-Фотоальбом

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Михаил_Гинзбург

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 1634

Комментарии (0)

Именно он называется жизнь?

Дневник

Понедельник, 14 Января 2013 г. 16:05 + в цитатник

 Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь?

 
Сидим мы как-то и беседуем с пациенткой «за жизнь». Так часто бывает, проблема, послужившая поводом для обращения, разрешена, но по-хорошему нужно еще несколько встреч, чтобы «размыть» фон, на котором эта проблема возникла. Ну например, живет девушка с идеей, что она маленькая и ни за что не отвечает. Вокруг роятся какие-то мужики, чего-то просят, обижаются. Нужны они ей или не нужны - не понятно, чего лезут тоже не ясно. А один из них муж, другой начальник, третий, друг детства, чего-то себе то ли возомнивший, то ли вспомнивший. Плюс сын, который не хочет учиться, плюс мама, которая полагает, что ты еще маленькая, плюс папа, который с мамой разошелся но продолжает жить с нею в их старенькой двушке со смежными комнатами... 
 
Естественно от всего этого можно сбеситься. Но только в том случае, если полагаешь, что никак не отвечаешь ни за то, кто и зачем к тебе лезет, ни за то, кем считают тебя твои дети и твои родители, ни за то, что за мысли в твоей голове возникают и какие при этом родятся эмоции.
 
Но как только это самое чувство ответственности возникает, человек принимается сам обустраивать свою жизнь, окружает себя людьми приятными и полезными, сам как может старается быть им полезным, начинает отличать нужду от блажи, любоввь от влюбленности, созерцание от безделия, жизненную вовлеченность от пустоты, светлых людей от мутных, ну и так далее. 
 
С точки зрения медицины это состояние «душевной взрослости» полезно тем, что надежно защищает человека от разного рода неврозов, панических атак, страхов и депрессий. Естественно, скоро такое видение жизни не возникает, его нужно осторожно нарабатывать. В работе с доктором это больше всего и напоминает некий приятельский треп «по душам». Сидишь, слушаешь, что-то говоришь, стараешься быть образным, к месту цитируешь великих, вспоминаешь притчи, поправляешь, где можешь какие-то «невыгодные» воззрения пациента. Собственно, об одном таком промелькнувшем в том разговоре моменте мне и хотелось бы рассказать.
 
Момент вот какой. Итак, Ирина: как говорил наш проректор по научной работе: «Прошлое - умерло. Будет будущее или нет - неизвестно. Остается настоящее. Им и следует жить!». И как-то эта фраза меня неприятно зацепила. Наверное этим страшным словом «умерло». Сразу возник протест.
 
Как это так, прошлое умерло?!
 
Мне нравится мое прошлое. Я люблю вспоминать, что и как со мной было. В какой-то степени я этим прошлым живу... У меня хорошее, доброе и теплое прошлое. Что-то удавалось, что-то получалось очень хорошо, значит умею. Если что-то не получалось, то понятно почему, в чем я допустил оплошность. Значит есть уверенность, что дальше буду осмотрительным и сумею снова в это не вляпаться.
 
Случалось, терял деньги, ручался за людей, которые потом меня подводили. И опять же, никак это веру во все хорошее во мне не поколебало, просто научило сотрудничать с людьми, видеть, что у кого на уме и насколько можно ему доверять. И те небольшие деньги, что я за эту великую науку заплатил, мне сейчас ну никак не жалко. Случалось расставаться с любимыми. И как-то хорошо и примирительно сейчас вспоминаю их. И получается одинаково хорошо,  и то что были они в моей жизни, и то, что из нее ушли. Тепло и мирно вспоминаю родителей.
 
Практически прошлое, личная история жизни нас формирует. Если тебе нравится твоя настоящая жизнь, тебе уже есть, за что поблагодарить свое прошлое. По сути, у тебя есть все основания поблагодарить свое прошлое уже за то, что ты до сих пор жив и относительно здоров.
 
Согласен, к прошлому надо уметь относиться правильно, конструктивно, тогда оно станет мощным ресурсным источником уверенности в настоящем и надежд на лучшее в будущем. И такому КОНСТРУКТИВНОМУ отношению надо учиться. Но чему ты тут будешь учиться, если живешь с уверенностью, что прошлое умерло? И откуда тогда скажите эти постоянные бередящие душу воспоминания, которые будут непременно, если со своим прошлым не работать?!
 
Вот смотрите: живет человек с идеей, что в прошлом все у него, бедного, было плохо. И девушки его не любили, и с карьерой не клеилось. Ну и что он будет думать о будущем? Скорее всего, что и в будущем его ничего хорошего не ждет. А настоящее? Одна тревога. Ведь если жизнь его текла от одной неприятности к другой, то каждую минуту с ним может что-нибудь случиться. Ну и что он будет делать? Бухать! Подумывать о самоубийстве. 
 
А что следовало бы делать?
 
Во-первых догадаться, что прошлое отнюдь не равно нашим думкам о прошлом.  Прошлое могло быть любым. А вот думки могут оказаться или хорошими или плохими. Когда мой пациент говорит мне: «Ах доктор, у меня было трудное детство», я всегда советую добавить: «Как мне кажется». Давайте добавлять этим слова всякий раз, когда мы что-то такое изрекаем. Например: «Моя жена меня не любит». И тут же добавляем «Как мне кажется». Или фраза «Мои дети меня не любят». Добавляем «Как мне кажется». Потому что, «как мне кажется», оставляет шанс для другого, в том числе и прямо противоположного суждения: «Может и любит, да только я не вижу». Пусть хоть так.
 
А будущее? Вот получил человек известие, что через неделю ему подарят «Мерседес». А другой получил известие, что через неделю у него за долги заберут последнюю «Ладу Калину». Что первое событие, что второе, произойдут ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ. Но, согласимся, два этих персонажа проведут эти семь дней очень по-разному. Во всем по-разному! У них будет разное настроение, разный аппетит, разное отношение к сексу, даже случись им писать статью, у первого (с мерседесом) статья получится не в пример лучше.
 
Ну и как? Влияет будущее на настоящее или нет? А раз влияет, то и с будущим, вернее с отношением к нему, с построением планов, тоже нужно уметь работать. А  то запланируешь что-нибудь непосильное и будешь метаться, хватаясь то за голову, то за сердце.
 
Теперь о настоящем. Здесь тоже все не так просто. Начать хотя бы с того, что этих настоящих целых два. Есть настоящее, о котором мы думаем, и есть настоящее, которое мы ощущаем.
 
Разница принципиальная. Думки о настоящем отражают не столько реальность, сколько наше к ней отношение, перемноженное на наше отношение к себе, к жизни, к смерти и прочему. Один живет с думкой «Ничего-то мне не светит», другой с идеей «Жизнь прекрасна и удивительна!».
 
Но давайте не о думках, а об ощущениях. Тут я согласен — принцип «Живи здесь и сейчас!» можно признать базовым в современной позитивной психологии. Ощущения приятны, ощущения говорят нам, что мы живы, что нам хорошо, что мир вокруг нас полон света и радости. Ветерок ласкает кожу лица, приятно пощипывает мороз, грудная клетка раскрывается от входящего в нее на вдохе воздуха. И масса ощущений от общения, от созерцания природы, картин, фотографий, фильмов, от секса, от пищи...
 
Эти ощущения безусловно лечат и от плохих воспоминаний и от печальных думок и от тревог, связанных с не очевидным будущим. Но согласимся,  если у нас все хорошо с прошлым, если помыслы наши чисты, а надежда светла, эти ощущения, если мы их замечаем и удерживаем, прямо роднят нас жизнью, наполняют любовью, делают взрослыми.
 
И тогда, с учетом всего вышесказанного формула счастья могла бы выглядеть так — люби свое прошлое, надейся на лучшее в будущем и живи настоящим!

Метки:  
Комментарии (2)

О пользе любви к родителям

Дневник

Среда, 17 Октября 2012 г. 13:21 + в цитатник
1350465656_roditeli (200x150, 43Kb)Галя не любит маму. Вернее думает, что мама ее не любит, придирается, все время лезет в ее жизнь. Хотя давно пора бы понять, что Галя выросла, что Галя замужем и сыну ее уже 12 лет. И так далее. От разговоров с мамой дочку трясет и ощущение такое, что мама специально делает все, чтобы завести Галю еще больше.
 
Возможно, все это именно так, но на всякий случай, я не следователь и не участковый инспектор, я не работаю с теми, НА КОГО жалуются. Я психотерапевт, и могу как-то помочь только тому, КТО жалуется. 
 
И тут возник вопрос: вот, Галя, смотрите: две женщины, одна живет с убеждением, что ее мама относится (или относилась, пока была жива) к ней плохо, а другая живет с убеждением, что ее мама относится или относилась к ней хорошо. 
 
Я не рассматриваю сейчас вопрос, были ли у  них основания так думать? Мы понимаем, что все эти основания не имеют значения. 
 
При одних и тех же обстоятельствах жизни одни считают, что им сказочно везет, другие находят себя несчастными на всю голову. 
 
Вопрос совсем не в этом, он в том, которая из этих двух дам скорее доберется до своего счастья?
 
Галя подумав ответила, что первая. Я с ней согласился. Но если это самое убеждение так крепко связано с ощущением счастья, то вовсе не забота наших родителей, как-то побуждать нас любить их, это наша забота. 
 
Кого-то мать по пьяни продала бродягам и те с грудного возраста приладили его к попрошайничеству. И у него теперь есть все основания ненавидеть свою мать. Но как бы то ни было, мама выносила его и родила. Наверное могла бы избавиться от него задолго до рождения. И где бы он сейчас был вместе со своей ненавистью? 
 
Другой ненавидит мать за то, что она любила его слишком сильно, не давала проходу, не пускала одного гулять, следила, что за эсэмэски идут ему на телефон и что он пишет в ответ. И тоже находит, что для его ненависти у него есть все основания. И возможно какой-нибудь ретивый следователь или судья с ним согласится. 
 
Но давайте спросим себя, при каком взгляде на жизнь и на маму с папой у человека будет более ритмично работать сердце, скорее будет нормальным давление и уровень сахара в крови? В каком случае он будет лучше спать? В каком случае он скорее встретить девушку своей мечты, полюбит ее и у них все сладится? 
 
Эта тема о любви родителей и о любви к родителям как-то неожиданно напомнила мне об еще одной интересной истории. Примерно с месяц назад в твиттере прошла ссылка на речь Майкла Джексона, в которой он как-то сумел найти в себе силы и простить своего отца. Случилось это года за два до смерти Майкла и в свете этого печального события прозвучало значительно более остро и трагично. Похоже все знают эту историю.
 
Папа у Майкла Джексона был человеком крутого нрава, и видимо детишкам от него регулярно влетало. И видимо своей жестокостью папа здорово подпортил мегазвезде все детство.  Понятно, что Майкл, возненавидел отца всей душой и пронес эту ненависть через всю свою жизнь. Но, повторяю, в самом ее конце он посмотрел на ситуацию несколько иначе. Он увидел, что возможно жестокость отца объяснялась  не столько враждебностью по отношению к детям, сколько обстоятельствами его жизни. Папа работал шахтером, много уставал. Возможно, он не хотел, чтобы дети так же как он страдали от непосильной работы, возможно его излишняя требовательность и объяснялась искренним желанием побудить их хорошо учиться, преодолевать трудности, стремиться к успеху? 
 
В общем, в конце своей речи, Майкл прямо так и говорит, что он нашел в себе силы и простил своего отца. И дальше страницы на две комментариев, в основном того плана, что вот великий человек велик во всем. Какой великой души человек, этот Майкл Джексон: поднялся над обидами, над загубленным детством, превозмог себя и простил... 
 
А я подумал, как, каким образом сама жизнь певца связана с его ненавистью к отцу? И как бы она сложилась, если, скажем, лет тридцать назад эта ненависть сменилась бы благодарностью? Возможно, Майкл Джексон тогда бы женился, имел семью, детей, не чудил бы, не выбеливал кожу и скорее всего не умер бы так рано? Возможно он не стал бы столь знаменитым, но стать счастливым у него получилось бы гораздо лучше... 
 
Конечно, можно подумать, ЗАЧЕМ Майклу Джексону нужно было ненавидеть папу? Зачем хочет ненавидеть маму моя пациентка Галя? Ведь человек ничего не делает просто так. Не отражается ли в этом нашем стремлении воевать порой с самыми близкими и значимыми для нас людьми наша потребность что-то такое собой представлять, что-то такое значить?
 

Метки:  
Комментарии (0)

Работа не волк?

Дневник

Вторник, 02 Октября 2012 г. 10:38 + в цитатник

1349159836_ustal (200x150, 72Kb)Психологи говорят: человек гармоничен, если у него все хорошо по трем шкалам — любимая женщина, любимая работа, близкие друзья. Я бы еще добавил несколько шкал — например, телесное самочувствие, например, полноценен или нет у него сон? Но это уже слова больше психотерапевта, чем психолога.

 
Так вот, например, у человека хрень полная с любовью и с друзьями — его психическое устройство не позволяет ему полноценно жить в этом плане и радоваться жизни... Но тогда всю свою энергию он может направлять в работу, и иногда достигать там больших успехов. Очень больших, прямо олигархических! 
 
Молодец. Но счастлив ли он? И как скоро он это поймет? И что будет делать, когда догадается? И об какую стену он будет биться башкой от отчаянья? И если даже удастся каким-то образом угомониться, с какой периодичностью  и какой силой его будет снова и снова накрывать идеей, что далеко не все у него в порядке.
 
Мне кажется, таких однобоких несть числа. В большинстве своем они даже не считают себя больными или ущербными. И обижаются если на что-то такое начнешь им намекать. Вместо того, чтобы подумать... Потому что меняться никогда не поздно.

Метки:  
Комментарии (0)

Человек в поисках счастья

Дневник

Вторник, 14 Августа 2012 г. 16:33 + в цитатник
Есть у меня хороший друг, московский журналист Алина Хараз. Одно время она была редактором журнала «Худеем правильно». Собственно она этот журнал и создала. И пригласила в консультанты меня. И вот уже восемь лет я в этом журнале фактически работаю, пишу в каждый номер по два-три материала, причем половину (лучшую половину) пишу на тему психологии и психотерапии. И в последнее время не только про психологию ожирения. Пошли статьи на общечеловеческие темы. Взять последнюю — "С думкой по жизни" — о том, что каждый из нас несет об этом мире набор каких-то представлений. И от этих представлений довольно здорово зависит самочувствие, настроение, жизнелюбие, желание что-то такое свершать, и так далее. 
 
И вот я этой Алине говорю:
 
Давай напишем книжку. У нас же получается писать вместе — помнишь, мы сочинили статью — диалог вегетарианца с диетологом — хорошо же получилось?! И здесь тоже построим диалог — мужчина и женщина, оба многодетные, оба с историей, оба симпатичные. И у меня, и у тебя несколько браков...
 
И Алина спрашивает: 
 
— "А о чем собственно мы с тобой будем писать книжку?"
 
— "Человек в поисках счастья! Помнишь, у Виктора Франкла была книга «Человек в поисках смысла»..."
 
Говорю, что если мы хотим написать о человеке в поисках счастья, то нам следует ответить на два вопроса — что такое человек и что такое счастье? Итак, спрашиваю:
 
- "Алина, что такое человек?"
 
- "Ну-у-у...", говорит она, - "человек, это.., это - ".
 
Тут еще одна девочка подхватывает — "Человек это млекопитающее!"
 
Не поспоришь, действительно — млекопитающее. 
 
- "Нет", говорит Алина — "человек, это существо наделенное высшим духом, способное любить, жертвовать собой, верить в хорошее, творить добро..." 
 
- "Ну и каково", спрашиваю, "вот этому вот одухотворенному и жертвенному созданию в теле млекопитающего?"
 
А действительно, каково? Будь это тело просто транспортным средством, неким придатком, снабжающим нас в лучших наших помыслах энергией и прочими атрибутами жизнеобеспечения, так бы еще и ничего. Одни роботы на батарейках, другие, вот так вот, как мы, на биологических ресурсах — поел, всосал, пошел. Но тело наше отнюдь не бессловесно. Например, оно периодически хочет есть. Я подчеркиваю, оно, а не мы. Оно хочет есть именно тогда, когда на наш взгляд есть вовсе не следовало, и именно то, что нам ну никак нельзя, если конечно мы не собираемся толстеть...
 
Я уж стесняюсь сказать, что еще это тело порою хочет. Мы ему про приличия, а оно «Хочу, и все!» - вынь да положь!...
 
Ну ладно, теперь второй вопрос — что такое счастье? 
 
На этот счет кстати недавно я написал статью. И одно время она мне очень нравилась. Основная мысль - счастье не в череде приобретений, а в гармонии со своим внутренним миром.
 
Вроде бы «ессесено», но опять же, что такое внутренний мир, как он отражает нашу природную жизнь, наше подсознание?
 
Вопросы не столь однозначные. Просто столько приходилось встречать людей невротичных, заблудившихся в этих вопросах, старающихся изо всех сил подчинить свою плоть неким ПРАВИЛЬНЫМ мыслям, некоему ПРАВИЛЬНОМУ питанию, изводящих себя этой борьбой и при этом постоянно срывающихся.
 
Так что, напиши мы с Алиной такую книжку, думаю, читателей у нас нашлось бы не мало...
 
 

Метки:  
Комментарии (0)

Есть ли радость в вашей жизни?

Дневник

Пятница, 30 Марта 2012 г. 11:20 + в цитатник

2281954_schastye4 (200x150, 77Kb)Как-то я спросил одну знакомую, нравится ли ей ее работа? Нет, ответила она, работа не нравится, но... зарплата нравится. Мне сделалось ее жалко. Все-таки, если работа не приносит радости, то и по жизни, как-то не все хорошо. Но почему же тогда, встретившись с одноклассниками мы первым делом начинаем выяснять про зарплату, и узнав, что она больше нашей, расстраиваемся и грустим? Действительно, нам бы следовало поменьше смотреть, кто сколько получает и больше искать интереса в самой своей работе, в своей жизни, и в себе самом.

Многие жалуются на недостаток самооценки. А все потому, что все время стараются себя сравнить с другими. И всякий раз оказываются не удовлетворены результатом сравнения. У других чего надо оказывается больше. Машина лучше, зарплата больше, квартира в лучшем районе, ребенка водят в более престижную школу, собака более породистая, и так далее. В таком подходе, друзья, больше поводов расстроиться, чем почувствовать себя счастливым

Но чем больше радости и удовольствия мы находим в своей собственной жизни, тем лучше мы думаем о себе. У меня на этот счет имеется статья. Называется «Это ли не счастье?!»

И не надо особо верить бывшим школьным товарищам по поводу их успехов. Людям, особенно молодым, свойственно прихвастнуть и преувеличить размеры реального.


Метки:  

 Страницы: [1]