Цитата сообщения Cayetana_de_Alba
Эммаус
До 1909 года под Краковом располагалась деревня Звежинец – маленькая, но имеющая весьма существенное для польской культуры значение. В 1909 г. деревня была присоединена к городу и утратила независимость.
Название деревни, упоминающееся в самых древних записях, датируемых 12 и 13 вв., по всей вероятности, связано с тем, что именно здесь находился сад с животными (зверинец), которых разводили для нужд княжьего двора и магнатов. И хотя до 20 в. Звежинец не был частью Кракова, он находился на расстоянии всего лишь 3 км от городских стен.
Эммаус – библейская деревня, имеющая огромное значение для евангелистской традиции Католической Церкви, также находилась неподалеку от Иерусалима. Именно сюда следовал воскресший Христос. По дороге он встретил двух своих учеников: они громко обсуждали друг с другом произошедшее. Иисус, приблизившись, пошел с ними, но они его не узнали.
Память об этой библейской истории была широко распространена в Европе. Традиция посещения на второй день Пасхи храма за пределами города (костелы Св. Августина и монастырь норбертанок на Звежинце находились примерно в полутора километрах от ворот средневекового Кракова) получили широкое распространение особенно в период Контрреформации.
Первое упоминание о краковском Эммаусе историки обнаружили в рукописи Джованни Паоло Муканти – секретаря папского легата. Mуканти пребывал в Кракове в 1596-97 и писал так:
В пасхальный понедельник я пошёл осмотреть костёл, который называют Эммаус, где собирается многочисленная толпа обеих полов (...) Вся молодёжь и школяры сохраняют старинный обычай носить в день этот прут из вербы, на котором раскрываются пушистые почки, и оными, идя по дороге к Эммаус, хлещут они девиц понеказистее, обращаясь к ним с вопросом: "отчего не спешите в Эммаус?"
Монастырь норбертанок на старинной гравюре
…Традиция Эммауса, храмового праздника на Звежинце, восходит к 12 в., а сопутствующее ему народное гулянье имеет своё подтверждение в документах 16 в., хотя с полной уверенностью можно сказать, что оно существовало ещё раньше и пользовалось большой популярностью у горожан.
Таким образом, горожане, по примеру евангельских учеников, совершали паломничество из Кракова – Нового Иерусалима в Звежинец – Новый Эммаус.
Шествие начиналось на пересечении улиц Эммаус, Св. Брониславы и Т. Костюшко. Традиционно торжественные службы Пасхального понедельника, посвященные Эммаусу, возглавлял архиепископ Кракова.
Во время Эммауса Звежинец пестрел от представителей всех сословий: сюда приходили знаменитые горожане, благородные шляхтичи, преподобные монахи.
Все они сновали вдоль лотков и ярмарочных балаганов. И чего там только не было! Карамельные конфеты, глиняные петушки и окарины, деревянные хлопушки, чётки из папиросной бумаги и т.д.
Толпы, собиравшиеся у костелов, наблюдали шествия религиозных братств, идущих по тротуарам с бубнами, со знаменами братства и святыми образами. Особенностями краковского гуляния являются палочные бои, а также деревянные фигурки еврейских музыкантов и евреев, изучающих Тору.
Руки, туловище и голова такой фигурки были соединены между собой пружинками, благодаря чему при малейшем движении она забавно изгибалась в комических конвульсиях.
Лотки и киоски украшались игрушками, колечками с цветными вставками, конфетами, традиционными пряниками в виде сердца, сахарной ватой. Популярности этому старинному гулянию добавляют расположенные в черте города Вольский лес и курган Костюшко – излюбленные места отдыха и традиционных пеших прогулок горожан.
Традиция Эммауса некогда была известна также в Познани (в настоящее время пытаются ее возродить), но почти в первозданном виде до настоящего времени сохранилась только звежинецкая традиция - старинная, как городские стены древнего Кракова. Она по-прежнему приносит большую радость и малышам, и взрослым.