
После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой, поставить аккуратно в портфель, так как в этот класс приходила вторая смена.
Для предохранения от пролива при падении, чернильница в верхней части имела конус, направленный узкой часть во внутрь чернильницы. Поэтому ее и назвали «непроливайка».
Но это помогало, если чернил было налито немного и чернильницу быстро поднимали. А как было уследить детворе за чернильницей внутри портфеля!
А если еще этим портфелем надо было кого-нибудь огреть по спине или голове. Или прокатиться зимой на портфеле вместо санок! Поэтому, часто случалось, что чернила разливались внутри. Вымазывался портфель, содержимое, потом — руки при попытке все это вытянуть.
Так что появившиеся в продаже шариковые ручки оказались очень кстати. А вот непосредственный переход на шариковые ручки как-то не остался в памяти. Видимо это прошло спокойно без соответствующих указаний.