-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ludmila-Lea

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.01.2012
Записей: 50327
Комментариев: 3225
Написано: 55097


Святослав Рерих

Суббота, 16 Июня 2012 г. 14:17 + в цитатник
Цитата сообщения Александр_Ш_Крылов Святослав Рерих (1904-1993)

Много вдохновенных и глубоких статей посвящено Николаю Константиновичу Рериху, но доныне почти ничего не писалось о его жене Елене Ивановне. Между тем она, по словам самого Николая Константиновича, была его неутомимой спутницей и вдохновительницей творчества.

 (619x699, 124Kb)

"Портрет Елены Ивановны Рерих"

Елена Ивановна была красивой женщиной. Ее лучистые карие глаза, тонкие черты лица, улыбка, пышные волосы, каштановые с сильной проседью, румянец на слегка смугловатой коже, быстрая, легкая походка - все привлекало в ней. Ее портрет работы сына, Святослава Николаевича, поразительно точен.

...Ее интеллект и высокая духовность были в полной гармонии с ее красотой. Она вызывала глубокое почтение к себе, к ее советам прислушивались американские художники, писатели и ученые, с которыми встречались Елена Ивановна и Николай Константинович.

Оценивая в конце жизни пройденный совместно с Еленой Ивановной жизненный путь, Николай Константинович так писал об этом. "Посвящал я книги мои: "Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице ". Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе..."

Елена Ивановна много писала, отдавала себя изучению философии. Немало ее книг напечатано, но после ее смерти осталось множество рукописей ее трудов, которые она писала в Индии, Америке, Центральной Азии и повсюду, где она жила и путешествовала. И эти ее капитальные труды должны
будут быть напечатаны, и они обогатят наше знание Востока и восточной мысли.


 (686x699, 154Kb)

" Елена Ивановна Рерих" 1937

 (699x424, 117Kb)

" Вечная жизнь" 1954

Соединяя в своем творчестве лучшие достижения русской и европейской живописи с художественной традицией Индии, Святослав Рерих видит главную свою задачу в сближении и понимании культур разных народов мира, искусства Запада и Востока.

Высокая ответственность Святослава Николаевича в подходе к своему творчеству, к тому, что понесут его картины людям, диктуется его отношением к роли искусства в жизни человека. «Польза и влияние искусства не могут быть измерены или подсчитаны. Ведь человек, прикоснувшийся к нему становится не только более интересным и приобретает вкус, но он начинает по-иному относиться к народу и обществу, породившим великие произведения искусства... Кроме удивительного опыта, который обеспечивается изучением искусства, оно помогает кристаллизовать гений народа и дает выход творческому началу, существующему внутри каждого...» (С. Н. Рерих)

Вечность, неповторимость бытия - главная философская тема, которую разрабатывает художник. Мудрое устройство мира ведет к красоте и гармонии жизни человека с ее вечно прекрасной юностью, мечтой о любви, материнством.

Тема любви находит отражение в картине «Вечная жизнь», где на фоне яркого пейзажа изображена молодая мать с ребенком. Малыш с пытливым интересом рассматривает цветок, впервые открывая для себя красоту мира. Мать, откинув голову, напряженно всматривается вдаль, словно пытаясь заглянуть в будущее сына. На фоне огромного валуна нежно розовеют только что раскрывшиеся цветы, пришедшие на смену увядшим. Художник показывает единство законов обновления жизни в природе. Вдали изображены чередой проходящие люди - символическое воплощение мысли о смене поколений. Все имеет свой цикл - цветы, люди, деревья, даже камни. Все приходит и уходит - вечный, справедливый закон.

 (565x699, 118Kb)

"Пандит Джавахарлал Неру" 1942

 (401x698, 102Kb)

"Рошан Ваджифдар" 1956

Роскошным цветком в галерее образов Святослава Рериха во второй половине 1950-х годов смотрятся портреты известной танцовщицы Рошан Ваджифдар. Он запечатлел крупным планом её лицо и всю фигуру в движении, в грациозных позах танца. Изысканные линии и сверкающий колорит делают их подлинным пиршеством для глаз. Святослав Рерих так чувственно и красиво живописал её полуобнажённое тело, что его в этом плане можно сравнить только с Тицианом.

Художник неоднократно варьировал цветовую гамму картин. На одних Рошан с красным покрывалом окружает феерия красочных образований, сияющих, как солнце.

 (700x643, 116Kb)

"Рошан Ваджифдар" 1956

 (700x423, 103Kb)

"Индия" 1939

 (699x433, 77Kb)

"Чаша Будды" 1934

 (699x432, 75Kb)

"Канченджанга утром" 1952

 (699x421, 108Kb)

"Зов (Священная флейта II)" 1955

 (568x699, 142Kb)

"Лилии" 1938

Одна из страниц жизни Индии показана на картине "Священные слова". Мудрый учитель передает свои знания своему ученику в тайном, укромном месте, сокрытом от посторонних глаз и постороннего присутствия. Величайшая мудрость через священное писание живым радужным потоком льется с высочайших вершин сквозь сердце учителя в сердце ученика.

 (414x698, 94Kb)

"Священные слова" 1944

Ученик постигнет мудрость учителя. Достигнув зрелости, с благословения Гуру он направится в мир людей, неся им дары своего сердца. И этим будет сохранена и продолжена иерархическая цепь учителей.

Святослав Николаевич неоднократно говорил, что его родители, Николай Константинович и Елена Ивановна, явились не только наставниками, но и учителями в самом высшем смысле этого слова. Творчества Святослава Рериха было связано в первую очередь с отцом, великим художником, ученым, философом, путешественником.
Рубрики:  ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ О .../Живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку