-Рубрики

 -Цитатник

Клумба в ботинке. Интересные идеи-переделки - (0)

Клумба в ботинке. Интересные идеи-переделки ...

Украшаем велосипед - (0)

Украшаем велосипед Украшаем велосипед, делаем это оригинально, с душой, такой велосипед у вас ...

Маленькая прелесть из битых горшков - (0)

Маленькая прелесть из битых горшков Как говорится: в хозяйстве все пригодится и битые цве...

Уютные садовые уголки - (0)

Уютные садовые уголки Вот и пролетело долгожданное лето, не успели и оглянуться. Сколько радос...

экогоршки своими руками - (0)

экогоршки своими руками

 -Фотоальбом

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MariykaV

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.04.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 1415


Краков. Костел Святых апостолов Петра и Павла.

Вторник, 18 Июня 2013 г. 22:50 + в цитатник
Цитата сообщения Cayetana_de_Alba Краков. Костел Святых апостолов Петра и Павла.

Костел Святых апостолов Петра и Павла (Św. Piotra i Pawła) - первый в Польше костел в стиле барокко - расположен на ул. Гродской (ul. Grodzka), 54. Перед костёлом на высоких постаментах стоят фигуры двенадцати апостолов. Местные жители шутят: костел такой маленький, что даже скульптуры пришлось поставить на улице!
 (525x700, 156Kb)

История строительства этого костела связана с орденом иезуитов, первые представители которого прибыли в Краков в 1579 году и обосновались в костеле Св. Шчепана (kościół Św. Szczepana) на юго-восточном углу Шчепаньской площади (placu Szczepańskiego), а позже, благодаря поддержке короля Стефана Батория (Stefana Batorego), обзавелись собственным – костелом Св. Барбары (kościół Św. Barbary) на Рыночной площади.
 (700x525, 118Kb)

Однако он был слишком мал, чтобы соответствовать грандиозным замыслам и планам иезуитов, и они стали подыскивать место для строительства нового, более просторного костела. Это было нелегкой задачей: в XVI веке Краков, надежно защищенный кольцом городских стен, был плотно застроен, и покупка нового земельного участка под строительство была возможна только вместе с уже находящимися на нем зданиями. Были рассмотрены два варианта места для нового костела ордена: на западном углу рынка, в начале ул. Вищьльной (ul. Wiślna) и на ул. Гродской (ul.Grodzka). Второй вариант был предпочтительнее, на нем и остановились – земельный участок был больше и давал возможность для некоторых архитектурных «излишеств».

Ночь: костел Св. апостолов Петра и Павла с подсветкой
 (700x524, 119Kb)

В 1596 году строительство взял в свои руки кардинал Ежи Радзивилл (Jerzy Radziwiłł), однако не смог справиться с обязанностями учредителя, и тогда, при содействии надворного казначея ксендза Петра Скарги (Piotr Skarga), иезуиты обратились к королю Сигизмунду III (Zygmunt III Waza) с просьбой взять финансирование строительства на себя. Участие короля позволило сразу же начать подготовительные работы. В 1596 году на деньги короля были выкуплены земельные участки вместе с постройками. Будущий костел, как в пространственном плане, так и по дизайну был спроектирован по канонам римских церквей иезуитов: двухэтажный фасад из доломита одновременно напоминает церковь Св. Сусанны (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano) Карло Мадерны и главную римскую церковь иезуитов - Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Gesù), построенную по проекту Микеланджело и являющуюся образцом для строительства всех иезуитских храмов.

Для сравнения: фасады римских церквей Санта-Сусанна и Иль Джезу
 (699x478, 129Kb)

Автором этого утверждённого Римом проекта был главный архитектор иезуитов Джованни де Росси (Giovanni de Rossi). Возглавил строительство также итальянец, работающий на тот момент в Польше уже более 20 лет, архитектор-иезуит Юзеф Бритиус (Józef Britius): он сразу же начал закладку фундамента будущего костела. 23 июня 1597 был торжественно заложен первый камень...

Вид из дворика костела на башни стоящего рядом костела Св. Анджея (Św. Аndrzeja):
 (699x479, 106Kb)

В 1599 году он вынужден был срочно уехать в Италию, и строительство возглавил еще один итальянец - архитектор-иезуит Джованни Мария Бернардони (Giovanni Maria Bernardoni). Именно он, согласуя архитектуру нового храма с предпочтениями жителей Кракова, решил «поднять» повыше стены, что придало внутреннему интерьеру тонкий, почти готический характер.
 (533x698, 86Kb)

После его смерти в 1605 году строительство возглавил королевский архитектор Джованни Батиста Тревано (Giovanni Battista Trevano), а последней фазой работ руководил Маттео Кастелло (Matteo Castello). В 1619 году сооружается купол, в 1622-1630 оформляется фасад, с 1619 по 1633 год проводится внутренняя отделка. И только 8 июля 1635 годa епископ Томаш Оборский (Tomasz Obnorski) торжественно освящает новопостроенный костёл.
...В 1719 году в костёле случился пожар, но ущерб от него был невелик.
В 1722 году архитектором Кацпером Бажанкой (Kacper Bażanka) было возведено ограждение площади перед костелом в виде двенадцати постаментов. Получив образование в Римской Академии Св. Луки, Бажанка много и успешно работал в Варшаве и Фромборке, в Полесье. Построенные им здания в Кракове украшают не одну улицу.
 (700x525, 106Kb)

На постаментах были размещены статуи 12 апостолов, выполненные скульптором Давидом Хеелем (Dawid Heel), немцем по происхождению, из пиньчувского известняка. Сегодня, на месте оригинальных статуй XVIII века, сильно износившихся в результате кислотных дождей (были вымыты лица апостолов), стоят современные копии все из того же пинчувского известняка. Их автор - скульптор Казимеж Енчмык (Kazimierz Jęczmyk).
 (699x524, 186Kb)

Действительно, бросается в глаза, что костёл построен необычно - будто бы отодвинут вглубь от улицы. Сделано это было для того, что проходившим людям было удобнее его разглядеть - костёл не теряется на фоне окружающих его домов. Стоит заметить, что в те времена монашеские ордена выполняли не только сугубо духовные функции. При них были также школы, где можно было получить хорошее образование. Словом, всё делалось для того, чтобы привлечь как можно больше прихожан именно к своей церкви.
...Роспуск ордена иезуитов в 1772 году оказал негативное воздействие на судьбу костела. Лишенный постоянного настоятеля и прихода, он начал разрушаться. В 1773 году костёл был передан Комиссии по народному образованию (сегодня сказали бы «министерству»!). Когда пришли австрийцы, с 1796 по 1815 год, это был гарнизонный костёл, в 1809-1815 костёл превратился в… православную церковь! И только в 1842 году, когда из разрушенной церкви Всех Святых (kościół Wszystkich Świętych) сюда был перенесен приход, медленно начались проводиться текущие ремонтные работы. В 1960 году костелу присвоили статус малой базилики. В настоящее время он принадлежит Ягеллонскому университету, Collegium Iuridicum которого находится в доме напротив. Внутренний аркадный дворик используется университетским руководством для проведения художественных выставок и театральных представлений.
 (700x527, 134Kb)

Несмотря на возвышающиеся рядом башни романского костела Св. Анджея (kościół Św. Andrzejа), костел Святых апостолов Петра и Павла со своим великолепным фасадом начала XVII столетия и высоким куполом является одним из основных акцентов краковской панорамы.
Над главным порталом - герб иезуитов, и ещё выше - королевский герб Сигизмунда III.
 (525x699, 152Kb)

В нишах нижнего этажа фасада размещены статуи четырех святых – основателей ордена иезуитов: Св. Игнатия Лойолы (Św. Ignacego Loyoli), Св. Франчишека Ксаверия (Św. Franciszka Ksawerego), Св. Алоизия Гонзаги (Św. Alojzego Gonzagi) и Св. Станислава Костки (Św. Stanisława Kostki). В нишах верхнего этажа - статуи основателей династии Ваза, Св. Сигизмунда и Св. Владислава (Św. Zygmunt i Św. Władysław), а на самом верху - статуя короля Сигизмунда III Вазы, финансировавшего строительство костела.
Поднимаемся по лестнице и через железные кованые двери заходим внутрь костела.
 (509x698, 143Kb)
Внутренняя архитектура достаточно сурова и монументальна.
 (699x517, 155Kb)
Над центральной частью трансепта возвышается самый высокий в Кракове барочный купол, изнутри украшенный лепниной работы Давида Хееля (первая половина XVIII века).
 (699x509, 106Kb)

В интерьере костела интересны рельефы в своде апсиды, изображающие распятия Св. Петра и обезглавливание Св. Павла, а также расположенные в нишах статуи святых покровителей Польши – Св. Войчеха (Św. Wojciecha) и Св. Адальберта (Św. Adalberta). Главный алтарь костела спроектирован Кацпером Бажанкой в стиле позднего барокко в 1735 году. Образ на главном алтаре «Вручение ключей Святому Петру» написан Юзефом Бродовским (Józef Brodowski).
 (513x699, 180Kb)

Внутреннее освещение было подчинено задаче некоторой театрализации праздничных литургий эпохи барокко: свет был сосредоточено на отправляющем святую мессу священнике, а боковые филяры, поддерживающие купол, должны были создавать иллюзию театральных кулис.

Амвон
 (511x698, 182Kb)

В 1638 году иезуитами при костеле была создана хоровая капелла. Она был крупнейшей в то время в Польше – в ней пело до ста человек. В костеле находится также самый длинный в Польше маятник Фуко, работу которого демонстрируют каждый четверг - в основном, для студентов.
 (699x517, 107Kb)

В северном нефе расположены три часовни, связанные между собой проходами. Часовни украшены лепным декором XVIII века, в некоторых местах видны остатки фресок XVII века. От входа они расположены в таком порядке: часовня Страстей Господних, часовня Богоматери Лоретанской, часовня Св. Игнатия Лойолы.
 (525x700, 120Kb)
 (700x525, 93Kb)
 (525x700, 139Kb)
 (700x525, 81Kb)
 (525x700, 132Kb)

Южный неф также состоит из трех похожих часовен. От входа по порядку: часовня Вечери Господней, часовня Святого Михаила Архангела и часовня Святой Троицы.
В главном нефе, пресвитерии и часовнях немало превосходных образцов живописи и скульптуры польского барокко, в том числе - две картины Шимона Чеховича, талантливейшего польского живописца, обучавшегося в Риме. В будние дни, когда нет служб, в пресвитерии для посещений открыта крипта ксендза Петра Скарги, умершего в 1612 г., вход туда платный.
 (699x495, 140Kb)

Скульптура Петра Скарги (Piotr Skarga) находится по правой стороне центральной галереи. А немного далее, уже в 1999 году установлена скульптура изображающего Римского Папу Иоанна Павла второго.
 (508x699, 123Kb)

Заслуживает внимания также надгробие епископа Анджея Тшебицкого (Andrzej Trzebicki) конца XVII века, а также надгробия, принадлежавшие родам Браницких (Branickich) i и Бжекв (Brzechffów).
 (505x699, 151Kb)
 (525x700, 165Kb)

При выходе из костела, посмотрев вверх, можно полюбоваться прекрасным органом и музыкальными хорами. Алебастровые украшения под мрамор на потолках первой половины XVII в. выполнены Джованни Баттистой Фалькони (Giovanni Battista Falconi).
 (700x525, 157Kb)
 (700x486, 182Kb)

Кстати, в 2001-2002 годах в костёле проведён внутренний ремонт, а с января 2010 года в подвалах костела ведутся работы по созданию там народного пантеона.
 (700x511, 176Kb)

Панорама костела

Серия сообщений "ПОЛЬША/Краков":
Часть 1 - Королевский замок Вавель
Часть 2 - Краков католический
...
Часть 12 - Краков. "Шоколадный" костел.
Часть 13 - Краковское барокко. Костел Св. Анны.
Часть 14 - Краков. Костел Святых апостолов Петра и Павла.
Часть 15 - Легенда о чернокнижнике пане Твардовском
Часть 16 - Легенда о заколдованных голубях
...
Часть 27 - Pucheroki
Часть 28 - Скрипичный концерт и Святой Войчех...
Часть 29 - Ангелы и демоны Яна Матейко

Метки: