-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 183403


Фламандский живописец Herri met de Bles (Herry de Patinir) (1510/1533–1555).

Воскресенье, 19 Августа 2012 г. 18:00 + в цитатник
ВЕнеРИН_БАШМАЧОК все записи автора

Херри мет де Блес (Herri met de Bles,1480-1510, Бувинь-сюр-Мёз или Динан – 1550-60, Феррара ) — фламандский художник, наряду с Иоахимом Патиниром, который также родился в Динане, один из основоположников европейской пейзажной живописи.О жизни художника почти ничего достоверно не известно. В частности, неизвестно его имя. Прозвище «мет де Блес» — «с белым пятном» — он, вероятно, получил по белому локону в волосах (художник страдал врожденной гипохромией - поседением волос. Происходит в связи с исчезновением пигмента из волос и увеличением в них пузырьков воздуха. Встречается сплошное поседение или неравномерное, когда белые волосы расположены пучками среди нормально окрашенных ). Он также носил итальянское прозвище «Чиветта» (итал. Civetta) — «сова» — так как его монограммой, которую он использовал как подпись к своим картинам, была маленькая фигурка совы.Большую часть карьеры Херри мет де Блес провёл в Антверпене. Предполагается, что он был племянником Иоахима Патинира, и настоящее имя художника было Херри де Патинир (нидерл. Herry de Patinir). В любом случае, в 1535 году некий Херри де Патинир вступил в антверпескую гильдию святого Луки. По одним данным, художник умер в Антверпене, по другим — в Ферраре, при дворе герцога дель Эсте. Неизвестен ни год его смерти, ни сам факт, бывал ли он когда-либо в Италии. Карел Ван Мандр пишет о живописце из Динана Хендерике (Херри) мет де Блесе: «Природа, как бы желая показать, что она забавляясь и не разбирая, рассыпает свои дары нередко в местах совсем глухих или малоизвестных, дозволяет произойти чему-нибудь небывалому, как, например, родиться в совершенно уединенном уголке будущему светилу нашего искусства Хендрику мет де Блесу, прозванному так по белому пятну в волосах на передней части головы. Он родился в Бувине, недалеко от Динана, и, кажется был последователем Иоахима Патинира. Без всякого учителя он сам собою сделался мастером.» И дальше, «Блес назывался «Живописцем совы» по той причине, что на всех своих картинах он помещал маленькую сову, которая иногда сидела так скрытно, что зрители заставляли друг друга искать ее и бились между собой об заклад, что другой ее не найдет, и в этом искании совы проводили много времени». Современные исследователи считают, что Хендерик мет де Блес был племянником Иоахима Патинира. Так или иначе, картины этих двух мастеров составляют гордость собраний лучших музеев мира.

Пейзаж с бегством в Египет

Херри мет де Блес был одним из создателей так называемых космических пейзажей, в которых делалась попытка дать всеобъемлющую картину громадного мира. Он открыл для себя природу, он потрясен ее величием, впечатления нахлынули на него и поработили его воображение. Пейзаж Блеса объединяет большое количество деталей, подробностей и отражает множество впечатлений, полученных художником в разное время, в разных странах. Реки и города, причудливые нагромождения скал, зеленеющие поля, разнообразные растения, фигуры людей, животных и птиц – все найдет здесь внимательный зритель.По деревенской улочке (в центре картины) мимо домов с островерхими крышами идут пешеходы, двое седоков едут на одном коне, около корчмы с пеликаном на вывеске стоит возок. В заросшем осокой пруду женщина полощет белье. Справа, на первом плане, по лесной дороге движется длинная телега, полная ряженных в карнавальные костюмы людей. Вдали, в синеватой дымке гор, рисуются очертания огромных башен и стен города, на скалах возвышаются замки, на залитых солнечными лучами горных лугах пастухи пасут стада овец и коз. В небе порхают птицы, повсюду словно шелестит колышущаяся от ветра листва деревьев, зеленеют травы, распускаются цветы.

Пейзаж с бегством в Египет .Деталь.

При очень умелом соединении многочисленных подробностей пейзаж Блеса не перегружен. Просторы, которые пытается охватить художник, колоссальны и как будто не имеют конца. Деревья на первом плане кажутся совсем близкими к зрителю, а дальние горы словно отстоят на многие километры. Сложную задачу построения пространства художник решает, изображая местность с высокой точки зрения в виде расстилающейся панорамы. Земля занимает почти всю плоскость картины, и только наверху видна узкая полоска неба. Этим создается впечатление широты и необъятности простирающегося перед зрителем мира. Но отдельные предметы показаны с обычной точки зрения, кажутся естественными и хорошо сочетаются со всей панорамой.Краски картины, темно-зеленые на первом плане, постепенно светлеют, переходя в желтые и, наконец, голубые у горизонта. Деревья и горы расположены в виде кулис, отгораживающих отдельные участки местности. Картина как бы делится на три плана, что усиливает иллюзию глубины. Такое построение пространства в пейзажах нидерландских художников превратилось в своеобразный трафарет, продержавшийся вплоть до первых десятилетий XVII века.Интерес к природе, ненасытная любознательность, стремление суммировать наблюдения – все это сближает искусство Херри мет де Блеса и близких ему пейзажистов с исканиями современных им нидерландских ученых-естествоиспытателей. Можно сказать, что подобные пейзажи отразили представления о вселенной, выработавшиеся в результате развития естественных наук и географических открытий.

Пейзаж с бегством в Египет .Деталь.

Художник является одним из самых загадочных фигур в фламандском искусстве, о его жизни почти ничего достоверно не известно, даже точная фамилия. Да и дату рождения историки определяют промежутком в двадцать лет.Херри известен под именами де Патинира (Herri de Patinir) и де Динана (Herri de Dinant), а в Италии – под прозвищем Чиветта (Civetta - сова). Впрочем, Мет де Блес — это тоже просто прозвище, означающее «с седым локоном», поскольку у Херри с рождения была на голове седая прядь волос. Историки предполагают, что он был родственником- племянником Иоахима Патинира, поскольку в 1535 году членом антверпеской Гильдии святого Луки стал некий Херри де Патинир. Такое имя среди художников Антверпена больше не встречается. К тому же творчество Патинира, безусловно, оказало на молодого художника определенное влияние. Как и Патинир, мет де Блес писал в основном пейзажи, на которых были изображены многофигурные композиции и, типичное для Патинира, стилизованное изображение скал.

__________________

Кстати, скалы в Динане действительно впечатляют...Вот современные фото:

Скала «Баярд»

Динан (фр. Dinant) - небольшой бельгийский город, расположенный в долине Мааса по обеим сторонам реки. Узкая долина ограничена отвесными скалами Арденн. Такая пространственная стесненность не давала развиваться городу, но, с другой стороны, благоприятствовала его обороне. Город в природном отношении имел стратегически важное значение, которое оценили еще кельты. Название предположительно означает divo-nanto - святая долина. Здесь достоверно обнаружены следы пребывания римлян. В 824 году в летописях упоминается Динан, как город, наделенный особыми торговыми правами, подчинённый князю-епископу Льежа. Здесь находилась одна из 23 его резиденций. В это же время здесь был построен первый каменный мост через Маас. Дорога по берегу Мааса, переходящая в главную улицу города, проходит между двумя скалами. Это место называется Баярд. При подъезде кажется, что узкая дорога упирается в скалу и на большой скорости можно в неё врезаться. Однако в последний момент проявляется расщелина между скалами, через которую автомашина благополучно проезжает. Бельгийцы очень любят слово Баярд. Оно взято из каролингского эпоса о рыцаре Рено. Это имя носил его волшебный конь. На Баярде Рено и три его брата спасались от преследования слуг разгневанного Карла Великого. Перепрыгивая Маас, конь так ударил копытом скалу, что пробил в ней проезд.Исторические источники относят этот пролом ко временам Людовика ХIV, которому после штурма Динана нужно было двигать войска дальше. Имя Баярд носит также известный бельгийский пистолет.

Динан. Цитадель и собор Нотр-Дам

_________________

Встреча двух учеников с Иисусом (после его Воскресения, в день первый) по дороге в Эммаус

Встреча двух учеников с Иисусом по дороге в Эммаус 2 вариант

Пейзаж при встрече на дороге в Эммаус 3 вариант

Историки предполагают, что художник служил придворным художником при дворе герцога д'Эсте в Ферраре, откуда и появилось его итальянское прозвище «Иль Чиветта» (Il Civetta), которое переводится с итальянского, как «сова». Прозвище возникло, потому что художник почти на всех своих картинах использовал, как подпись, монограмму в виде маленькой фигурки совы. При этом, как пишет ван Мандер, «фигурка совы всегда была так хорошо скрыта, что зрители часто держали пари, кто найдет ее первым и часами могли рассматривать пейзажи художника». Картины «Иль Чиветты» пользовались популярностью у итальянских коллекционеров, хотя историки пишут о том, что факт пребывания мет де Блеса в Италии ничем документально не подтвержден.

Пейзаж с обезьянами (как торговца ограбили обезьяны).

Посреди картины, под деревом, торговец предается сну, в то время как обезьяны разворовывают принадлежащий ему товар и потом развешивают этот товар на деревьях, вовсю веселясь за чужой счет. Некоторые люди усматривают в этом сатиру на папство: они считают, что обезьяны символизируют мартинистов или приверженцев Лютера, которые обнаружили источники доходов папы и обозвали их «галантерейным товаром». Все же такая интерпретация кажется весьма сомнительной. Херри определенно не хотел сказать ничего подобного — ведь искусство не является инструментом сатиры. Быть может, само имя Мартина Папенбрука навело кое-кого на мысль, что обезьяны могут олицетворять мартинистов, а торговец — папу.Человек, который заснул в пути и видит сон, в то время как его грабят, — не есть ли это аллегория человеческого духа, лишенного бдительности? Аллегория души, которая, вместо того чтобы бодрствовать, позволяет гримасничающему миру расхищать ее сокровища? Обезьяны здесь — образ пустого разбазаривания благ. Оцепенение и пустое кривляние — то и другое противно природе истинного человека

Пейзаж с отказом от Агари и Измаила

Ага́рь — египтянка, рабыня, служанка Сарры во время бездетности последней, ставшая наложницей Авраама и родившая ему сына Измаила.Когда Исаак, сын Авраама от Сарры, стал подрастать, Агарь вместе с Измаилом по настоянию Сарры были изгнаны из дома Авраама.Агарь ушла на юг, поселилась в Аравийской пустыне, где Измаил впоследствии стал родоначальником арабских племён, прозванных измаильтянами (по его имени) и агарянами (по имени его матери). В качестве матери Измаила, традиционно считающегося прародителем арабов, Агарь занимает важное место в арабских преданиях.В арабской литературе сохранилось много легенд об Агари, в живописи сцена изгнания Агари и Измаила из дома Авраама многократно воспроизводилась художниками всех времён.

Пейзаж с изгнанием Агари.

Пейзаж с литейным заводом.(Медный рудник)

Пейзаж с литейным заводом.(Медный рудник) Деталь.

Пейзаж с литейным заводом.(Медный рудник) Деталь.

Пейзаж с литейным заводом.(Медный рудник) Деталь.

По одним источникам, Херри умер в Антверпене, по другим — в Ферраре при дворе герцога д’Эсте. Год смерти художника тоже неизвестен, поэтому и определяется промежутком в десять лет.

Шествие на Голгофу.

Шествие на Голгофу. Деталь

Шествие на Голгофу.

Среди картин, которые упоминаются в биографиях художника, называются – «Святой Иоанн на Патмосе» (St. John on Patmos), « Шествие на Голгофу» (Procession to Golgotha) и «Поклонение волхвов» (Adoration of the Magi). Историки пишут, что в этих работах Блес следует законам Леонардо да Винчи о создании глубины пейзажа, но при этом считают его картины загадочными, поскольку создается впечатление, будто художник использует евангельские темы только ради написания пейзажа. Кстати, атрибутированных работ художника не сохранилось.

Пейзаж со Святым Христофором.Деталь.

Призвание Святого Петра.

Пейзаж с Иоанном Крестителем на проповеди.

Искушение Христа в пустыне.

Henri Blès . Lambert van Noort. (совместная работа).Святой Иероним.Musée des Arts anciens de Namur - Communauté française de Belgique

Пейзаж с огнем Содома

Рай

Пейзаж с Давидом и Вирсавией

Вирсавия (Бат Шева — «дочь клятвы») — дочь Елиама, вдова Урии Хеттеянина, жена царя Давида и мать царя Соломона. Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Её муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чём свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы её доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела. Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер». Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен.При всём своём высоком положении самой возлюбленной из жён Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Ее влияние на Давида, по-видимому, было велико, так что она побудила его провозгласить старшего сына своего Соломона царём. Затем она главным образом содействовала к уничтожению покушения Адонии (четвёртый сын Давида) на занятие престола своего отца. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям (Соломону и Нафану). Вирсавия обычно изображается нагой. Более ранние художники Ренессанса показывают её одетой. Вирсавия обычно изображается нагой. Вероятно, Herri Met De Bles изобразил сцену, в которой Вирсавию приводят во дворец- внизу слева.Все придворные столпились посмотреть на эту женщину неземной красоты.

Святой Иоанн на Патмосе

Пейзаж с добрым самаритянином.

Распятие.

Пейзаж со Святым Иоанном Крестителем на проповеди.

Херри мет де Блес также причисляют к группе южно-нидерландских художников — последователей Иеронима Босха, вместе с Яном Мандейном, Яном Велленсом де Коком и Питером Гейсом. Эти мастера продолжали традиции фантастической живописи Босха, и их творчество иногда называется «северным маньеризмом».Тему, на которую писал свои картины и гравюры Иероним Босх можно смело отнести к глубинной. Такое ощущение, что человек творил только в этом русле. Все его картины являются т.н. криптосимволическими произведениями отражающими в зашифрованном символическом виде суть нашего мира, нашей истории и будущего. Без сомнения Иероним Босх был не просто очень посвящённым человеком, но и человеком, которому было доступно восприятие некоего т.н. тонкого плана, который и помогал ему творить его шедевры, т.е. он хорошо слышал шёпот огненной Саламандры.... Херри мет де Блес несомненно был его последователем тоже.Вот его картины на "босховскую" тему:

Ад.

Пейзаж с искушением Святого Антония

Ад. Картина находится в Венеции в зале Магистрата во Дворце Дожей.Изощренность мук, уготовленных человечеству в аду, так скрупулезно изображенных на картине, и количество эпизодов, их иллюстрирующих, завораживает.

Рассмотрим по деталям:

Распятый человек.

Ангел-войн.

Человечек с книжкой в руках закопан в землю

Возможно, таким образом показано разделение человека и изменение генома на животный

Удача отвернулась от него и явно обессиленный, поддерживаемый существом с клювом птички, он упал на куб в виде кости. Посмотрите какой стороной повёрнута кость возле лица поверженного. Вспоминается символ сепаратистов из звёздных войн...

На заднем фоне повозка запряжённая людьми. Как символично...

Ад.Пара в постели в окружении чудовищных животных.

Ад.

Искушение святого Антония

Сошествие в ад

Искушение святого Антония

_______________




__________________

По одним источникам, Херри умер в Антверпене, по другим — в Ферраре при дворе герцога д’Эсте. Год смерти художника тоже неизвестен, поэтому и определяется промежутком в десять лет. Карел ван Мандер писал о Херри мет де Блесе: «Его работы свидетели того, что он был очень терпеливым мастером, который тратил много времени и труда на свои картины, бывшие в основном небольшого размера. Это были пейзажи с крошечными деревьями, скалами, городскими видами и множеством небольших фигурок людей и различных предметов».Причем , на переднем плане этих величественных, панорамных пейзажей, как правило, была помещена религиозная сцена.

_______________

Патинир (Patinir) Иоахим (около 1475—1480, Бувинь или Динан, Намюр,—5.10.1524, Антверпен), нидерландский живописец эпохи Возрождения.


http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post190433379/ Парашутов

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E5%F0%F0%E8_%EC%E5%F2_%E4%E5_%C1%EB%E5%F1

http://gallerix.ru/album/Hermitage-2/pic/glrx-303027343

http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr/93.htm

http://artwiki.ru/content/%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%81...D0%BC%D0%B5%D1%82-%D0%B4%D0%B5

http://ourarts.ru/?p=551

http://commons.wikimedia.org/wiki/Herri_met_de_Bles?uselang=ru

http://www.cult-turist.ru/blog/Margarita/220

http://www.artholland.ru/art/b/bles/main.htm

http://fenixforum.ru/viewtopic.php?f=23&t=105&start=100

http://www.librairie-seigneur.com/default.aspx?chapiteauid=15&sousdossierid=45

http://www.mystudios.com/artgallery...aintings-1.html

http://www.courtauld.org.uk/netherl...mbstone/18.html

http://www.lessing-photo.com/dispim...mp;a=d&hr=0  

Рубрики:  зарубежные творцы
живопись
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 4 пользователям

ИрОрехова   обратиться по имени Понедельник, 20 Августа 2012 г. 08:06 (ссылка)
Спасибо за интересный пост! Не знала ничего об этом художнике раньше! БЛАГОДАРЮ!!!
Ответить С цитатой В цитатник
ashatan46   обратиться по имени Понедельник, 20 Августа 2012 г. 22:15 (ссылка)
СПАСИБО!!! Очень интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку