-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в hyaenidae

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 56




Народные русские сказки читаем все вместе. С детьми и родителями. Утром и вечером. Тексты русских сказок читаем всегда и везде. На http://hyaenidae.narod.ru/ - это сборник сказок для детей и взрослых. :) потом переделаю

Истины студента, необходимые для составления отличного резюме

Среда, 22 Сентября 2010 г. 15:26 + в цитатник

Часто можно услышать жалобы на то, что в последнее время не просто найти работу даже людям со средним уровнем профессионализма. Студентам же найти работу незначительно сложнее. Так, например, в объявлении о приеме на работу (в вакансии) можно увидеть в требованиях слова: «студентам не беспокоить», «не студент» и т.п. ограничительные высказывания. Определенная категория работодателей никак не желает брать к себе на работу студентов. А ведь большое количество студентов сильно-пресильно желают работать. Причины у студентов, желающих поработать во время обучения, различны.


Однако не стоит забывать о том, что студенты востребованы, как работники во многих отраслях. Поэтому для любого студента, учащегося важно иметь резюме. Резюме – это текст, который читают сотрудники отделов кадров. По нему они делают первоначальный вывод: подходит им данный сотрудник, написавший резюме, или совершенно не подходит. В связи с этим при составлении резюме необходимо соблюсти несколько простых истин.


Неколько простых истин, необходимых для составления отличного резюме


Одно из требований, которые работодатель очень любит, ценит: краткость. Также, обязательно укажите сверху резюме должность, на которую вы хотите трудоустроиться. На второй план можно поставить честность. Также при написании резюме необходимо учитывать, что множество сотрудников, которые рассматривают резюме, не терпят, когда соискатель значительно умней их. Поэтому резюме должно быть написано в деловом стиле, на том языке, который нужен работодателю.


В резюме необходимо сконцентрироваться только на положительных аспектах вашей личности. Чтобы очеловекообразить ваше резюме, внесите в него незначительный «минус», который однозначно не сможет повлиять на исход вашего трудоустройства. Это покажет работодателю, что вы честный, откровенный человек, именно такой, какой нужен.


В резюме обязательно укажите свое хобби. Но, будьте бдительны, оно должно быть релевантно должности, на которую вы претендуете. Если вы злоупотребляете курением или алкоголем, то, либо бросьте, либо не пишите об этом.


Желаемый уровень заработной платы лучше указать в том пределе, который указан в вакансии, т.е. столько, сколько работодатель готов платить труженику за выполнение его рабочих обязанностей. Не возбраняется снижать притязания на 500-1000 рублей.


Если вы уже имели опыт работы, то укажите это в своем резюме. Однако не стоит, если вы сменили много рабочих мест, указывать больше четырех. Начинайте указывать рабочие места, начиная с последнего, т.е. чем более давно вы работали где-то, тем более ниже оно должно указываться в списке. Укажите, сколько вы зарабатывали, сколько времени проработали, почему уволились, что делали, т.е. то, что входило в ваши должностные обязанности. Если на предыдущих местах вы имели большую заработную плату, чем вам могут предложить на новом месте, лучше, поскромничать.


Если вы не сильно дружите с языком, на котором пишете резюме, то попросите кого-нибудь проверить его на наличие грамматических, синтаксических и других ошибок. Помните: резюме должно читаться легко, так сказать, на одном дыхании.


Ваше резюме, если не оговорено иное, должно помещаться на одном (максимум на двух) листах формата А4.


При написании резюме не используйте экзотических шрифтов, избегайте разноцветного текста.


Также, вероятно, вам потребуется приложить к резюме свою фотографию.


Итак, резюме готово. После того, как вы его отправите, отнесете, либо доставите получателю любым другим возможным способом, удостоверьтесь в том, что резюме получено. Чтобы не терять времени, ведь желающих получить работу много, кто-то сможет оказаться более проворным и удачливым, вам следует разместить (опубликовать, добавить) его на один из сайтов, который предоставляет своим посетителям такую возможность.


Пишем редко, только качественные интересные статьи http://www.liveinternet.ru/users/hyaenidae/

Метки:  

Понравилось: 12 пользователям

Цитата. О пословицах. Гоголь.

Четверг, 09 Апреля 2009 г. 17:48 + в цитатник

В письме «В чем, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность» Гоголь писал: "Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами. Уваженье к ним выразилось многими поговорками: «Пословица недаром молвится», или «Пословица вовек не сломится». Известно, что если сумеешь замкнуть речь ловко прибранной пословицей, то сим объяснишь ее вдруг народу, как бы сама по себе ни была она свыше его понятия."


Метки:  

Первое апреля.

Среда, 01 Апреля 2009 г. 10:04 + в цитатник

Статья от первого апреля об первом апреле

или просто сказка? о короле Карле.



Достоверную родословную первоапрельской традиции отследить достаточно сложно.

В первую очередь это связано с тем, что в разных странах мира встречаются сходные по своим "веселящим" характеристикам дни смеха и юмора, которые отмечаются не только первого апреля.

Обычно в такие дни принято хитро подшучивать над подругами, друзьями, знакомыми. Например, посылая их (используем здесь название широко известной русской народной сказки): "поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что".

Иными словами, понуждая их делать глупые поступки, заставляя выполнять бессмысленные поручения. А после, добродушно рассказав об этом окружающим, вместе с ними - дружно, от души радоваться, смеяться и потешаться над человеком, оказавшимся главным объектом шутки или розыгрыша.

Целый ряд ученых склоняется к версии, что изначально традиция отмечать первое апреля зародилась во Франции, при короле Карле IX(Карл IX занял трон короля Франции в девятилетнем возрасте - 1560 год). Позже, уже из Франции, эта традиция, словно вирус, стремительно распространилась по другим странам, практически целиком поглотив большую часть мира.

К великому сожалению современников конца первого десятилетия начала двадцать первого века, более убедительных доказательств обратного, пока еще не смогла предъявить не одна страна мира, т.е. привести такие аргументы, которые бы единогласно приняли и утвердили остальные, заинтересованные в исключительных правах на копирайт, державы.

Исторические аргументы Франции таковы


Во времена правления Карла IX был издан указ, датируемый 1564 годом, который гласит: что год должен начинаться (приходить) 1 января, а не первого апреля, как это было традиционно принято во Франции, вплоть до самого 1564 года.

После собственноручного подписания королем (по-русски царем) Карлом настоящего указа-предписания, всем было наказано, под страхом существенно повышенного коэффициента ставки налогообложения и значительного утяжеления бремени оброка, отмечать Новый год первого января!

С тех пор - все нормальные люди Франции стали отмечать Новый год первого января. Однако некоторые граждане, особо чтящие древние традиции и свои крепко устоявшиеся консервативные устои продолжали отмечать Новый год по-старому, т.е. первого апреля, совершенно не обращая внимания на всевозможные вычеты, пени и прочие финансовые обременения.

Конечно же, все остальные над ними смеялись, всячески потешались. Все стороны были очень довольны, одинаково и в то же время по-своему счастливы.

С тех пор к первому апрелю честные граждане, ради шутки и веселого издевательства, стали посылать подарки, голубиные поздравительные открытки тем, кто отмечал Новый год по старой традиции и соответственно платил в государственную казну значительно больше средств, нежели остальные добросовестные налогоплательщики.

Если кратко, всех тех, кто отмечал приход Нового года первого апреля, а не первого января, называли "первоапрельскими дураками".

В нашем отечестве один известный вам ученый муж предположил, что данный юридический коллапс с резкой сменой традиционной даты празднования прихода Нового года и его смещения в сторону понижения - на один квартал календарного года, мог произойти из-за ошибки. Либо (что более правдоподобно, зная дальнейшую судьбу, следовательно и силу первоапрельской традиции) довольно смелой шутки писаря пишущего указы за царя-короля, который в дальнейшем лишь подписывал их пером. Или просто заверял ранее записанный писарем текст идентификационной печатью расположенной на пальце руки в виде красивого, дорогого перстня. Оттиск такой печати, в те старые времена, заключал в себе силу бессрочно действующего сертификата электронной цифровой подписи юридического лица, и даже еще больше! Царь при этом зачастую или обычно не утруждал себя читать написанное "за него"(от его Величества лица), либо просто был очень занят.

Следует обратить внимание на то, что король Карл IX на момент подписания этого закона был еще достаточно молод (в тот момент ему было около 14 лет), соответственно менее опытен в подобных делах, нежели другие, более старшие (порою в несколько раз) хозяины трона.

Итак. Сильно наделенный чувством юмора писарь вместо 1 апреля написал 1 января. После чего данный указ был опубликован с помощью тех средств, которые в те далекие времена существовали.

Вероятно, уже после подписания и обнародования вышеупомянутого указа от 1564 года власть в лице предков Карла IX и его массподвижников, дабы привнести в массы рефлекс ответственной серьезности по отношению к своим персонам, и тем самым загладить проявившийся курьез, получивший в народе (по всему миру) столь неизгладимую популярность, технично "замяли" данную веселую историю с писарем (кстати, судьба которого неизвестна до сих пор).

© Михаил. Екатеринбург. 01апреля09года. hyaenidae/blog

Хочешь - верь, хочешь - проверь:

Про первое апреля и короле Франции Карле в Google;

О французском Карле и первом апреле в Яндекс.



Настроение сейчас - первоапрельское
 


Метки:  

09 (девятое) сентября – переломные моменты в педагогике

Вторник, 09 Сентября 2008 г. 00:34 + в цитатник
Девятое сентября прочно закрепилось на территории России, как дата переломных моментов в педагогической деятельности, в детской образовательной системе в целом.

Вот некоторые исторические факты, которые произошли 09 сентября по новому стилю:

9 сентября – день рождения издательства Детская литература.



Этот день можно считать днем рождения широко популярного, известного детского издания: «Детская литература» (Детгиз), которое расположилось на территории центра России - в городе Москве.

Оно было создано в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 9 сентября 1933 года (с того радостного для всей детворы дня прошло ровно 75 лет) на базе детского сектора издательства «Молодая гвардия» и школьного сектора Государственного издательства художественной литературы.
цитата с сайта издательства "детская литература" : http://www.detlit.ru/ist.html
9 сентября 1933 года ЦК ВКП(б) постановил организовать издательство детской литературы на базе выделенных детских секторов издательства «Молодая гвардия» и школьного сектора ГИХЛ. В постановлении «Об издательстве детской литературы» подчеркивалось, что его задачей является приобщение юных читателей к культурным богатствам, накопленным человечеством. Сокровища русской и зарубежной классики, фольклор и литературное наследие братских народов советской страны и лучшие произведения современных авторов — все это должно было стать достоянием маленьких граждан социалистического общества, раздвинуть их духовные горизонты.

День рождения Льва Николаевича Толстого

писателя и педагога-новатора

И конечно, обязательно нужно отметить юбилей (во вторник, девятого сентября 2008 года Льву Николаевичу Толстому исполняется 180 лет) автора многочисленных мировых произведений. Именно в этот день: 9 сентября - по нашему (или 28 августа – по старинке) 1828 года родился замечательный писатель, отличный педагог и добродушный меценат. Лев Николаевич Толстой заслуженно завоевал великую известность в литературе, получил общемировое признание, уважение и любовь бесчисленного количества читателей, писателей и литературоманов.

Именно Толстым Львом Николаевичем впервые за всю историю бытия были созданы сразу несколько десятков школ для самых бедных и обездоленных крестьянских детей. Эти школы он создавал на свои личные сбережения, в результате чего практически разорился, самую лучшую из школ Л.Н. Толстой разместил на территории своей частной собственности - на Ясной Поляне. В этой школе, опять же впервые за всю историю жития человеческого, не били учеников прутьями и палками (до того времени это было общепринятым правилом), а вели диалог на равных – учитель и ученики. Толстой сам очень любил преподавать, ему нравилось учить детей знаниям. Педагогическая деятельность в школах Толстого велась замечательно, чем вызывала непомерную злость и гнев других известных педагогов (даже в других странах) того времени. Однако именно в этих школах вырастали очень способные и грамотные ученики, которые сильно превосходили в развитии, грамотности, интеллектуальных способностях своих сверстников оказавшихся в других учебных заведениях или не учившихся вовсе.

Произведения Л.Н. Толстого уже давно люди во всём мире знают и помнят наизусть, (:)) поэтому мы не станем в очередной раз перечислять их названия и сюжеты.
09 сентября 2008 года дневник: сказки, литература, дети и т.п..

Настроение сейчас - праздничное

Фольклор - устное народное творчество - .doc формат

Среда, 28 Мая 2008 г. 01:22 + в цитатник

Целиком статья под названием Фольклор - устное народное творчество размещённая в данном дневнике, только в формате .doc.

Вложение: 3677040_Folklor.doc


Метки:  

О чём рассказывается в детских русских сказках

Четверг, 06 Марта 2008 г. 07:02 + в цитатник
Часть 1 / первая



ЗАЧИН



Не для кого не секрет, что русских народных сказок очень много, настолько много, что зачастую многие с трудом вспоминают название произведения – в памяти живут лишь запомнившиеся с детства известные фразы и выражения сказочных героев. Бывает и так, что хорошо и отчетливо помнится смысл сказки, её основная мысль, но с трудом вспоминаются действующие лица, то есть персонажи участвующие в сказке. Прочтение данной статьи поможет освежить в памяти призабытые со временем русские сказки.


ПРЕАМБУЛА



В данном кратком обзоре русских народных сказок мы постараемся освежить в нашей памяти любимые и знакомые с детства сказки, которые мы слушали очень-очень давно. И вероятно, бегло ознакомившись с кратким описанием той или иной СКАЗКИ , нам вновь захочется её прочитать. Снова, как и прежде, насладиться незабываемым удивительным сказочным сюжетом, давно забытым, устаревшим, но красивым и непривычным для современности русским языком, с его простыми и удивительно притягательными словоформами в совокупности с неповторимым стилем русской народной сказки.
В данной статье приводится 025 сказок, которые сложил в далеком прошлом великий русский народ. А при возникновении желания можно всегда продолжить чтение на сайте http://hyaenidae.narod.ru/ , который таит в себе удивительное собрание большого наследия русского народа, заключенное в чудесный сборник сказок для детей и взрослых.



В связи с тем, что существует очень много различных пересказов, обработок, редакторских и других изменений в текстах народных русских сказок, в тексте данной статьи будут отмечены те авторы и источники, которые содержат приведенную в ниже информацию. И которая, отражает содержание литературных произведений конкретного сборника сказок, о котором упоминалось выше. Номера ("0хх") в текстах описаний указывают на порядковый номер сказки (главная страница первой части hyaenidae.narod.ru/story1/ ).


ОПИСАНИЯ СКАЗОК





"001" Сказка Арысь - поле из сборника «Народные русские сказки» Александра Николаевича Афанасьева, краткое описание:

Жила девочка со стариком отцом, он женился на злой ведьме. Ведьма невзлюбила свою падчерицу. Девушка (падчерица) женилась, родила ребенка. Ведьма превратила падчерицу в Арысь-поле - чудесное существо, загадочное лесное животное, выгнала в лес, на ее место поставила свою родную дочь. Родного маленького ребенка падчерицы (Арысь-поля) носили в лес, чтобы его кормила мать: Арысь-поле. Отец ребёнка про это узнал, выждал момент и сжег шкурку Арысь-поля, она стала прежней девушкой, рассказала обо всем мужу. За это ведьму и ее дочь наказали.




Байка про тетерева в обработке А.Н. Толстого "002":

Сказка про то как тетерев хотел построить дом, но решил, что одну ночь можно и без дома переночевать.




Русская народная сказка Бобовое зернышко в обработке А.Н. Толстого, "003" сюжет:

Подавился петушок бобовым зёрнышком, курочка побежала за водой. Чтобы получить воды у речки и спасти петушка ей пришлось сбегать к дровосекам, калашникам (люди пекущие калачи), гребенщикам (люди изготовляющие гребни для волос), девушке и липке.

Известная фраза: "Петушок напился, и проскочило зернышко."




Волк и коза сказка из сборника Афанасьева Александра Николаевича «Русские детские сказки».

В лесу живет коза с детками - козлятками в избушке, ходит эта коза на работу, козлята одни остаются. Решил волк - бирюк съесть козлят, в результате живым остался всего один козлёнок. Все-таки козе - матери удалось вынуть из брюха волка съеденных козлят.

"004" Известная всем детям песенка из сказки: "Козлятушки, детушки, Отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, Молока принесла; Бежит молочко по вымечку, Из вымечка на копытечко, С копытечка на сыру землю."




Ворона и рак сказка "005" из сборника Афанасьева А.Н. «Русские детские сказки», содержание:

Поймала ворона рака, рак ей льстил, хвалил, расхваливал. Ворона сглупила - каркнула и отпустила рака.

Старая и поучительная сказанная раком вороне фраза: "Да все же хоть они и хорошие люди, а тебе не ровня. Мне сдается, что разумнее тебя никого нет на свете."




Сказка Гуси - лебеди обработал А.Н. Толстой, "006" краткое содержание:

Родители оставили девочку приглядывать за младшим братцем и ушли на работу. Она не усмотрела за братом, и его унесли гуси-лебеди к бабе-яге. Девочка пошла вызволять брата, пришла к бабе-яге, начала у нее работать. В избушке на курьей ножке жила мышка, она посоветовала девочке поскорей забрать братца и убраться восвояси - не то их баба-яга съест. Девочка с братом убежали в сторону дома, в пути им помогли укрыться от погони гусей-лебедей: печка, яблоня и молочная река, кисельные берега.

Известные сказочные фразы и выражения: "Поешь моего ржаного пирожка.", "Поешь моего простого киселька.", "Поешь моего лесного яблочка."




Дочь и падчерица сказка "007" из сборника Александра Николаевича Афанасьева «Русские детские сказки».

Жила девушка, ее родной отец, и мачеха с дочерью Наташкой. Девушку - падчерицу отвезли в лес, чтобы она там работала, не отвлекалась. Девочка подружилась с мышкой. Ночью пришел медведь, заставил девочку играть в жмурки. Мышка девочке помогла выиграть у медведя стадо коней и воз серебра. Мачеха позавидовала богатству падчерицы, и отправила свою дочь тоже в лес, больше она свою дочь Наташку живой не видела, так как Наташка не подружилась с мышкой и проиграла свою жизнь медведю в жмурки.

Известные фразы и выражения: "Старикову дочь замуж отдадут, а бабиной в кузове косточки привезут.", "Наташка! Наташка! Сладка ль твоя кашка? Дай хоть ложечку!", "Девица, девица! Дай мне ложечку кашки!"




Думы в пересказе М.Л. Михайлова:

Лиса и журавль попали в яму, выкопанную охотником. Лиса бегает суетится, не знает, что ей делать, журавль спокоен - он ест корм. Когда пришел мужик-охотник журавль притворился мертвым, обхитрил мужика, избежал смерти. Лисе пришлось отвечать перед охотником за двоих - и за себя и за журавля.

Сказка "008" имеет следующие известные фразы: "У меня тысяча, тысяча, тысяча думушек!", "А у меня одна дума была!"




Журавль и цапля, сборник «Русские детские сказки», А.Н. Афанасьева, описание сюжета "009":

Живут на болоте журавль и цапля, по очереди ходят друг к другу свататься: жениться и замуж приглашают.

Сказка имеет следующую известную фразу: "Вот так-то и ходят они по сю пору один к другому свататься, да никак не женятся."




Зайцы и лягушки пересказал русскую сказку Лев Николаевич Толстой, "010" содержание:

Собрались зайцы и решили от худой жизни утопиться в озере, но увидев лягушек передумали.




Заяц - хваста в обработке А.Н. Толстого, описание:

Жил-был в лесу заяц-хваста, он очень любил хвастаться перед другими животными, зайцами. Ворона про это прознала, наказала зайца за хвастовство. Спустя некоторое время этот заяц спас ворону от собак. За что получил поощрение от вороны.

Известная фраза "011" произведения: "Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!"




Звери в яме сказка в обработке А.Н. Толстого:

Курочка испугалась града, и побежала, стала всех пугать и ужас наводить. Как результат шесть зверей упали в яму: курочка, петушок, заяц, лиса, волк, медведь. Лиса обманула и съела их всех по очереди. Спасла лису от смерти в яме птичка-синичка.

Известные фразы сказки "012": "Лиса-олисава — имечко хорошее.", "Чем, лисанька, лакомишься? - Кишочки свои достаю и ем."




Зимовье зверей из сборника «Русские детские сказки» А.Н. Афанасьева, краткое описание и персонажи "013":

Пошли несколько животных, а именно - бык, баран, свинья, гусь, петух от зимы лета искать. Ходили эти звери и искали от зимы лета. Один бык построил себе избушку. Холодной зимой баран, свинья, гусь и петух вынудили быка впустить их всех к себе в избушку. Лиса подговорила волка и медведя напасть на жилье и съесть зверей. В итоге медведя побили, а лиса и волк просто убежали.

Известная фраза: "Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть была!"




"014" Краткое описание русской сказки: Как лиса училась летать в обработке А.Н. Толстого:

Журавль учит лису летать, садит на себя, поднимается в небо и скидывает ее с высоты птичьего полета на землю.




Сказка Коза - дереза обработка А.Н. Толстого, "015" краткое содержание:

Коза была очень всем недовольна, дошло до того, что старик избил ее и решил зарезать козу ножом, но она смогла убежать в лес. В лесу коза-дереза забрала у зайчика избушку и стала жить в ней. Разобраться с козой зайцу помог петух.




"016" Сказка Колобок в обработке А.Н. Толстого, кратко сюжет:

Старуха испекла для старика колобок, колобок убежал от них. Также убежал от животных: зайца, волка, медведя. От лисы убежать колобок не смог.

Известная старая песенка колобка, содержит слова: "Я колобок, колобок", "Я от дедушки ушел," и т.д.




Народная русская сказка Кот и лиса в обработке А.Н. Толстого, ( hyaenidae.narod.ru/story1/013.html ) описание:

Мужик выбросил кота из дому, выбросил его в лес. Кот нашел себе жилье в лесу, познакомился с лисой, назвал свое имя: Котофей Иванович и сказал, что отныне он воевода этих мест. Лиса и кот поженились, лиса стала его кормить и ублажать. Рассказала про мужа-кота разные страсти волку и медведю, они решили его увидеть. В результате медведь и волк были физически наказаны, стали бояться и кормить кота с лисой.

Знакомые фразы произведения "017": "Сколько лет живу в лесу, такого зверя не видывала!", "Невелик, да прожорлив!"




Кот - серый лоб, козёл да баран, сказку "018" обработал Толстой Алексей Николаевич, описание:

Жили кот, козёл и баран. Кот проказничал его за это били люди. Коту стало обидно, он наврал барану и козлу, что их тоже будут бить, и подговорил их на побег. Ночью они познакомились с медведем, на них четверых напало восемь волков. Пока медведь дрался с волками, кот, баран и козёл убежали в лес, забрались на дерево. Потом коту удалось обмануть и испугать волков обратив их в бегство.




Кочеток и курочка, сказку обработал Толстой А.Н. "019":

Курочка с кочетком (петушком) играли, играли, он ей выбил случайно глаз орехом. Бояре стали разбираться кто виноват: кочеток, орешня (дерево), козы, пастухи, хозяйка, свинья, в итоге виновником оказался голодный волк съевший поросенка.




"020" Кузьма Скоробогатый обработал Алексей Николаевич Толстой.

Мужичок Кузьма Скоробогатый живет в лесу, он очень беден. Поймал он лису, лиса уговорила ее отпустить и кормить, за это она ему помогает. От его имени обманом привела к царю сорок волков, сорок черных медведей, сорок сороков куниц и соболей. Сосватала царскую дочь за Кузьму Скоробогатого. Хитростью дала завладеть Кузьме Скоробогатому всем имуществом Змея Горыныча и убить его. Кузьма Скоробогатый с женой - царевной каждый день кормят в знак благодарности лисичку.

Известная фраза: "Едет грозный царь Огонь да царица Молоньица, все жгут и палят."




Лев, щука и человек в обработке Толстого А.Н. , "021" описание:

Щука сказала льву, что боится человека, лев решил человека съесть, пошел его искать. Льва обманули мальчик и старичок, солдат ранил льва из ружья в пасть и отрубил ухо. Лев согласился с щукой, что человек хитер, что его нужно бояться.




"022" Сказку Лиса и дрозд обработал А.Н. Толстой, резюме сказки:

Дрозд живет на дереве, воспитывает своих маленьких птенцов. Лисичка использует родительские чувства дрозда, т.е. страшает его тем, что срубит дерево хвостом и съест его детей. Дрозд всячески ублажает лисьи прихоти, в конце-концов натравливает на нее собак, лиса от них убежала, и решила отомстить своему хвосту за то, что он мешал ей уходить от погони. Отдала свой хвост на растерзание собакам.

Известная и любимая фраза лисы из сказки: "Нате, собаки, ешьте мой хвост!"




Лиса и журавль в обработке А.Н. Толстого.

Сказка Лиса и журавль ходили друг другу в гости покушать. Однажды лиса оставила журавля голодного - пожалела еды, позже журавль отомстил лисе тем же.

Известная фраза сказки "023": Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!




Сказка Лиса и заяц в обработке А.Н. Толстого "024":

У лисы избушка ледяная, у зайца - лубяная. Весной лиса хитростью выгнала зайчика из его жилья. Зайцу пытались безрезультатно помочь: собака, медведь, бык. Помог зайцу петух: убил лису, и они вдвоем (петух и заяц) стали жить в лубяной избе.

Известные фразы сказки: "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!"




Лиса и козел, пересказ К.Д. Ушинского "025":

Лиса случайно упала в колодец, случайно проходил рядом козёл, лисичка сманила его спрыгнуть в колодец, козел спрыгнул и лиса с помощью него выбралась наружу.


ПОЯСНЕНИЯ



Описание сказок взято с главной страницы ( hyaenidae.narod.ru/story1 ) первой части сказочного сборника, которая содержит русские народные сказки для детей о волшебстве, про животных и другие, тексты которых с упоением читают многие взрослые, а изредка и довольно пожилые люди из совершенно разных “уголков” планеты земля.

Фольклор - устное народное творчество

Среда, 16 Января 2008 г. 20:24 + в цитатник
Устное народное творчество, народное искусство слова называется фольклором, за рубежом его называют ещё – народные знания либо народная мудрость. Фольклором называют словесное искусство, которое включает в себя пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и пр.

Произведения устного народного творчества возникли в далёкой древности, но и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая и не осознавая этого (поём частушки, рассказываем анекдоты, читаем сказки, загадываем загадки, говорим поговорки, поём народные песни, повторяем скороговорки и многое другое).

Народные скороговорки, песни, загадки, сказки, пословицы используют в своей речи взрослые люди и дети, подрастающая молодёжь и люди старческого возраста. Но мало кто явно представляет себе каким образом зарождается, живёт и существует устно-поэтическое народное творчество, и тем более ещё меньшее количество людей отдаёт себе отчет в ценности фольклора и знаком с его историей.

Ранее уже было замечено, что своё начало фольклор берет в глубочайшей древности. Он зарождался и следовательно возник, когда большинство человечества ещё не имело письменности, а если и имело, то было уделом единиц – образованных гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, других формах фольклора люди изначально выражали свои чувства, затем запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и как результат сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах (головах) своих будущих потомков.

Жизнь всегда была нелегка для большинства людей, таковой она и остаётся, так неизбежно будет всегда. Многим приходится тяжко, рутинно работать, зарабатывая себе лишь на малый хлеб, на сносное существование своё и своих близких. И люди издавна заприметили, что нужно отвлекать себя, окружающих, коллег по несчастью от каждодневно выполняемых трудов чем либо весёлым, либо отвлекающим внимание от злободневных будней и невыносимых условий тяжкого и низкооплачиваемого труда.

В современном мире нашего времени это место занимают всем известные средства общения, например знаменитая Аська, другие общеизвестные и популярные ресурсы, программы и прочее. А в былые времена, когда не было ещё современного прогресса, это были песни. Например, отдыхающий, либо шибко удачно работающий, М. Горький путешествуя по Руси записал слова знаменитой песни «Дубинушка»:
И эх-ма, бра-атцы, дюже жарко,
И эх-ма, никому-то нас не жалко!
О-ой, ду-бинушка,
У-ухнем!

А в ещё более древнем времени, когда люди не знали кого винить в своих несчастьях, были не образованными и даже не умели объяснять явления природы, они - первобытные люди верили в разных чудовищ, злых духов, различных нечистых. Они боялись их в голос обвинять в своём тяжёлом положении и старались задобрить их, умилостивить разными дарами, подарками, а у кого было нечем – словами и мыслями. Так и появились многочисленные обрядовые песни и заклинания. С ними наши далёкие предки радостно встречали весну, провожали лето, со страхом ждали зиму, и постоянно милостиво просили природу, наивно полагая, что это поможет им получить хороший урожай и выжить в суровое зимнее время.

Накопленный сельскохозяйственный опыт и добротная техника привели к тому, что старинные народные обрядовые песни утеряли своё изначальное магическое значение. Теперь они сохраняются среди народа как лирические, игровые, развлекательные. Но до сих пор первобытный страх, бессилие и заложенная на генетическом уровне наследственность отражается и в конце зимы, и при наступлении весны, в другие временные климатические отрезки, различными празднествами и весёлыми гуляниями.

В старые, но не первобытные времена, когда человек стал более сильным перед природой, он сразу стал одержим врагами и битвами за территории, предполагая, что это даст ему заветное счастье. В эти времена, времена великих предводителей и храбрых воинов, слагались, то ли как реклама, то ли в знак уважения многие песни о подвигах и могуществе воинов, их жизни, громких победах в битвах. Эти восхваляющие песни впоследствии получили название героические песни. По мере сложения и накопления этих произведений они соединялись певцами на основе определенного сюжета в эпос, восхваляющий подвиги героев. Так возникли поэмы «Одиссея», «Илиада» у Гомера, французская «Песнь о Роланде», немецкая «Песнь о Нибелунгах», многие русские былины и многие другие произведения разных стран и народов. Часто в них восхвалялись не только военные подвиги, одновременно с этим велась и образовательная деятельность, т.е. передача накопленного опыта – как правильно возделывать землю, строить жильё, как человек научился добывать огонь, как ловить животных… и многая другая полезная информация была заложена в этих песнях и сказаниях.

Народные сказки тоже пустили свои корни в глубокой древности. В них ярко отразились мечты человека о победе над силами природы, наблюдения людей за жизнедеятельностью животных и организмов, их представления об окружающем мире – о мире наполненном неведомыми опасностями и невероятными чудесами, о непонятном и от этого ещё более страшном и ужасном неведомом мироздании и его закономерностях. Велись попытки объяснить явления природы: это сказки о Морозе, Ветре, Солнце, Хозяйке леса, о бессмертных духах – помощниках и врагах человека. Всегда, из спокон веков люди видя летающих насекомых, с завистью наблюдая за парящими в высоте птицами мечтали летать по воздуху и эти желания отразились в легенде о Фаэтоне, Дедале и его покойном сыне Икаре, в сказках о «ковре-самолёте», русской сказке «Летучий корабль» и т.д.

Никто уже, к сожалению, не узнает имён тех далёких творцов, сложивших замечательные сказки, занятные загадки, народные песни, нравоучительные пословицы и поговорки живущие уже на протяжении многих веков. Единственное что мы можем с уверенностью говорить, что автор фольклора вечно живой и развивающийся поэт, имя которого НАРОД. Именно народу мы обязаны в сохранении и совершенствовании всех народных сокровищ поэзии.

Живя вне времени, переходя от пращуров к потомкам, от одного сказочника, поэта, певца к другому, фольклорные произведения обогащались чертами современного мировоззрения, новыми чертами быта. В наше время продолжают жить уже обновленные древние сказки, а наряду с ними возникают (и всегда возникали) новые песни, анекдоты, рассказы, заговоры, пословицы, загадки и т.п. И вполне вероятно рождаются легенды, которые впоследствии будут считаться мифами.

Если взять весь мировой фольклор разных народов, и соединить воедино, то мы получим своеобразный достоверный исторический документ, прошедший свой многовековой путь и сохранившийся по ныне, вопреки эпохам, мировоззрениям, и влияниям со стороны заинтересованных в этом лиц и организаций. Эпические поэмы, сказки, песни, пословицы, анекдоты говорят нам об отношении народа к разным историческим деятелям, разным чинам, различным событиям. Они часто характеризуют такие стороны жизни различных слоёв общества, которые по понятным причинам не нашли и не сохранились в письменных документах, либо были позднее корыстно уничтожены во избежание позора и сокрытии неприятной правды.

Созданный народом фольклор раскрывает философию народа, его неугасающую со временем веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Извечные идеи фольклора для творчества всех без исключения народов, но в то же время каждый народ выражает общие идеи в своих национальных формах, складывавшиеся веками и отражающие особенности быта и его истории. Например, герой русских народных сказок Иванушка-дурачок, Емеля, персонажи народного театра русский Петрушка или Итальянский Пульчинелло всегда одерживают победу над своими врагами, важными чинами и званиями, зачастую побеждают даже саму, казалось бы, непобедимую смерть.

Огромное богатство представляемых образов, разнообразие изобразительных средств, выразительность языка, лаконизм – вот отличительные качества народного творчества. Так как даже очень умелый писатель не в состоянии поравняться с многообразной и разносторонней народной фантазией, и количеством разнообразных словес и их удачными хитросплетениями отточенными в веках. Шибко велико художественное и эстетическое значение фольклора.

Фольклор, его художественное совершенство, значительность содержательных форм, как мёдом привлекает к себе многочисленных композиторов, художников и писателей. Многим удалось вписать себя в историю своевременно и грамотно использовав фольклор в своих произведениях, бесплатно заимствуя и учась у народа художественному мастерству, не измеряемому опыту, количеству и качеству фантазии. Многим известны имена мастеров пера выросшие на подготовленной веками почве фольклора. Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте на основе легенд создал своего бессмертного «Фауста», а датский сказочник Ганс Христиан Андерсен пересказал детям и взрослым много народных сказок. Любили обращаться к бескорыстной помощи фольклора и русские писатели А.С. Пушкин, В.В. Маяковский, Максим Горький, Н.А. Некрасов и другие (очень многие).

Во времена, когда было трудно с письменностью, фольклор жил и передавался только в устной форме. Заимевшая образование Европа стала собирать и тщательно записывать фольклор примерно 350 лет назад, а изучать его стали еще позже – аж в конце XVIII века. Однако за последние 200 с небольшим лет успели опубликовать без сомнения замечательные книги. Такими книгами являются сборник немецких сказок братьев Гримм, и замечательный сборник русских народных сказок А.Н. Афанасьева, известный сборник русских народных пословиц Владимира Даля, множественные издания песен разных народов, собрания поговорок и загадок, анекдотов, заговоров и т.п.

В наши дни представлены отдельными книгами (за деньги), и сайтами (бесплатно), сборники сказок, сборники пословиц, поговорок, загадок, сказок разных народов мира. Появляются и живут разные фольклорные сборники произведений как печатные, так и цифровые: книжки для малышей, интересные сборники сказок, которые с удовольствие читают и взрослые и дети, песенники, коллекции анекдотов, былин, а бывает, выходят и научные издания.



Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Роль мыши в русском народном творчестве, в сказках.

Суббота, 15 Декабря 2007 г. 11:53 + в цитатник
Вот практически и наступает новый 2008 год. 2008год, если верить китайскому календарю, будет годом жёлтой (золотой) земляной мыши или крысы, кому что более симпатично. Это также как драконы, которые в разных странах, имеют некоторые различные внешние сходства, и у каждого народа есть свои, драконы, деды морозы (в Америке и у англичан это Санта-Клаус, если величать по нашенски, по простому, то просто Святой Николай. В Италии - Бабо Натале; в Колумбии Вы обнаружите - Папу Каскуала; во Франции напротив - Пэр Ноэля; в Бразилии мы встречали Пай Натала, у чехов обыкновенный - Микулаш; в Германии существует бог Водан; а в Камбодже радует детей и взрослых дед Жар, много их разных, различных ориентаций), у кого-то имеется красивая девушка снегурочка, а у кого-то гномы за место неё, каждому своё. Лично мы предпочитаем снегурочку, а не гномов. И выбор наш пал на мышь (а не на крысу). Поэтому и речь пойдет исключительно о мыши и о том, как её образ используется со времён древней Руси и до наших дней в творчестве народа, в фольклоре, в русских народных сказках.

Для начала, кратко изложу некоторые страны и их отношение к мыши (крысе), о том как относятся к этому живому существу. Например, на Востоке к мышам относятся с очень большим уважением, можно сказать с любовью. Когда жители Востока видят мышь или крысу они с трепетом приветствуют её, а не кричат и не забираются повыше, как почему-то принято в России. В Японии изображение мыши выступает в роли спутницы бога счастья, в Индии крыса служит символом ездового животного бога Ганеши. В Китае, если в доме или во дворе не было мышей, тамошние жители считали дурным знаком, а в Южном Китае Мыши приписывается роль героя, который принес людям рис. Также считается что, когда крыса или мышь грызёт - это 'она считает деньги'.

А какая же роль была отведена мыши в нашей отчизне? Вот это я и попытаюсь выяснить проведя тщательный анализ, в бессомненно дающим объективную картину сегменте народного творчества появившемся в незапамятные времена и дошедший до наших дней практически в неизмененном виде, а именно русских народных сказок. Анализ был проведён благодаря всем нам хорошо известному сайту 'Все русские народные сказки о животных, волшебные, бытовые. Для детей и взрослых', на http://hyaenidae.narod.ru/. Данные выводы не являются окончательными, так как исследование было проведено лишь по части сказок, от общего числа, суммарное количество которых составило 300 экземпляров. Число в 300 русских народных сказок экспертная группа посчитала приемлемым и способное дать чёткий ответ на вопрос об отношении людей русских к мыши, и способное выявить её роль в эволюционной жизни нашего государства.




Примечание: Далее, для простоты и удобства, русская народная сказка перед названием её писаться не будет, а будет присутствовать лишь её название. Также слово мышь (или мышка) будет писаться по возможности наиболее редко, так как речь пойдёт далее лишь об ней: об мышке, реже об мыше.



"Курочка, мышка и тетерев" - речь идёт о том, что мышка и её лучший друг тетерев были очень ленивые, ничего не хотели делать, а бедная курочка всюду бегала, кормила, поила их, по матерински нежно заботилась и лелеяла этих двух ленивых персонажей.

+ "Терем мышки" из сборника А.Н. Афанасьева 'Русские детские сказки' - описывается как мышка-норушка нашла себе жильё, которым послужил лошадиный остов, она впустила к себе много квартирантов, жили они дружно, весело. Правда конец истории печален, и для мышки-норушки и для всех её постояльцев - их настигла лютая смерть, от не рук, а другого медвежьего места.

+ Русская народная сказка "Теремок" в обработке А.Н. Толстого, а здесь мы видим, что уже мышка-погрызуха выступает в роли нанимателя жилья, (то есть приходит и просится пожить, её с радостью пускают), квартирой для героев служит горшок. Конечный результат этой истории так же трагичен, как и в предыдущем случае.

+ "Терем мухи" из сборника А.Н. Афанасьева который имеет название 'Народные русские сказки'. В этой старой сказке история, как две капли воды похожа на две предыдущие, но персонаж именуется здесь как: мышь - из-за угла хмыстень (правда и персонажи немного отличаются). Раз уж получилось - одна сказка может повторяться и перерабатываться много раз, для разных возрастов, для разного времени. Что ж поделаешь, мы же стремимся к объективности, и беспристрастно относимся к истории нашей горячо любимой отчизне матушке родине.

+ В истории "Дочь и падчерица" http://hyaenidae.narod.ru/story1/045.html повествуется о том, как хорошей и доброй девушке, которую хотели сгубить собственные родители (её родной папочка по указке мачехи) чужими руками, спасла жизнь бедной девочке маленькая мышка, всего лишь за ложечку кашки. Вот так немного может стоить человеческая жизнь, о чём и идёт речь в сказке. Мышка играет здесь роль спасительницы, но и даётся недвусмысленный намёк - что нужно и её хотя бы изредка подкармливать - она тоже кушать хочет, она ведь живая. Правда и мышка в ответ делает дела очень сильно добрые.

+ "У страха глаза велики". Здесь мышка-норушка помогает старенькой бабушке и её несовершеннолетней внученьке делать хозяйственные дела - помогает носить им воду. Молодец мышка со своей подружкой курочкой, не то что мужички некоторые.

+ В произведении "Про мышь зубастую да про воробья богатого" мышь перед нами предстаёт немного в другом ракурсе - она схитрила и обидела воробья на зерно, уворовав у него его законную часть. Воробей был слаб перед мышью и даже его друзья птицы не смогли управиться с удалой мышкою. Также она нанесла увечья воробью, вследствие чего тот подал на мышь подпольную в суд, и с большим трудом его выиграл. Но как это часто и бывает даже король Лев и его вердикт не вернул воробью ничего, да и мышь тоже ушла от правосудия ударившись в бега и грамотно избегая наказания. Одним словом хорошо отделалась мышь, хотя кашу заварила не слабую. Иными словами видим мы здесь мудрую, хитрющую и продуманную мышь мошенницу.

+ А в истории про "Яичко" (hyaenidae.narod.ru/story2/058.html) мышке удаётся сделать невозможное, она превзошла даже мудрых по возрасту людей - старичка со старушкою. В итоге почему то все стали печалиться и плакать, видимо от осознания собственной значимости в этом мире. Здесь мышка предстаёт сильной.

+ В русской народной сказке "Гуси - лебеди" (http://hyaenidae.narod.ru/story1/041.html) мышка снова спасает девочку, да ещё и не одну, а вместе с её братцем. Спасает она опять же за малое вознаграждение в виде кашки, но делает большое добро для этих двух молодых людей - она спасает их от самой бабы-яги и её верных слуг - злых презлых гусей-лебедей. Снова мышка молодец, спасительница жизней.

+ В сказке "Курочка" из сборника А.Н. Афанасьева 'Народные русские сказки' - тут всё банально. Мышка разбила яичко, все очень расстроились, печалились, горевали и долго плакали, много чего поважнее яичка попортили и изломали. Мышь здесь выступает в роли персонажа, который якобы (по мнению других) очень сильно виноват. Если кратко то эта сказка дуракам посвящается, а мышка следовательно их главный разоблачитель.

+ Всем нам хорошо известна история "Репка" в которой мышка спасла всех от голодной смерти: помогла вытянуть вкусную овощ-репку, без неё не как не получалось. Хоть и маленькая, а всё таки помощь большую принесла, и многих от трудов тяжких избавила. Сильная мышка и снова спасает людей, но теперь уже от голода.

+ "Несмеяна - царевна". Мышка-стрижка уже вместе с жуком и рыбой сомом, за денежку каждому помогли бедному работнику добиться небывалого - влёгкую, ничего не делая стать супругом великой и обеспеченной царевны. Вот так мышка-стрижка помогла разбогатеть нашему земляку, ничего (ни денег, ни жилья) за душой не имеющему человеку, стать великим царём практически, жить безбедно, хорошо, сыто.

+ В сказке "Елена Премудрая" (http://hyaenidae.narod.ru/story3/162.html) мышка появляется единожды - в неё превращается чёрт, в самую последнюю минуту и с последней попытки, ему всё-таки удаётся помочь очень бедному деньгами и не богатого разумом солдату, который посмел надругаться над спящей королевной, заполучить завидную, необычайно красивую, но очень редкую и хитрую невесту - Елену Премудрую себе в жёны. Солдат здесь не только получил себе хорошую супругу, но и в придачу, спас свою дурную голову от казни топором.

+ В истории "Про одного солдата" (hyaenidae.narod.ru/story3/154.html) повествуется о том, как один солдат заработал за три года три копейки, по пути одну отдал за просто так мышке, другие тоже раздал. Сказка эта про глупого солдата - до дому он чуть ли не голышом дошел в результате, всё раздал-раздарил, да поразбрасывал по пути. Доля у него видимо такая.

+ "Сказка кот и лиса" в этом произведении народного фольклора мыши занимают нишу еды в пищевой цепочке мироздания. Ими питается кот. В итоге из-за этого не поздоровилось даже волку, да и медведю перепало - тоже не легко пришлось. Так что можно сказать мыши здесь сыграли большую роль, но уже для кота, который стал слишком сыто жить после произошедших событий, и как следствие перестал изъедать мышей. Вывод мыши помогли и коту и себе поровну.

+ В народной сказке "О Ваське-Муське" снова кот истребляет мышей, и крыс иже с ними. Опять же, забрав мышиные орудия труда, кот разбогател очень сильно. Мыши ценой собственной жизни обогатили кота, дали ему богатство.

+ "Большой дом из одного кирпичика" - здесь мышам больше повезло, они все остались живы, но кот сибирский натворил дел много нехороших.

+ В русской народной сказке "Волшебное кольцо" перед нами предстаёт целое мышиное государство. Снова мыши ценой своих многочисленных жизней спасли человеческую жизнь по имени Мартынка. Хотя снова необходимо отметить, что в роли губителя мышиных душ выступил кот Васька. Снова мыши молодцы, большинство посмертно правда.

+ История "Медведь, собака и кошка" (http://hyaenidae.narod.ru/story5/274.html) показывает нам, что снова человек не желающий губить мышиные жизни своими руками, наказывает кота, на которого и возложил эти обязанности. В целом интересная сказка, хоть мыши в ней и встречаются мельком.

+ В сказке "Финист - ясный сокол" рассказывается о том как уже Марьюшке (человеку-девушке) помогает баба-яга, а мыши: то ли напугать её хотели, то ли напасть массово да съесть неизвестно, как всегда кто то вмешался, на этот раз это был серый волк. Только благодаря этому волку мы и не можем знать чем бы всё обернулось, и что могло произойти в этой интересной истории, возможно мыши тоже хотели Марьюшке помочь, да не успели.



Итак, делаем вывод: да мыши встречаются в русском народном фольклоре достаточно часто, мы не без труда обнаружили 19 сказок, конечно это кажется мало. Путём математических расчётов проведённых в уме получаем примерно 6% от общего количества равного трёмстам, и таким образом, следуя логике, мышь упоминается в среднем практически в каждой 16 русской народной сказке, и в подавляющем большинстве делает добро великое для других, часто помогает спасти жизнь, разбогатеть (и это неопровержимо доказано), то есть положительный персонаж мышка. А значит её любили и почитали, ну или во всяком случае не слишком сердиты были на неё люди прежних времён. Об крысах же мы сумели отыскать упоминание всего в двух-трёх сказках, и решили обделить их в их же собственной рекламе.


Дополнительно о мышах и крысах можно прочитать в статье: ''Статья про мышей и крыс. Про жизнь грызунов''. Она расположена в аккурат под этой статьёй. В статье описывается реальная жизнь этих животных, то есть не сказочная, не отраженная в народном творчестве, а земная и настоящая. Описывается какие неприятности могут принести мыши и крысы.



Также орг-комитет посчитал необходимым персонально отметить следующий факт: бывают случаи, когда упоминается не только об животном - мышке, а также и о под мышке, которая находится у каждого человека в промежутке между плечом и грудью, она скрыта в большинстве случаев от посторонних глаз, заметить под мышку у других людей достаточно сложно в обычных условиях. В основном все люди имеют по две под мышки, в редчайших случаях по одной, три же под мышки является чудом и заслуживает всеобщего внимания и удивления. Летучие же мыши в проанализированных сказках нами не обнаружены. Компьютерных же мышей, которых Вы держите в руках, в те времена ещё не существовало, но исходя из настоящего времени, они несомненно, хоть и являются искусственными, и имеющими отдаленную схожесть с мышами обыкновенными (живыми), но всё таки приносят очень ощутимую пользу, облегчают очень жизнь и привносят удобства.

Все описанные и многие другие сказки Вы можете прочитать на сайте: ''Все русские народные сказки о животных, волшебные, бытовые. Для детей и взрослых'' на http://hyaenidae.narod.ru/
автор, всего этого дядя Миша по фамилии Толстиков отца Владимира.

Статья про мышей и крыс. Про жизнь грызунов.

Суббота, 15 Декабря 2007 г. 11:47 + в цитатник
Началу 2008 года посвящается




2008год это год мыши (крысы). Что же мы знаем об этих удивительных животных? Чего следует ждать во времена благоприятные для мышей и крыс? И правда ли, что год мыши или крысы опасен для людей губительными последствиями? На все эти вопросы я решил ответить, написав про жизнь мышей и крыс, а если быть более точным, то про целый класс ГРЫЗУНОВ.

Мыши, также как и крысы издавна живут рядом с человеком. Каждый с детства знаком с этим животным: мышка нередко встречается и в русских народных сказках, например мышка-норушка в сказке 'У страха глаза велики' (http://hyaenidae.narod.ru/story4/182.html) или мышка-погрызуха в русской народной сказке в обработке А.Н. Толстого 'Теремок' (http://hyaenidae.narod.ru/story4/192.html), мышь также встречается в сказках других стран, народов, литературных произведениях разных авторов.

Наука давно доказала, что грызуны - это самый распространенный класс млекопитающих на земле. К примеру на территории России и рядом расположенных к ней странам, насчитывается около 140 видов разных грызунов, что составляет половину всех видов млекопитающих обитающих в этом регионе.

Большинство видов среди класса грызунов - вредны для человека. Они наносят значительный вред сельскому хозяйству, наибольший вред приносят: суслики и полёвки, мыши и конечно же крысы.

В давние времена грызуны наносили огромнейший вред для человечества (и по сей день продолжают делать), ведь они являются переносчиками страшнейших человеческих заболеваний - чума, энцефалит, туляремия. И еще большее количество болезней опасных для жизни домашних животных. Болезни также переносятся человеку насекомыми и клещами, которые в свою очередь подхватывают их от грызунов, это делает мышей и крыс ещё более опасными для нас с Вами, и для всего человечества.

Почти все грызуны мелкие млекопитающие, их вес составляет от 10 грамм (у некоторых мышей) до нескольких килограммов, у зайцев и кроликов, которые как ни странно тоже являются братьями крыс и мышей. Самый тяжеловесный и толстый представитель класса грызунов - южноамериканская водосвинка капибара, весящая 50 килограмм.

Поговорим же о тех разновидностях грызунов, которые живут рядом, вместе с нами. Зададим себе простой логичный вопрос: сколько ест пищи мелкий грызун? Про прожорливость мышей в народном фольклоре есть русская сказка Про мышь зубастую да про воробья богатого (http://hyaenidae.narod.ru/story4/222.html). С научной же точки зрения, например общественная и серая полёвка съедают за сутки пищи, равную по весу их массе тела, в некоторых случаях едят и больше. Происходит так за счет определенных законов - мелкое животное (например мышка) отдает больше тепла (энергии) в окружающую среду с единицы веса, нежели крупное животное. Съедаемая пища переваривается в кишечнике, всасывается и тут-же поступает в кровь, где вместе с кислородом разносится по всему телу. Сердце домовой мыши сокращается 700-750 раз в минуту, это в 10 раз быстрее чем у человека.

Мышам, крысам, полёвкам, сусликам необходима тёплая (но не жаркая) погода с малым количеством дождей. Так как мелкие грызуны сильно подвержены переохлаждению и перегреванию. В жаркую погоду, если температура земли, почвы, а следовательно и в гнездах грызунов достигнет отметки 30-35 градусов Цельсия, мыши перегреваются, температура тела у них достигает 43-44 градуса, и они погибают. Осенью и весной, когда стоит сырая и холодная погода, а дожди сменяются заморозками с гололёдом наблюдается массовая смерть мышевидных грызунов - они переохлаждаются, то есть гибнут от холода. Нормальная температура мышевидных грызунов 40-41 градус Цельсия, попадая же под холодный дождь она снижается до 30, 25, 20 градусов и ниже, и это убивает этих животных.

Мыши и полёвки хорошо переживают сухую и снежную зиму, без сильных колебаний температур. Норы, их называют - гнёзда, служат им отличной защитой от хищных птиц и животных, и от жары, и от холода.

Во времена дореволюционной России в годы массового размножения мышевидных грызунов, в которые они размножались настолько быстро и их становилось настолько много, что они бегали по дорогам, где их колёсами телег управляемых ямщиками давили в лепёшку, оставляя на дороге кровавые кляксы. В те времена грызуны окупировали дома, склады с хлебом, амбары с зерном, даже нередко стаями нападали на домашних животных и на маленьких беззащитных детей, поедая их заживо. Спрятаться от них было практически невозможно, так как они умеют переплывать реки, лазить по деревьям. Грызуны в такие года съедали весь урожай на корню, и населению, несчастным людям тех мест приходилось сильно голодать. Селились мыши всюду и абсолютно везде, об этом даже засвидетельствовано в русской народной сказке 'Терем мышки'.

Полёвки сильно походят на мышей, однако Вы без труда сможете распознать их: хвост у полёвки короткий (меньше длины тела), коренные зубы у них плоские, на боках зубов резко выступают длинные ребра. У мышей хвост гораздо длинней, и равен минимум длине тела мыши. Зубы у мышей без острых рёбер и посмотря внимательно Вы обнаружите, что зубы мыши шероховатые, в то время как у полевки они плоские.

В наших и рядом расположенных краях обитает сорок пять видов полёвок. Наиболее злые среди них и прожорливые - серые, или обыкновенные полёвки (они живут в южным областях). За год самка такой полёвки приносит рожает 5-6 раз, в каждом помёте бывает от 6 до 12 деток. В годы благоприятные для полёвок, их количество на квадратный гектар доходит до 1500 особей, количество же выходных отверстий (т.е. дырок для входа-выхода из нор) насчитывается в таких случаях 20 тысяч. В скирдах необмолоченного хлеба осенью в кубическом метре проживают нередко до 70 особей. Они быстро превращают скирду хлеба в труху, съедая её. Полёвки запасливые животные, они откладывают в гнездах по 1,5 килограмма пищи -колосьев хлебных злаков, листьев, и различных корешков.

Сибирь славится узкочерепными полёвками, стадными и полёвками-экономками. Питаются такие полевки семенами и растениями. К зиме делают большущий запас, который состоит из хлебных колосьев, корней и луковиц питательных, вкусных растений. Вес запасов в подземных хранилищах обычно у них составляет 100 килограмм, целый центнер. Нередко хитрые жители Восточной Сибири и Камчатки ищут запасы стадных и полёвок-экономок, и разгробляя хранилище полёвок забирают их пищу себе.

В Казахстане, Красноярском и Алтайском краях, в южной части черноземной полосы обитает степная пеструшка. Пеструшка также сильно прожорлива, питается она посевами хлебов, растительностью с пастбищ, бывает съедают они и корм домашних животных, обрекая их на голодую смерть. Степные пеструшки также как и другие создают на зиму в своих норах запасы питания.

Крупнейшая из всех полёвок имеет размер хорошей крысы, живет в Европейской части, а также в Сибири, имеет название водяная полёвка либо водяная крыса. Такое название выбране не случайно, они хорошо плавают по воде и под водой, умеют глубоко нырять, ведут полуводный образ жизни. Едят растительную и животную пищу, подъедают овощи на огородах, редко едят зерновые хлеба. Необходимо быть предельно бдительными при общении с этими грызунами, водяная полёвка основной носитель страшнейшей болезни - туляремии. Болезнью можно заразиться употребляя зараженную воду из водоёмов, при их ловле, прикасании к ним, водяных полёвок строго запрещается гладить, играть с ними и целовать. Туляремией также можно заразиться от полёвок, и особенно мышей живущих в жилых домах.

Жители Украины могут наблюдать за курганчиковыми мышами (такая мышь имеет малые размеры, она меньше домовой). Название мышь получила не спроста, на зиму запасы пищи эти мыши не прячут по норкам, а все вместе, сообща приносят и складывают на землю, поверху засыпают землёй в результате чего образуется курган высотой 10-80 сантиметров, диаметр основания которого от 0,5 до 2 метров. Вес припасов доходит до 10 килограмм. Если раскопать землю под курганчиком, то там непременно найдется нора этой мыши.

Всеми любимая домовая мышь живет всюду в мире, где находятся люди. Живут домовые мыши, как и полагается из названия в домах, жилых постройках, летом зачастую перебираются поближе к полям, огородам, заселяются в садовые домики. Где тёплый климат домовая мышь выживает и вдали от человека, живя в норах.

Домовые, и остальные мыши очень проворны, ловки, быстро передвигаются по местности, умеют хорошо прыгать, плавать, прекрасно лазают, легко проникают сквозь узкие отверстия. Эти мыши осторожны, наглые, сильно дерзкие и очень хитрые существа. О том как мышь любит жить чужими трудами можно узнать из детской сказки Курочка, мышка и тетерев (http://hyaenidae.narod.ru/story4/188.html). Помогает мышам нагло так жить хорошо развитый слух, чуткое обоняние. Питаются домовые мыши всем: будь то овощи или злаки хлебов, зимой нередко могут подъедать молодые деревья, приспособлены к питанию сеном, соломой. На складах, в зернохранилищах мыши едят продукты, портят и приводят в негодность всё то, что не успели поесть. В домах часто грызут мебель, различные книги, не гнушаются и одеждой, практически всё могут изъесть или попортить. Еще они переносят много людских болезней, некоторые из которых очень опасны для жизни человека и его родных. У мышей же на эти болезни имеется стойкий иммунитет.

Существует также и лесная мышь. Питается она в основном лесопосадками: она разыскивает всеже посеянные семена лещины, бука, дуба других хороших деревьев и полезных кустарников, когда находит, выкапывает их и съедает. Одна такая мышка создает себе запасов несколько килограммов и в течение суток способна утащить в норку 200 желудей.

Ещё более страшна для лесного хозяйства желтогорлая мышь - необычайно быстрая, шустрая, отлично лазает по стволам и ветвям деревьев. Обоняние их столь велико, что носом чуют они семена зарытые глубоко в землю. Она с радостью съест молодые всходы дуба, ореха, бука и каштана. Припасы пищи в норе равные 10, нередко и 12 кг. Проведённый группой ученых эксперимент показал что пара мышей данного вида за 2 недели смогли унести в свое гнездо 37 958 буковых орехов, это 7,8 килограмм. Их рекорд составил 5000 унесенных в нору орехов за 24 часа. Другой эксперимент показал, что в свою кладовую под землю уже другая пара мышей утащила 4596 желудей и 6 кг семян подсолнечника, общий вес составил 19,7 килограмм, это больше чем они способны съесть за год. Эксперты с удивлением пришли к выводу: эти мыши запасаются провизией не на один год, а предусмотрительно делают запасы на несколько лет вперед.

Каждый наверное имел счастье видеть серую крысу, её ещё нередко кличут как пасюк, живут они повсюду на континентах. Серая крыса сильная, хитрая, необычайно дерзкая и ловкая, живет в городах, сёлах, в жилых домах (чаще в подвалах), на складах, на полях, в садах огородников, живет даже в лесах. Усмотреть её можно и на станции железной дороги, равно как и на пристани, благоприятной средой для ее обитания является также помойка и прилегающая территория, любят жить вблизи свалок пищевых отходов, то есть живут серые крысы всюду, где имеется пища. Крысы кроме растений с удовольствием едят мясные продукты, питаются отбросами. Также они едят трупы животных и оставшихся без должного присмотра тела погибших людей. И одна из причин сидения возле покойника (чтобы он не оставался один) уходит корнями именно в это обстоятельство. Это объясняется тем, что крыс очень привлекает свежий трупный запах, его аромат и насыщенный вкус. Крысы нападают и на вполне живых существ: молодых кур, гусей, на поросят, щенков, уток, одним словом на всех маленьких животных, которые не могут себя защитить, включая и беспомощных маленьких человеческих детенышей. Были случаи когда крысы нападали и на спящих взрослых людей, но в основном всё таки они предпочитают нападать на детей. Кроме этого крысы - переносчики болезней опасных для человеческой жизнедеятельности: сибирская язва, холера, брюшной тиф, чума, дизентерия...

Чёрная крыса еще опаснее для человека чем серая потому, что является главным носителем и распространителем чумы.

Другие виды грызунов: речной бобр, ондатра, нутрия, полевая мышь, рыжая полёвка, хомяк, песчанка, мышь-малютка, белка, кролик, заяц... много названий (об этом говорится в начале статьи).

Какое средство использовать для борьбы с мышами и даже крысами в домашних условиях можно узнать русскую народную сказку о Ваське-Муське (http://hyaenidae.narod.ru/story2/055.html)

Автор статьи и сайта Все русские народные сказки о животных, волшебные, бытовые. Для детей и взрослых. размещенном по адресу: http://hyaenidae.narod.ru/ Толстиков Михаил Владимирович, декабрь 2007 год.


Понравилось: 1 пользователю

Как воспитать в ребёнке "талантливого читателя".

Пятница, 14 Декабря 2007 г. 04:44 + в цитатник
Умение читать, понимать написанное необходимо, оно незаменимо, как при чтении ценников в магазине, так и при чтении серьёзных документов. Всё зависит от навыков читателя, от его умения читать, которые несомненно прививаются в детстве.


Все хотят воспитать в ребёнке-дошкольнике "талантливого читателя" (С.Я. Маршак). Вас может смутить такое утверждение: ведь ребёнок еще не читает сам, он только слушает чтение, и может ли быть талантливым читателем слушатель? Ответ на этот вопрос несомненно должен быть утвердительным. Ведь читая ребёнку, Вы формируете у него начитанность, то есть знание литературных произведений, их героев, интерес к чтению, познанию нового, стремление к культурному совершенствованию. В процессе чтения Вы приобщаете ребёнка к литературе как к искусству, открываете ему мир литературных образов, красоту и величие русского языка. Ребёнок слушая чтение сказок, учится пониманию литературного произведения: воображение рисует ему героя, его образ, события, участником которых он становится. Поступки персонажа говорят о его взглядах, помыслах и характере. Для ребёнка открывается духовный мир человека, вся сложность человеческих отношений, нравственных понятий, которыми люди руководствуются в своей жизни.

Проходя с героями через всевозможные испытания, переживая по ходу развития сюжета, ребёнок делает свой выбор: становится на сторону героя, противостоит вместе с героем персонажам, олицетворяющим зло и творящим несправедливость. Такая чувствительность к литературному образу, желание помочь герою, способность к активному содействию и сопереживанию, формирует нравственную и духовную позицию ребёнка в жизни, а тяга к чтению и является наиболее важной характеристикой "талантливого читателя".

Но талантливый читатель должен и воспитывается талантливыми произведениями. Поэтому отбор необходимого материала для детского чтения очень трудная и непростая задача. Трудность усугубляется ещё и тем, что речь здесь идет о первом опыте ребёнка, то есть первой встрече с художественной литературой на важнейшем этапе развития его личности - этапе дошкольного детства.

Сказки - это своего рода пособие, которое обучает на примере сказочных или вымышленных персонажей, птиц, животных, насекомых, природных явлений, что хорошо, а что плохо. Незаметно для себя ребёнок готовится к тому, с чем придётся ему столкнуться в жизни, как нужно реагировать, относиться и поступать в затруднительных ситуациях. Люди в стародавние времена (когда сочинялись народные сказки) были вероятно, помудрее ныне живущих, они не хотели рассказывать детям заранее о тех трудностях, с которыми впоследствии им неминуемо придётся столкнуться самим, со временем почувствовать на себе все тяготы жизни, и незаметно для самих детей подготавливали их к этим трудностям, спокойному отношению к ним, а следовательно растили психически здоровых людей, с устойчивой психикой.

В сказках зачастую используется психологический эффект "заманивания" - сказка и её сюжет привлекает ребёнка, и незаметно для себя он постигает основные законы жизни.

В сказке "лиса и журавль", есть такая поговорка: "Как аукнется, так и откликнется" – точно так же как и в сказке происходит и в жизни: ведь когда добрым расположением пренебрегают, используют в своих целях, то отношения в лучшем случае прекращаются. Всем хорошо известны выражения "Битый не битого везёт", "Мерзни, мерзни, волчий хвост!", "Ловись, рыбка, и мала, и велика!" ("Лисичка-сестричка и волк" из сборника А.Н. Афанасьева "Русские детские сказки"

Все их знают, слышали и запомнили в раннем детстве, а помнят всю жизнь, даже в большой старости люди сохраняют эту информацию, воспоминания из детства. Действующие лица участвующие в сказке: животные, птицы могут быть забыты, но суть заложенная всего в нескольких словах, в одной фразе остаётся с человеком всю жизнь, не забывается с годами.



Автор статьи и сайта Все русские народные сказки о животных, волшебные, бытовые. Для детей и взрослых. размещенном по адресу: http://hyaenidae.narod.ru/ Толстиков Михаил Владимирович, декабрь 2007 год.

Метки:  

Поиск сообщений в hyaenidae
Страницы: [2] 1 Календарь