Чтобы летом на даче было удобно и работать, и отдыхать, нужно правильно распланировать участок. О...
Как в семье появился котейка - (0)У друга два страшенных кобеля: ротвейлер и стафф. Однажды на прогулке собаки пришли к нему с пода...
Список самых необходимых лекарств. - (1)Может кому пригодиться. ...
Понравилась вязка) - (0)Веселый топ из иностранного журнала Ис...
Пирожки с яблоками из творожного теста – пошаговый рецепт - (0)Наверное, нет такого человека, который бы не любил пирожки. Это самая распространенная выпеч...
Mon Plasir. Уникальный кукольный город княгини Августы Доротеи Шварцбургской-Арнштадтской |
Уникальный кукольный город «Mon plaisir» княгини Августы Доротеи Шварцбургской-Арнштадтской - одно из самых потрясающих и обширных собраний миниатюры.
Эта драгоценность создавалась княгиней на протяжении 35 лет, когда она жила под Арнштадтом в загородном замке Августенбург, после того, как овдовела. Целый миниатюрный мир, Mon Plasir в деталях передает картину жизни в небольшом городке эпохи барокко.
Это самый настоящий город кукол – по объему и подборке коллекции он во много раз превосходит кукольные дома, созданные в то время в Нюрнберге, Амстердаме, Утрехте, Франкфурте-на-Майне или Лондоне. Кроме того, композиция несет в себе историческую ценность, так как княгиня Августа отразила в ней не только знакомые ей ситуации из жизни придворных, но и картину жизни других социальных слоев.
Портрет княгини Августы Доротеи Шварцбургской-Арнштадтской Холст, масло. Ок. 1700-1710 гг. |
Портрет князя Антона Гюнтера II Арнштадтского (супруга княгини) Холст, масло. Ок. 1700-1710 гг. |
Кукольный город включает в себя 82 различные сцены, 391 куклу и около 2670 отдельных миниатюрных предметов, которые дают представление о жизни не только придворных, но и простых граждан, рабочих и крестьян. Здесь можно увидеть оживленное движение на городском рынке, экипажи перед имперским почтовым домом, сценки из монастырской жизни и многое, многое другое.
ВСЕ ФОТО КЛИКАБЕЛЬНЫ!
Дом №25. Почтовое отделение |
Дом №12. Аптека |
Если внимательно осмотреть обстановку княжеского дома в кукольном городе, можно узнать в нем множество деталей из комнат «большого» музея в замке в Арнштадте.
Дом №21. За обедом. |
Дом №21. Кабинет фарфора (китайская комната) |
Коллекция княгини Августы зародилась в ее загородном замке Августенбурге недалеко от Арнштадта. Августа Доротея, дочь герцога Антона Ульриха фон Брауншвейг-Вольфенбюттеля и супруга графа (с 1697 - князя) Антона Гюнтера II Арнштадтского страстно увлекалась коллекционированием – не только миниатюрных предметов для кукольного города, но и фарфора, картин и прочих художественных ценностей.
Известно, что в самом начале своего пути как коллекционера княгиня влезла в серьезные долги. Не в последнюю очередь этому могло поспособствовать одно из самых дорогих ее приобретений – кукольный город Mon Plaisir. Например, в 1707 году монастырь монахинь-урсулинок в Эрфурте ссудил ей 600 имперских талеров. Отношения княгини с орденом урсулинок, по всей видимости, послужили причиной оформления нескольких монастырских сценок в кукольном городе.
Дом №14. Трапезная в монастыре урсулинок |
Дом №14. Урок рукоделия в монастыре урсулинок |
Хотя основная работа по созданию коллекции велась Августой Доротеей в Августенбурге, историки пришли к выводу, что истоки коллекционирования восходят еще к тому времени, когда княгиня пребывала в замке Найдек. Вероятнее всего, уже тогда она задумывалась о создании кукольного города, и счета на 24 имперских талера и 6 грошей на «материалы для кукол» с Лейпцигской Пасхальной Ярмарки 1697 года могут свидетельствовать об этом.
Дом №13. Сад |
Дом №16. Театральное представление |
На некоторых объектах в коллекции кукольного города нанесены даты создания – по существу, эти цифры охватывают период с 1704 по 1751 года. Не исключено, что те даты на предметах, которые не относятся к этому периоду времени, являются вымышленными. Стилистические архитектурные «зацепки», детали предметов быта а также вид кукол подтверждают информацию о том, что основное время создания Mon Plaisir – 20-е и 30-е годы 18 века. Коллекция пополнялась до смерти княгини более или менее регулярно.
Дом №20. Танцевальный вечер с развлечениями |
Дом №22. Господская спальня |
Оформление интерьера выполнено в переходном стиле от барокко к рококо – стиле регентства, основной чертой которого являются ленточные орнаменты. Миниатюрная мебель по стилю принадлежит к барокко. Можно обнаружить также и рокайли – элементы в виде ракушек, которые относятся к стилю рококо.
Дом №12. Визит |
Дом №25. Посещение Двора |
Многие миниатюрные изделия из керамики были изготовлены на мануфактурном производстве фаянса в Доротеентале. Эта фабрика была основана в 1715 году и находилась в непосредственной близости от Августенбурга. На некоторых изделиях проставлена дата изготовления, их можно отнести к ранней фазе развития фабрики – до 1735 года. К этому же периоду можно отнести и различную миниатюрную посуду и гончарные изделия из Mon Plaisir.
Дом №2. Ярмарка |
Дом №18. Кухня |
Княгиня Августа стремилась к тому, чтобы в точности отобразить картину жизни маленького тюрингского городка. Для этого, безусловно, требовалось изготовить множество различных миниатюрных деталей. До сих пор неизвестно, сколько именно мастеров трудились по поручению княгини над созданием кукольного города. По некоторым данным, к изготовлению коллекции кукол Августа Доротея привлекала и свой придворный штат, а ее придворные дамы создавали под руководством княгини кукольный гардероб. Возможно, те куклы, которые используются в монастырских сценках, были сделаны в монастыре в Эрфурте.
Дом №7. Скотобойня |
Дом №4. Ткацкий цех. |
Имена мастеров, изготовивших головы куколок, остаются неизвестными. Головы сделаны из воска и детально, исключительно хорошо проработаны. Большинство кукол обладают индивидуальными чертами лиц, и напоминают чьи-то портреты.
Дом №3. Детская комната |
Дом №3. Медвежий танец |
В 1765, через 14 лет после смерти Августы Доротеи, Августенбург был снесен. Коллекция кукольного города Mon plaisir сначала оказалась в доме для сирот в Арнштадте. Впоследствии она стала выставляться в качестве составной части небольшого «собрания редкостей» наряду с другими предметами искусства, экспонатами естественнонаучных коллекций и редкими вещами заинтересованным посетителям за незначительную плату за вход.
Дом №21. Музицирующие дамы |
Дом №21. Музыкальное развлечение |
Кукольным город был расположен не в самом удачном и удобном для посетителей месте, уход за ним практически не велся, и интерес посетителей к нему стал ослабевать. В связи с этим княгиня Мари фон Шварцбург-Зондерсхаузен перевезти Mon plaisir в конце 1881 в замок Neue Palais в Арнштадте. Оттуда коллекция кукол попадала в 1892 в замок в городе Герен в Тюрингии, где она и размещалась вплоть до 1930 года в двух больших помещениях на втором этаже.
Дом №25. Вечер светского общества |
Дом №5. Шляпница |
В 1930 году кукольный город переехал в музей в Арнштадте. 24 мая 1931 года Mon plaisir стал доступен для посещения и является частью экспозиции музея Schlossmuseum.
Дом №22. |
Для того, чтобы коллекция княгини смотрелась более выгодно, миниатюрные дома разделяются, убираются поперечники оконного переплета, а комнаты располагаются на подставках. Однако это не соответствует оригинальному расположению миниатюрных комнат - такому, какое было представлено в замке в Гестерне.
Во время 2-ой мировой войны, приблизительно с 1940, экспонаты музея были эвакуированы из-за опасений перед воздушными налетами и частично распределяются по близлежащим деревням около Арнштадта. В 1947 происходит возобновление коллекции музея. В 1992 году коллекция была основательно отреставрирована.
Сегодня Mon Plaisir со своими 82 сценами из городской жизни и 391 кукольной фигуркой считается во всем мире самой большой и самой обширной коллекцией миниатюрных домов.
Справочная информация:
Схема расположения экспонатов в залах музея Schlossmuseum (залы 1-6) |
Перечень Домов (1-25, соответствует номерации фотографий в статье)), интерьеров и жанровых сцен:
Дом №1: Бельевая, Цех столяра
Дом№2: Ярмарка
Дом №3: Детская комната, Детская комната семьи арапа, Конюшня, Медвежий танец, Крестьянский свадебный поезд
Дом №4: Токарная мастерская, Ткацкий цех, Магазинчик старьевщика
Дом №5:Шляпница, Пивная
Дом №6: Кухня, Мастерская бондаря
Дом №7: Обработка льна, Скотобойня
Дом №8: Сельское хозяйство
Дом №9: Пекарня, Доставка муки
Дом №10: Пригород
Дом №11: Комната художника, Комнатка ученого
Дом №12: Визит, Прием у княгини, Аптека, Мастерская портного
Дом №13: Сад
Дом №14: Молитва монахини-урсулинки, Урок рукоделия в монастыре урсулинок, Трапезная
Дом №15: Урок в монастыре урсулинок, Приемная в монастыре, Монастырская кухня, Нищий у ворот монастыря
Дом № 16: Театральное представление
Дом №17: Католическая церковь
Дом № 18: Кухня, Погреб
Дом №19: Две дамы за игрой, Холостяки, Спальня, Званый вечер, Музыканты
Дом №20: Чтица, Дамское общество, Разговор религиозных деятелей, Дочь в дамском костюме для верховой езды, Спальня горничной, Дама перед зеркалом, Дамы за карточной игрой, Танцевальный вечер с развлечениями, Музыканты в прихожей
Дом №21: Спальня с двумя горничными, Час за кофе, Музыкальное развлечение, Священник навещает больную, За обедом, За игрой, Музицирующие дамы, Кабинет фарфора
Дом №22: Дамское общество, Господская спальня, Дама за туалетным столиком, Парикмахер
Дом №23: Сцена охоты
Дом №24: Бар, Бильярдная, Детская комната, Комната с посудой, Главный кухонный распорядитель
Дом №25: Вечер светского общества, Посещение двора, Почтовое отделение
Автор: Пчеловодова А.А., под ред. Романовой О.Н.
Выражаем благодарность директору музея Schlossmuseum Маттиасу Кляйну за предоставленные материалы и фото (Foto © Detlef Marschall).
Vielen Dank, Herr Klein!
Рубрики: | *** РУКОДЕЛИЕ/кукольные домики |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |