Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси – Ч.6 |
От Алькирии: Продолжаю переводить и публиковать отрывки из книги А.П. Знойка «Міфи Київської землі та події стародавні». Это окончание раздела «Космогония…», глава (далее – перевод авторского текста):
Купала
Едва ли не самой популярной на Украине была богиня Купала с ее всенародным праздником купальской ночи. В Густинской летописи (16 век) Купала трактуется как эллинская (этрусская) Церес: «Купало бяше богъ обілія, якоже у Елінь Церес, єму ж безумнії за обиліє благодареніє приношаху в те время, єгда імяше настати жатва...»
Богиня Церес, защитница знаменитого этрусского города Цере – оплота древней надсредиземноморской мифологии, римская Церера, считалась матерью богов и людей. Она была богинею производительных факторов природы, материнства, брака, имела эпитет «либера» (воля Неба), который свидетельствует ранг небесного божества, равный Зевсу и Юпитеру. Зевс имел эпитет «элевтерос», Юпитер – «либер», а Див (Дий) – «собот». Все эти эпитеты значат «свобода» (то есть «свобода Неба»). Отсюда название Собот – горы, где праздновали торжественные купальские праздники. Римляне отождествляли Церес и фригийскую Кубелю и [15] считали, что ее происхождение, как и этрусков – малоазийское. Языковеды сближают имена Купала и Кибела (правильно – Кубеля). О культе фригийской и троянской богини Кубели в Скифии детально писал Геродот.
Мы хорошо знаем о крепких этнокультурных связях наших предков с Фракией, Битинией и Троей. Придунайские бригги, европейские предки фригийцев, еще до троянской войны переселились в малую Азию, а потом возвратились оттуда. То же случилось и с племенами стримонов (этрускоидов), которые заселяли Битинию. Ведь античные авторы свидетельствуют, что в 7 веке до н. э. в Битинии был впервые построен город Киев. Как будто Кий, друг Геракла, возвратившись из Колхиды, построил город и назвал его своим именем, а жители города назывались кияне. Такие факты нужно изучать, исследуя, как распространялся культ древнерусской Даны в Малой Азии, и распространение культа Кубели из Фриги, Битинии и Трои на берега Днепра. Особенно поражает тождественность и неотличимость всех обрядов и ритуалов на честь Купалы на Днепре и на честь Кубели в Фригии.
Прия – Фрея славянская – Фригия скандинавская
В словаре Вацерада Афродита объясняется как славянская Прия. В народе на Украине память о Прие сохранилась в обрядовых песнях: веснянках и гаивках. Прия – богиня плодоношения, любви, брака и семейного очага. Девушки в играх припевают о сватанье: «Прись, свашка, прись! Прись, любка, прись!» Корень имени богини сохранился в украинских словах «прыязнь» (дружба, хорошее расположение), «спрыяти» (благоПРИятствовать), «прыятэль» (ПРИятель, друг), на санскрите – «при», «приас» - любить, любимый [86]. Прись – это ласковое от Прия-Прися, отсюда Параска, Парасковия, Параскева.
Преследование язычества заставило народ называть свою богиню днем ее праздника – Пятницей. «Параскева» - по-гречески «пятница». Известны нам и христианские – пятницкие – храмы, которые строились около воды и назывались народом на честь Пятницы. Некоторые языковеды и филологи сближают славянское имя Прия или Придиди (великая Прия) с именами Афродита и Фрея. Фрея славянская в Скандинавии была женой высшего бога Одина, днем ее праздника была пятница.
Фрею заимствовали из пантеона Ванов (венедов) из страны Танов – Ванов (венедов). Автор скандинавской хроники 13 века Кнорре Турлесон (умер в 1244) описывает эту страну как территорию Руси, где протекает река Танаис. Эта река, пишет Турлесон, называлась в древности Танаквиль, или Ванаквиль. Первое название означает «река богини Таны», второе – «река Ванов».В описании Турлесона говорится, что Танаис плывет к Черному морю, поэтому есть мнение, что речь идет не о Доне, а о Днепре, в названии которого также вплетено имя Таны-Даны.
Впрочем, главное то, что речь идет о территории Руси. Очень интересным является утверждение, что территория называется Страной Танов (данов – Таналанд) или Сттраной Ванов (венедов – Ваналанд). Ведь всемирная история Помпея Трога в обработке Юстина извещает, что «венедов изгнал из Трои Атенор». Но троянцы же были этрусками, тогда и венеды должны были быть этрускоидами. Это мнение подтверждается фактом, что у первого римского императора – этруска Тарквиния Древнего жена была также этрусского происхождения и звали ее Танаквиль. Как было определено, это имя принадлежало древней богине этрусков. Так много сведений дает сравнение четырех названий: «Танаквиль» - «Ванаквиль», «Таналанд» - «Ваналанд» [87]. Если венеды-ваны пребывали когда-то в Малой Азии (Троя), то возникает вопрос, не набрало ли там название «ванн» присущего этрускам префикса «-и-». Тогда не ваны, а иваны. Происходит ли славянское имя Иван из староеврейского языка, или из языка ванов Надднепрянщины?
Культ Прии на Надднепрянщине был тождественен культу Афродиты в Фригии и Трое. Которые имели с Русью крепкие этнокультурные связи. Прия-Афродита-Фригия была матерью этруска Энея, защитника Трои и предка Ромула и Рема, основателей Рима. Афродита – древняя Лада в Аркадии – была богиней пеласгов (трипольцев на Днепре) и фракийцев. Культы этих богинь за тысячи лет, конечно, получили некоторые отличия, но существовали на Руси и одновременно. Позже культ Лады-Зари уступил место культу При-Даны, богини Воды.
Итак, лишь частично рассмотрев астральный смысл киевского языческого пантеона, мы углубляемся в высокую отечественную культуру, которая возникла намного ранее развитых культур Древней Греции и Рима.
Волос
Один из древнейших богов Руси, который имел также доиндоевропейское название Тур. Волос, или Тур, - это астральное божество, которое символизировалось зодиакальным созвездием Тельца. О древности божеств говорят сами названия. Они существовали уже в 4 тыс. до н. э., когда точка весеннего равноденствия определялась в созвездии Тельца, и это созвездие было главным божеством Восточного Надсредиземноморья и других древних цивилизаций. Имя Тур значит Небо (Тельца), а имя Волос – составная названия Волосожар, где Небо обозначается словом «жар».
Созвездие Тельца имеет на Украине древнее название Волосожар – Небо Волоса. Имя Волос вспоминается в текстах договоров князя Владимира с византийцами. Известны имена бога Волос и Велес. Имя Велес встречается в «Слове о полку Игореве», в чешских памятках 15-16 в.в.
Исследователь славянской мифологии Л.Леже допускал, что происхождение имени Волос-Велес можно связывать с именем скандинавского божества Вольси1.
1 Леже Л. Славянская мифология. – С. 97–99. [88]
Этот вопрос ставил еще и Снегирев, который считал, что Волос образовалось от Vol+ass (сканд.) – вол+бог или же тур+бог1.
1 Снегирев И. Русские простонародные праздники и обряды... – Вып. І. – С.10. [89]
Астральная мифология Руси подтверждает допущение Снегирева. Украинское название созвездия Волосожар, то есть небо бога Вола, всесторонне объясняет происхождение божества. Очевидно, что название можно отнести к эпохе доиндоевропейской общности племен, живших на территории Украины.
С точки зрения древних этнокультурных влияний на Среднем Днепре интересными являются божества Руси, к именам которых добавлялось объяснение «бог». По мнению автора, все эти объяснения давались пастухами «козьего народа», «скорченных костяков» древнеямной культуры.
Так, название Солнца у трипольцев – Да – объяснялось в форме Да-ж-бог. Название Перуна (Стрельца) в этрусков – Стри – получало форму Стри-бог, бог Неба у трипольцев-этрусков Тур (Телец) требовал объяснения: Яр-Тур – Солнце-Тур, или Боготур, позднее превращенное в «богатыр» (богатырь). Двуязычное имя Vоl-аss было создано путем соединения имени бога Вол (Телец) со словом ас, возможно, готского происхождения, потому что у них слово аss обозначало «бог». Это «двуязычное» слово, утвердившись в народе, превратилось в имя бога Волоса. Прошло много веков, прежде чем Волос начал быть «скотьим богом». Во времена Владимира воины Руси, приносящие клятвы Византии именами равных Перуна и Волоса, еще не видели в последнем только лишь «скотьего бога».
Связь с животным миром у этого великого божества была еще с древнейших времен. Так, в Египте во время вступления Солнца в созвездие Тельца совершались торжественные ритуалы со священными животными. Небесный бык Апис всегда был священным. Небо символизировалось изображением коровы. Во время праздника торжественного Молодого Месяца каждое племя в ритуальных процессиях водило животного, свой тотем. На Нижнем Ниле с его буйными пастбищами – быка, в Мендесе – козу и т.д. Возможно, падению Волоса после трех тысячелетий его непоколебимого величия помогла и христианская церковь, назначив святого Власия покровителем скота.
В дохристианскую эпоху – особенно в период, когда созвездие Тельца было главным божеством зодиака (4-3 тыс. до н. э.), Телец-Волос-Тур был грозным владыкой других богов и на Руси уступал только Перуну. В греческих мифах Зевс, укравший Европу, был изображен в виде быка и носил имя Тавриуса, что указывает на культ Тура-Волоса в Северном Надчерноморье, особенно в Таврии, в Крыму.
Вторая часть имени «Минотавр» значит «бык». Время существования Минотавра (чудища из древнегреческого мифа) было периодом упадка культа Тура-Волоса. У финикийцев и халдеев Солнце обожествлялось в виде черного быка. Человеческие жертвы приносились в раскаленных огромных сосудах, которые формой напоминали медных быков. Древние галлы приносили клятвы над медным быком, халдеи и евреи – над золотым тельцом. Кельтская статуя бога Солнца Долихениуса изображала его стоящим на черном быке1. Именно этому грозному богу приносили клятвы воины Руси во время подписания договора с Византией.
Археологические исследования раннего Триполья на Украине обогатили науку сведениями о культе Тура-Волоса в эпоху 5-3 тыс. до н. э., культе, который дожил до времен княжего Киева. Так, в Киеве на Подоле была Турья божница.
Во время раскопок Луки-Врублевецкой на Днестре было найдена печь, которая символизировала Солнце, под которой была спрятана голова быка. В печи сжигались символические жертвы – каменные женские фигурки. Было также найдено погребение каменной бычьей головы и женских фигурок. Своим направление они показывали направление движения к Солнцу (охре). А на одной из найденных голов быка был изображен женский силуэт.
Численное преимущество «бычьей» символики в трипольской пластике указывает на значение культа Тура-Волоса в ту эпоху2. Божество Тура-Волоса находим и у полабских славян: изображение головы быка на щите бога Радегаста. С такими военными щитами наши предки защищали города Черниговщины. Современный город Короп – летописный Погар, по свидетельству уже вспоминавшейся «Истории Черниговской епархии» до пожара носил название Радегаст. Самым торжественным именем Солнца было Яр-Тур (Солнце-Бык). Именно так возвеличивали прославленных князей. «Яр-Туре Всеволоде!» - читаем в «Слове о полку Игореве». Можно сказать, что «Яр-Тур» в своем первобытном значении был богом весеннего солнца3.
1Шеппинг Д. Мифы... – С. 131.
2Бибиков С.Н. Раннетрипольское поселение Лука-Врублевецкая на Днестре. – С. 266–269.
3Шеппинг Д. Мифы... – С. 54. [90]
Таким образом, автором этой книги впервые показана астральная мифология праславян и Древней Руси. Изучение этой мифологии, по нашему глубокому убеждению, не только проясняет, но и позволяет решить некоторые сложные проблемы этногенеза славян. Ведь установлено материалистическую сущность божеств Руси, которая основана на древней астрологии и космогонии. Показано, что праздник рождества – это праздник рождения Вселенной, отождествляемой с зодиаком и рождением великой триады: Солнца, Месяца и Зари, доказано, что Рождество было также праздником этрусков, прародина которых находилась и на территории Руси. Изучение божеств этрусков показало, что праздники Януса в Древнем Риме и Щедрого Вечера на Руси тождественны по своей сути.
Удалось также установить астральную природу и датировать культы таких божеств, как Сварог, Перун, Стрибог, Див, Дана, Лада, Тур, Волос и др., показать, что Стрибог (Стрелец, Сатр) – это бог этрускоидных племен района Карпаты – Днестр – Дунай, объяснить культ Золотого Плуга у скифов, сохранившийся на Украине до наших дней, изучить и датировать праздники Щедрого Вечера и показать их этногенетическое значение.
Достижение древней космогонии объясняется высоким уровнем культуры в эпоху неолита и меди-бронзы (трипольские протогорода с их тысячелетней культурой ярко свидетельствуют об этом), благоприятными условиями для развития и распространения знаний, которые в конечном итоге и создали общие основы астральной идеологии многих племен и народов.
В свете изучения всего материала этногенез протославян связывается з наследием трипольской и древнеямной археологических культур. Таким образом, можно говорить о непрерывности культурно-исторического процесса на Среднем Днепре с 4 тыс. до н. э. Возникла возможность объяснения неразгаданных мест в мифологиях [91] восточно-средиземноморских и европейских народов, датирования и анализа этнокультурных связей, которые влияли на наших предков на протяжении тысячелетий.
От Алькирии: это окончание главы «Космогония, мифология и обряды астрального культа на Руси», но далеко не конец книги. Если читателям интересно, продолжу перевод через несколько дней.
Приятного чтения.
Рубрики: | Обучение/Из разных книг |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |