-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ovenca

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.06.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 65015


Художник Константин Сомов (1869 - 1939)

Суббота, 12 Октября 2019 г. 07:00 + в цитатник

 

Питерцы наверняка уже побывали на выставке, посвещенной 150-летию со дня рождения знаменитого русского художника-эмигранта Константина Сомова, которая впервые за 50 лет проходит в Михайловском замке Русского музея. А я... а мне остается только вспомнить и перепостить свое откорректированное сообщение 7-летней давности, вдруг кому-то пригодится.

____________

- (240x248, 44Kb)

 

Знаменитый и один из самых дорогих российских художников Константин Андреевич Сомов (1869-1939) был вторым сыном в семье историка искусства и художника Андрея Ивановича Сомова, который до конца своей жизни служил старшим хранителем Эрмитажа. В доме была огромная частная коллекция старинных гравюр и рисунков, которые с малых лет мог держать в руках юный художник. В детстве Костя предпочитал играть в куклы, мастерить для них костюмы, дружить ему было проще всего с девочками. Образование он получил в частной гимназии К.И. Мая, где одновременно с ним учился Дмитрий Философов.

 



Поцелуй (Силуэт), 1906

Петр Лещенко - Вино любви


С Димой Костя сразу нашел общий язык, и они сдружились. По свидетельству Бенуа, учившегося в той же гимназии, особая близость Димы и Кости, которые держались вместе и особняком, почти никому не нравилась. И, быть может, они не стали объектами насмешек и изгоями только потому, что оба раньше срока покинули заведение Мая. Но прервалась и дружба подростков, обещавшая перерасти в нечто большее (ведь они оба оказались гомосексуалами). Из-за болезни Диму отправили в Италию, а Костю, которому естественные предметы давались довольно тяжело, отец забрал из гимназии. Сомов поступил в Академию художеств, где с 1894 по 1897 год учился под руководством Ильи Репина.


Дама в голубом. Портрет художницы Е.М.Мартыновой, 1897-1900


В феврале 1897 года, не окончив Академии, Сомов отправился в Париж и вернулся в Петербург только осенью 1899 года. К тому времени место друга в сердце Димы Философова давно было занято его энергичным кузеном из Перми - Сергеем Дягилевым. Несмотря на то, что с Дягилевым Сомов будет много сотрудничать, некоторая неприязнь сохранится на всю жизнь - все-таки он увел у него друга и, может быть, любовника.

Но на Дягилева, с точки зрения творческой, ему было грех обижаться. Именно Дягилев, занявшись организацией художественных выставок, в 1898 году привез часть работ Сомова из Европы, где он учился, и представил публике.


Фигуры в парке, 1919


Очень быстро, впитав в себя новые веяния европейской живописи, Константин Сомов стал вектором того направления в русском изобразительном искусстве, которое задал открытый Дягилевым, Философовым, Бакстом и, собственно, самим Сомовым журнал "Мир искусства".

Самый заметный лидер "мироискусников", Сомов, создал новый жанр, проникнутый рефлексией и иронией, основанный на стилизации и гротеске. В своих акварелях, картинах, а в особенности, гравюрах он показал особый вымышленный "мирок", населенный странными нереальными персонажами. И главное - он, вдохновленный стилистикой Обри Бердслея, открыл для России некогда абсолютно запретный жанр "ню". Чего стоили его откровенные работы для сборника классических эротических рассказов - "Книги маркизы" Франца фон Блея (1908) с силуэтами вздыбленных фаллосов. В полном "эротическом варианте" книга вышла только спустя 10 лет, в революционной России...


Маскарад, 1925


Как проходила жизнь Сомова? В основном на дачах под Петербургом и в Таврическом садике, где можно было выбрать себе на ночь симпатичного молодого гимназиста, чтобы тот хоть отчасти разнообразил привычный досуг с Вальтером Нувелем, который как раз и представил Сомову Михаила Кузмина... Роман с Кузминым был непродолжительным, но важным для Константина. Скрытный, не склонный к откровенности художник, как шутил Вячеслав Иванов, был Кузминым "развращен" и "лишен девственности".


Влюбленные, 1920


А что Кузмин? О, он давно мечтал познакомиться с Сомовым, надеясь, что тот когда-нибудь напишет его портрет. Возможность личного знакомства представилась только осенью 1905 года, когда Кузмин входил в литературу со своей гомосексуальной повестью "Крылья". На Константина произвели впечатление и сама повесть, и облик ее автора. И он, как того хотел Кузмин, действительно напишет его портрет, но только спустя четыре года после первой встречи, когда известность Кузмина уже вполне состоится.


Спящая женщина в синем платье, 1909


А пока Сомов находился под впечатлением "Крыльев" и с удовольствием форсировал творческое и личное сближение с Кузминым. Зимой 1905-1906 годов они встречались в основном на вечерах в доме у Ивановых, где проходили регулярные собрания "гафизистов" - Сомов, прекрасно разбиравшийся в истории костюма и в современной моде, выступал там в качестве "костюмера".


Влюбленные. Вечер, 1910


В это же время художник работал над портретом Вячеслава Иванова и не возражал против присутствия Кузмина. Но влюбленности поэта как бы не замечал - до тех пор, пока... не прочел об этом в дневнике самого Кузмина, который нашел "бодрящим", с "любовью к жизни, к телу, к плоти, никакого нытья". Как известно, дневник - его Кузмин вел в течение всей жизни - был своеобразной открытой книгой, которую поэт читал в узком кругу.


Обложка сборника стихов К. Бальмон­та "Жар-птица. Свирель славянина", 1907


К весне отношения Кузмина и Сомова стали более близкими. Константин со своим сердечным другом Вальтером Нувелем бывает на квартире поэта - заезжают по несколько раз в неделю, обменивается книгами, обсуждают достоинства любовников и проституток из Таврического сада. Кузмин даже познакомил Сомова со своим любовником Павлом Масловым... Но их интимное сближение произошло ближе к осени. В любовных играх принимал участие и Павел Маслов.

Это эротическое напряжение будет сопутствовать общению двух гомосексуальных пар, Сомов - Нувель и Кузмин - Маслов, в течение, по меньшей мере, года. Потом они останутся друзьями, хотя в записках Сомова обнаружится несколько нелестных отзывов о стареющем Кузмине.


Две дамы в парке, 1919


Ну, так что же... Они были слишком разные. Сомов - из шестисотлетних дворян, с неплохим семейным капиталом и собственным домом в Петербурге. И Кузмин - всегда, даже в самые лучшие для него времена, стесненный в деньгах и скитавшийся по съемным столичным квартирам. Константина Сомова, довольно скрытного человека, который почти не вел дневников, не расточал елея и благодарностей, был скуп на комплименты - светские и интимные, невозможно представить на дружеской ноге с каким-нибудь питерским сутенером, увлеченным банщиком или продавцом галантерейного магазина. Для Кузмина же все это было повседневной жизнью...


Арлекин и дама, 1921


В течение пяти лет, пока выходит "Мир искусства", Сомов, если говорить современным языком, фактически выступает в качестве его арт-директора. Занимается всем - от подбора иллюстраций до рисования виньеток. Во многом Сомов стал родоначальником и русского модерна в графике, ex-librisе, оформлении театральных программок.

В живописи он разработал два основных направления: портрет и стилизованный под XVIII век галантный пейзаж. Это был реконструированный мир рококо, костюмированных балов, искусственных цветов, хрупких фарфоровых статуэток, изящных "мушек", дорогих шелков и фижм. Этот мир, выплывающий из тумана, потребовал особой техники: полупрозрачной акварели, бледной пастели и гуаши. Бенуа вообще называл Сомова "создателем идиллического стиля минувшей жизни".


Спящая молодая женщина


Такой тихой идиллии он, скорее всего, хотел и в личной жизни. Почти образцово-показательным может считаться брак Константина с Мифеттой, с Мифом... - 17-летней моделью Мефодием Лукьяновым (1892-1932). 22 года неразлучной жизни, без размолвок и почти без измен.

В 1918 году, в разгар революции, Сомов напишет портрет своего Мифа. На улице стреляли и ниспровергали старый мир, а Сомов рисовал Лукьянова в домашнем халате, удобно устроившегося на диване, с выражением спокойного удовольствия на лице.


Влюбленный Арлекин, 1912


Так незаметно прошла для Сомова революция. В 1922-м Миф уехал в Париж, а Константин едва успел вырваться из-под крепнувшего уже нового красного гнета - в 1923 году он отправился сопровождать американскую выставку петербургских художников. В Россию не вернулся, а, вкусив парижской дороговизны, поехал Нормандию, где Миф купил ферму и занялся разведением скота.


Спящая молодая женщина в парке, 1922


С начала 1930-х Мефодий медленно увядал от чахотки. Сомов проводил недели у его постели: тут же работал и... плакал. Дневники его никогда не были столь откровенными: "...я так часто был гадким, жестоким... все его (Мифа) вины - маленькие, ничего не значащие... у меня просто придирчивый нрав... меня никто так не любил, как он... теперь я впитываю в себя его лицо, каждое его слово, зная, что скоро не увижу его больше".


Вид из окна. 1934


Это действительно была настоящая любовь, которая приходит к человеку, когда он уже вкусил достаточно случайного удовольствия и теперь находит прелесть в долгой и тихой привязанности и понимании. Сомов на семь лет пережил своего "сына, брата, мужа" Мифа.

На склоне лет у него было новое увлечение - натурщик и боксер Борис Снежковский. Но в этой привязанности не было ничего плотского, только легкий флер гомоэротизма. Сомов стал для Снежковского, с которым познакомился, работая над рисунками к древнегреческой истории о влюбленных "Дафнис и Хлоя", своеобразным наставником и учителем.


В лесу. 1914


Сразу же после выставки, организованной Лукьяновым, и переезда в Париж у Константина Андреевича появился новый юноша-натурщик, конечно, из русских - Борис Снежковский. Он был привлечен для создания серии рисунков к повести древнегреческого автора Лонга "Дафнис и Хлоя" - о неопытных влюбленных.

Пастух и пастушка, Дафнис и Хлоя, были воспитаны в неведении и совершенно не представляли себе, для чего у людей детородные органы и как они действуют в любви. Влюбившись друг в друга и терзаемы любовным томлением, они обменивались нежными и страстными ласками, но не знали, как утолить свою страсть, пока, после их долгих мук и метаний, опытная женщина не обучила Дафниса. Для издания этой эротической повести Сомову были заказаны иллюстрации, и он искал натуру.


Купальщицы на солнце, 1930


Теперь, когда осенью 1929 г. Сомов получил заказ, он сообщает сестре: "Эта работа очень интересная для меня, но трудная, надо уметь хорошо рисовать голеньких, а я не умею". В декабре он сообщает, что "стал рисовать этюды и наброски с голого тела. Пока нашел одного русского, очень хорошо позирующего и хорошо, но слишком атлетично для Дафниса сложенного, и подговорил его на 10 сеансов". Теперь ищет девушку. "А мой натурщик, русский, 19 лет, оказался очень умным, образованным и славным. Так заинтересовался своим позированием и моей целью, что попросил меня дать ему прочесть роман Лонгуса...".


Иллюстрация к роману Дафнис и Хлоя


Художник стал с тех пор называть его Дафнисом. Книга вышла в 1931 г., а Борис стал другом художника и с 1932 года заменил ему в эмоциональном плане умершего Мифа. Художник сдружился и с родителями Бориса, ездил с ними в Гранвилье. Он сделал с Бориса не только серию эскизов для Дафниса, но и целый ряд портретов в течение 30-х годов.

В 1933 г. начал серию акварелей-миниатюр на тему "Мужская натура на манер Буше". "У меня множество набросков с натуры "ню", большей частью с Дафниса... Может быть, эта серия будет из 10 - 12 номеров. Будет забавный, хотя и несколько скандальный ансамбль". Дружба продолжалась до самой смерти Сомова в 1939 г. Он умер внезапно и скоропостижно в возрасте 70 лет, до начала Второй мировой войны. Судьба избавила его от новой серии передряг.


Синяя птица, 1918


Был ли Борис его любовником, неизвестно. Скорее всего, не был. Нам неизвестна его сексуальная ориентация, да и вряд ли его мог телесно привлечь старик-художник. Для старика же, с трудностями при ходьбе (он страдал от атеросклероза), уже вряд ли были заманчивы сексуальные авантюры, но вкусы его не могли измениться, и, несомненно, ему просто доставляло удовольствие часто любоваться нагим телом превосходного атлета и всегда любоваться созданными им самим изображениями, в которых оно запечатлено навечно. В психологической литературе отмечалось, что для сексуального человека в подсознании рисование эрогенных зон равносильно трепетному касанию и ласке, так что оно должно было доставлять художнику утонченное наслаждение. Для человека, приверженного однополой любви и знавшего в своей молодости любовные приключения, а в зрелом возрасте всепоглощающую любовь, неплохой закат.


Зима. Каток. 1915


К тому же после шестидесяти Сомов неожиданно увлекся рисованием гомосексуальных эротических сценок, вроде "Обнаженных в зеркале у окна" (1934), которые хорошо продавались и мгновенно разошлись по частным парижским коллекциям. Борис с удовольствием ему позировал. В конце 1930-х Сомов создал целую серию портретов обнаженного боксера...


Леди у бассейна, 1896


Константин Сомов был из тех гомосексуалов, которые, в отличие, например, от Кузмина, не слишком злоупотребляли гомосексуальностью для своего творчества. В работах Сомова широко представлены все виды эротизма. Сомов ввел в русскую графику эротику как иронический жанр. Это была игра - "усталая порочность не всерьез", как выражались критики.

Декаданс требовал раскрепощения во всем. Но на суровой русской почве любая эротика покажется обывателю порнографией, как это и произошло, например, с "Крыльями" Кузмина. Зато шутовская, скоморошеская, наконец, "скурильная", как любят говорить применительно к Сомову, эротика была с легкостью принята эстетикой модерна и русским искусством.


Русский балет. Елисейские поля. Сильфиды, 1932


Текст взят отсюда, где желающие могут дополнительно посмотреть некоторые откровенные работы, которые я постеснялась вставить в пост.


Эскиз костюма Коломбины для Анны Павловой в Арлекинаде, 1909


Пейзаж с радугой. 1919


Книга маркизы. Иллюстрация №8, 1918


Куртизанки, 1903


Любовники


Летнее утро, 1932


Арлекин и смерть, 1907


Лето, 1919


Язычок Коломбины, 1915


Маскарад, 1930-е


Поцелуй, 1914


Прогулка, 1916


Волшебство, 1898-1902


Ночное свидание, 1920-е


Дама под вуалью (Манон Леско). 1928


Праздник в окрестностях Венеции. 1930


Портрет А. П. Остроумовой. 1901


Русский балет, 1930


Натюрморт. Интерьер. 1931


Сумерки в старом парке. 1897

____________


И это лишь малая часть наследия художника...

А в заключение хочу добавить, что 29 ноября 2006 года картина Константина Сомова «Русская пастораль» (1922) на аукционе «Кристис» была продана за рекордную сумму в 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов. До этого ни одна картина русского художника не оценивалась столь высоко. Этот рекорд стоимости русской живописи был побит в Лондоне на аукционе «Кристис» в июне 2007 г. - картина Сомова «Радуга» была продана за 3,716 млн фунтов (более $7,327 млн.) при стартовой цене 400 тысяч фунтов (около 800 тысяч долларов).


 

Рубрики:  Искусство/Живопись
Искусство/Графика
Искусство/Художники-эмигранты из России
Метки:  

Процитировано 25 раз
Понравилось: 32 пользователям

Валентина-л   обратиться по имени Суббота, 12 Октября 2019 г. 08:18 (ссылка)
С благодарностью, Людочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Talya6   обратиться по имени Суббота, 12 Октября 2019 г. 08:57 (ссылка)
Людочка, спасибо большое за прекрасный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 13 Октября 2019 г. 06:48ссылка
На удовольствие, Полюшка! Спасибо, милая!!!
Надежда-Ариана   обратиться по имени Суббота, 12 Октября 2019 г. 10:11 (ссылка)
Классика !Благодарю, Людочка.
0_109a83_fe813b00_M (300x172, 127Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Доремифа_СОЛЬка   обратиться по имени Суббота, 12 Октября 2019 г. 11:26 (ссылка)
ovenca,
Доброе утро,Людочка!Спасибо большое за такой прекрасный пост о русском художнике,так интересно рассказала и показала его произведения,романс чудесный звучит!Хороших интересных выходных ,дорогая!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 13 Октября 2019 г. 07:23ссылка
Благодарю, Валентиночка! Рада, что тебе понравилось! Чудесного настроения, солнышко!
BatValentina   обратиться по имени Суббота, 12 Октября 2019 г. 17:55 (ссылка)
Очень интересный разноплановый художник. Настолько реалистичные характерные портреты и такие наивно-гротескные сценки. Как будто 2 разных художника. Биография просто ярчайшая! Спасибо, Людочка. Цитирую с удовольствием и благодарностью. Радостных выходных.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 13 Октября 2019 г. 07:31ссылка
Доброе утро, Валюшенька! Все так и есть! И правильно, что уехал, на родине его бы уничтожили. Спасибо, солнышко мое, за вдумчивый комментарий! Пусть осень радует!
дракоша52   обратиться по имени Суббота, 12 Октября 2019 г. 19:08 (ссылка)
Прекрасный пост! Музыка чудесная ! Слушаю и наслаждаюсь! Благодарю и цитирую!!любовь!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 13 Октября 2019 г. 06:59ссылка
Мне так приятно слышать твои слова, Валюша! Спасибо, милая!
virfox   обратиться по имени Воскресенье, 13 Октября 2019 г. 06:11 (ссылка)
Прекрасно, Людочка, спасибо большое. Интересный и такой разный художник. Талант!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 13 Октября 2019 г. 06:54ссылка
Доброе утро, Светочка! Полностью согласна с вами - талант!
Jo-Ann   обратиться по имени Воскресенье, 13 Октября 2019 г. 11:24 (ссылка)
ovenca, Цитирую с благодарностью.)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 15 Октября 2019 г. 04:47ссылка
Большое спасибо, Жанна!
ЗИТТА   обратиться по имени Воскресенье, 13 Октября 2019 г. 21:32 (ссылка)
Спасибо,Люда,за полученное удовольствие от просмотра картин и музыки!Цитирую с благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 15 Октября 2019 г. 04:49ссылка
И вам спасибо, Люба, за внимание! Я тоже всегда с удовольствием смотрю на его работы. Талантище!
Akmaya   обратиться по имени Понедельник, 14 Октября 2019 г. 05:29 (ссылка)
Прекрасный пост.Благодарю,Людочка
Ответить С цитатой В цитатник
Tatjanuschka   обратиться по имени Вторник, 15 Октября 2019 г. 22:35 (ссылка)
Люблю русских художников. И сюжетные картины.Мне так понравилось и музыка так подходит!Людочка, спасибо за проникновенный пост! Всего доброго тебе,солнышко! Обожаю тебя!
Ответить С цитатой В цитатник
Вьюгитта   обратиться по имени Четверг, 07 Ноября 2019 г. 16:09 (ссылка)
Шикарный пост! Один из любимых мною художников. Благодарю, Людочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 08 Ноября 2019 г. 07:00ссылка
Сколько гениальных художников потеряла Россия... Но они сделали правильный выбор! И счастье, когда в эмиграции продолжали творить и восхищать мир! Не у всех так сложилось... От души благодарю, Наташенька!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку