Цитата сообщения браило
Секрет крестьянского гумна Венецианова
Гумно
Алексей Венецианов.,1822-1823
Русский музей
Художник Алексей Венецианов преподавал в Академии художеств, писал портреты дворян, был придворным живописцем. Но больше всего он прославился своими полотнами, изображающими жизнь русских крестьян.
«Гумно» — одна из первых и наиболее известных его картин на эту тему.
В 1819 году Венецианов оставил петербургскую жизнь и службу в академии. Вместе с женой он переехал в деревню Сафонково в Тверской губернии и начал разрабатывать свой «сельский» жанр. В 1822–1823 годах он написал «Гумно».
В отличие от более поздних произведений, здесь художник не сильнососредоточился на образах крестьян. Большее внимание он уделил их расположению в пространстве, реалистичности, свету и перспективе.
Гумно — это помещение,
в котором хранили зерно после жатвы.
На картине мы видим его изнутри: собранный урожай, отдыхающие крепостные, различные инструменты.
Внутри обычно было темно, поэтому для создания естественного освещения Венецианов велел работникам спилить переднюю стену гумна в своём имении.
Герои картины не выглядят,
будто их запечатлели в процессе работы.
Их фигуры статичны и
немного неестественны,
видно, что они позируют.
Автор специально написал их именно таким образом, чтобы сделать акцент на самом помещении и перспективе полотна.
Крестьянка разматывает онучи
— широкие полоски ткани, которыми обёртывали ноги
под лапти или сапоги вместо чулок.
Крестьяне позируют художнику
приоделись для такого случая:
белые рубахи, нарядные головные уборы.
Автор накладывал мазки очень тонко,
чтобы показать световоздушную среду
и перспективу.
Со временем верхний красочный слой
просел и стал прозрачным.
Картину можно назвать целым экспериментом в области линейной перспективы. Брёвна, из которых состоят стены, и балки на потолке образуют линии, сходящиеся к одной точке в дальней стене помещения. Фигуры крестьян становятся меньше по мере удаления от зрителя. Всё это даёт ощущение глубины пространства.
На этот эксперимент художника вдохновила работа современника, французского живописца Франсуа Гране,
«Внутренний вид капуцинского монастыря в Риме».
Франсуа-Мариус Гране (1775-1849).
Эрмитаж
Венецианов восхищался этим произведением и часами рассматривал его в Эрмитаже. Позже он даже написал теоретическую статью «Нечто о перспективе».
Образы русских крестьян Венецианова
Сенокос. Третьяковская галерея
Пелагея Русский музей,
Вот-те и батькин обед! 1824. Третьяковская галерея
Захарка. 1825. Третьяковская галерея
Крестьянка в синем сарафане Русский музей
Голова крестьянина. Третьяковская галерея
Крестьянка с бабочками. Рязанский областной
музей им. И.П. Пожалостина.
Старая крестьянка с клюкой. Третьяковская галерея
Кормилица с ребёнком.Третьяковская галерея,
Девушка с гармоникой. 1840-е.
Нижегородский государственный музей.
Крестьянская девушка за вышиванием.
Третьяковская галерея,