Коллаж © Елена Савина, «Маркер»
Министерство иностранных дел собирается потратить до 48 млн рублей на покупку устройств для уничтожения бумаг — шредеров. Из-за специальных требований к технике каждый уничтожитель требуемого уровня секретности обойдется в 30 раз дороже, чем аналоги, представленные на российском рынке. Даже коллеги из ФСБ и Минобороны тратят меньше на утилизацию секретных документов.
48 млн рублей на 150 устройств
На сайте госзакупок размещена заявка на поставку уничтожителей бумаг. Заказчик — Министерство иностранных дел — готово заплатить за поставку оборудования 48 млн рублей. Причем шредеры министерству нужны не простые, а повышенной секретности: ее уровень по международной классификации должен быть «не меньше 6*». За сумму чуть менее 50 млн рублей министерство планирует закупить 150 устройств. То есть средняя цена за каждый уничтожитель, даже с учетом интереса поставщика, составит около 300 тыс. рублей за штуку. Хотя на рынке есть устройства того же уровня секретности, но стоящие на порядок дешевле.
На секретности не экономят
В конкурсной документации приведен подробный перечень параметров, которым должны соответствовать закупаемые устройства. Так, шредеры должны разрезать бумагу на кусочки не больше чем 1х1 мм, за раз поглощать не менее восьми листов бумаги, а также справляться с уничтожением степлерных скоб. Кроме того, устройство должно быть небольшим по размеру (объем корзины — не более 75 л), а также иметь «электромагнитный антивандальный замок для блокировки дверцы». Последняя, судя по всему, предназначена для защиты от несанкционированного доступа к измельченным частицам секретных документов.
Столь специфическими параметрами обладает далеко не каждое устройство, причем из представленных на российском рынке лишь считанные единицы могут разрезать бумагу на кусочки 1х1 мм. Стоят такие модели не 300 тыс. рублей, а от 8 тыс. до 12 тыс. рублей. Однако даже они, несмотря на то что соответствуют необходимому уровню секретности, не удовлетворяют некоторым другим параметрам, заявленным в конкурсной документации: например, по количеству одновременно уничтожаемых листов.
В одном из крупных интернет-магазинов офисной техники, где «Маркер» попытался найти подходящий МИДу шредер, сомневаются, что такие вообще существуют. «Чем меньше частицы бумаги после уничтожения, тем меньше листов бумаги можно одновременно загружать в устройство», — рассказала «Маркеру» специалист по продажам Инна. При этом только в этом магазине представлено несколько сотен моделей уничтожителей бумаг, причем с десяток из них может нарезать бумагу даже мельче, чем 1х1 мм.
«Рынок подобных устройств в России не такой уж обширный, поэтому вполне может быть, что подходящих шредеров не окажется, — рассказала «Маркеру» сотрудница МИДа Ольга Колгушкина, ответственная за данный конкурс. — Но время выполнения заказа, указанное в документации, вполне позволяет исполнителю поставить необходимое оборудование из-за рубежа».
Ведомство Сергея Лаврова в 2006 году уже заказывали несколько десятков шредеров. В то время МИД закупал 60 шредеров и готов был потратить не более 4 млн рублей: в среднем министерство было готово заплатить менее 67 тыс. рублей за аппарат по уничтожению бумаг.
Коллеги не отстают
Другие ведомства также заботятся об уничтожении своих документов. Но, как показывает практика, в ФСБ и Минобороны, видимо, не такие «секретные» документы, как в МИДе: требования к закупавшимся «шредерам» по секретности у них ниже, собственно, как и цена.
Так, Минобороны в июне разместило заказ на 19 млн. рублей на поставку 400 уничтожителей бумаг в 3-м и 4-м кварталах 2011 года. Причем 100 из них — это продукция отечественного производства, «БМ-1» (бумагорезательная машина), обеспечивающая высокий уровень секретности (измельчение бумаги до фрагментов не более миллиметра длиной). Остальные 300 устройств — это «технические средства уничтожения бумажных носителей информации», более подробных параметров Минобороны не устанавливало. Еще 8 млн. рублей министерство потратило на уничтожители магнитных носителей информации: дискет и флэшек. То есть в общей сложности министерство потратило на защиту своей информации около 27 млн. рублей.
А в ФСБ максимум готовы были потратить на уничтожители бумаг 29,6 млн. рублей, при этом планировали, согласно конкурсной документации, приобрести 695 шредеров. Победила компания «Артекс Бинд», предложившая поставить устройства за 21,7 млн. рублей. Таким образом, в отличие от МИДа, средняя стоимость шредеров закупленных для ФСБ составила 31.2 тыс. руб. Связаться с компанией не получилось: по указанному телефону расположен магазин.
Закупал в этом году «шредеры» и Минпромторг. Ведомство Виктора Христенко оказалось из общего списка самым экономным: оно заказывало 52 устройства на сумму 3 млн. рублей. Причем полсотни министерству нужны были 4-го уровня секретности, а два — вовсе «несекретные», но зато с возможностью уничтожать одновременно по 70 и 700 листов.











В кабине самолета Н.А. Малинин (отец) и К.Н. Малинин (сын) - летчики-испытатели











































































