-Рубрики

 -Цитатник

Клумба в ботинке. Интересные идеи-переделки - (0)

Клумба в ботинке. Интересные идеи-переделки ...

Украшаем велосипед - (0)

Украшаем велосипед Украшаем велосипед, делаем это оригинально, с душой, такой велосипед у вас ...

Маленькая прелесть из битых горшков - (0)

Маленькая прелесть из битых горшков Как говорится: в хозяйстве все пригодится и битые цве...

Уютные садовые уголки - (0)

Уютные садовые уголки Вот и пролетело долгожданное лето, не успели и оглянуться. Сколько радос...

экогоршки своими руками - (0)

экогоршки своими руками

 -Фотоальбом

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MariykaV

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.04.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 1415


Краковское барокко. Костел Св. Анны.

Вторник, 18 Июня 2013 г. 22:49 + в цитатник
Цитата сообщения Cayetana_de_Alba Краковское барокко. Костел Св. Анны.

ИСТОРИЯ

Koллегиата Св. Анны (Kolegiata Św. Anny) находится на ул. Св. Анны, 13 (ul. Św. Anny, 13) и является самым главным храмом краковского диоцеза, не будучи при этом кафедралом.

*** Коллегиатой или коллегиальной церковью называется церковь, возглавляемая капитулом, то есть советом каноников, коллегией или советом духовных лиц при епископе, епископской кафедре.

 (700x525, 122Kb)

Костел этот принадлежит Ягеллонскому университету, построен он был в конце XVII - начале XVIII века, рядом расположены университетские здания Collegium Maius и Collegium Medicum.
 (700x525, 115Kb)

Первоначально построенный в XIV веке на этом месте костел был деревянным, а в 1407 году во время еврейского погрома он был сожжен. Тогда на его месте по инициативе короля Владислава II Ягелло (Władysław II Jagiełłо) был построен уже кирпичный готический костел, который, будучи еще недостроенным, в 1418 году король отдал под патронат Ягеллонскому университету.
 (700x525, 100Kb)

В 1535 году епископ Краковский Петр Томицки (bp. Piotr Tomicki) возвел костел Св. Анны в ранг коллегиаты.
В 1689-1703 гг. руководством университета было принято решение заменить старый готический костел на более современное здание, которое красотой своей архитектуры должно было превзойти все остальные краковские костелы, в частности, и особенно (!!!) - иезуитский костел Св. апостолов Петра и Павла на Гродской.
 (700x525, 114Kb)

Действительно, коллегиата Св. Анны и поныне считается самых красивым зданием в стиле барокко в Польше.
Проект костела был разработан известным голландским архитектором Тильманом ван Гамереном (Tylman van Gameren). Проектируя новый костел, архитектор черпал вдохновение, глядя на римскую базилику Сан-Андреа делла Валле (Sant'Andrea della Valle). Базилика эта принадлежала театинцам (ордену, основанному Св. Каэтаном Тиенским в 1524 г.) - крупнейшим конкурентам иезуитов в деле науки и просвещения. В свете того факта, что краковские иезуиты все время пытались соревноваться с Ягеллоньским университетом в сфере высшего образования, выбор более чем понятен и не вызывает удивления.
 (700x525, 128Kb)

Первоначально планировалось, что костел будет стоять поперек улицы Св. Анны - так, чтобы его фасад был виден с Рыночной площади. Однако этому замыслу не дано было осуществиться, поскольку тогда нужно было снести соседнее здание Collegium Nowodworskiego (ul. Św. Anny, 12 - ныне там располагается Collegium Medicum UJ), а оно в то время университету не принадлежало.
Строительство началось в 1689 году. Шесть лет спустя строительство здания было завершено "вчерне", но главный купол еще не был возведен. Костел освятили в 1703 году, но только в конце XVIII века были достроены по проекту ксендза о. Себастьяна Щераковского (o. Sebastian Sierakowski) купола на боковых башнях, своей формой напоминающие купол Часовой Башни на Вавеле.
В нишах верхнего этажа двухэтажного фасада костела Св. Анны размещены статуи Св. Казимира (Św. Kazimierz) и Св. Флорианa (Św. Florian).
 (524x699, 110Kb)
В нишах нижнего этажа – статуи Св. Бернарда Клерво (Św. Bernard z Clairvaux) и Св. Яна Канта (Św. Jan Kantу).
 (700x525, 100Kb)

Над главным входом - барельеф Мадонны с младенцем, а все венчает Око Провидения – Символ Святой Троицы. Вся композиция фасада была разработана таким образом, что лучший ракурс – это если смотреть на здание наискось с ул. Св. Анны. Действительно, во время строительства костела не существовало еще бульварного кольца Плантов, а нынешняя улица Св. Анны была наглухо закрыта оборонными городскими стенами.

ИНТЕРЬЕР


Трехнефовый костел построен в форме креста, в месте пересечения трансепта с главным нефом находится купол с люстрой, а неф окружен с обеих сторон кольцом часовен (по три с каждой стороны), между которыми есть проходы.

 (700x525, 132Kb)

Внутренний интерьер костела Св. Анны вызывает ощущения света и простора – именно эти настроения передает стиль позднего барокко.
 (700x525, 145Kb)
Костел не в пример другим богат картинами и скульптурными изображениями, над которыми работали, в частности, Бальтазар Фонтана (Baltazar Fontana), Карл Данкварт (Karl Dankwart), братья Карло и Инноченто Монти (Karol i Innocenty Monti) и другие знаменитые художники и ваятели.
 (525x700, 118Kb)
Убранство пресвитериума – картины о рождении Христа. Свод пресвитериума украшают рельефы: Святой Дух в Славе и Рождество Христово, а также картина Непорочного Зачатия, написанная Карлом Данквартом (Karl Dankwart) в 1696 году.
 (700x525, 140Kb)

Целостность интерьера была достигнута вдохновением каноника краковской кафедры о. Себастьяна Пискорского (о. Sebastian Piskorski), ксендза и профессора университета, осуществлявшего надзор за строительством, которому принадлежит авторство ансамбля внутреннего убранства, и который хотел, чтобы в костеле человеку "открывались тайны спасения".
 (525x700, 97Kb)
[В кн. 6 серии "Библейские исследования", содержащей Труды факультета теологии PAT в Кракове, есть работа Хенрыка Дубеля "Тайны спасения человека в картинно-скульптурном убранстве костела Св. Анны в Кракове", в которой очень точно и всеобъемлюще описан интерьер этого самого запоминающегося барочного костела в Польше.].
 (700x525, 138Kb)
Богатые украшения нефа основаны на Апокалипсисе Св. Иоанна и представляют собой довольно редкую в церковном искусстве тему Священного города – Небесного Иерусалима.
 (525x700, 185Kb)
 (699x502, 128Kb)

С левой стороны от входа вдоль главного нефа расположены три часовни:
* Св. Себастьяна (Św. Sebastian) - в ней находится необычный алтарь, овальная картина «Мученичество святого Себастьяна», написанная Паоло Пагани из Милана в 1696 году. Ее поддерживают скульптурные фигуры ангелов.
 (525x700, 101Kb)
* Св. Екатерины Александрийской (Św. Katarzynа Aleksandryjskа);
 (525x700, 110Kb)
* Св. Петра в оковах (Św. Piotra w Okowach) - картина, изображающая Святого Петра в цепях, написана Инноченто Монти, а на потолке часовни – ангел, держащий перевернутый крест, символ смерти святого.
С правой стороны главного нефа находятся часовни:
* Св. Юзефа (Św. Józef) - с образом, написанным Карло Монти;
 (525x700, 113Kb)
 (525x700, 118Kb)
* Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Niepokalanego Poczęcia Najświętszej Panny Marii);
* Св. Иоанна Крестителя (Św. Jan Chrzciciel) с изображением крещения в реке Иордан, написанным Карлом Данквартом.
 (525x700, 103Kb)
На стенах храма и часовен помещено множество эпитафий и памятных досок почетным профессорам Ягеллонского университета.
 (700x525, 108Kb)
Гробница епископа, профессора Яна Петрашки (bp. Jan Pietraszko)
 (525x700, 116Kb)
 (699x516, 237Kb)
На главном алтаре изображена Св. Анна с Девой Марией и Иисусом – работа кисти Ежи Элеутера Шимоновича-Щемигиновского (Jerzy Eleuter Szymonowicz-Siemiginowski, 1699-1703 гг.), придворного художника Яна III Собеского.
 (521x699, 85Kb)
По обе стороны от главного алтаря располагаются статуи Св. Войчеха (Św. Wojciech) и Св. Станислава (Św. Stanisław) работы скульптора Бальтазара Фонтаны (1701г.).
 (514x699, 126Kb)
На стене над алтарем расположен барельеф сцены Благовещения с голубем - Святым Духом и бюст Бога Отца в медальоне.
 (700x525, 141Kb)
 (700x525, 149Kb)

Росписи трансепта посвящены Св. Яну Канту – его жизни и чудесам. В чаше купола росписи Карла Данкварта, сделанные в 1703 году: небо, Святая Троица, Дева Мария со Св. Иоанном Крестителем, напротив Троицы - поддерживаемый херувимами алтарь с жертвой - Агнцем в окружении невинных младенцев.
 (699x496, 115Kb)

Недалеко от алтаря в 1822 году был установлен первый в Польше памятник Николаю Копернику (Mikołaj Kopernik) авторства Яна Непомуцена Галли (Jan Nepomucen Galli), представителя итальянского семейства каменщиков.
 (525x700, 111Kb)
А неподалеку сбоку вмурована памятная доска, посвященная Юлиушу Словацкому (Juliusz Słowacki), учрежденная его матерью Саломеей Бекю (Salomea Bécu).
 (700x525, 140Kb)
 (494x699, 107Kb)

Одним из наиболее интересных элементов оформления интерьера является монументальная гробница святого Яна Канта (Św. Jan Kanty) - патрона и покровителя Ягеллонского университета, его воспитанника и впоследствии профессора, канонизированного в 1767 году.
 (700x525, 127Kb)

Она расположена в правой части трансепта. Гроб с мощами святого опирается на четыре скульптурных символа-аллегории университетских факультетов (теология, философия, медицина, право), вся гробница окружена четырьмя украшенными спиралями колоннами, похожих на колонны конфессии Св. Петра в Ватикане.
 (525x700, 109Kb)

На вершинах колонн стоят статуи четырех святых Иоаннов: Св. Иоанна Крестителя (Św. Jan Chrzciciel), Св. Иоанна Евангелиста (Św. Jan Ewangelista), Cв. Иоанна Златоуста (Św. Jan Chryzostom) и Св. Иоанна Дамаскина (Św. Jan. Damasceński).
 (700x525, 124Kb)
 (525x700, 116Kb)
Рядом размещены пожертвования костелу, среди которых - турецкие бунчуки, добытые в боях Яном III Собеским под Веной в 1683 году.
 (525x700, 97Kb)

В левой части трансепта находится алтарь Адорации Христу, снятому с Креста. Это часовня Страстей Господних. В алтаре - большая выразительная сцена поклонения Кресту и оплакивания Христа. Часовня, и в частности ее скульптурный ансамбль, является уникальным шедевром, единственном в своем роде, не имеющим подобий в Польше.
По левую сторону главного нефа расположен амвон работы Антони Францкевича (Antoni Frączkiewicz) 1720-1721гг. с фигурами ангелов и символом Святого духа в сиянии.
 (525x700, 118Kb)
 (525x700, 123Kb)
Им же были спроектированы украшения выпукло-вогнутого парапета, хоров и органа в 1728 году.
 (700x525, 150Kb)
Хоры украшены также картинами Шимона Чеховича (Szymon Czechowicz) в 1741 году.
 (700x525, 132Kb)

А сам 25-голосный орган для костела был сделан выдающимся мастером органного дела Шимоном Шадковским (Szymon Szadkowski) в 1723-1726гг. Этот орган - единственный в Кракове сохранивший аутентичное звучание со времен Иоганна Себастьяна Баха.
 (700x489, 152Kb)
Интересен также баптистерий позднего Ренессанса, отлитый в бронзе Якубом Эрлихером (Jakub Erlicher) в 1646 году.
 (525x700, 104Kb)
 (525x700, 91Kb)


Панораму костела можно посмотреть здесь


Источники:

* Adamczewski J., 1992, Kraków od A do Z, Krajowa Agencja Wydawnicza Kraków, s. 118.
* Dobrowolski T., 1959, Sztuka Krakowa, Wydawnictwo Literackie, s. 390-391.
* Fabiański M., Purchla J., 2001, Historia architektury Krakowa w zarysie, Wydawnictwo Literackie, s. 196-199.
* Rożek M., 2006, Przewodnik po zabytkach Krakowa, Wydawnictwo WAM, s. 134-140.
* Rożek M., Gondkowa B., 2003, Leksykon kościołów Krakowa, Wydawnictwo Verso, s. 14-17.

Серия сообщений "ПОЛЬША/Краков":
Часть 1 - Королевский замок Вавель
Часть 2 - Краков католический
...
Часть 11 - Вавельский замок. Польша.
Часть 12 - Краков. "Шоколадный" костел.
Часть 13 - Краковское барокко. Костел Св. Анны.
Часть 14 - Краков. Костел Святых апостолов Петра и Павла.
Часть 15 - Легенда о чернокнижнике пане Твардовском
...
Часть 27 - Pucheroki
Часть 28 - Скрипичный концерт и Святой Войчех...
Часть 29 - Ангелы и демоны Яна Матейко

Метки: