-Рубрики

 -Стена

lorella1 lorella1 написал 28.06.2015 21:32:33:
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ,ДОРОГАЯ!!!!!ЗДОРОВЬЯ!СЧАСТЬЯ! МИРА!!!!!
Лариса_Воронина Лариса_Воронина написал 28.06.2015 08:24:00:

Кира, с Днем рождения!!!! Желаю здоровья, побольше радости в жизни и самого большого счастья!!!!!
Юрий_Чернышев Юрий_Чернышев написал 28.06.2014 06:40:01:
С днем рождения!
Natalie_Summer Natalie_Summer написал 28.06.2013 05:52:19:

С Днём Рождения!!!Здоровья,прежде всего,любви и благополучия!
tatyana_leona tatyana_leona написал 13.12.2012 12:25:43:
В восторге от Вашего дневника! Удачи!!!!!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kIrena_Snake

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.12.2010
Записей: 2322
Комментариев: 34441
Написано: 66968


Как правильно прикладываться к иконам. Их цветовое и символическое значение.

Среда, 15 Февраля 2012 г. 12:48 + в цитатник


Слово «икона» с греческого переводится как «образ, изображение». Так как у древних христиан ещё не было канонов образа Спасителя, Божией Матери и святых отцов, иконой считалось любое изображение Иисуса Христа или христианской символики в миниатюрах на камне, кости, росписях настенных катакомб.


Целование икон — это приветствие и выражение любви тому, кто на ней изображён. Веруя в вездесущее Бога, которым Он награждает и святых, мы целуем икону, не сомневаясь, что они сразу принимают нашу любовь. То же самое происходит и в отношении мощей.

Пройдя вглубь церкви, сначала следует приложиться к главной, праздничной иконе (как правило, она стоит по середине, украшенная свежими цветами), затем к наиболее почитаемым святыням храма и Кресту. До этого можно приобрести свечи, чтобы поставить их о здравии и упокоении.

Стоя в очереди, следует подходить к иконе в должном порядке, не спеша и не толкаясь, с чувством глубокого благоговения, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны совершать по дню — земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. В таком же расположении христиане должны подходить к Святому Евангелию, Кресту, мощам, потому что они являются также великими святынями.

Прикладываясь к изображению Спасителя, Божией Матери и святых, не следует целовать их в лик. В Патриаршем чиновнике середины XVII века указывалось, что, прикладываясь к иконам Спасителя, следует целовать в ножку (при поясном изображении — в ручку); Божию Матерь и святых — в ручку; Нерукотворный образ Спасителя и икону Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — в волосы.



На иконе может быть нарисовано несколько священных лиц, но при стечении молящихся или большой очереди, целовать её полагается один раз, дабы не задерживать других, не искушать и тем самым не нарушать благочиния в храме.

Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго(ую)" или "Без числа согреших, Господи, помилуй мя".

Перед иконой Пресвятой Богородицы произносить: "Пресвятая Богородице, спаси нас".

Перед честным Животворящим Крестом Господним читают следующую молитву: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим", с последующим поклоном.

Перед изображением святого: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога о мне грешном (грешной), да простит мне Господь вся прегрешения моя и святыми твоими молитвами сподобит достичь Царствия Небесного».

В последнее время возникла новая «традиция» прикладываться только к рамке иконы, объясняя это своим недостоинством. Однако данная практика не может быть признана православной, поскольку противоречит церковному пониманию сущности иконопочетания. По учению Православной Церкви, икона являет собой Царствие Небесное — мир света, радости и прощения. Акцентируя наше внимание на достоинстве и величии человеческого призвания, напоминает о том, что человек может стать богом по благодати. Именно поэтому христианин, целующий только рамку иконы, невольно отталкивает Самого Господа Прощающего.

Необходимо напомнить, что еретики-иконоборцы поднимали иконы так высоко, что приложиться к полю было невозможно. Христиане, целующие рамку иконы, невольно поддерживают ересь иконоборчества.

Следует также сказать, что не стоит обращать внимания на околоцерковные предрассудки по поводу возможности инфицирования при целовании святынь, многовековая история Церкви не позволяла даже воинствующим атеистам использовать этот «аргумент». В доме Божием никто не заражается, прикасаясь к святыням, принимая Святое Причастие, а наоборот — излечивается от недугов. Ещё наукой было доказано: на иконах нет микробов.

Брезгливость же является одним из проявлений гордости и излечивается временем, тем более, что целование икон — это лишь благочестивый обычай, выражение трепетной любви, а не обязанность.



Кланяясь иконе, мы воздаём уважение Господу, Пречистой Богородице, всем святым. Можно сказать, это похоже на то, как ты целуешь фотографию любимого человека — мамы, папы, бабушки... Целуя руку архиерея, священника, изображающих Христа, мы словно целуем руку Самого Христа.

Хвалебное чествование возводится к изображённому лику. Касаясь святыни, мы способны перейти к живому осознанию собственного недостоинства и надеяться, что её благодатная сила очистит от мучительных страстей и подарит целебную силу. Через подобные действия люди свидетельствуют о величественном Православии.

Никакого для души освящения не приобретут те, кто прикладывается к иконе без искренней веры: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.» (Мф. 15:8-9).

Православное учение всегда воспринимало образ-икону, как святыню через которую люди могут вступить в таинственное общение с изображённым на ней святым. VII Вселенский Собор обосновал иконопочитание: "Честь, воздаваемая образу, возводится к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней". Данным догматом установлено воздавать иконам "почитательное поклонение" и только Единому Богу — Божеское. Прп. Иосиф Волоцкий говорил: "Потому подобает нам образ Божий на иконе почитать и поклоняться ему, как Самому Оному, а не иному".



Мирские люди часто путают икону — образ, указывающий на соединение человека с Богом, с портретом — обычным изображением человеческого образа. Отцы VII Вселенского Собора проводят чёткую грань между этими понятиями: «Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержание обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы выражения, которые и выделяют её из всякого другого рода изображений. Поэтому плоть рисуется существенно иная, чем обычная, тленная плоть человека. Святость не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, она очевидна для телесного зрения».

Икона, в своём идеале, — трезвенная, основанная на духовном опыте передача некой духовной реальности. Например, характерно отсутствие направленного освещения и теней, свет создаёт все формы; особый, невещественный объём фигур и всей композиции; повышенное внимание к сложному, разнообразному внутреннему ритму, линейному и цветовому.

Только благодать есть причина святости изображённого лика, она есть и возможность общения со святым. Икона непосредственно участвует в его святости, через которую мы приобщаемся в молитвенном общении.



Значение иконы в храме велико. Оно органически слилось с Богослужением и Таинствами. Во времена Вселенских Соборов, Церковь ясно осознавала, что в священных изображениях утверждается догмат Боговоплощения.

Икона — это книга о вере. Через, так называемое, "богословие в красках" раскрывается опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом. По церковному установлению, иконописцы должны быть людьми глубоко благочестивыми и особо относиться к стяжанию христианских добродетелей.

Чем чище и выше жизнь верующего человека, тем доступнее его душе язык иконы. В нашем мире, где кругом много греха и соблазна, взгляд на изображение святых способен удержать человека от дурного.

Традиционно иконы сияют золотом и яркими красками. У каждого цвета своё место, своё особое значение:

ЗОЛОТОЙ в системе христианской символики занимает особое место. Золото принесли волхвы родившемуся Спасителю, ковчег Завета древнего Израиля был украшен золотом, спасение и преображение человеческой души также сравнивается с ним. Как самый драгоценный материал на земле, золото служит выражением наиболее ценного в мире духа. Им украшают фон, нимбы святых, сияние вокруг фигуры Христа, одежды Спасителя, Богородицы и ангелов — всё это служит выражением святости и принадлежности к миру вечных ценностей. Золото было всегда дорогим материалом, поэтому часто заменялось другими, семантически близкими цветами: красным, зелёным, жёлтым, охристым.



Почему именно золото? Потому что оно является символом негаснущего сияния, к тому же у молящегося христианина не должно быть никаких ненужных или отвлекающих ассоциаций, как, например, при взгляде на чёрный, зелёный, оранжевый или фиолетовый.

ЗЕЛЁНЫЙ символизирует вечную жизнь и цветение, считается цветом Святого Духа. Он природный и живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зелёным писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь — в сценах Рождества.

ЖЁЛТЫЙ фон наиболее близкий по спектру к золотому, является часто заменой либо напоминанием о нём.

КОРИЧНЕВЫЙ — цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.


БЕЛЫЙ цвет и свет одновременно. Он символизирует чистоту, святость, непорочность, причастность божественному миру. Белым цветом пишутся одежды Христа, например, в композиции "Преображение". "Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить." (Мк. 9:3).


Белому противостоит ЧЁРНЫЙ, не имеющий света и поглощающий все цвета. Чёрный, как и белый, употребляется в иконописи редко, потому что символизирует ад, максимальную удалённость от Бога — источника света. Ад в иконе изображается обычно в виде чёрной зияющей пропасти, бездны, которая разверзается под ногами Воскресшего Христа, стоящего на поломанных вратах. Это хорошо видно на иконе "Воскресение"/"Сошествие во ад".


В композиции "Распятие" под Голгофским крестом обнажается чёрная дыра, здесь видна голова Адама — первого согрешившего человека. Христос же принял все грехи рода человеческого на Себя "смертию смерть поправ", безгрешный, воскрес "...дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет". (1Петр. 2:9).


КРАСНЫЙ делает иконы весьма выразительными, символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих. В русском языке слово "красный" означает "красивый", поэтому красный фон также ассоциировался с нетленной красотой Горнего Иерусалима. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому он стал символом Воскресения — победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников, им сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писался фон в знак торжества вечной жизни.

СИНИЙ и ГОЛУБОЙ цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Голубой считался цветом Пресвятой Богородицы — чистый, небесный, непорочный. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.

Красный и синий часто выступают вместе, их сочетание являет собой природу Спасителя, земную, человеческую, небесную и Божественную. Здесь тайна Боговоплощения, тайна соединения двух миров: тварного и нетварного, ибо Он есть совершенный Бог и совершенный Человек. Цвета одежд Божией Матери те же — красный и синий, но расположены в другом порядке: Небесное и земное в Ней рассматриваются иначе. Если Христос — Первичный Бог, ставший человеком, то она земная женщина, родившая Бога.

Стоит заметить, что в иконописи никогда не использовался СЕРЫЙ цвет. Смешав в себе чёрное и белое, добро и зло, он становился цветом неясности, пустоты, небытия.

Цвет в иконе неразрывно связан со светом. При написании лика, идут от тёмного к светлому. Сначала кладут санкирь (тёмный оливковый цвет), производят вохрение (накладывание охр от тёмной к светлой), затем производится подрумянка и в последнюю очередь пишутся пробела (белильные движки). Постепенное высветление лика показывает действие божественного света, преображающего личность человека. Особенно свет струится из глаз, озаряя весь лик святого. Свет в иконе выражен и через нимбы и через золотой фон. Говорят, икона "умирает", когда в ней исчезает внутренний свет.


Иконы — это богословие и откровение Божие на языке линий и красок. Они вещают людям о существовании и непосредственном присутствии Небесных сил. Силой своей неземной красоты, ведут к познанию Бога, являются источником благодати и устремляют к изображённым ликам благочестивые, молитвенные мысли. Через иконы люди способны общаться с Господом, Матерью Его Пречистой, ангелами, святыми угодниками, просить о ниспослании благодати, молиться за близких и родных, исцеляться от недугов, избавляться от грехов и искушений.
http://missia.od.ua/

Серия сообщений "Иконы":
Часть 1 - Православные иконы
Часть 2 - Державная икона Богородицы
...
Часть 4 - Икона Божией Матери «Смоленская» («Одигитрия»)
Часть 5 - Всех скорбящих Радость
Часть 6 - Как правильно прикладываться к иконам. Их цветовое и символическое значение.
Часть 7 - Как устроить домашний иконостас?
Часть 8 - О почитании икон
Часть 9 - Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Часть 10 - ОБ ИКОНАХ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕЮЩИХ БЛАГОДАТЬ ИСЦЕЛЯТЬ БОЛЕЗНИ И ПОДАВАТЬ ПОМОЩЬ В ДРУГИХ НУЖДАХ И БОЛЕЗНЯХ
Часть 11 - Нерукотворный образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Метки:  

Процитировано 114 раз
Понравилось: 22 пользователям

Время_чая   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 12:56 (ссылка)
Спасибо, Ириша))
Ответить С цитатой В цитатник
eternityRS   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 13:12 (ссылка)
Благодарю Ирочка!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Одуванчик_золотой   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 13:56 (ссылка)
благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Ангелина_Суховей   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 14:09 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
zahariya   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 16:06 (ссылка)
kIrena_Snake, БЛАГО ДАРЮ!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Татьяна_274   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 17:55 (ссылка)
Спасибо, Ирина! С праздником тебя - Сретения Господня!
Сретение (450x360, 90Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Ират   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 18:45 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
KIARA_BEILI   обратиться по имени Спасибо очка ! Среда, 15 Февраля 2012 г. 20:44 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Norka   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 21:21 (ссылка)
Спасибо за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
A_ira   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 21:29 (ссылка)
Спасибо,очень полезные знания.
Ответить С цитатой В цитатник
Nikita08   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 21:36 (ссылка)
Спасибо за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
KaterinaAverian   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 21:51 (ссылка)
Спасибо, нужная информация!!
Ответить С цитатой В цитатник
ufkz1953   обратиться по имени Среда, 15 Февраля 2012 г. 23:14 (ссылка)
благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Olia-Jolia   обратиться по имени Четверг, 16 Февраля 2012 г. 00:42 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
ТанюшкА_5   обратиться по имени Четверг, 16 Февраля 2012 г. 08:05 (ссылка)
Спасибо за информацию)
Ответить С цитатой В цитатник
Radeia   обратиться по имени Четверг, 16 Февраля 2012 г. 10:19 (ссылка)
Очень нужный пост! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
LUADMILA   обратиться по имени Четверг, 16 Февраля 2012 г. 10:29 (ссылка)
Прекрасный пост, нужный и полезный! Спасибо большое! Забираю с благодарностью!
1454 (300x300, 140Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Poloma_A   обратиться по имени Четверг, 16 Февраля 2012 г. 17:32 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Oliyssik   обратиться по имени Четверг, 16 Февраля 2012 г. 20:26 (ссылка)
kIrena_Snake, Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
надюша_з   обратиться по имени Воскресенье, 19 Февраля 2012 г. 01:25 (ссылка)
большое спасибо! эти знания нужны всем.
Ответить С цитатой В цитатник
KiraSamm   обратиться по имени Вторник, 17 Июля 2012 г. 13:41 (ссылка)
Спасибо! Полезная информация!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку